Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 10:25, курсовая работа
Описание работы
Статистика сельского хозяйства известна тем, что она одна из самых первых и самых точных областей статистики. В странах с переходной экономикой сельское хозяйство играет весьма существенную роль, во-первых, потому что значительная доля занятых работает в этой отрасли и, во-вторых, переход к рынку в ней особенно труден и нуждается в специальном административно-политическом регулировании. Статистическая система, необходимая для учёта сельскохозяйственного производства во многих отношениях отличается от статистики предприятий промышленности или строительства.
Содержание работы
Введение............................................................................................................ 3 1. Теоретические основы статистики сельского хозяйства.......................... 5 1.1 Методология статистического мониторинга сельского развития и качества жизни на сельских территориях...................................................... 5 1.2 Система основных показателей статистического наблюдения за деятельностью сельхозпроизводителей......................................................... 9 1.3 Использование общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, гармонизированных с международными стандартными классификациями.................................... 11 2. Природно-экономическая характеристика РФ.......................................... 13 2.1 Растениеводство как объект статистического исследования................. 13 2.2 Животноводство как объект статистического исследования................. 16 3. Развитие статистики сельского хозяйства в системе государственной статистики России............................................................................................ 19 3.1 Состояние сельского хозяйства в России................................................. 21 3.2 Сельскохозяйственные переписи.............................................................. 21 3.3 Направления государственного регулирования сельского хозяйства и сельского развития в Российской и международной практике 26 Заключение.......................................................................................................... 30 Список использованной литературы.................................................
Скотоводство имеет различные
направления - молочное, молочно-мясное,
мясное - в зависимости от состава кормовой
базы и пород животных. Для молочного скота
наиболее пригодны зеленые пастбища с
разнотравьем, А в составе стойловых кормов
необходимые сочные и грубые корма в сочетании
с концентрированными. Для мясного скота
пригодны и более засушливые пастбища,
а в составе стойловых кормов сочные могут
отсутствовать. Поэтому молочное скотоводство
распространено в более увлажненной лесной
зоне, а мясное - в степной и сухостепной.
Таблица 3
Производство основных видов
продукции животноводства в хозяйствах
всех категорий
2011
2012
тыс. тонн
в % к 2010
тыс. тонн
в % к 2011
сельхозорганизации
304,8
113,1
318,2
104,4
хозяйства населения
270,5
102,4
231,6
85,6
фермерские хозяйства
9,7
108,0
8,9
91,9
молоко
1376,6
98,6
1385,9
100,7
сельхозорганизации
851,2
97,9
873,3
102,6
хозяйства населения
456,9
97,8
441,8
95,7
фермерские хозяйства
68,5
114,2
70,8
103,5
яйца, млн. штук
1681,2
93,3
1684,8
100,2
сельхозорганизации
947,9
88,6
950,9
100,3
хозяйства населения
715,0
100,1
715,6
100,1
фермерские хозяйства
18,3
101,1
18,3
100,1
На долю хозяйств населения,
крестьянских (фермерских) хозяйств и
индивидуальных предпринимателей приходилось
43,0% производства мяса, 37,0 - молока и 43,6%
- яиц.
За 2012г. в сельскохозяйственных
организациях (без субъектов малого предпринимательства)
от одной коровы надоено 5849 килограммов
молока (106,3% к уровню 2011г.). В среднем от
одной курицы-несушки получено 291 яйцо
(99,0% к 2011г.). [12]
3. Развитие статистики
сельского хозяйства в системе
государственной статистики России
3.1 Состояние сельского
хозяйства в России
Анализ состояния и развития
аграрного сектора имеет первостепенное
значение для выявления основных закономерностей
общественного развития.
Многовековая практика свидетельствует
о том, что главными источниками жизнеспособности
и процветания любого государства являются
принадлежащие ему земельные ресурсы
и проживающее на них население. Земельно-ресурсный
потенциал России составляет 1709 млн. гектаров
земли (12,5% мировой территории) и 420 млн.
гектаров континентального шельфа. На
территории России сосредоточено 55% черноземных
почв мира, 50% запасов пресной воды и 60%
запасов древесины хвойных пород, что
в сумме оценивается в 30 трлн. долларов
США. Емкость территориального пространства
России по биоклиматическому потенциалу
для нормальной жизни составляет 1,0-1,3
млрд. человек.
Богатство государства определяется
инфраструктурой и эффективностью использования
ресурсов земли, профессиональной подготовленностью
и уровнем общей культуры населения. Территория
России отличается уникальной инфраструктурой,
созданной многими поколениями людей.
Экономические реформы, прошедшие
в России, позволили создать основы многоукладной
экономики, осуществить земельные преобразования.
Большая часть сельскохозяйственных предприятий
обрела новые организационно-правовые
формы. Ликвидирована монополия государства
на собственность основного фактора аграрного
производства - земли.
Принятие приоритетного национального
проекта «Развитие агропромышленного
комплекса» и утверждение объемов его
финансирования подтверждают интерес
к экономическим проблемам сельского
хозяйства. Вот почему так важно разработать
чёткую политику, содержащую анализ положения
дел в аграрном секторе, от успешного развития
которого зависит продовольственная безопасность
страны. Постараемся выделить и проанализировать
вопросы, на решение которых должна быть
направлена аграрная политика.
Казалось бы, эффективность
проводимых мер в поддержку сельского
хозяйства в последнее время велика - это
и субсидирование процентной ставки по
кредитам, реструктуризация задолженности
хозяйств, выделение финансовых средств
на приоритетные национальные проекты,
списание штрафов и т.д., однако они не
привели к резкому улучшению положения
дел на селе. Основной парадокс заключается
в следующем: производя продукты ежедневного
спроса, селяне не имеют возможности получать
регулярно выручку, которая остается у
переработчиков и торговой сети. Необходимо
предоставить этому важнейшему сектору
экономики самостоятельно генерировать
потоки денежных средств, требуемых для
проведения необходимых закупок, формирования
достаточной заработной платы и вообще
для поддержания достойного уровня и комфортной
жизни на селе.
Немаловажную роль сыграет
и то обстоятельство, что средства надо
выделять непосредственно хозяйствам,
а не финансово-кредитным и иным посредническим
структурам. Необходимо финансировать
создание инфраструктуры доступа непосредственного
товаропроизводителя к конечному потребителю
- населению, максимально сокращая как
число посредников, так и время доставки
продукта.
В целом российское сельское
хозяйство вполне может стать бездотационным,
а доля импорта при условии проведения
эффективной финансово-экономической
политики в аграрном секторе должна быть
снижена до приемлемого уровня. Практика
показывает, что в российских условиях
эта задача вполне выполнима и должна
быть решена, так как сельское хозяйство
является основой жизнеобеспечения страны,
стабилизатором макроэкономической ситуации,
условием экономической и политической
независимости государства. [3]
3.2 Сельскохозяйственные
переписи
В соответствии с Федеральным
законом «О Всероссийской сельскохозяйственной
переписи» определено, что сельскохозяйственная
перепись в нашей стране проводится не
реже чем один раз в десять лет. В разных
странах регулярность проведения сельскохозяйственной
переписи не одинакова. Например, в Австралии
и Новой Зеландии такие исследования проводятся
ежегодно, в Германии и Голландии - раз
в четыре года, в США и Канаде каждые пять
лет. [13]
В России в ХХ веке проводилось
три сельскохозяйственные переписи. Они
проходили в условиях разрухи. Первая
Всероссийская сельскохозяйственная
перепись была проведена в период I мировой
войны - в 1916 году. Необходимость проведения
переписи была вызвана экономической
ситуацией в стране: нарушением баланса
спроса и предложения на продовольствие,
высоким уровнем инфляции, дефицитом питания.
Объектами сельскохозяйственной
переписи были крестьянские и частновладельческие
хозяйства. Она начиналась в момент окончания
сева основных зерновых культур. В связи
с военными действиями переписью была
охвачена не вся страна. Инструментарий
переписи 1916 года включал 8 переписных
формуляров.
По сводным итогам, полученным
по всем участвующим в переписи районам,
из площади посева 64,3% было занято под
продовольственными культурами, 31,6% - под
кормовыми. Более половины посевов приходилось
на рожь и пшеницу.
Предложенная царским Правительством
сельскохозяйственная перепись 1916 года
стала одним из первых шагов по устранению
продовольственной проблемы. По множеству
причин она была недостаточно хорошо организована.
Поэтому весной-осенью 1917 года уже Временным
Правительством перепись была проведена
по расширенной программе, в которую были
включены такие показатели как количество
дворов, земли, скота, площади сенокосов,
количество инвентаря и т.д.
Крупным статистическим событием
стало проведение Всероссийской сельскохозяйственной
переписи 1920 года, которая проводилась
по аналогичной программе, что и переписи
1916-1917 годов. Переписи подлежали: крестьянские
общества; коммуны; артели и совхозы; прочие
хозяйства.
В России после переписи 1920
года проводились лишь специализированные
переписи посевных площадей (1964, 1976, 1985
годы), плодово-ягодных насаждений и виноградников
(1970, 1984 годы), поголовья скота в хозяйствах
населения (последняя перепись была проведена
по состоянию на 1 января 1996 года).
За годы, прошедшие с начала
реформирования сельского хозяйства,
произошли кардинальные изменения, связанные
с совершенствованием земельных отношений,
развитием многоукладности в экономике
отрасли, базирующейся на разных формах
собственности.
В результате реформирования
сельского хозяйства с 1992 года на базе
колхозов и совхозов создаются сельскохозяйственные
кооперативы, акционерные общества. Появились
новые категории производителей - крестьянские
(фермерские) хозяйства; личные подсобные
хозяйства стали играть существенную
роль в производстве сельскохозяйственной
продукции.
Более чем через 85 лет со времени
переписи 1920 года, в июле 2006 года, была
проведена Всероссийская сельскохозяйственная
перепись - первая в новых экономических
условиях, использующая современные информационные
технологии, но базирующаяся на опыте,
накопленном отечественной статистикой
за весь период ее развития. Ее объекты
- юридические и физические лица, занимающиеся
экономической деятельностью в области
сельского хозяйства и чьи экономические
интересы затрагивались Программой переписи.
Концепция проведения Всероссийской
сельскохозяйственной переписи, ее программа
и методология разрабатывались на основе
рекомендаций Продовольственной и сельскохозяйственной
организации Объединенных Наций (ФАО ООН)
и других международных организаций с
учетом специфики сельского хозяйства
России.
Сельскохозяйственная перепись
2006 года позволила получить важнейшую
информацию о земельных ресурсах и эффективности
их использования, о поголовье скота и
птицы. Кроме того, о трудовых ресурсах:
численность работников, их возраст, уровень
образования; о состоянии инфраструктуры
села, наличии и видах дорог, о доступе
хозяйств к сетям энерго-, тепло- и водоснабжения,
об имеющихся производственных помещениях,
о наличии сельскохозяйственной техники,
машин и оборудования и т.д. [6]
Система статистических
показателей, созданная в ходе переписи,
соответствует международным стандартам,
что позволит иметь более корректные и
точные сопоставления статистических
данных, касающихся отечественного сельского
хозяйства, с аналогичными показателями
других стран, статистическими выкладками
и оценками международных организаций.
Оренбургская область
является одним из крупных зернопроизводящих
регионов России. По итогам Всероссийской
сельскохозяйственной переписи 2006 года
область вошла в число одиннадцати регионов
страны, где сосредоточены более половины
посевных площадей зерновых культур и
около 40% всего поголовья крупного рогатого
скота.
В целом по Оренбургской области
на 1 июля 2006 года, по данным Всероссийской
сельскохозяйственной переписи, насчитывалось
1467 сельскохозяйственных организаций
и предприятий, 6450 крестьянских (фермерских)
хозяйств, 509 индивидуальных предпринимателей,
385,9 тыс. личных подсобных хозяйств и других
индивидуальных хозяйств граждан и 1020
некоммерческих объединений граждан (садоводческих,
огороднических), включающих 222 тыс. участков.
В сельскохозяйственных организациях
и крестьянских (фермерских) хозяйствах
области сконцентрировано более 95% сельскохозяйственных
угодий.
Оренбургская область занимала
второе место в России по размеру посевной
площади зерновых и зернобобовых культур
под урожай 2006 года, и ее удельный вес составлял
6,5% от общей посевной площади зерновых
и зернобобовых культур в хозяйствах всех
категорий Российской Федерации.
Посевы зерновых и технических
культур сосредоточены в сельскохозяйственных
организациях и крестьянских (фермерских)
хозяйствах, посевы картофеля, овощных
и бахчевых культур - в хозяйствах населения.