Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:31, курсовая работа
Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач.
Основными целями курсовой работы является изучение сущности системного подхода, а также основных принципов и методов системного анализа.
Объектом исследования курсовой работы является изучение системного анализа.
Предметом данной курсовой работы стало рассмотрение и изучение данного понятия.
Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Сущность системного подхода как основа системного анализа…….6
Содержание и характеристика системного подхода…………………….….6
Разновидности системного подхода…………………………………….......11
1.3 Основные принципы системного подхода………………………………....17
Глава 2. Основные элементы системного анализа……………………..…..….21
2.1 Понятийный аппарат системного анализа……………………………..…..21
2.2 Принципы системного анализа……………………………………………..25
2.3 Методы системного анализа……………………………………...………....31
Глава 3. Задачи исследования операций………………………….…………....40
Глава 4. История и библиография системного анализа……………...……..…43
Заключение……………………………………………………………..………...46
Список литературы……………………………………………….......……..…...47
Методы экспертных оценок. Основа этих методов – различные формы экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором наиболее предпочтительного варианта. Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. [4]
При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от группы экспертов и что обобщенное коллективное мнение является достоверным. Наиболее спорным моментом в данных методиках является установление весовых коэффициентов по высказываемым экспертами оценкам и приведение противоречивых оценок к некоторой средней величине. [4]
Экспертный опрос - это не одноразовая процедура. Такой способ получения информации о сложной проблеме, характеризующейся большой степенью неопределенности, должен стать своего рода "механизмом" в сложной системе, т.е. необходимо создать регулярную систему работы с экспертами.[4]
Одной из разновидностей экспертного метода является метод изучения сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз ее деятельности - метод SWOT-анализа.
Данная группа методов находит широкое применение в социально-экономических исследованиях.
Методы типа "Делъфи". Первоначально метод "Дельфи" был предложен как одна из процедур при проведении мозговой атаки и должен помочь снизить влияние психологических факторов и повысить объективность оценок экспертов. Затем метод стал использоваться самостоятельно. Его основа – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура и учет этих результатов при оценке значимости экспертов.[4]
В конкретных методиках, реализующих процедуру "Дельфи", это средство используется в разной степени. Так, в упрощенном виде организуется последовательность итеративных циклов мозговой атаки. В более сложном варианте разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. Для снижения таких факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства иногда требуется, чтобы эксперты обосновали свою точку зрения, но это не всегда приводит к желаемому результату, а напротив, может усилить эффект приспособляемости. В наиболее развитых методиках экспертам присваивают весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов оценок.[4]
Методы типа "дерева целей". Термин "дерево" предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня, - функциями.[4]
Метод "дерева целей" ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе.[4]
Для достижения этого
при построении
Морфологические методы. Основная идея морфологического подхода – систематически находить все возможные варианты решения проблемы путем комбинирования выделенных элементов или их признаков. В систематизированном виде метод морфологического анализа был впервые предложен швейцарским астрономом Ф. Цвикки и часто так и называется "метод Цвикки". [4]
Деловые игры - метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.[4]
Деловые игры выступают как средства анализа систем управления и подготовки специалистов.
Для описания систем управления на практике используется ряд формализованных методов, которые в разной степени обеспечивают изучение функционирования систем во времени, изучение схем управления, состава подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управления, персонализации и четкого информационного обеспечения управления
Одна из наиболее полных классификаций, базирующаяся на формализованном представлении систем, т.е. на математической основе, включает следующие методы:
– аналитические (методы как классической математики, так и математического программирования);
– статистические (математическая статистика, теория вероятностей, теория массового обслуживания);
– теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические (рассматриваемые как разделы дискретной математики);
Классу плохо организованных систем соответствует в данной классификации статистические представления. Для класса самоорганизующихся систем наиболее подходящими являются модели дискретной математики и графические модели, а также их комбинации.
Прикладные классификации ориентированы на экономико-математические методы и модели и в основном определяются функциональным набором задач, решаемых системой.[4]
Рассмотрим примеры системного анализа:
Пример. Рассмотрим простую задачу - пойти утром на занятия в вуз. Эта часто решаемая студентом задача имеет все аспекты:
материальный, физический аспект - студенту необходимо переместить некоторую массу, например, учебников и тетрадей на нужное расстояние;
энергетический аспект - студенту необходимо иметь и затратить конкретное количество энергии на перемещение;
информационный аспект - необходима информация о маршруте движения и месторасположении вуза и ее нужно обрабатывать по пути своего движения;
человеческий аспект - перемещение, в частности, передвижение на автобусе невозможно без человека, например, без водителя автобуса;
организационный аспект - необходимы подходящие транспортные сети и маршруты, остановки и т.д.;
пространственный аспект - перемещение на определенное расстояние;
временной аспект - на данное перемещение будет затрачено время (за которое произойдут соответствующие необратимые изменения в среде, в отношениях, в связях).
Все типы ресурсов тесно связаны и сплетены. Более того, они невозможны друг без друга, актуализация одного из них ведет к актуализации другого.[5]
Типы мышления
Особый тип мышления - системный, присущий аналитику, который хочет не только понять суть процесса, явления, но и управлять им. Иногда его отождествляют с аналитическим мышлением, но это отождествление не полное. Аналитическим может быть склад ума, а системный подход есть методология, основанная на теории систем.
Предметное (предметно-ориентированное) мышление - это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью изучения) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду частных и общих событий и явлений. Часто это методика и технология исследования систем.
Системное (системно-ориентированное) мышление - это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью управления) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду общих и всеобщих событий и явлений. Часто это методология исследования систем.
При системном мышлении совокупность событий, явлений (которые могут состоять из различных составляющих элементов) актуализируется, исследуется как целое, как одно организованное по общим правилам событие, явление, поведение которого можно предсказать, прогнозировать (как правило) без выяснения не только поведения составляющих элементов, но и качества и количества их самих. Пока не будет понятно, как функционирует или развивается система как целое, никакие знания о ее частях не дадут полной картины этого развития.[5]
Глава 3. Задачи исследования операций
Под операцией понимается любое мероприятие (или система действий), объединенное единым замыслом и направленное к достижению определенной цели.
Примеры операций:
1.Система мероприятий, направленная к повышению надежности технического устройства.
2.Отражение воздушного
налета средствами ПВО(
3.Размещение заказов на производство оборудования.
4.Разведывательный поиск
группы самолетов в тылу
5.Запуск группы искусственных
спутников Земли для
6.Система перевозок, обеспечивающая
снабжение ряда пунктов
Операция всегда является управляемым мероприятием, т. е. от нас зависит выбрать тем или другим способом какие-то параметры, характеризующие способ ее организации. «Организация» здесь понимается в широком смысле слова, включая и выбор технических средств, применяемых в операции.
Например, организуя отражение воздушного налета средствами ПВО, мы можем, в зависимости от обстановки, выбирать тип и свойства применяемых технических средств (ракет, установок) или же, при заданных технических средствах, решать только задачу рациональной организации самой процедуры отражения напета (распределение целей между установками, количество ракет, направляемых на каждую цель и т. д.).
Всякий определенный выбор зависящих от нас параметров называется решением.
Решения могут быть удачными и неудачными, разумными и неразумными. Оптимальными называются решения, которые, по тем или иным соображениям, предпочтительнее других.
Основной задачей исследования операций является — предварительное количественное обоснование оптимальных решений.
Само принятие решения выходит за рамки исследования операций и относится к компетенции ответственного лица (или группы лиц), которым предоставлено право окончательного выбора. При этом выборе ответственные за него лица могут учитывать, наряду с рекомендациями, вытекающими из математического расчета, еще ряд соображений (количественного и качественного характера), которые не были учтены расчетом.[6]
Таким образом, исследование операций не ставит себе задачей полную автоматизацию принятия решений, полное исключение из этого процесса размышляющего, оценивающего, критикующего человеческого сознания. В конечном итоге, решение всегда принимается человеком (или группой лиц); задача исследования операций — подготовить количественные данные и рекомендации, облегчающие человеку принятие решения.
Наряду с основной задачей — обоснованием оптимальных решений — к области исследования операций относятся и другие задачи, такие как
Эти «вспомогательные» задачи исследования операций приобретают особую важность, когда мы рассматриваем данную операцию не изолированно, а как составной элемент целой системы операций. Так называемый «системный» подход к задачам исследования операций требует учета взаимной зависимости и обусловленности целого комплекса мероприятий. Разумеется, в принципе всегда можно объединить систему операций в одну сложную операцию более «высокого порядка», но на практике это не всегда удобно (и не всегда желательно), и в ряде случаев целесообразно выделять в качестве «операций» отдельные элементы системы, а окончательное решение принимать с учетом роли и места данной операции в системе.
Глава 4 История и библиография системного анализа
Формирование понятий системного анализа началось еще в древности. Многие философы, математики, физики и др. ученые описывали окружающую нас действительность. И только во второй половине XX века появилась такая наука как «Системный анализ». Ее создателем считается австрийский ученый Людвиг фон Берталанфи, создавший нучный труд «Общая теория систем» в которой выдвинул первую в современной науке обобщённую системную концепцию, задачами которой, являются разработка математического аппарата описания разных типов систем. Таким образом обобщив многовековые накопленные знания многих ученых и философов.
Среди них было и множество российских ученых, которые внесли большой вклад в развитие теории систем. Среди них можно назвать Е. В. Федорова, Д. И. Менделеева (периодическая система химических элементов), В. В. Вернадского (биогеохимия), В. Сукачева (теория биогеоценозов).
Информация о работе Сущность системного подхода как основа системного анализа