Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:32, курсовая работа
Введение
Как известно, основными источниками пополнения доходной части федерального бюджета в Российской Федерации на сегодняшний день являются налоговые доходы бюджета. В период с 1995 года и по сегодняшний день на их долю приходится до 50% доходной части. Не удивительно, что налоговая система России на протяжении последних семи лет остается одной из самых популярных в политических кругах, обсуждаемых в научной среде, и отменно разработанной с теоретической и практической сторон. В то же время нельзя забывать, что налоговые доходы федерального бюджета состоят не только из федеральных налогов и сборов, а включают в себя еще таможенные пошлины, таможенные сборы,
Введение
1. Статистический учет таможенных платежей в специальной таможенной статистике
1.1 Предмет и задачи специальной таможенной статистики
1.2 Таможенные платежи: их виды и способы классификации
1.3 Статистика таможенных платежей
2. Исследование таможенных платежей на примере ДВТУ
2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2005 – 2009 гг.
2.2 Статистический анализ таможенных платежей в период 2005 – 2009 гг.
3. Исследование тенденции и построение прогноза сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, методом аналитического выравнивания
Заключение
Список используемой литературы
В таблице 2.1 представлена сведения таможенных платежах, перечисленных в федеральный бюджет в 2005-2009 годах.
На рис.2.1. приведена динамика уплаты таможенных платежей по видам. Наглядно можно увидеть, что с 2005 года по 2008 год наблюдается увеличение поступления платежей в федеральный бюджет на 23 460,80 тыс. руб. В 2009 году происходит резкий спад уплаты таможенных платежей.
Рис.2.1. Динамика перечисления платежей в федеральный бюджет по данным ДВТУ за 2005-2009 г.г.
Можно сделать вывод, что перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Специфическая составляющая пошлины в евро за 1 куб. см. увеличена в зависимости от объема двигателя.
При этом подержанные автомобили, эксплуатирующиеся не более 5 лет, облагаются также по повышенным ставкам: вместо прежних 25 процентов - 30-35 процентов от таможенной стоимости при одновременном росте специфической ставки пошлины. Больше всего это оказало влияние на Приморский край. Из-за этого во Владивостокской таможне оформлялось меньше автотранспортных средств, что значительно снизило суммы уплаты таможенных платежей.
Таможенные платежи определяются как сумма ввозной и вывозной таможенной пошлины, НДС, акциза, сборов за таможенное оформление и прочих поступлений. Динамику таможенных платежей ДВТУ по их видам по кварталам за 2005-2009 гг. можно наблюдать в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Перечисление платежей таможнями ДВТУ в
2005-2009 гг. по видам платежей, млн. руб.
Период | Вывозная пошлина | Ввозная пошлина | НДС | Акциз | Таможенные сборы и иные платежи | Итого |
1 кв. 2005 | 3777,91 | 3810,34 | 4384,07 | 174,38 | 524,87 | 12671,57 |
2 кв. 2005 | 5393,63 | 4782,46 | 5598,09 | 281,09 | 762,12 | 16817,39 |
3 кв. 2005 | 5879,69 | 5958,52 | 7028,03 | 308,01 | 953,68 | 20127,93 |
4 кв. 2005 | 9729,08 | 6325,1 | 7457,47 | 308,15 | 1037,11 | 24856,91 |
За 2005 год | 24780,31 | 20876,42 | 24467,66 | 1071,63 | 3277,78 | 74473,79 |
1 кв. 2006 | 7182,1 | 5584,91 | 6864,59 | 239,2 | 1280,91 | 21151,71 |
2 кв. 2006 | 8918,55 | 6194,31 | 7382,65 | 251,38 | 2190,58 | 24937,47 |
3 кв. 2006 | 8569,66 | 7858,1 | 8971,08 | 302,85 | 2835,94 | 28537,63 |
4 кв. 2006 | 7623,6 | 7057,43 | 9102,95 | 286,6 | 4069,66 | 28140,24 |
За 2006 год | 32293,91 | 26694,75 | 32321,27 | 1080,03 | 10377,09 | 102767,05 |
1 кв. 2007 | 6181,11 | 5541,62 | 7423,81 | 311,91 | 2263,419 | 21721,87 |
2 кв. 2007 | 6917,82 | 8095,38 | 10300,5 | 475,88 | 3380,76 | 29170,34 |
3 кв. 2007 | 9830,76 | 10496,29 | 13946,31 | 462,16 | 3874,02 | 38609,54 |
4 кв. 2007 | 12377,06 | 10188,78 | 13253,35 | 471,42 | 5434,47 | 41725,08 |
За 2007 год | 35306,751 | 34322,07 | 44923,97 | 1721,37 | 14952,669 | 131226,83 |
1 кв. 2008 | 10431,79 | 9033,07 | 11978,23 | 517,88 | 3574,33 | 35535,3 |
2 кв. 2008 | 14211,65 | 11025,51 | 15152,81 | 724,88 | 4588,19 | 45703,04 |
3 кв. 2008 | 18660,42 | 12109,87 | 16472,62 | 746,28 | 4201,42 | 52190,61 |
4 кв. 2008 | 12254,49 | 12168,75 | 17070,94 | 579,42 | 5260,63 | 47334,23 |
За 2008 год | 55558,35 | 44337,2 | 60674,6 | 2568,46 | 17624,57 | 180763,18 |
1 кв. 2009 | 7860,23 | 3110,21 | 5456,08 | 30,08 | 130,36 | 23382,80 |
2 кв. 2009 | 9634,56 | 5345,89 | 7237,56 | 33,56 | 210,85 | 26126,71 |
3 кв. 2009 | 15673,16 | 9341,04 | 13810,78 | 116,01 | 377,80 | 34491,72 |
4 кв. 2009 | 14162,34 | 7481,47 | 9119,00 | 77,21 | 292,64 | 31819,88 |
За 2009 год | 47330,29 | 25278,61 | 35623,42 | 256,86 | 1011,65 | 115 821,11 |
Несомненно, в 2009 г. наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей ДВТУ занимает таможенная пошлина – 66%, которая подразделяется на ввозные пошлины – 23% и вывозные – 43%. Практически все товары, ввозимые в Российскую Федерацию, облагаются НДС, вследствие чего его доля составляет 33%. 1% структуры берут на себя таможенные сборы и иные платежи и всего 0% – акциз (рис. 2.2).
Рис.2.2. Структура таможенных платежей ДВТУ в 2009г.
Исследуем таможенные платежи на коэффициенты роста, которые характеризуют интенсивность динамики пополнения Федерального бюджета РФ относительно предыдущего периода.
Таблица 2.3 Коэффициенты роста таможенных платежей ДВТУ за 2005-2009 гг. по видам платежей
Период | Вывозная пошлина | Ввозная пошлина | НДС | Акциз | Таможенные сборы и иные платежи |
1 кв. 2005 | - | - | - | - | - |
2 кв. 2005 | 1,43 | 1,26 | 1,28 | 1,61 | 1,45 |
3 кв. 2005 | 1,09 | 1,25 | 1,26 | 1,10 | 1,25 |
4 кв. 2005 | 1,65 | 1,06 | 1,06 | 1,00 | 1,09 |
1 кв. 2006 | 0,74 | 0,88 | 0,92 | 0,78 | 1,24 |
2 кв. 2006 | 1,24 | 1,11 | 1,08 | 1,05 | 1,71 |
3 кв. 2006 | 0,96 | 1,27 | 1,22 | 1,20 | 1,29 |
4 кв. 2006 | 0,89 | 0,90 | 1,01 | 0,95 | 1,44 |
1 кв. 2007 | 0,81 | 0,79 | 0,82 | 1,09 | 0,56 |
2 кв. 2007 | 1,12 | 1,46 | 1,39 | 1,53 | 1,49 |
3 кв. 2007 | 1,42 | 1,30 | 1,35 | 0,97 | 1,15 |
4 кв. 2007 | 1,26 | 0,97 | 0,95 | 1,02 | 1,40 |
1 кв. 2008 | 0,84 | 0,89 | 0,90 | 1,10 | 0,66 |
2 кв. 2008 | 1,36 | 1,22 | 1,27 | 1,40 | 1,28 |
3 кв. 2008 | 1,31 | 1,10 | 1,09 | 1,03 | 0,92 |
4 кв. 2008 | 0,66 | 1,00 | 1,04 | 0,78 | 1,25 |
1 кв. 2009 | 0,64 | 0,26 | 0,32 | 0,05 | 0,02 |
2 кв. 2009 | 1,22 | 1,72 | 1,33 | 1,11 | 1,62 |
3 кв. 2009 | 1,63 | 1,75 | 2,53 | 3,46 | 1,79 |
4 кв. 2009 | 0,90 | 0,80 | 0,66 | 0,67 | 0,77 |
Анализируя динамику вывозной таможенной пошлины (рис. 2.3) с 2005 по 2008 гг., а ею облагаются вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации биологические ресурсы (рыба, моллюски, ракообразные), минеральные ресурсы, изделия из них и лом (нефтепродукты, древесина, черные и цветные металлы), можно заметить наметившуюся тенденцию увеличения поступлений данных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации. Об этом также говорят рассчитанные в таблице 2.3 цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. В 2009 году сумма вывозной таможенной пошлины, перечисленной в Федеральный бюджет, снизилась. Об этом говорит коэффициент роста – 0,85<1. Средний абсолютный прирост за квартал составил 546,55 млн. руб., средний коэффициент роста равен 1.
Рис. 2.3. Динамика изменения вывозной таможенной пошлины в ДВТУ за 2005-2009 гг.
Согласно рисунка 2.4 ежеквартально с 2005 по 2008 гг. происходит увеличение поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации в виде ввозной таможенной пошлины и НДС, которым облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с принципом национального режима по отношению к иностранным товарам. Рассчитанные в таблице 2.3 цепным способом коэффициенты роста подтверждают тенденцию роста данных платежей. На рисунке 2.4 также можно заметить пропорциональный рост данных платежей, особенно это заметно начиная со второго квартала 2006 г. и по четвертый квартал 2008 г. Это объясняется тем, что базой начисления НДС является величина таможенной стоимости и ввозной таможенной пошлины. Но 2009 году резко уменьшилась сумма НДС и ввозной таможенной пошлины, перечисленной ДВТУ в Федеральный бюджет. Об этом также говорит коэффициент роста НДС – 0,59<1, а по ввозной таможенной пошлине равен 0,57. Средний абсолютный прирост ввозной таможенной пошлины за квартал составил 193,22 млн. руб., а по НДС 249,21 млн. руб., средний коэффициент роста ввозной таможенной пошлины равен 1, а для НДС 1.
Рис. 2.4. Динамика изменения ввозной таможенной пошлины и НДС в ДВТУ за 2005-2009 гг.
С 2005 по 2008 гг. динамика перечисления акциза, а им облагаются ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации автомобили и мотоциклы, алкогольные напитки, табачная продукция, и таможенных сборов на рисунке 2.5 можно предположить тенденцию увеличения поступления средств в Федеральный бюджет Российской Федерации. Об этом также можно судить по рассчитанным в таблице 2.3 цепным способом коэффициентам роста. Но в 2009 году перечисления акциза и таможенных сборов наблюдается снижение поступления средств в Федеральный бюджет Российской Федерации. Средний абсолютный прирост акциза, взимаемого при ввозе, за квартал составил -5,11 млн. руб., а таможенных сборов составил -12,22 млн. руб., средний коэффициент роста акциза равен 0,99 и таможенных сборов – 0,99.
Рис. 2.5. Динамика изменения акциза и таможенных сборов в ДВТУ
за 2005-2009гг.
Таким образом, можно сделать вывод, что размер таможенных платежей напрямую зависит от таких факторов, как:
· для таможенной пошлины:
- режим, под который помещается товар при перемещении его через таможенную границу Российской Федерации;
- сезон перемещения товара и страна происхождения товара: применение минимальной, преференциальной и максимальной ставки таможенной пошлины;
- количество товара в натуральном выражении и ставка пошлины при взимании специфической таможенной пошлины, таможенная стоимость и процентная ставка адвалорной пошлины, а сама ставка пошлины может дифференцироваться в зависимости от степени переработки товара. Зависимость изменения сумм таможенных платежей от товарооборота наглядно показывают рисунки 2.6 и 2.7;
· для акциза – количество товара в натуральном выражении и ставка акциза, указанная в Налоговом кодексе Российской Федерации;
· для НДС – основа начисления налога и ставка налога на соответствующий товар;
· для сборов:
- за оформление – исходя из заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров; за таможенное сопровождение – исходя из вида транспорта и протяженности пути доставки; за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа – таможенные сборы уплачиваются в зависимости от веса хранимых товаров и непосредственно срока хранения.
Рис. 2.6. Динамика изменения товарооборота ДВТУ по годам 2004-2009 гг.
Рис. 2.7. Динамика изменения таможенных платежей в ДВТУ
по годам 2004-2009 гг.
Можно сделать вывод, что одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. По данным ДВТУ, наблюдалась тенденция увеличения сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет за 2005 – 2008 гг. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых меньше 1. Средний абсолютный прирост таможенных платежей за квартал составил 1007,8 млн. руб., а средний коэффициент роста равен 1.
3. Исследование тенденции и построение прогноза сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, методом аналитического выравнивания
Исследование динамики социально-экономических явлений, выявление и характеристика основной тенденции развития и моделей взаимосвязи дают основание для прогнозирования – определения будущих размеров уровня экономического явления.
В отличие от предприятий, для которых величину конечного продукта можно определить, исходя из наличия сырья и материалов, а также норм расхода этих материалов при производстве конкретных изделий, в таможенном деле этот процесс несколько затруднен из-за присутствия субъективных факторов влияющих на размер таможенных платежей – конъюнктура рынка, текущее состояние экономики, уровень инфляции, политические факторы, технологии, используемые при таможенном оформлении и таможенном контроле, изменение в социальной и культурной среде.
Прогнозирование объемов таможенных платежей, перечисляемых в Федеральный бюджет РФ, является для современной российской экономики самым серьезным из аспектов при планировании Федерального бюджета на последующие годы. При долгосрочном прогнозировании учитываются тенденции развития мирового хозяйства и состояние экономики нашей страны, которые находят отражение в увеличении или уменьшении товарооборота через таможенную границу России.
Построение прогнозов является самым последним этапом анализа временных рядов. Общая последовательность этапов анализа временных рядов следующая:
1) графическое представление и описание поведения ряда;
2) выделение и исключение регулярных составляющих ряда, зависящих от времени;
3) подбор математической модели для описания регулярной составляющей и проверка ее адекватности;
4) прогнозирование будущих значений ряда.
Таблица 3.1 Таможенные платежи, взимаемые таможнями ДВТУ
помесячно за январь-сентябрь 2010 года
Месяц | Платежи, тыс.руб. |
Январь | 8 138,73 |
Февраль | 6 733,59 |
Март | 8 510,48 |
Апрель | 9 093,79 |
Май | 7 523,76 |
Июнь | 9 509,16 |
Июль | 10 195,15 |
Август | 10 069,73 |
Сентябрь | 14 226,84 |
ИТОГО: | 84 001,22 |