Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:48, курсовая работа
Изменения в экономической и социальной сферах в России за последнее десятилетие требуют адекватных преобразований в системе управления социально-экономическими процессами. В связи с этим одной из важнейших стала задача обеспечения органов управления всех уровней и населения необходимой и достоверной информацией, отражающей условия развития нашей страны.
Общепризнанно, что только экономические показатели роста не могут быть единственными индикаторами развития. Адекватная оценка социальных факторов позволит добиться их рационального использования в целях развития экономики и повышения ее конкурентоспособности. В настоящее время формирование социального государства стало национальной философией многих европейских стран с социальным рыночным хозяйством. В таком государстве программной целью является обеспечение достойных условий жизни и благоденствия всех его граждан.
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы уровня жизни населения …………………….. 5
1.1. Сущность понятия уровня жизни населения ……………………..... 5
1.2. Показатели уровня жизни населения ……………………………….. 8
2. Анализ статистики уровня жизни населения ………………………... 24
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение ……………………………………………………………….. 32
Список литературы .……………………………………………………
Для характеристики состояния образования в стране используются такие показатели, как численность и состав образовательных учреждений, численность контингента обучающихся, численность и качественный состав преподавательского персонала, обеспеченность техническими средствами обучения, библиотечными фондами и др.
Уровень образования определяется для всего населения, мужчин и женщин, для различных возрастных групп и измеряется следующими показателями:
• число грамотных на 100 человек в возрасте от 9 до 49 лет;
• число лиц, имеющих определенный уровень образования (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное) на 1000 человек в возрасте от 15 лет и старше.
Важными характеристиками при изучении уровня благосостояния населения являются обеспеченность его информацией, степень развития сети спортивных сооружений, учреждений культуры и искусства, отдыха и туризма.
Огромное влияние на качество жизни оказывает состояние окружающей среды. В связи с этим необходима информация о качестве среды обитания (воды, почвы, воздуха), о соответствии фактических уровней загрязнения нормативным показателям.
В последние годы XX столетия широко обсуждалась концепция человеческого развития. Авторы концепции подчеркивали необходимость создания условий, при которых жизнь людей была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.
Поскольку понятие человеческого развития чрезвычайно разностороннее, очень важно построить наиболее полную систему показателей.
В качестве обобщающей характеристики используется индекс человеческого развития (ИЧР), однако он не может отразить все аспекты жизнедеятельности человека. В отличие от ВНП на душу населения, который служит измерителем лишь благосостояния, экономического благополучия, ИЧР рассчитывается на основе базовых показателей (определяемых для всех стран по сопоставимой методике), каждый из которых характеризует какое-либо одно направление человеческого развития – долголетие, достигнутый уровень образования, уровень жизни. Индекс человеческого развития позволяет не только сравнивать страны и регионы, но и обосновывать приоритеты их развития.
В Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2005 г. выделяются следующие цели развития применительно к ситуации в стране.
Цель 1. Сокращение бедности и ликвидация голода:
1) сократить к 2005 г. уровень общей бедности в два раза и ликвидировать экстремальную бедность;
2) обеспечить бедному населению доступ к продуктам питания.
Цель 2. Обеспечение доступности образования:
3) вовлечь в образование социально незащищенные группы населения;
4) обеспечить доступ к дошкольному образованию детей из малообеспеченных семей и детей, проживающих в сельской местности;
5) снизить дифференциацию
регионов по уровню
6) обновить содержание образования с точки зрения практических навыков;
7) переориентировать систему
профессионального образования
в соответствии с
Цель 3. Обеспечение гендерного равенства и улучшения положения женщин:
8) ликвидировать к 2015 г. неравенство между полами на всех уровнях образования;
9) обеспечить возможность
равного доступа мужчин и
10) ликвидировать
11) создать систему реальных
механизмов предотвращения
12) снизить воздействие
неблагоприятных социально-
Цели 4 и 5. Снижение материнской смертности и смертности детей до 5 лет:
13) повысить продолжительность жизни и снизить смертность по основным классам;
14) повысить ориентацию общества на здоровый образ жизни;
15) снизить смертность детей до пяти лет хотя бы на 50%;
16) снизить материнскую смертность хотя бы на 50% в период с 1990 г.
Цель 6. Борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими заболеваниями.
17) остановить распространение
ВИЧ/СПИДа и положить начало
тенденции к сокращению
18) остановить распространение туберкулеза и других "социальных" заболеваний.
Цель 7. Обеспечение экологической устойчивости:
19) включить принципы устойчивого развития в стратегию развития страны;
20) обеспечить население чистой питьевой водой;
21) обеспечить улучшение
качества жилищных условий
Цель 8. Участие в глобальном сотрудничестве, отвечающее российским национальным интересам:
22) содействовать созданию
благоприятных международных
23) оказывать приоритетное содействие решению глобальных проблем, проявления которых наиболее чувствительно для России;
24) постепенно наращивать вклад России в международные программы помощи развитию.
Из приведенного перечня очевидно, что в ближайшие годы перед Российской Федерацией стоят достаточно серьезные задачи в области развития человеческого потенциала и повышения его качественных характеристик как в стране в целом, так и в отдельных субъектах. Реализация сформулированных целей призвана способствовать более сбалансированному развитию страны и ориентации на приоритеты развития именно социального государства.
2. Анализ статистики уровня жизни населения за 2008 год
Общая характеристика уровня жизни населения в январе – марте 2008 г. представлена в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели уровня жизни населения Российской Федерации
в I квартале 2008 года
2008 г. I квартал |
Справочно: |
|||||
2007 г. IV квартал |
2007 г. I квартал | |||||
Денежные доходы (в среднем на душу в месяц), руб. |
12518 |
15605 |
9901 |
|||
в том числе: Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата (включая
организации малого Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. |
15424 3823 |
15742 3299 |
11876 2846 |
|||
Величина прожиточного минимума (ПМ) в среднем на душу в месяц, руб. в том числе: Величина ПМ трудоспособного населения, руб. Величина ПМ пенсионеров, руб. |
4402 4755 3508 |
4005 4330 3191 |
3696 3993 2950 |
|||
Покупательная способность (ПС) среднедушевых денежных доходов, количество наборов ПМ в том числе: ПС среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, количество наборов ПМ ПС среднемесячной пенсии, количество наборов ПМ |
2,84 3,24 1,09 |
3,90 3,64 1,03 |
2,68 2,97 0,96 |
|||
Доля потребительских расходов в денежных доходах, процентов |
75,3 |
65,8 |
74,1 |
В I квартале 2008 г. позитивные тенденции в уровне жизни населения были сохранены: по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечается рост значений по всем основным показателям.
В рассматриваемом периоде наблюдается характерное для первых месяцев года снижение доходов населения после повышенных выплат в конце предыдущего года. Между тем, на потребительском рынке товаров и услуг цены в 2008 г. продолжали расти. За январь – март они возросли на 4,8% (см. график 1). Это больше, чем в аналогичном периоде 2007 г., на 1,4 процентный пункт. При этом продукты питания дорожали ускоренными темпами. Цены на этот вид товаров выросли на 5,7%, что выше, чем в I квартале 2007 г., на 3,1 процентный пункт.
График 1
Индексы потребительских цен и тарифов
на товары и платные услуги населению в 2007 – 2008 гг.
По сравнению с I кварталом 2007 г. в I квартале 2008 г. наблюдаются следующие изменения в уровне жизни населения.
Прожиточный минимум в среднем на душу населения за год подорожал на 19,1%, или 706 руб. При этом среднедушевые денежные доходы населения выросли на 26,4%, или 2617 руб. То есть удорожание прожиточного минимума на 1 рубль сопровождалось приростом денежных доходов населения на 3,71 рубля.
Следствием отмеченных изменений стал рост покупательной способности населения на 6,2%, или 0,16 набора ПМ – с 2,68 набора ПМ в I квартале 2007 г. до 2,84 набора ПМ в I квартале 2008 г.
У трудоспособного населения и пенсионеров зафиксированы следующие изменения в показателях уровня жизни (см. график 2).
График 2
Темпы прироста основных показателей уровня жизни
трудоспособного населения и пенсионеров
Денежные доходы населения
Один из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей – денежные доходы населения.
В январе – марте 2008 г. среднедушевые денежные доходы населения по России в целом составили 12518 руб. в месяц. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. этот показатель вырос на 26,4%, или 2617 руб.
Представление об уровне среднедушевых денежных доходов населения и их изменении по федеральным округам в период I квартал 2007 г. – I квартал 2008 г. дает график 3
График 3
Характеристику региональных значений доходов населения дают данные таблицы 2.
Таблица 2
Соотношение региональных значений среднедушевых денежных доходов
со среднероссийским значением показателя
(количество субъектов)
Диапазоны группировки |
2008 г., I квартал |
Справочно: 2007 г., I квартал |
До 75% |
42 |
47 |
75% – 100% |
21 |
19 |
100% – 125% |
9 |
7 |
свыше 125% |
10 |
9 |
Почти в половине субъектов среднедушевые денежные доходы населения не превышают 75% от среднероссийского значения показателя. Таких низкодоходных регионов в I квартале 2008 г. было 42. Еще в 21-ом субъекте среднедушевые денежные доходы в этот период были также ниже среднего уровня по России, но при этом они были выше 75% от показателя по РФ.
Своеобразным индикатором политики доходов, проводимой государством, является соотношение среднемесячной заработной платы и среднедушевых денежных доходов населения.
В России соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и среднедушевых денежных доходов в I квартале 2008 г. составило 123,2% (см. табл. 3).
Таблица 3
Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и среднедушевых денежных доходов населения
в федеральных округах Российской Федерации
в процентах
Федеральные округа |
2008 г. I квартал |
Справочно: 2007 г. I квартал |
Центральный |
112,6 |
108,3 |
Северо-Западный |
136,7 |
131,9 |
Южный |
122,1 |
123,7 |
Приволжский |
121,2 |
125,3 |
Уральский |
133,9 |
143,6 |
Сибирский |
130,8 |
138,1 |
Дальневосточный |
155,2 |
150,0 |
Россия |
123,2 |
119,9 |
Покупательная способность денежных доходов населения
Показатель "покупательная способность денежных доходов населения" в концентрированном виде аккумулирует в себе как изменения собственно номинальных денежных доходов населения, так и изменения цен на основные товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Результатом является условное количество наборов прожиточного минимума, приходящихся на данный среднедушевой денежный доход.