Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 13:02, контрольная работа
Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень явления. Он выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности. Средняя всегда обобщает количественную вариацию признака, т.е. в средних величинах погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. В отличие от средней абсолютная величина, характеризующая уровень признака отдельной единицы совокупности, не позволяет сравнивать значения признака у единиц, относящихся к разным совокупностям.
1. Теоретическое задание на тему: «Структурные средние величины».
Структурные средние
Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень явления. Он выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности. Средняя всегда обобщает количественную вариацию признака, т.е. в средних величинах погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. В отличие от средней абсолютная величина, характеризующая уровень признака отдельной единицы совокупности, не позволяет сравнивать значения признака у единиц, относящихся к разным совокупностям. Вычисление среднего – один из распространенных приемов обобщения; средний показатель отрицает то общее, что характерно (типично) для всех единиц изучаемой совокупности, в то же время он игнорирует различия отдельных единиц. В каждом явлении и его развитии имеет место сочетание случайности и необходимости. При исчислении средних в силу действия закона больших чисел случайности взаимопогашаются, уравновешиваются, поэтому можно абстрагироваться от несущественных особенностей явления, от количественных значений признака в каждом конкретном случае. В способности абстрагироваться от случайности отдельных значений, колебаний и заключена научная ценность средних как обобщающих характеристик совокупностей.
Для характеристики структуры статистической совокупности применяются показатели, которые называют структурными средними. К ним относятся мода и медиана. Также кроме моды и медианы могут быть использованы такие показатели, как квартили, делящие ранжированный ряд на 4 равные части, децили -10 частей и перцентили — на 100 частей.
В данном теоретическом задании мы будем рассматривать Моду и Медиану.
Мода — это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Мода применяется в коммерческой практике для изучения покупательского спроса, например при определении размера одежды, обуви, пользующейся наибольшим спросом у покупателей, а также для регистрации цен. Модой для дискретного ряда является варианта, обладающая наибольшей частотой. При вычислении моды для интервального вариационного ряда необходимо сначала определить модальный интервал (по максимальной частоте), а затем — значение модальной величины признака по формуле:
где:
Мода зависит от величины групп, от точного положения границ групп.
Мода – число, которое в действительности встречается чаще всего (является величиной определенной), в практике имеет самое широкое применение.
Медиана — это значение признака, которое лежит в основе ранжированного ряда и делит этот ряд на две равные по численности части.
Для определения медианы в дискретном ряду при наличии частот сначала вычисляют полусумму частот , а затем определяют, какое значение варианта приходится на нее. (Если отсортированный ряд содержит нечетное число признаков, то номер медианы вычисляют по формуле:
Ме = (n(число признаков в совокупности) + 1)/2,
в случае четного числа признаков медиана будет равна средней из двух признаков находящихся в середине ряда).
При вычислении медианы для интервального вариационного ряда сначала определяют медианный интервал, в пределах которого находится медиана, а затем — значение медианы по формуле:
где:
Пример. Найти моду и медиану.
Возрастные группы |
Число студентов |
Сумма накопленных частот ΣS |
До 20 лет |
346 |
346 |
20 — 25 |
872 |
1218 |
25 — 30 |
1054 |
2272 |
30 — 35 |
781 |
3053 |
35 — 40 |
212 |
3265 |
40 — 45 |
121 |
3386 |
45 лет и более |
76 |
3462 |
Итого |
3462 |
Решение:
В данном примере модальный интервал находится
в пределах возрастной группы 25-30 лет,
так как на этот интервал приходится наибольшая
частота (1054).
Рассчитаем величину моды:
Это значит, что модальный возраст студентов равен 27 годам.
Вычислим медиану. Медианный интервал находится в возрастной группе 25-30 лет, так как в пределах этого интервала расположена варианта, которая делит совокупность на две равные части (Σfi/2 = 3462/2 = 1731). Далее подставляем в формулу необходимые числовые данные и получаем значение медианы:
Это значит, что одна половина студентов имеет возраст до 27,4 года, а другая свыше 27,4 года.
2. Решение задачи.
Списочная численность работников предприятия на начало каждого месяца составляет (чел):
Дата |
Количество (чел) |
01.01.2009 |
367 |
01.02.2009 |
373 |
01.03.2009 |
371 |
01.04.2009 |
370 |
01.05.2009 |
366 |
01.06.2009 |
369 |
01.07.2009 |
374 |
01.08.2009 |
375 |
01.09.2009 |
371 |
01.10.2009 |
372 |
01.11.2009 |
378 |
01.12.2009 |
372 |
01.01.2010 |
370 |
Требуется рассчитать среднюю численность работников:
- каждого месяца
- каждого квартала
- каждого полугодия
- годовую численность
Используя данные:
- на начало и конец года
- на начало, середину и конец года
- на начало каждого квартала
- на начало каждого месяца
Представить численность работников в относительных величинах, в %.
Решение
Вычислим среднемесячную численность сотрудников за каждый месяц квартала как среднее между численностью работников на начало и конец данного месяца. Используем формулу простой средней арифметической.
т.е. средний уровень ряда равен сумме уровней ряда, деленной на их число.
Тогда:
Месяц |
Среднемесячная численность |
январь |
(367+373)/2=370 |
февраль |
(373+371)/2=372 |
март |
(371+370)/2=370,5 |
апрель |
(370+366)/2=368 |
май |
(366+369)/2=367,5 |
июнь |
(369+374)/2=371,5 |
июль |
(374+375)/2=374,5 |
август |
(375+371)/2=373 |
сентябрь |
(371+372)/2=371,5 |
октябрь |
(372+378)/2=375 |
ноябрь |
(378+372)/2=375 |
декабрь |
(372+370)/2=371 |
Вычислим среднюю численность сотрудников за квартал.
1квартал |
(367+370)/2=368,5 |
2квартал |
(370+374)/2=372 |
3 квартал |
(374+372)/2=373 |
4 квартал |
(372+370)/2=371 |
Вычислим среднюю численность сотрудников за полугодие используя данные на начало, середину и конец года
1 полугодие |
(367+374)/2=370,5 |
2 полугодие |
(374+370)/2=372 |
Вычислим среднюю численность сотрудников за год используя данные:
- на начало и конец года: 367+370/2=368,5
Представим численность работников в относительных величинах, в %.
Дата |
Количество (чел) |
Абсолютный прирост, чел |
Темп роста в % |
01.01.2009 |
367 |
||
01.02.2009 |
373 |
6 |
101,6 |
01.03.2009 |
371 |
-2 |
99,5 |
01.04.2009 |
370 |
-1 |
99,7 |
01.05.2009 |
366 |
-4 |
98,9 |
01.06.2009 |
369 |
3 |
100,8 |
01.07.2009 |
374 |
5 |
101,4 |
01.08.2009 |
375 |
1 |
100,3 |
01.09.2009 |
371 |
-4 |
98,9 |
01.10.2009 |
372 |
1 |
100,3 |
01.11.2009 |
378 |
6 |
101,6 |
01.12.2009 |
372 |
-6 |
98,4 |
01.01.2010 |
370 |
-2 |
99,5 |