Статистика уровня жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование уровня жизни населения. Чтобы достичь поставленной цели в данной работе, основные направления по улучшению финансового состояния предприятия будут аргументируемы и подкреплены теоретическими выводами и практическими расчетами.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект вопроса;
2. Проанализировать уровень населения по ряду лет;
3.На основе проведенного анализа, предложить перспективы развития уровня жизни населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ
1.1.Понятия,предмет и задачи уровня жизни населения………………………….5
1.2.Показатели уровня жизни и их характеристика………………………………8
1.3.Методы оценки уровня жизни населения…………………………………….12
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ…………………………..15
3. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК 3 КУРС.docx

— 66.06 Кб (Скачать файл)

Основываясь на этих показателях, можно разрабатывать меры по улучшению  качества и уровня жизни. Нельзя не заметить, что эти показатели связаны, и изменение одного повлечет за собой  изменение другого. Высокий уровень  жизни можно обеспечить, повышая  доходы населения, особенно работникам, занятым в социальной сфере. Каждый из нас знает о проблеме учителей и врачей. Достойная зарплата решит  хотя бы частично проблему занятости  в этой сфере. Повышение доходов  повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится.

Показатели материального  благосостояния, такие, как труд и  занятость, оказывают значительное влияние на экономику страны, поэтому  государство, в первую очередь, должно быть заинтересовано в их улучшении. Эффективным представляется повышение  профессионально-квалификационного  уровня основной части специалистов, особенно высококвалифицированных  работников, во всех отраслях народного  хозяйства. Реально создание и использование  различного рода учебных программ, где специалисты при финансовой поддержке своих фирм могут выполнять  собственные исследования. Обязательны  поддержка профессионально-технического обучения и повышения квалификации, особенно работников социально значимых сфер, обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости.

За последние пять лет  экономика России выросла на 40%, и  давно уже пришла пора каждому  почувствовать данный статистически  впечатляющий рост. Увеличение реальных доходов населения, опять же по статистике, составляет 10% в год, но судя по этому говорить, что каждый из нас живет лучше нецелесообразно. И если учитывать, что основным доходом большинства населения является заработная плата, то при повышении заработной платы надо учитывать и то, что цены на товары и услуги не остаются неизменными, что каждый год они дорожают на определенный процент, то, следовательно, чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги.

Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои общества (а за чертой бедности у нас живет 25 миллионов человек), прежде всего на работников бюджетной  сферы.

К числу основных направлений  повышения уровня жизни следует  отнести необходимость ускорения  темпов экономического роста, так как  развитие производства, обеспечивающее экономический рост, определяет совокупность, уровень развития человеческих потребностей и степень их удовлетворения через  количество и качество производимой продукции, объем получаемых доходов. Не менее существенна значимость обратной связи: экономический рост возможен только при условии достижения необходимого уровня жизни населения.

В условиях рыночной экономики  велика значимость поддержки и развития отечественного производства. Требуют  немедленного осуществления меры по стимулированию инвестиционной активности, по облегчению доступа к кредитам. Большую роль может сыграть эффективная  антимонопольная политика, защита отечественного производства посредством введения антидемпинговых квот и технических  барьеров, поддержка малого и среднего бизнеса.

Особую важность представляют меры по сохранению и развитию отечественного научно-технического потенциала. Среди  них субсидирование затрат на защиту интеллектуальной собственности и  поддержание прав на нее в России и за рубежом, освобождение от налогов  затрат на НИОКР. Действенным также  видится сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских  работ, субсидирование затрат научно-технических  организаций на пользование информационными  сетями и базами данных.

Достойный уровень жизни  населения государство сможет обеспечить, решив квартирный вопрос, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Однако более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются лишь мечтой для  миллионов российских семей.

Сравнительный анализ показывает, что по жилищным условиям Россия в  значительной степени отстает от развитых стран. В России в современных  условиях для решения жилищной проблемы людьми со средним достатком необходимо развитие системы доступного кредитования, приведения в соответствие качества жилья и величины оплаты за него, упорядочение деятельности жилищно-эксплутационных служб. Оправдывает себя практикуемая для отдельных категорий населения система жилищных сертификатов. Важно отметить, что размеры тарифов на общественный транспорт, ЖКХ и связь должны быть не выше пределов, установленных федеральным правительством[11].

Основой формирования здорового  и деятельного общества является состояние здоровья граждан. Ни для  кого не секрет, что в “плачевном состоянии" находятся у нас  в стране муниципальные сети здравоохранения. Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Необходимо оснастить  новым диагностическим оборудованием  более десяти тысяч муниципальных  поликлиник (из них более трети  на селе), значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Важно уделить внимание обеспечению  сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, постоянному  повышению квалификации и переподготовке кадров. Необходимо обновить автопарк “скорой помощи”, включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи.

Финансирование системы  здравоохранения целесообразно  осуществлять посредством прямой оплаты услуг населением и целевых взносов  предпринимателей и работников (в  отличие от входящих в общий налог  отчислений, существующих в РФ в  современных условиях). Целевое финансирование обеспечит весомые позиции здравоохранения в иерархии общественных приоритетов, а взносы направятся непосредственно на нужды охраны здоровья. В сфере государственного регулирования особую значимость приобретают целевая помощь нуждающимся в дорогостоящем лечении, направленность медицины на поиск новых, менее затратных и более действенных путей профилактики и лечения заболеваний, обеспечение гарантий бесплатности необходимого набора медицинских услуг.

Нуждается в изменении  организационно-правовая форма медицинских  учреждений. Необходима разработка новой  системы нормирования и оплаты труда  медработников для повышения  их заинтересованности в результатах  труда.

Требует немедленного осуществления  поиск путей совершенствования  системы образования в России, улучшения качества и повышения  уровня образования подготавливаемых специалистов. Первые шаги к созданию современной системы уже сделаны - принята Доктрина об образовании, основные положения которой призывают  качественно изменить систему финансирования образования, создать социально-экономические  условия для приоритетного развития системы образования, обеспечить развитие высших учебных заведений и усилить  контроль деятельности негосударственных  вузов, сделать систему образования  более гибкой, восприимчивой к  переменам.

Для того чтобы повысить уровень жизни населения наше правительство должно работать именно в этих направлениях, так как именно эти компоненты являются важнейшими составляющими уровня жизни.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены понятие уровня жизни, основные показатели, характеризующие уровень жизни населения, а также были проанализированы основные тенденции его развития.

Так уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру  потребностей человека и возможности  их удовлетворения.

В ходе анализа данной темы были определенны основные показатели, характеризующие уровень жизни населения. К ним относятся показатели доходов, расходов и потребления населением материальных благ и услуг, сбережения, накопленное имущество и обеспеченность населения жильем, дифференциация доходов населения и многие другие. Был произведен анализ уровня жизни. Предложены способы улучшения  жизни населения.

На настоящий момент можно  выделить четыре уровня жизни населения:

  1. достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
  2. нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
  3. бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
  4. нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Алферова, М.Н. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения / Технологии качества жизни. – т.2., №2, - 2002.
    2. Гусаров В.М. Статистика. М. 2002, 560 с.
    3. Журнал «Проблемы прогнозирования» №2 (101), 2007. / Под ред. акад. Ивантера В.В., М.,
    4. Курс социально-экономической статистики. / Под ред. проф. Назарова М.Г., М. 2000,-355 с.
    5. Российский статистический ежегодник 2007-254с.: Стат. Сб. / Росстат М., В.Л. Соколин – председ. редакц. коллегии.
    6. Российский экономический журнал, 2000 №7
    7. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика, М. 2001-421 с .
    8. Социальная статистика: Учебник/Под ред. чл.-кор. РАН И.И.Елисеевой. – М.:2006 -230 с.
    9. Социально-экономическая статистика. / Под ред. Орехова С.А., М. 2007-430 с.
    10. Экономическая статистика. / Под ред. проф. Иванова Ю.Н., 3-е изд., перераб. и дополн., М. 2006-235 с.
    11. http://www.gks.ru/free_doc/2009/demo/demo-docl08.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА 1) 
(в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 

Все 
население

из него по социально-демографическим 
группам населения

Соотношение 
среднедушевых денежных 
доходов 
населения с 
величиной 
прожиточного 
минимума 2)
процентов

трудоспособное 
население

пенсионеры

дети

2000

1210

1320

909

1208

188,5

I квартал

1138

1232

851

1161

162,7

II квартал

1185

1290

894

1182

182,9

III квартал

1234

1350

930

1218

189,7

IV квартал

1285

1406

962

1272

216,1

2001

1500

1629

1144

1499

204,1

I квартал

1396

1513

1064

1405

178,1

II квартал

1507

1635

1153

1507

195,8

III квартал

1524

1658

1163

1514

209,5

IV квартал

1574

1711

1197

1570

231,9

2002

1808

1968

1379

1799

218,3

I квартал

1719

1865

1313

1722

187,3

II квартал

1804

1960

1383

1795

207,1

III квартал

1817

1980

1387

1799

220,8

IV квартал

1893

2065

1432

1880

252,8

2003

2112

2304

1605

2090

244,8

I квартал

2047

2228

1554

2039

212,7

II квартал

2137

2328

1629

2119

230,1

III квартал

2121

2318

1612

2089

242,7

IV квартал

2143

2341

1625

2113

289,6

2004

2376

2602

1801

2326

269,8

I квартал

2293

2502

1747

2259

241,3

II квартал

2363

2588

1793

2313

252,7

III квартал

2396

2629

1816

2336

265,1

IV квартал

2451

2690

1849

2394

315,0

2005

3018

3255

2418

2896

268,8

I квартал

2910

3138

2332

2795

226,2

II квартал

3053

3290

2449

2937

254,4

III квартал

3047

3288

2440

2921

267,4

IV квартал

3060

3302

2450

2931

322,4

2006

3422

3695

2731

3279

298,0

I квартал

3374

3640

2703

3234

243,0

II квартал

3443

3717

2747

3301

288,5

III квартал

3434

3709

2736

3292

298,6

IV квартал

3437

3714

2739

3290

358,4

2007

3847

4159

3065

3679

327,6

I квартал

3696

3993

2950

3536

269,9

II квартал

3809

4116

3033

3647

314,7

III квартал

3879

4197

3085

3704

328,1

IV квартал

4005

4330

3191

3830

391,5

2008

4593

4971

3644

4389

325,5

I квартал

4402

4755

3508

4218

278,9

II квартал

4646

5024

3694

4448

319,2

III квартал

4630

5017

3660

4418

338,3

IV квартал

4693

5086

3712

4472

362,1

2009

5153

5572

4100

4930

330,1

I квартал

5083

5497

4044

4857

278,4

II квартал

5187

5607

4129

4963

329,1

III квартал

5198

5620

4134

4978

323,8

IV квартал

5144

5562

4091

4922

388,4

2010

5688

6138

4521

5489

332,1

I квартал

5518

5956

4395

5312

291,5

II квартал

5625

6070

4475

5423

331,8

III квартал

5707

6159

4532

5510

326,7

IV квартал

5902

6367

4683

5709

375,1

2011

6369

6878

5032

6157

325,0

I квартал

6473

6986

5122

6265

273,0

II квартал

6505

7023

5141

6294

312,2

III квартал

6287

6792

4961

6076

327,1

IV квартал

6209

6710

4902

5993

391,4

1) За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; за год - оценка на основе указанных данных. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума. 
2) За 2011 г. - предварительные данные.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Статистика уровня жизни