Статистика туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Содержание работы

Введение
Туризм и его развитие в современных условиях
Основные задачи и определения статистики туризма
Методы статистики и туризма
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Статистический анализ туризма.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине статистика СКС

На тему: «Статистика туризма»

 

 

 

Виполнила:

Студентка 4 курса

заочной формы обучения

факультета менеджмент

Специальности

«менеджмент организаций»

 

Проверила:

____________________________________________________

 

 

Харков – 2012 г.

Содержание

Введение

        1. Туризм и его развитие в современных условиях
        2. Основные задачи и определения статистики туризма
        3. Методы статистики и туризма

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Туризм выступает как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Туризм и его развитие в современных условиях

 

 

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и дальше.

По мнению различных  аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:

  • экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями;
  • совершенствование всех видов транспорта и удешевления транспортных услуг;
  • увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня;
  • интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков;
  • развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей;
  • развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций;
  • ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение процесса перехода границы; . [3; ст. 304]

Значение туризма в  мире постоянно возрастает, что связано  с возросшим влиянием туризма  на экономику отдельной страны. В  экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

    1. Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;
    2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны
    3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма;
    4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации. . [3; ст. 305]

Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны. Таким образом, международный туризм следует рассматривать в соотношении с экономическими отношениями отдельных стран.

Международный туризм входит в число трех крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 15% и 9,6% соответственно. [3; ст. 306]

Значение туризма как  источника валютных поступлений, обеспечения  занятости населения, расширения межличностных  контактов возрастает. Международный  туризм в мире распределен неравномерно, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов.

Наибольшее развитие международный туризм получил в  западноевропейских странах. На долю этого  региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

Всемирная организация  по туризму в своей классификации  выделяет страны, являющиеся преимущественно  поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Великобритания, Россия) и страны, которые принимают туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария, Болгария, Египет, Кавказский регион). [3; ст. 307]

Подобное бурное развитие международных туристических связей повлекло создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные институты системы ООН, организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности; неправительственные специализированные, международные, коммерческие, национальные и региональные организации по туризму. [3; ст. 308]

Согласно Уставу Всемирной  Организации по Туризму (ВОТ), целями ее деятельности являются поощрение  туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания  для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека независимо от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов развивающихся стран, развивающихся в области туризма.

ВОТ приняла ряд деклараций в  области международного туризма, среди  которых:

  • Манильская декларация о туризме в мире (1980);
  • Документы Акапулько (1982);
  • Хорватия о туризме и Кодекс поведения туриста (София, 1985);
  • Гаагская декларация по туризму (1989).

К числу организаций  ООН, занимающихся вопросами развития международного туризма эпизодически, относятся:

  • Конференция ООН о туризме и путешествиях, экономической и социальной Совет (ЭКОСОС);
  • Комитет ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
  • Международная организация труда (МОТ);
  • Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА). [1; ст. 58]

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные задачи и определения статистики туризма

 

Санаторно-курортные  организации - лечебно-профилактические организации, оснащенные койками и обеспечивающие профилактику и восстановительное лечение населения главным образом на основе использования целебных свойств природных лечебных факторов. К ним относятся санаторий, санатории-профилактории, пансионаты с лечением и др.

Организации отдыха –  оздоровительные организации, предназначенные для отдыха. К ним относятся дома, пансионаты и другие организации отдыха, туристические базы. В них предоставляются услуги проживания, питания и туристско-экскурсионные услуги.

Санаторно-курортные  организации и организации отдыха расположены, как правило, в пределах курортов, лечебно-оздоровительных местностей, в пригородных зонах. [2; ст. 72]

К числу иностранных  граждан относятся лица, посещающие другую страну, не являющуюся страной  их постоянного проживания, на срок, не превышающий 12 месяцев, с любой целью кроме переезда на постоянное место жительства.

Поездки охватывают деятельность лиц, которые путешествуют в какую-либо страну, не являющуюся страной их обычного местожительства, на срок, не превышающий 12 месяцев, с целью отдыха, деловыми или прочими целями.

Рекреационная сеть - это  совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) рекреационных учреждений. К ним относятся учреждения лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и познавательного туризма. Основным показателем развития рекреационной сети является плотность рекреационных учреждений, равная числу мест в них, приходящихся на 1 тыс. кв. км территории. В соответствии с этим территории делятся на сильно, средне и слабо рекреационно-развитые. Функциональное развитие рекреационных учреждений обусловлено их ориентацией на тот или иной вид рекреационной деятельности. [2; ст. 73-74]

Демографические признаки (пол потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу  достаточно применяемых. Это обусловлено  доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи. По возрастному признаку можно выделить следующие сегменты, которым должно соответствовать и разное предложение туристского продукта:

  • дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и без них;
  • молодежь (15-24 года);
  • относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие семьями (с детьми);
  • экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие без детей;
  • туристы старшего возраста (60 лет и старше).

Первый сегмент, относящийся к детскому туризму, зависит от решения родителей и взрослых. Молодежь, в основном, предпочитает относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта. Для людей 25-44 лет характерно преобладание семейного туризма, поэтому необходима возможность использования детских площадок для игр, детских бассейнов и др. Потребители 45-60 лет предъявляют повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсионным программам. Туризм «третьего» возраста требует не только комфорта, но и возможности получения квалифицированной медицинской помощи, персонального внимания со стороны обслуживающего персонала.

Социально-экономические  признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода. Существенное влияние на туристское поведение оказывает уровень доходов в семье. Ряд исследователей утверждают, что уровень дохода выступает одним из критериев принадлежности к высшему, среднему или низшему слою общества. Известно, что материальное положение человека сказывается на его потребностях, предпочтениях, покупательском выборе. Различия в материальном положении населения порождают неоднородность туристского спроса. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и даже относительно низким уровнем доходов по мере того, как потребность в отдыхе, связанном со сменой обстановки, с путешествием, превращается в одну из основных. С другой стороны, спрос на туристские поездки продолжают предъявлять лица с высоким уровнем доходов. Предложение туристского, продукта для этих двух различных групп должно быть различным. Если первых интересуют поездки, позволяющие получить максимальную скидку, основной целью их путешествия является отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем цен. Их принцип - за свои деньги получить все сполна.

Вторые предпочитают индивидуальные путешествия. Имея в  основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений. Здесь представлены две возрастные категории: средний и «третий» возраст. Если лица «третьего» возраста путешествуют в составе групп, то представители среднего возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых. У этих людей интерес представляют дальние путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами, причем это могут быть дорогостоящие изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие. [2; ст. 75-76]

Спрос на продукт обуславливают  цели путешествий потребителей. Именно целью путешествия определяется вид туризма. Различают следующие виды туризма: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, деловой и конгресс - туризм, курортный, лечебный, фестивальный, охотничий, экологический, шоп - туризм, религиозный, учебный, этнический и др.

Сезонные колебания  и климатические условия страны также влияют на туристический спрос. Они имеют следующие особенности: в северном полушарии наибольшая интенсивность спроса приходится на третий квартал года, а также на время рождественских и пасхальных каникул. Сезонность спроса различается по видам туризма и территориям. Так, лечебно - познавательный туризм подвержен сезонности в меньшей степени, а морской и горнолыжный - в большей степени. Различные районы пребывания имеют специфические формы сезонной неравномерности. Это дает право говорить о специфике неравномерности спроса в отдельном районе, стране, в масштабах всей планеты. Сезонный характер предпочтений потребителя, играет большую роль при выборе им места отдыха. Например, стремительно развиваются средиземноморские курорты Турции, где существует длительный туристский сезон. Эти курорты очень популярны у россиян и украинцев, так как, уезжая в отпуск холодной осенью или зимой, можно в это время вдоволь насладиться Средиземным морем и мягким климатом. Тем более что туристу благоприятствует развивающая политика Турции, в результате чего можно совместить высококачественный и недорогой отдых.

Различают четыре сезона туристской деятельности:

  • Сезон пик - период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации.
  • Сезон высокий - период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги.
  • Сезон низкий - сезон снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги.
  • Сезон «мертвый» - период, максимально неблагоприятный для организации рекреационной деятельности (напр., дискомфортные погодные условия). [4; ст. 205]

Информация о работе Статистика туризма