Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:34, курсовая работа
Целью данной работы является анализ деятельности системы государственных органов, реализующих миграционную политику, в целях определения и обеспечения равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, виды и основные принципы государственной миграционной политики;
- проанализировать цели, задачи и значение государственной миграционной политики, механизмы воздействия на миграционные процессы.
- изучить походы к определению «миграционной политики»;
Введение…………………………………………………………………………...
3
1
Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты………………………………………………………………….
5
1.1
Сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики……………………………………………………………………
5
1.2
Основные принципы и направления государственной миграционной политики Российской Федерации…………………………………………..
9
2
Влияние государственной миграционной политики России на миграционные социально - экономические и политические процессы в современном обществе………………………………………………………
13
2.1
Анализ миграционных проблем в современном Российском обществе…………………………………………………………………...…
13
2.2
Влияние государственной миграционной политики России на миграционные процессы……………………………………………………
18
Заключение……………………………………………………………………...…
21
Список используемой литературы………………………………………………
23
Органы законодательной
власти субъектов РФ вправе разрабатывать
и принимать соответствующие
законы и иные нормативные правовые
акты с учетом разграничения предметов
ведения в этой сфере, установленной
Конституцией Российской Федерации
и имеющихся международных
В Российской Федерации есть
регионы, нуждающиеся в определенных
мерах государственной помощи для
поддержания основ
Органы государственной
власти Российской Федерации должны
принимать все необходимые меры
по совершенствованию
Реализация мер по сокращению
и предупреждению незаконной внешней
миграции требует активизации работы
по определению правового
Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства.
Федеральным органам власти
и органам власти субъектов Российской
Федерации необходимо осуществлять
меры по контролю за целесообразностью
привлечения и использования
иностранной рабочей силы, направленные
на защиту отечественного рынка труда,
обеспечение приоритетного
Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.
Субъекты РФ вправе регулировать
социально-экономические
В отдельных субъектах
приняты законы и иные нормативные
правовые акты, предоставляющие преференции
выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся
из северных регионов России, военнослужащим
и т.д. В ряде субъектов приняты
ограничительные меры, препятствующие
притоку мигрантов из других субъектов
Федерации и из-за ее пределов. «Преференции
или ограничения для отдельных
категорий мигрантов должны быть
законодательно оформлены и четко
артикулированы в региональных миграционных
программах, иных подзаконных актах
и не могут противоречить
Органы государственной
власти Российской Федерации
стремятся к расширению
2. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА МИГРАЦИОННЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Анализ миграционных
проблем в современном
Существует целый ряд
социальных и политических проблем,
связанных с миграционными
В тексте указанной выше Концепции содержатся критические положения, например, об отсутствии эффективного государственного контроля и регулирования миграционных процессов, необходимость которого признается в связи с созданием условий для решения задачи по обеспечению национальной безопасности, что будет способствовать устойчивому развитию экономики страны, соблюдению прав человека, повышению качества жизни населения Российской Федерации. Иммиграционные и миграционные процессы видятся как некие «вызовы» и «угрозы», когда говорится, что данные процессы представляют собой угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, самой российской государственности, вызов традиционной культуре и т.д. При нечетких, противоречивых и неоднозначных концептуальных основаниях миграционной политики не может быть ни выбрана модель «плавильного котла» (ассимиляции) или «крупно нарезанного салата», отражающие различные способы взаимодействия принимающего общества и иммигрантов, ни выработана новая модель, если обе существующих модели признаются неподходящими для России.
Не выявленные, неопределенные теоретико-методологические принципы, на которых строится миграционная политика, делают ее непоследовательной и малоэффективной, а дискуссиям по проблемам миграции придают нечеткость. При разработке и реализации миграционной политики в РФ, кроме учета региональной специфики, необходимо в полной мере учитывать мировые тренды миграции. «Вырванная» из глобального контекста, не учитывающая миграционную политику других государств, например, Китайской Народной Республики или Таджикистана, российская миграционная политика приобретает черты автаркии и изоляционизма.
Все это – разные проблемы,
требующие дифференцированного
подхода, но в русле общей современной,
стратегически выверенной концепции,
которой еще нет, которую необходимо
выработать. Проблема миграции носит
комплексный характер. Однако миграционная
политика должна проводиться дифференцированно
в отношении различных
Для различных категорий
мигрантов должна проводиться дифференцированная
политика. По сути, должно быть несколько
концепций миграционной политики. Для
трудовых мигрантов – это должна
быть адаптация как приспособление
к временным условиям жизни. По данным
Федеральной миграционной службы, в
настоящее время Российская Федерация
занимает первое место среди европейских
стран по числу трудовых мигрантов,
что не должно вызывать удивления, учитывая
в сравнении с другими
Установлено, что за последние
15 лет по типу миграционной ситуации
Россия превратилась в страну одновременно
и отдающую, и принимающую, последнее
– в значительно большей мере.
Россия является главной страной
иммиграции в СНГ. «Рост иммиграции
в Российскую Федерацию будет
продолжаться и в ближайшие годы,
что обусловлено как
Согласно ориентировочным
подсчетам ФМС, в РФ находится
трудовых мигрантов более 10 млн.
человек, из которых 2 млн. человек
– в Москве. Согласно данным
Центра этнополитических и
Также необходимо учитывать
их профессиональные, образовательные,
демографические
В РФ и в субъектах РФ
предпринимаются попытки
Однако в общественном
мнении имеются настроения антииммиграционизма.
Если, по данным Левада-центра, в 2002 г. 45%
респондентов предлагали ограничить въезд
в страну, а 44% выступали за снятие
барьеров для мигрантов, то уже в
2006 г. 52% полагало, что их город или
район могут обойтись без иммигрантов,
а в 2007 г. такого мнения придерживались
уже 67% россиян. В обществе с одной
стороны, присутствует ориентация на толерантное
отношение к мигрантам, в частности,
к беженцам и вынужденным переселенцам,
с другой стороны, отчетливо просматривается
позиция консервативного «
Справедливо отмечено в Концепции, что актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания. Важно формировать общественное мнение, которое бы способствовало эффективной реализации политики в области регулирования миграционных процессов в РФ. Актуальна задача содействия СМИ в объективном информировании населения РФ о проблемах миграции. Скорее всего, речь должна идти о сбалансированной информации, которая касается не только освещения негативных сторон миграционных процессов, деятельности мигрантов и их «проблемах», но и о положительных сторонах, реальной пользе, которую извлекает государство и общество, рядовой российский гражданин из труда мигрантов. Было бы целесообразно позитивно сформулировать общественно понятную цель в отношении управления миграционными процессами, выдавить страхи, связанные с «засилием иммигрантов», избавиться от риторики миграционных «вызовов» и «угроз», которая отражает реальный антииммиграционизм, весьма распространенный во властных структурах и в обществе в целом. Это возможно, если подойти к пониманию миграционных процессов с точки зрения их объективной необходимости и социально-экономической полезности. Отношение к миграционным процессам как к «вызовам» и «угрозам» придает миграционной политике не превентивный, а реактивный характер: она в такой ситуации становится ответом на то, что уже произошло, подчиняется навязанной логике событий, а не реализует свой выгодный сценарий.