Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа
В работе я рассмотрю такие понятия как статистическая совокупность, статистическое наблюдение. Узнаю историю статистики, ее первооткрывателей и ее развитие в то время. Проанализирую организацию статистики в РФ. Цель моей работы сосредоточить свое внимание на наиболее важных теоретических и практических вопросах статистической науки.
Введение
1. Статистика как наука……………………………………………………4
2. Задачи статистики………………………………………………………….5
3. Организация статистики………………………………………………….11
4. Заключение………………………………………………………………..16
5. Список использованной литературы ……………………………………17
Содержание:
Введение
Введение
Статистика – одна из важнейших
дисциплин в системе
Статистика – интегральная наука. Она включает разделы как теоретические, так и прикладные (экономическая, социальная, отраслевая статистика).
В работе я рассмотрю такие понятия как статистическая совокупность, статистическое наблюдение. Узнаю историю статистики, ее первооткрывателей и ее развитие в то время. Проанализирую организацию статистики в РФ. Цель моей работы сосредоточить свое внимание на наиболее важных теоретических и практических вопросах статистической науки.
Статистика как наука
Статистика - самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и метод исследования. Возникла она из практических потребностей общественной жизни. Уже в древнем мире появилась потребность подсчитывать численность жителей государства, учитывать людей, пригодных к военному делу, определять количество скота, размеры земельных угодий и другого имущества. Информация такого рода была необходима для сбора налогов, ведения войн и т.п. В дальнейшем, по мере развития общественной жизни, круг учитываемых явлений постепенно расширяется.
Особенно возрастает объем собираемой информации с развитием капитализма и мирохозяйственных связей. Потребности этого периода вынуждали органы государственного управления и капиталистические предприятия собирать для практических нужд обширную и разнообразную информацию о рынках труда, и сбыта товаров, сырьевых ресурсах.
В середине 17-го века в Англии возникло научное направление, получившее название "политической арифметики". Начало этому направлению положили Вильям Петти (1623-1687) и Джон Граунт (1620-1674 г.г.). "Политические арифметики" на основе изучения информации о массовых общественных явлениях стремились открыть закономерности общественной жизни и таким образом ответить на вопросы, возникавшие в связи с развитием капитализма.
Наряду со школой "политических арифметиков" в Англии, в Германии развивалась школа описательной статистики или "государствоведения". Возникновение этой науки относится к 1660 г.
Развитие политической арифметики и государствоведения привело к появлению науки статистики .
Понятие " статистика " происходит от латинского слова "status", которое в переводе означает - положение, состояние, порядок явлений.
В научный оборот термин " статистика " ввел профессор Геттингенского университета Готфрид Ахенваль (1719-1772).
Таким образом, статистика сложилась из элементов политической арифметики и государствоведения. От политической арифметики статистика получила комплексный анализ количественных характеристик массовых явлений с целью познания их закономерностей, а от государствоведения – систему количественного описания социально-экономических явлений.
Задачи статистики
Особое место в механизме управления экономикой принадлежит статистике, поскольку состав информации, ее качество и актуальность определяют качественный уровень принимаемых управленческих решений. Наличие систематической и полной информации о происходящих процессах и явлениях становится необходимым условием принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. В этой связи обеспечение информационных запросов управленческих структур является весьма актуальной задачей статистики, способствующей, успешному реформированию экономики. С развитием рыночных отношений тесно связано реформирование российской статистики.
В настоящее время выделяют два этапа проведения реформ в статистике. Начало глубокого реформирования статистики связано с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики и характеризует первый этап, который охватывает период с 1993 по 1996 г. включительно. Главной задачей первого этапа явилось содействие рыночным преобразованиям в стране, создание общеметодологических и организационных основ государственной статистики, соответствующих экономике переходного периода. На первом этапе был определен состав показателей, адекватно отражающих процесс и результативность реформирования, а также внедрена система национальных счетов, наиболее полно отвечающая запросам рынка и соответствующая международной практике учета и статистики. В действующую систему показателей и учета были внесены изменения, касающиеся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения. Начались внедрение цензового принципа организации учета и переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий. Формы государственной статистической отчетности были существенно пересмотрены и обновлен технический потенциал статистической системы. Главным итогом первого этапа реформ явились укрепление статистической системы, обеспечение объективности данных, активное осуществление перехода на принятую в мировой практике методологию статистики и учета. Второй этап реформирования статистики начался в 1997г. разработкой Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах», основной целью которой является завершение реформирования статистики. Новый этап дальнейшего развития реформ связан с переходом на системный принцип реформирования статистики и адаптации ее к рыночным условиям. На современном этапе предусматривается комплексное, взаимосвязанное совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом формирующегося рыночного спроса на информацию, новых требований к качеству информации различных потребителей. При достаточно полном удовлетворении информационных потребностей органов государственной власти остальные разрезы информации, ориентированные на спрос со стороны предпринимательского, научного и индивидуального секторов требуют серьезной проработки. В этой связи в качестве актуальных задач выступает совершенствование статистической информационной базы для максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности.
Крайне актуальными
для второго этапа являются разработка
методологии и организации
В соответствии с требованиями развития рыночной экономики встала задача компьютеризации статистики, являющаяся составной частью программы информатизации России, предусматривающей решение ряда задач по программной и технической совместимости различных автоматизированных систем на федеральном и региональном уровнях.
Определяя в общем виде задачи социальной статистики, следует выделить те, которые решаются любой отраслевой статистикой применительно к своему объекту исследования. Такими задачами для социальной статистики являются: систематический анализ ситуации в социальной сфере; анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социальной инфраструктуры: изучение уровня и условий жизни населения:
Кроме того, существуют особые задачи, присущие именно социальной статистике. Их специфика зависит прежде всего от трудностей, возникающих в практике изучения социальных процессов. К ним относятся следующие.
Приведенными примерами далеко не исчерпывается перечень актуальных задач совершенствования социальной статистики.
Систематическое предоставление информации по названным вопросам региональным и центральным органам власти для своевременного принятия мер по стабилизации обстановки, предупреждению возможных кризисов и обострении — актуальная задача статистики.
Организация государственной статистики в России.
В основу организации статистической работы в России положены следующие принципы:
1) централизованное руководство статистикой;
2) единое организационное строение и методология;
3) неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.
В соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.
В соответствии
с государственным устройством
и административно-
Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрывную связь с органами государственного управления.
Система государственной статистики в России имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.
Низовыми
органами государственной статистики
являются городские и районные управления
государственной статистики. В областях,
краях и республиках, а также
в Москве и Санкт-Петербурге имеются
статистические комитеты по Статистике.
Руководящим организационным и
методологическим центром является
Госкомстат РФ. Он осуществляет государственное
управление всей находящейся в его
ведении единой системой статистических
органов, делом статистики, учета
и отчетности во всех отраслях народного
хозяйства, созданием и функционированием
статистической информационной системы
на основе единой научной методологии.
При Председателе Госкомстата России
действует Совет руководителей
органов государственной