Универсальные
учебные действия (УУД) — это умение учиться,
то есть способность человека к самосовершенствованию
через усвоение нового социального опыта[1]. По мнению А. В. Федотовой,
это «обобщенные действия, открывающие
возможность широкой ориентации учащихся, —
как в различных предметных областях,
так и в строении самой учебной деятельности,
включая осознание учащимися ее целевой
направленности, ценностно-смысловых
и операциональных характеристик»[2].
Универсальные учебные действия
в современном школьном образовании
УУД в образовательном процессе
школы выступают в качестве личностных
и метапредметных результатов освоения
учениками основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)).
УУД были определены ФГОС второго поколения
и вошли в учебную деятельность школы
с 2009 года. В содержательный раздел основной
образовательной программы каждой ступени
общего образования в школе должна быть
включена программа развития универсальных
учебных действий[3][4][5].
Существуют определенные
различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные
с возрастными особенностями учеников,
сменой целевых ориентиров и характера
учебной деятельности, переносом приоритетов.
Поскольку УУД относятся
к личностным и надпредметным результатам
освоения основной общеобразовательной
программы, их освоение невозможно отнести
исключительно к конкретному учебному
предмету, но можно отнести к определенной
теме.
Одним из самых важных
и непременных условий формирования УУД
на всех ступенях образования является
обеспечение преемственности в освоении
учащимися универсальных учебных действий.
Для этого ФГОС предусматривает наличие
в каждой школе на каждой ступени программы
формирования УУД.
Ведущую роль в формировании
УУД также играет подбор содержания, разработка
конкретного набора наиболее эффективных,
ярких и интересных ученикам учебных заданий.
Функции универсальных учебных действий
К функциям универсальных
учебных действий относятся:
- обеспечение возможностей
ученика самостоятельно осуществлять
такое действие как учение, ставить перед
собой учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и
результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного
развития личности и ее самореализации
на основе готовности к непрерывному образованию,
необходимость которого обусловлена поликультурностью
общества и высокой профессиональной
мобильностью;
- обеспечение успешного
усвоения знаний, умений и навыков
и формирование компетентностей в любой
предметной области.
Овладение учениками
универсальными учебными действиями происходит
в контексте разных учебных предметов
и, в конце концов, ведет к формированию
способности самостоятельно успешно усваивать новые знания,
умения и компетентности, включая самостоятельную
организацию процесса усвоения, т. е. умение
учиться[6].
Виды универсальных учебных действий
Выделяется 6 видов
универсальных учебных действий:
- предметные — с каким предметом
связано
- межпредметные — связь с другими предметами
- личностные — личностное самоопределение,
ценностно-смысловую ориентация учащихся
и нравственно-этическое оценивание (то
есть умение ответить на вопрос «Что такое
хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования
(соотношение цели действия и его результата, то
есть умение ответить на вопрос «Какое
значение, смысл имеет для меня учение?»)
и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях
- познавательные:
- общеучебные учебные
действия — умение поставить
учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для
её решения, уметь работать с информацией,
структурировать полученные знания
- логические учебные
действия — умение анализировать
и синтезировать новые знания, устанавливать
причинно-следственные связи, доказать
свои суждения
- постановка и решение проблемы — умение сформулировать
проблему и найти способ её решения
- коммуникативные — умение вступать
в диалог и вести его, различия особенности
общения с различными группами людей
- регулятивные — целеполагание, планирование,
корректировка плана[2]
- Качество образования
- — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразнымпотребностям, интересам личности, общества, государства; - это системная совокупность иерархическиорганизованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (какрезультата, как процесса, как социальной системы).
- (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участниковСодружества Независимых Государств.
- М., 2004. С. 44)
- — совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможностьудовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося (студента).Основные факторы, определяющие качество образования:
- 1. профессорско-преподавательский состав;
- 2. учебно-методичесое обеспечение;
- 3. материально-техническая база;
- 4. интеллектуальный потенциал учебного заведения;
- 5. студенты (учащиеся) и выпускники.
- (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление,перспективы развития.
- Кемерово, 2002. С. 100)