Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:50, доклад
Двигатель Стирлинга — тепловая машина, в которой жидкое или газообразное рабочее тело движется в замкнутом объёме, разновидность двигателя внешнего сгорания. Основан на периодическом нагреве и охлаждении рабочего тела с извлечением энергии из возникающего при этом изменения объёма рабочего тела. Может работать не только от сжигания топлива, но и от любого источника тепла.
Универсальные источники электроэнергии
Двигатели Стирлинга могут
применяться для превращения
в электроэнергию любой теплоты.
На них возлагают надежды по созданию
солнечных электроустановок. Их применяют
как автономные генераторы для туристов.
Некоторые фирмы выпускают
Насосы
Эффективность систем отопления или охлаждения возрастает, если в контуре установлен насос принудительной подачи теплоносителя. Установка электрического насоса снижает живучесть системы, а в быту неприятно тем, что электросчётчик «накручивает» ощутимую сумму. Насос, использующий принцип двигателя Стирлинга, решает эту проблему.
"Стирлинг" для перекачки
жидкостей может быть гораздо
проще привычной схемы «
Насос на основе двигателя стирлинга может служить для накачки воды в ирригационные каналы посредством солнечного тепла, для подачи горячей воды от солнечного коллектора в дом (в системах отопления теплоаккумулятор стараются установить как можно ниже, чтобы вода шла в радиаторы самотёком).
Стирлинг-насос может использоваться для перекачки химических реагентов, поскольку абсолютно герметичен.
Стирлинг-насос с жидким поршнем использует цикл, отличный от цикла Стирлинга. Его идеализированная диаграмма P-V имеет вид прямоугольника и состоит из двух изохор и двух изобар. КПД примерно в 2 раза хуже, чем у цикла Карно (и цикла Эрикссона) для такого же перепада температур.
Тепловые насосы
Тепловые насосы позволяют экономить на отоплении[6]. Принцип действия тот же, что у кондиционера (кондиционер - это тот же тепловой насос), только кондиционер обычно охлаждает помещение, нагревая окружающее пространство, а тепловой насос, как правило, обогревает помещение, охлаждая наружный воздух, воду из скважины или другой источник низкопотенциального тепла. Обычно используются теплонасосы, приводимые в движение электричеством. Но электричество в ряде стран производится на теплоэлектростанциях, сжигающих газ, уголь, мазут, и в результате калория, полученная на таком теплонасосе оказывается не дешевле, чем полученная от сжигания газа. Агрегат, в котором совмещены двигатель Стирлинга и тепловой насос Стирлинга, делает ситуацию более благоприятной. Двигатель Стирлинга отдаёт в систему отопления бросовое тепло от «холодного» цилиндра, а полученная механическая энергия используется для подкачки дополнительного тепла, которое забирается из окружающей среды. Гибридный теплонасос «стирлинг-стирлинг» оказывается проще, чем композиция из двух стирлинг-машин. В агрегате совершенно отсутствуют рабочие поршни. Перепады давления, возникающие в двигателе, непосредственно используются для перекачки тепла тепловым насосом. Внутреннее пространство агрегата герметично и позволяет использовать рабочее тело под очень высоким давлением.
Холодильная техника
Практически, все холодильники
используют те же тепловые насосы. Применительно
к системам охлаждения их судьба оказалась
более счастливой. Ряд производителей
бытовых холодильников
Сверхнизкие температуры
Двигатель Стирлинга может
работать и в режиме холодильной
машины (обратный цикл Стирлинга). Для этого его приводят в движение
любым другим внешним двигателем (в том
числе с помощью другого "Стирлинга").
Такие машины оказались эффективны для
ожижения газов. Если не требуется больших
объёмов (например в условиях лаборатории),
то стирлинги выгоднее, чем турбинные
установки[источник не указан
Миниатюрные "Стирлинги"
выгодно применять для
Подводные лодки
Преимущества "стирлинга" привели к тому, что ещё в первой половине 1960-х годов военно-морские справочники указывали на возможность установки на подводных лодках типа «Шёурмен» производства Швеции воздухонезависимых двигателей Стирлинга. Однако ни «Шёурмены», ни последовавшие за ними «Наккены» и «Вестеръётланды» указанные силовые установки так и не получили. И только в 1988 году головная субмарина типа «Наккен» была переоборудована под двигатели Стирлинга. С ними она прошла под водой более 10 000 часов. Другими словами, именно шведы открыли в подводном кораблестроении эру вспомогательных анаэробных двигательных установок. И если «Наккен» — первый опытный корабль этого подкласса, то субмарины типа «Готланд» стали первыми серийными лодками с двигателями Стирлинга, которые позволяют им находиться под водой непрерывно до 20 суток. В настоящее время все подводные лодки ВМС Швеции оснащены двигателями Стирлинга, а шведские кораблестроители уже хорошо отработали технологию оснащения этими двигателями подводных лодок, путём врезания дополнительного отсека, в котором и размещается новая двигательная установка.
Подобные двигатели
На текущий момент двигатель Стирлинга рассматривается как перспективный единый всережимный двигатель НАПЛ 5-го поколения.
Аккумуляторы энергии
Можно запасать с его помощью энергию, используя в качестве источника тепла теплоаккумуляторы на расплавах солей. Такие аккумуляторы превосходят по запасу энергии химические аккумуляторы и дешевле их. Используя для регулировки мощности изменение фазного угла между поршнями, можно аккумулировать механическую энергию, тормозя двигателем. В этом случае двигатель превращается в тепловой насос.
Солнечные электростанции
Основная статья: Солнечная электростанция
Двигатель Стирлинга может
использоваться для преобразования
солнечной энергии в
В феврале 2008 года Национальная лаборатория Sandia достигла эффективности 31,25 % в установке, состоящей из параболического концентратора и двигателя Стирлинга[7].
Компания Stirling Solar Energy разрабатывает солнечные коллекторы большой мощности — до 150 кВт на одно зеркало. Компания строит в южной Калифорнии крупнейшую в мире солнечную электростанцию.
Список литература
1. Двигатели Стирлинга: Сборник статей / Перевод с англ. Б.В.Сутугина ; Под ред. Д-ра техн. Наук, проф. В.М.Бродянского.-М.:"Мир",1975 с.-446.: ил.; 22см.
2. Двигатели Стирлинга / [В.Н.Даниличев, С.Н.Ефимов, В.А.Звонков и др.]; Под ред. М.Г.Круглова - М.: "Машиностроение", 1977 с.-151с.: ил.; 21см
3. Махалдиани В.В. Перспективы развития роторных ДВС - Двигателестроение, 1982г.,№ 6, с.57-59.
4. Дикий Н.А.,Бутаревич Ю.Ф. Перс
5. Файн М.А., Блованов О.И. Использование зарубежной патентной информации для определения тенденций развития двигателестроения - Двигатели внутреннего сгорания /Харьковский политехнический институт, 1984, вып.40,с.3-9.
6. Моравский А.В., Файн М.А. Огонь в упряжке, или Как изобретают тепловые двигатели. – М.: Знание, 1990. (Жизнь замечательных идей),-192 с.
7. Барский И., Орлова Г. Газотурбинный двигатель. За ним ли будущее? - Наука и жизнь, 1984, № 8, с.56-63.
8. Михайлов Л.И. На пути создания адиабатного двигателя - Двигателестроение, 1982, № 5, с.52.
9. Озимов П.П., Ванин В.К. О проблемах и перспективах создания адиабатных дизелей - Автомобильная промышленность,1984,№ 3,с.3-5.
10. Перспективы создания адиабатного
двигателя - М.:ЦНИИ-ТЭИтяжмаш,1983.-29с.-(
11. Кошелев И.М., Пушкарев В.А., Жаров Р.А. Бесшатунный карбюраторный двигатель - Двигателестроение, 1982, № 2, с.54-55.
12. Мацкерле Ю. Современный экономичный автомобиль/Пер. с чешск. В.Б.Иванова; Под ред. А.Р.Бенедиктова. - М.: Машиностроение, 1987. - 320 с.: ил.