Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 15:34, реферат
В данной работе постараемся наиболее полно осветить тему "задачи статистики и ее организация". Статистика являлась и является одной из важнейших наук, одной из полезнейших наук прошлого и настоящего.
Введение
1. История статистики
2. Статистическая совокупность и её свойства
3. Организация государственной статистики в РФ
3.1 История государственной статистики РФ
3.2 Государственная статистика РФ
4. Статистическое наблюдение
5. Формы организации и виды статистического наблюдения
6. Ошибки статистического наблюдения
Заключение
Список литературы
Реферат: Задачи статистики и ее организации
Содержание Введение 1. История статистики 2. Статистическая совокупность и её свойства 3. Организация государственной статистики в РФ 3.1 История государственной статистики РФ 3.2 Государственная статистика РФ 4. Статистическое наблюдение 5. Формы организации
и виды статистического 6. Ошибки статистического наблюдения Заключение Список литературы Введение В данной работе постараемся наиболее полно осветить тему "задачи статистики и ее организация". Статистика являлась и является одной из важнейших наук, одной из полезнейших наук прошлого и настоящего. "Статистика — вещь мудрая. Она не говорит о том, что будет, она просто констатирует факт"[7]. При этом для "констатации" этого самого факта ей требуются различные измерители, различные показатели. Выполнив следующие задачи, мы узнаем основные сведения о науке статистике: - узнать истоки науки статистики и основные школы, ее представляющие - рассмотреть понятие "статистическая совокупность" и ее свойства - найти и собрать
информацию об организации - выяснить значение
понятия "статистическое - рассмотреть формы
организации и виды - узнать об ошибках статистического наблюдения После рассмотрения
вышеназванных задач, будут усвоены
основы такие аспекты статистики,
как: задачи, организация науки статистики.
1. История статистики Статистика –
это наука о "…методах сбора, обработки,
анализа и интерпретации Слово "статистика" имеет латинское происхождение (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства[5]. В науку термин статистика ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса "Государствоведение", преподававшегося в университетах Германии, на "Статистику", положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше[8]: так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем – населения, домашнего имущества, земель в средние века[5]. У истоков статистической науки стояли 2 школы: немецкая описательная и английская школа политических арифметиков. Представители описательной
школы считали, что задачей статистики
является описание достопримечательностей
государства: территории, населения, климата,
вероисповедания, ведения хозяйства
и т.п. – только в словесной
форме, без цифр и вне динамики,
т.е. без отражения особенностей
развития государств в те или иные
периоды, а только лишь на момент наблюдения.
Видными представителями Представители школы политических арифметиков (Уильям Петти, Джон Граунт, Эдмунд Галлей) своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях[8]. Политические арифметики
ставили целью изучать В настоящее время термин статистика употребляется в 4 значениях: 1. наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведений; 2. совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы; 3. отрасль практической деятельности ("статистический учет") по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни; 4. некий
параметр ряда случайных
величин, получаемый по определенному
алгоритму из результатов наблюдений,
например, статистические критерии (критические
статистики), применяющиеся при проверке
различных гипотез (предположительных
утверждений) относительно природы или
значений отдельных показателей исследуемых
данных, особенностей их распределения[8].
2.
Статистическая совокупность
и ее свойства Статистическая совокупность – множество социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных качественной основой, но отличающихся друг от друга отдельными признаками, т.е. однородных в одном отношении, но разнородных в другом. Таковы, например, совокупность домохозяйств, семей, предприятий, фирм и т.п.[8]. Поскольку статистика призвана выявлять закономерное, она, опираясь на данные о каждом отдельном проявлении изучаемой закономерности, обобщает их и таким образом получает количественное выражение этой закономерности. Статистика не связана с каким-либо конкретным измерителем. Она использует как стоимостные (денежные), так и натуральные показатели[1]. Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков и основой ведущегося при обследовании счета[8]. В каждом случае единица совокупности будет особой: предприятие данной отрасли; рабочий данного предприятия, цеха, бригады; отработанный человеко-день (или человеко-час) — при изучении выработки отдельного рабочего. Уровень исследования определяет круг выдвигаемых задач, и, наоборот, задачи исследования определяют уровень его организации. В том, как указана единица совокупности, проявляется непосредственная связанность этих вопросов. При исследовании на любом уровне в качестве единиц выступает то явление, в котором реализуется изучаемая закономерность, наблюдая за которым, можно проследить ее действие (в той мере, в какой это возможно в единичном явлении). Такой подход приводит к еще одному определению единицы: единица совокупности — это предел дробления объекта исследования, при котором сохраняются все свойства изучаемого процесса. Иногда бывает довольно трудно логически обосновать единицу совокупности по той причине, что отсутствуют "естественные" пределы дробления. Например, при изучении
влияния удобрений на урожайность
определенной культуры в качестве единицы
могут выступать отдельный Итак, предметом статистического изучения выступают совокупности - множество однокачественных, варьирующих явлений. В это определение входят три основные черты(свойства) совокупности любых явлений: 1) это множество явлений; 2) это множество
явлений, объединенных общим 3) это множество
варьирующих явлений, Именно последнее свойство вызывает необходимость изучения всего множества явлений одного вида. Если бы единицы совокупности были полностью тождественны друг другу, то не было бы потребности обращаться к множеству единиц: достаточно изучить лишь одну единицу, чтобы знать все о всех явлениях этого вида. Вариация — основа
существования мира и источник его развития.
Если бы люди не делились на мужчин и женщин,
человечество прекратило бы существование;
если бы не было различных мнений — истина
была бы недостижимой, а жизнь без вариаций
— невыносимо скучной![1] 3.
Организация государственной
статистики в РФ 3.1 История государственной статистики РФ История возникновения и развитие Российской государственной статистики определяется, прежде всего, развитием общества и государства, их социально-экономическими потребностями. Изменение экономической политики в конце XVIII века, проявившееся в оживлении свободного предпринимательства, сказалось на характере русской статистики, проявлении в ней черт средства социального познания, более широком отражении состояния экономики и общественной жизни. Этот период возникновения статистической деятельности в России характеризуется также рядом важных и интересных научных статистических разработок. Высочайшим Манифестом
от 8 сентября 1802 г. повелено: каждому
Министру в конце года подавать Его
Императорскому Величеству через Правительственный
Сенат письменный отчет по управлению
всех вверенных ему частей. 8 сентября
(20 сентября по новому стилю) 1802 года началось
организационно-структурное Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ. Восстанавливается отчетность губерний. 19 сентября 1802 года в циркуляре Министра внутренних дел графа В.П. Кочубея губернаторам указана схема отчета, содержащая сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах и о городских доходах и публичных зданиях. 20 марта 1811 г.
был создан официальный центр
правительственной статистики В 1834 году в Совете Министерства внутренних дел учреждается особое Статистическое отделение. Согласно утвержденным 20.12.1834 г. Правилам о Статистическом отделении при Совете Министерства внутренних дел целью его учреждения было составление подробных и по возможности точных описаний состояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Сверх этого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городских доходах и расходах и рассмотрение, в хозяйственном отношении, предполагаемых по ведомству Министерства внутренних дел новых зданий. Основанием статистических работ, поручаемых Канцелярии Статистического отделения, служили сведения, получаемые из департаментов Министерства и от начальников губерний. Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнего состояния описываемой им части, для сравнения его с настоящим. К тексту описаний, когда нужно, прилагались таблицы. Этими же Правилами,
утвержденными 20.12.1834 года, во всех губернских
городах учреждались Губернский статистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразный порядок, вносил их в табели по полученным от Статистического совета Министерства формам либо составлял по этим сведениям точные описания губернии в целом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли. В 1837 году была определена
и оформлена система годовой
отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых
ею ранее, был расширен, но социально-экономическая
статистика была исключена из основного
отчета о состоянии губерний. И
только в 1842 году Министерство внутренних
дел значительно расширило В дореформенный период учрежденный при Министерстве внутренних дел по Высочайшему повелению 22 декабря 1852 года Статистический комитет, 4 марта1858 года получает наименование Центрального статистического комитета. Центральному статистическому комитету предоставляется право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от Департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений. Центральному Статистическому Комитету подчиняются по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ, все губернские статистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащие наставления и руководства. Преобразование
Статистического комитета при Министерстве
внутренних дел в Центральный
статистический комитет свидетельствовало
об официальном признании Развитию государственной
статистики способствовало привлечение
к практической деятельности известных
статистиков. Статистическое отделение
Министерства внутренних дел с 1835 года
по 1852 год возглавлял известный статистик
К.И. Арсеньев. В 1857 году в обстановке
общественного подъема в России
в Статистический комитет пришла
группа квалифицированных статистиков,
среди них - А.Г. Тройницкий, впоследствии
возглавивший Статистический Совет
Центрального статистического комитета
Министерства внутренних дел- А.Б. Бушен,
много сделавший для Пореформенный период
(1861-1917) вошел в историю как
период земской статистики. Огромный
статистический материал, собранный
и разработанный земскими статистиками,
стал надежной основой глубоких исследований
экономики пореформенной В 50-е годы Министерством
внутренних дел был выполнен ряд
специальных статистических работ,
подготовивших в какой-то степени
проведение реформы 1861 г. По характеру
эти работы можно подразделить на
три группы: исследования, характеризующие
крепостное население России, разработка
данных о ценах на земли; исследования
состояния помещичьего Проведение ряда крупных статистических исследований в 40-50-е годы послужило стимулом для развития статистической науки. Основной исторической заслугой русских статистиков этого периода было окончательное оформление и утверждение политико-экономического направления в русской статистической науке. Теоретические разработки статистиков этих лет послужили надежной основой для конкретных статистических исследований. Возглавлял Центральный
статистический комитет с 1864 по 1875 г.
П.П. Семенов- Тяньшанский - известный
географ, экономист, статистик, член-эксперт
редакционной комиссии по подготовке
крестьянской реформы 1861 года. С 1875 по
1897 г. П.П. Семенов - Тяньшанский был
председателем Статистического
совета. В 1870 г. по его инициативе состоялся
съезд статистиков Важнейшей была перепись
населения Российской Империи 1897 г.
(до нее источником данных были ревизии),
которой предшествовал Начальный этап советской
статистики (1917 - 1930 гг.) отличался исключительной
интенсивностью: проводилось большое
число специально организованных статистических
переписей и обследований, плодотворно
работали различные научные коллективы,
был построен первый баланс народного
хозяйства, совершенствовалась организационная
структура государственной В июне 1918 г. был созван Первый Всероссийский съезд статистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный Павлом Ильичем Поповым, возглавлявшим в то время отдел переписи и статистики ВСНХ. 25 июля 1918 года
Декретом Совета Народных Крупным событием
в жизни государственной Материалы переписи 1920 года легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). Одной из первых фундаментальных
работ, выполненных молодой советской
статистикой, была оригинальная, сложная
в теоретическом, методологическом
и практическом отношении разработка
первого баланса народного Последующее развитие
советской статистики тормозилось
созданием в 30-е годы административно- В годы Великой Отечественной войны статистика решала огромные задачи по оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению производительных сил страны в восточные районы. После войны роль статистики возросла: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода, получили распространение экономико-математические модели и методы. В 1987 году по постановлению
правительства Центральное В настоящее время
российская государственная статистика
не только решает текущие задачи обеспечения
информационных потребностей общества,
но и работает над комплексом проблем
с целью ее адаптации к рыночной
экономике. Проведено Всероссийское
совещание статистиков в ноябре
1995 г.. Разработана Федеральная Необходимость реформирования
российской статистики обусловлена, прежде
всего, радикальной трансформацией
социальной и общественно-экономической
среды, изменениями в международной
и внутригосударственной - Россия обрела
государственность, что - вхождение России
в мировое сообщество - принятие Конституции
Российской Федерации, в - интенсивное развитие
негосударственного сектора, Организационной основой реформирования статистики в новых условиях стала рассчитанная на 1993-1995 годы Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствие с требованиями развития рыночной экономики. Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с переходом к рыночной экономике. Начался процесс реформирования российской статистики. В связи с этим, на первый план выдвинулась задача - решить проблему охвата статистическим учетом быстро увеличивающегося числа хозяйственных объектов и, прежде всего, в рамках негосударственного сектора экономики. Традиционный способ сбора информации с помощью системы обязательной сплошной государственной статистической отчетности, которая господствовала в нашей стране в условиях директивной экономики, оказался неадекватным новым условиям. Эти и другие вопросы перестройки всей системы государственной статистики предполагается решить в Федеральной целевой программе "Реформирование статистики в 1997-2000 годах". Начало 90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием на его территории самостоятельных государств. С этих пор Госкомстат России стал преемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практике статистических работ на ее территории. Госкомстат России
является федеральным органом За этот период
была существенно изменена действующая
система статистических показателей,
создана система национальных счетов,
положено начало международным сопоставлениям
валового внутреннего продукта, приведены
в соответствие с международной
практикой показатели статистики цен,
финансов, населения, труда, внешней
торговли, включая таможенную, бюджетную
и банковскую статистику, заложена
основа Государственного статистического
регистра юридических лиц и их
обособленных подразделений, а также
Единой системы классификации и
кодирования технико- Указом Президента
Российской Федерации В.В.Путина от
9 марта 2004 года № 314 "О системе
и структуре федеральных В соответствии с
вышеназванным Указом Президента Российской
Федерации Правительство Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении
Положения о Федеральной службе
государственной статистики" утверждено
Положение о Федеральной службе
государственной статистики и внесены
некоторые изменения в В частности, руководство
деятельностью Федеральной Признается утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике" Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2004 г.
№ 1024-р территориальные органы Госкомстата
России переходят в подчинение Федеральной
службе государственной статистики.
[9] 3.2 Государственная статистика РФ Основная продукция статистики — это обобщающие статистические показатели, такие, как численность населения в стране (или регионе), процент женщин, процент лиц с высшим образованием, валовой внутренний продукт, произведенный за год (или квартал), и так далее. Для того чтобы получить такую обобщенную информацию, нужно организовать сбор данных (статистическое наблюдение), их обобщение и представление в компактной и наглядной форме. Статистические показатели агрегируют данные массового наблюдения по совокупности единиц. Они используются правительством страны, местными органами власти; лежат в основе межправительственных соглашений. Следовательно, должна существовать официальная государственная статистика — система организаций, отвечающих за сбор социальных и экономических данных и их обобщение по определенной территории, за их точность и достоверность. Система государственной статистики в России сложилась во второй половине XIX в. Главным органом государственной статистики в настоящее время является Федеральная служба государственной статистики (Росстат), ранее -Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). В каждом субъекте
РФ имеется региональный комитет
по статистике. В целом можно сказать,
что структура органов Статистические
данные о численности и составе
населения, о структуре экономики
и результатах ее работы за период,
состоянии рынка труда, уровне цен
и их изменениях, заработной плате
и совокупных доходах населения
и т.д. публикуются в специальных
изданиях — статистических сборниках.
Сборники бывают двух видов: универсальные
и специальные, освещающие детально
состояние какой-либо сферы. Примером
универсального статистического сборника
могут служить краткий К специализированным
статистическим сборникам относятся:
"Социальное положение и уровень
жизни населения России"( Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник "Санкт-Петербург в ... году" и "Ленинградская область в ... году". Комитет по статистике Москвы — статистический сборник "Москва в цифрах, ... год" (краткий), "Москва в ... году". В регионах издаются и специализированные статистические сборники. Структура Росстата России и региональных комитетов по статистике соответствует основным направлениям статистических работ. Росстат России включает управления: • статистического планирования и организации статистического наблюдения; • национальных счетов; • статистики предприятий и структурных обследований; • статистики труда; • переписи населения и демографической статистики • статистики зарубежных стран и международного сотрудничества; • статистики уровня жизни и обследований населения; • статистики услуг, транспорта и связи; • статистики основных фондов и строительства; • статистики внутренней и внешней торговли; • статистики окружающей среды и сельского хозяйства; • статистики цен и финансов; • сводной информации. Подобные подразделения (отделы) выделяются в региональных комитетах по статистике. Росстат входит в
структуру федеральных органов
исполнительной власти. Региональные
комитеты статистики входят в структуру
местных органов власти. Оперативность
и качество статистических работ
зависят от развития технологии сбора,
передачи, обработки и хранения информации.
Все областные, краевые и республиканские
комитеты по статистике имеют вычислительные
центры. Мощный вычислительный центр имеет
Росстат России. Все большее значение
приобретают локальные вычислительные
сети, связывающие банки данных статистических
служб, других держателей региональной
и федеральной информации. Основные функции
всех статистических органов состоят
в сборе, обработке, анализе и представлении
данных в удобном для пользователя виде.
Статистические службы должны оперативно
предоставлять информацию органам управления,
осуществлять обмен информацией с Центральным
банком Российской Федерации (Банком России)
и его конторами на местах, Министерством
финансов РФ (Минфином) и его местными
органами, Министерством экономического
развития, торговли и туризма, Министерством
по труду и социальной защите населения
РФ и т.д.[1] 4. Статистическое наблюдение Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, НИИ, экономическими службами банков, бирж, фирм. Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы: -подготовка наблюдения; -проведение массового сбора данных; -подготовка данных
к автоматизированной некоторые авторы выделяют еще четвертый этап: - разработка предложений
по совершенствованию - Подготовка статистического наблюдения включает работы, важнейшими из которых являются: определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации, определение единицы наблюдения и отчетной единицы, места и времени наблюдения, а также формы способа и вида статистического наблюдения - Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. - На этапе подготовки данных к автоматизированной обработке полученные данные подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании экспертов взаимосвязей между показателями и качественными признаками.[3] - На последнем
этапе проведения Цель наблюдения - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Объект наблюдения - статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально - экономические явления и процессы. Единица наблюдения - составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетная единица – субъект от которого поступают данные о единице наблюдения (например, при организации статистического наблюдения в капитальном строительстве информация может быть получена от проектных или подрядных организаций или от предприятий – застройщиков). К документальному сопровождению статистического наблюдения относятся. 1. Программа статистического наблюдения, которая включает определение объекта наблюдения и единиц совокупности; перечень признаков, характеризующих единицы совокупности; перечень вопросов и последовательность их постановки. 2. Статистический
формуляр, предназначенный для сбора
статистических сведений и Обязательными элементами
статистического формуляра Титульная часть содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр. Адресная часть включает адрес отчетной единицы и ее подчиненность. Формуляр может иметь разные названия: карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д. 3. Инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности. [3] Не всякий сбор сведений может называться статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда изучаются статистические закономерности, проявляющиеся в массовых процессах, в большом количестве единиц совокупности. Поэтому наблюдение считается статистическим, если оно соответствует следующим условиям: • является планомерным; • является массовым; • является систематическим. Планомерность статистического
наблюдения предполагает, что оно
готовится и проводится по заранее разработанному
плану, являющего частью общего плана
проведения статистического исследования;
в такой план включаются вопросы методологии,
организации, техники сбора информации,
контроля ее качества, его достоверности
и оформления итоговых результатов. Массовый
характер статистического наблюдения
означает, что оно охватывает количество
случаев проявления изучаемого явления,
достаточное для получения достоверных
статистических данных, характеризующих
совокупность в целом. Систематичность
наблюдения определяется тем, что оно
должно проводиться либо непрерывно, либо
систематически, либо регулярно, так как
только такой подход позволяет изучать
тенденции и закономерности социально-экономических
явлений и процессов. Примером статистического
наблюдения являются опросы общественного
мнения, проводимые с целью изучения мнения
граждан по вопросам, представляющим для
них интерес.[4] Итак, в результате статистического
наблюдения должна быть получена только
объективная, сопоставимая и достаточно
полная информация, позволяющая на последующих
этапах исследования обеспечить научно
обоснованные выводы о характере и закономерностях
развития изучаемого явления[2]. 5. Формы организации и виды статистического наблюдения Формы, виды и способы статистического наблюдения приведены в таблице 5.1. Таблица 5.1 Формы организации, виды, способы статистического наблюдения
Источник: Кошевой
О.С. Основы статистики Формы организации. В статистической практике используются три организационные формы наблюдения – отчетность, специальное статистическое обследование, регистровое наблюдение. Статистическая отчетность – это такая организационная форма, при которой единицы наблюдения представляют сведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца. Особенность отчетности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя. Специальное статистическое обследования – организуется и проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных (проведение переписей населения). Регистровое наблюдение - это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течении времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляется по мере изменения; третьи - представляют собой динамические ряды показателей с заранее известным периодом обновления. (Например: регистр населения, регистр предприятий)[3] К наиболее известным относятся два вида регистров: регистры населения и регистры предприятий. Регистры населения представляет собой поименованный и регулярно обновляемый перечень жителей страны. Наблюдение проводится по следующим признакам: пол, дата и место рождения (постоянные данные), брачное состояние (переменный признак).Информация в регистр заносится на каждого родившегося или прибывшего из-за границы. В случае смерти или отъезда на постоянное место жительства в другую страну данные из регистра убираются. Такие регистры ведутся в государствах с небольшой численностью населения и по ограниченному числу признаков, так как это требует больших затрат. Регистр предприятий ведется по всем видам экономической деятельности. По каждому предприятию в регистре находятся следующие сведения: время регистрации предприятия; его название; адрес; организационно-правовая форма; организационная структура и структура управления; виды экономической деятельности; численность занятых; и т.д. В настоящее время в Российской Федерации действует единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), который содержит данные по всем предприятиям, организациям, учреждениям, любой формы собственности и любого вида деятельности, в том числе и общественным организациям. В информационном фонде регистра содержатся следующие данные: - сведения об
отраслевой принадлежности и
территориальной, вид - вид собственности и организационная форма; - справочные данные
(адрес, фамилии руководителей, - экономические
показатели (среднесписочная численность,
средства, направленные на потребление,
остаточная стоимость ОПФ, Регистр ведется в территориальном разрезе. Если предприятие закрывается, то служба ведения регистра получает информацию об этом в течение 10 дней после решения ликвидации комиссией. [4] Виды статистического наблюдения. В зависимости
от задач статистического - систематически, постоянно охватывая факты по мере их возникновения – это будет текущее наблюдение (отчетность); - регулярно, но
не постоянно, а через Способы статистического наблюдения При непосредственном учете фактов сведения получают путем личного учета единиц совокупности: пересчета, взвешивания, измерения и т.д. Документальный способ сбора статистической информации базируется на систематических записях в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт. В ряде случаев для заполнения статистических формуляров прибегают к опросу населения, который может быть произведен экспедиционным, анкетным или корреспондентским способом. Существуют различные способы формирования выборочной совокупности. Это, во-первых, индивидуальный отбор, включающий такие разновидности, как собственно случайный, механический, стратифицированный, и, во-вторых, серийный, или гнездовой, отбор[5]. По времени регистрации фактов различают непрерывное или текущее наблюдение (отчетность, постоянная регистрация данных по мере их возникновения), периодическое (регистрация по мере надобности) и единовременное. Текущее наблюдение используется, например, в статистике бюджетов населения; примерами периодического наблюдения служит перепись населения, единовременного – перепись жилого фонда. По степени охвата единиц совокупности различают сплошное и несплошное наблюдение. Сплошным наблюдением называется такое, при котором регистрации подлежат все без исключения единицы изучаемой совокупности. Оно применяется, например, при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности, учреждения, организации и т.д. Несплошным наблюдением называют такое, при котором обследованию подвергаются не все единицы изучаемой совокупности, а только их часть, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. Несплошное наблюдение имеет ряд преимуществ перед сплошным: сокращение времени и затрат, более детальная регистрация и т.д. Расширению практики несплошного наблюдения способствует развитие многоукладной экономики, связанной с увеличением числа объектов экономической деятельности. Несплошное наблюдение подразделяется на наблюдение основного массива, монографическое и выборочное. Согласно способу наблюдения основного массива сбор данных осуществляется только по тем единицам совокупности, которые дают основной вклад в характеристику изучаемого явления. Часть совокупности, о которой заведомо известно, что она не играет большой роли в характеристике совокупности, исключается из наблюдения. Например, структуру грузооборота можно изучить, только исследовав крупнейшие транспортные узлы. Монографическое наблюдение представляет собой подробное описание отдельных единиц совокупности для их углубленного изучения, которое не может быть столь результативным при массовом наблюдении. Обычно, монографические наблюдения проводятся в целях выявления имеющихся или намечающихся тенденций развития для изучения и распространения передового опыта отдельных хозяйств или выявления недостатков в работе отдельных предприятий. примерами монографических наблюдений являются обследования работы отдельных предприятий, перешедших в частную собственность. Наибольшее признание
и распространение в В любом статистическом
обследовании для получения первичных
данных могут быть использованы непосредственные
наблюдения, документы, опрос.[2] 6. Ошибки статистического наблюдения Как бы тщательно ни был составлен инструментарий наблюдения, проведен инструктаж исполнителей, материалы наблюдения всегда нуждаются в контроле. Это объясняется массовым характером статистических работ и сложностью их содержания.[2] Ошибками наблюдения называются расхождения между данными наблюдения и фактическими значениями признаков исследуемого явления. Ошибки наблюдения разнообразны по происхождению и своему содержанию. В зависимости от причин возникновения различают следующие виды ошибок: • методические ошибки; • ошибки регистрации; • ошибки репрезентативности (представительности). Методические ошибки возникают в результате использования несовершенных методик, неправильных теоретических концепций, лежащих в основе исследования. Ошибки регистрации возникают при получении данных об отдельных единицах совокупности вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи. Они подразделяются на: -объективные ( - субъективные (преднамеренные)
ошибки, возникающие по причине
сознательного искажения Ошибки репрезентативности (представительности) характерны только для несплошного наблюдения. Они возникают в результате того, что состав отобранной для обследования части единиц совокупности (выборки) не полностью отражает состав и свойства всей изучаемой совокупности, несмотря на то, что регистрация сведенийпо каждой отобранной единице была проведена точно. По форме проявления (по влиянию на результат) ошибки делятся на: • систематически; • случайные. Систематические ошибки возникают по какой-то определенной причине и вызывают одностороннее искажение значений признака у наблюдаемых единиц (увеличение или уменьшение). Они очень опасны, так как величина показателя, рассчитанная в целом по всей совокупности будет включать накопленную ошибку. Случайные ошибки являются результатом действия различных случайных факторов. Они не имеют какой-либо направленности. В больших совокупностях в результате действия закона больших чисел эти ошибки взаимно погашаются и не оказывают существенного влияния на точность наблюдения. Оба вида ошибок в любом исследовании выступают совместно и составляют совокупную ошибку наблюдения Δ: Δ=σ+ε; где σ - систематическая ошибка наблюдения, ε - случайная ошибка наблюдения. Для выявления и исправления ошибок, данные наблюдения необходимо тщательно контролировать. [4] Этапы проверки достоверности информации 1. Прежде всего
проверяется полнота охвата 2. После проверки
полноты данных проводится их
контроль — счетный ( · Арифметический (счетный) контроль. Этот вид контроля основан на использовании количественных связей между показателями, которые могут быть проверены арифметическими действиями. Такие связи обычно отражаются в заголовках граф или строк формуляров. Например, графа x = графа y - графа z и т.д. Арифметический контроль используется для проверки итоговых данных, с его помощью устанавливается наличие ошибки. · Логический контроль основан на использовании логической взаимосвязи показателей, установлении логического соответствия между ними. Он не выявляет ошибки наблюдения, а лишь ставит под сомнение правильность полученных данных. Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путем их логического осмысления или сравнения полученных данных с другими источниками по данному вопросу. Для проверки данных наблюдения обычно составляется схема контроля, в которую включаются различные виды контроля. При обнаружении ошибок нельзя самостоятельно их исправлять. Для этого необходимо получить дополнительную информацию путем повторного наблюдения. Данные наблюдения считаются принятыми, если они прошли контроль, и в них внесены все необходимые исправления. Проверкой собранных данных заканчивается начальная стадия статистического исследования. После этого можно
переходить ко второй стадии исследования
- обработке данных наблюдения. Обработка
заключается в классификации
и систематизации полученного статистического
материала, осуществляемых
через сводку и группировку.[4] Заключение В данной работе были рассмотрены основные аспекты темы " задачи статистики и ее организации". В результате, можно сделать краткие выводы по параграфам: 1. История статистики
насчитывает много столетий, однако
в науку термин ввел Готфрид
Ахенваль в 1746 году, тогда статистика
понималась как " 2. Статистическая
совокупность – это множество
единиц (объектов, явлений), объединенных
единой закономерностью и 3. Главным органом
государственной статистики в
настоящее время является 4. Статистическое
наблюдение – первая стадия
статистического исследования, представляющая
собой научно-организованный 5. Формы организации статистического наблюдения: 1) Отчетность 2) Специальное статистическое обследование Виды статистического наблюдения: По времени: текущее, периодическое, единовременное По степени охвата совокупности: сплошное, несплошное 6. Всегда существует
риск ошибки. Статистические работы
массовые и порой носят |