Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть валютный контроль и валютное регулирование.
Сформулированная цель определила следующие задачи:
- изучить теоретические основы составы валютного контроля и валютного регулирования;
- рассмотреть цели и направления валютного контроля;
- дать характеристику органов валютного контроля;
- исследовать валютное регулирование Российской Федерации;
- провести анализ статистики валютного контроля и регулирования.
Методологической основой работы являются законодательные документы и труды ученых.

Содержание работы

Введение 3
1. Валютное регулирование и валютный контроль 4
1.1 Понятие валютного регулирования и валютного контроля4
1.2 Принципы валютного регулирования и валютного контроля8
2. Статистика валютного контроля и валютного регулирования10
2.1 Задачи статистики валютного регулирования и контроля 10
2.2 Данные ФТС по направлению деятельности валютного контроля15
Заключение 19
Список используемой литературы20

Файлы: 1 файл

курсовая работа по статистике.rtf

— 8.77 Мб (Скачать файл)

создание комплекса программ по обработке статистической отчетности по валютному регулированию и валютному контролю и доведение их до кредитных организаций и территориальных учреждений Банка России.

В настоящее время, с момента образования в 1993 г. структурного подразделения по валютному регулированию и валютному контролю в Банке России, создана нормативная база статистического учета и отчетности, создан и поддерживается комплекс программ по обработке данных и действует электронная форма представления отчетности, как на уровне кредитных организаций в территориальные учреждения Банка России, так и от территориальных учреждений в Банк России. Таким образом, обеспечена автоматизация сбора и обработки отчетных данных по валютным операциям и сведено до минимума представление кредитными организациями отчетности на бумажных носителях.

Созданная система статистического учета и отчетности имеет комплексный и многоцелевой характер и ориентирована на выполнение целого ряда задач, а именно:

информационного обеспечения для разработки и проведения денежно-кредитной и валютной политики;

обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта; 
уменьшения авансовых платежей по импорту, не обеспеченных своевременными поставками товаров;

мониторинг рынка наличной иностранной валюты; 
предотвращения необоснованного оттока капитала из страны и сокращение притока спекулятивного капитала;

осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций; 
подготовку данных для составления платежного баланса и баланса денежных доходов и расходов населения;

пресечения движения нелегального капитала.

Законодательство  Российской Федерации по этому вопросу представлено:

Федеральным Законом №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле»;

статьями 15.25 «Нарушения валютного законодательства» и 16.19 (часть 4) «Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами» Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации;

статьей 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Последняя редакция действующего Федерального Закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также ст. 15.25 КоАП, дополненная частями 5 и 6 и ст. 16.19 КоАП, дополненная частью 4, обязывают таможенные органы осуществлять валютный контроль на путях выявления случаев:

несвоевременной и/или неполной репатриации платежей (т.н. экспортной выручки), причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

необоснованного перевода российскими импортерами платежей за импортируемые товары.

Целью осуществления валютного контроля силами таможенных органов является обеспечение исполнения участниками внешнеторговой деятельности положений валютного законодательства при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и/или транспортных средств.

Задачами валютного контроля, осуществляемого силами таможенных органов, являются:

обеспечение своевременной и полной регистрации (возврата) платежей (т.н. экспортной выручки), причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

отслеживания обоснованности платежей, производимых российскими импортерами за импортируемые ими товары;

обеспечение соблюдения валютного законодательства при перемещении через государственную границу Российской Федерации валюты, валютных ценностей и ценных бумаг физическими лицами.

Цель статистики валютного контроля - формирование полной и достоверной картины по направлению деятельности «Валютный контроль» и информирование руководства ФТС о соблюдении законодательства в области валютного контроля.

Формы статистической отчетности

Формы статистической отчетности по направлению деятельности «валютный контроль» в количестве четырех утверждены ежегодным приказом ФТС России «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России».

Форма №18-контроль «Сведения о результатах валютного контроля» ежемесячной периодичности, подлежащая представлению региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Эта форма должна содержать сведения о количестве:

выявленных случаев не поступления экспортной выручки либо задержек таких поступлений с указанием их оценки в тысячах долларов США, с привязкой к соответствующим статьямКоАП;

случаев выявленных нарушений, информация о которых передана в органы Росфиннадзора;

возбужденных дел об административных правонарушениях и переданных в органы Росфиннадзора.

2. Форма №1-вал (физические лица) «Сведения о ввозе и вывозе иностранной валюты физическими лицами», ежемесячной периодичности, подлежащими представлению:

таможнями - в региональные таможенные управления до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России - в ГНИВЦ ФТС России до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Ко всем формам статистической отчетности по направлению «валютный контроль» предпосылаются детально сформулированные Методические рекомендации, однозначно регламентирующие порядок заполнения форм и призванные оказать методическую помощь в их заполнении.

Основными пользователями сведениями, содержащимися в формах статистической отчетности по направлению «валютный контроль», могут быть Минфин России, Росфиннадзор, Банк России (Центрабанк), с которым Федеральную таможенную службу связывают соглашения о сотрудничестве и информационном обмене. Право практического осуществления такого обмена по направлению «валютный контроль» делегировано Аналитическому управлению и, - в определенной степени, - ГНИВЦ ФТС России, формирующему соответствующие базы данных, порядок формирования которых изложен в Методических рекомендациях по каждой форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Данные ФТС по направлению деятельности валютного контроля

 

На таможенные органы как агентов валютного контроля возложен контроль за соблюдением валютных ограничений в сфере внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с приказом ФТС России от 08.05.2008 № 557 осуществляется реализация аналитической программы ФТС России «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий».

ФТС России совместно с Банком России в результате применения автоматизированной технологии валютного контроля (основанной на применении паспортов сделок), осуществляемого таможенными органами, выявлены схемы проведения незаконных валютных операций по переводу денежных средств за рубеж (на основании представляемых в банки поддельных таможенных деклараций). По данным фактам в 2008 году возбуждено 32 уголовных дела.

В 2008 году при осуществлении валютного контроля таможенными органами достигнуты следующие результаты.

    Таблица 2. Объем экспортно-импортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, средствами, охваченных технологиями валютного контроля, в 2007 - 2008 годах

 

2006 год, млрд. долларов

2007 год, млрд. долларов

2008 год, млрд. долларов

Объем экспорта

279

321

462, 2

Объем импорта

120

177

240, 5


 

Экспорт:

1. Абсолютные изменения по сравнению с 2007 годов составляют:

462, 2 - 321 = 141, 2 млрд. долларов;

Импорт:

2. Абсолютные изменения по сравнению с 2007 годом составляют:

240, 5 - 177 = 63, 7.

 

Рис. 1. Объем экспортно-импортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, средствами, охваченных технологиями валютного контроля, в 2007 - 2008 годах

 

Объем экспортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 2008 год составил 462,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2007 годом увеличился на 30%.

Объем импортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 2008 год составил 240,5 млрд. долларов США, что на 27% превышает объем импортных операций за 2007 год.

Таблица 3. Количество проверок

года

ЦТУ

СТУ

СЗТУ

ПТУ

ДВТУ

ЮТУ

УТУ

ТНП

ИТОГО

2007

2827

1594

1787

1528

1517

1332

938

316

11839

2008

2326

1216

1841

1505

1211

1296

909

355

10659


 

Абсолютные изменения:

11 839- 10 659 = 1 180 проверок

1 180/100%= 11, 8 %

За 2008 год таможенными органами проведено более 11 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Российской Федерации, в ходе которых выявлено более 27 тыс. нарушений на сумму 105,6 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом количество проверок сократилось на 11, 8%, административная нагрузка на участников ВЭД снизилась, однако количество выявленных нарушений выросло на 14%, а их сумма - в 1,8 раза, что говорит о значительном росте эффективности проверочной работы подразделений валютного контроля.

Таблица 4. Количество дел об административных правонарушениях

года

ЦТУ

СТУ

СЗТУ

ПТУ

ДВТУ

ЮТУ

УТУ

ТНП

ИТОГО

2007

868

360

1495

559

454

436

475

191

4838

2008

1226

591

898

510

516

599

293

211

4844


 

По нарушениям валютного законодательства, выявленным в 2008 году, таможенными органами возбуждено 4, 9 тыс. дел об АП, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, что на 0, 06% превышает показатель 2007 года. Рассмотрение дел данной категории осуществляет орган валютного контроля - Росфиннадзор.

 

Рис. 2. Сведения о перемещении наличной иностранной валюты физическими лицами и юридическими лицами в 2007 - 2008 годах

За 2009 год по делам о нарушениях валютного законодательства, возбужденным таможенными органами, Росфиннадзором наложены штрафы на сумму 2 274 млрд. рублей, что на 28% больше, чем за 2008 год.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 80 между ФТС России и Росфиннадзом централизованно осуществляется обмен информацией и документами о нарушениях валютного законодательства. За 2009 год ФТС России передала в Росфиннадзор 37,5 тыс. сообщений о выявленных таможенными органами нарушениях валютного законодательства на сумму 105,6 млрд. рублей, а также направила 13,3 тыс. документов, подтверждающих данные нарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Валютный контроль - контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов; б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль