Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 05:04, реферат
Развитие промышленности, строительство фабрик, заводов, рост крупных городов требовали все большей энергии и передачи ее на дальние расстояния. Важнейшим этапом в развитии энергетической базы промышленности, сельского хозяйства, бытовых удобств явилось изобретение и применение электрических двигателей и генераторов.
П . Барлоу предложил « колесо Барлоу». Оно состояло из постоян-ного магнита и зубчатых колес, скользящий контакт осуществлялся с помощью ртути, а питалось колесо от гальванического элемента .
Дж. Генри предложил в 1832 г . модель двигателя с возвратно-поступательным движением : подвижный электромагнит поочередно притягивался к постоянным магнитам и отталкивался от них , замыкая и размыкая батареи гальванических элементов. Он совершал 75 кача -ний в минуту. Было еще много попыток создания двигателей с качательным движением якоря. Однако более прогрессивными оказались попытки построить двигатель с вращательным движением якоря.
II этап . Второй этап развития электродвигателей (1834-1860 гг .) характеризуется конструкциями с вращательным движением явнопо -люсного якоря. Однако вращательный момент на валу у таких двига-телей обычно был резко пульсирующим .
В 1834 г. Б. С . Якоби создал первый в мире электрический двига-тель постоянного тока , в котором реализовал принцип непосредст -венного вращения подвижной части двигателя. В 1838 г . этот двига-тель (0,5 кВт ) был испытан на Неве для приведения в движение лодки с пассажирами ( рис. 37), т . е . получил первое практическое примене -ние. Испытания различных конструкций электродвигателей привели Б. С . Якоби и других исследователей к следующим выводам :
– применение электродвигателей на -ходится в прямой зависимости от удешев-ления электрической энергии, т. е. от соз-дания генератора , более экономичного, чем гальванические элементы;
Рис. 37. Бот Якоби
– электродвигатели должны иметь по
возможности малые габариты и по воз-можности большую мощность и больший
коэффициент полезного действия .
III этап . Третий этап в развитии элек -тродвигателей (1860-1887 гг .) связан с
разработкой конструкций с кольцевым
неявнополюсным якорем и практически
постоянным вращающим моментом.
На этом этапе нужно отметить электродвигатель итальянца А . Пачинотти (1860 г .) ( рис. 38). Его двигатель состоял из якоря кольцеобразной формы , вращающегося в магнитном поле электро-магнитов . Подвод тока осуществлялся роликами. Обмотка электромагнитов включалась последовательно с обмоткой якоря (т .е . электро-машина имела последователь-ное возбуждение ). Габариты двигателя были невелики , он имел практически постоянный вращающий момент. В двигате-ле Пачинотти явнополюсный якорь был заменен неявнопо -люсным .
Барабанный якорь, в кото -ром рабочим является провод-ник , составляющий виток, был изобретен лишь в 1872 г . В . Симен -сом . Еще через 10 лет в железе якоря появились пазы для обмотки (1882 г .). Барабанный якорь машины постоянного тока стал таким , каким мы его можем видеть в настоящее время .
Рис. 38. Электродвигатель
А. Пачинотти
Третий этап развития электродвигателей характеризуется откры -тием и промышленным использованием принципа самовозбуждв связи с чем был окончательно осознан и сформулирован принцип
обратимости электрической машины. Питание электродвигателей
стало производиться от более дешевого источника электрической
энергии – электромагнитного генератора постоянного тока .
В 1886 г. электродвигатель постоянного тока приобрел основные
черты современной конструкции . В дальнейшем он все более и более совершенствовался. По роду тока электродвигатели стали делиться на машины пере -менного и постоянного тока ; по принципу действия машины пере -менного тока делятся на синхронные и асинхронные .
Асинхронные двигатели отличаются простотой конструкции , ма-лой стоимостью, надежностью в работе . Они являются самым рас-пространенным видом двигателей .
Электрогенераторы
Прототип генератора электрического тока , основанный на прин-ципе электромагнитной индукции, был сконструирован Фарадеем в 1831 г . Он состоял из медного диска, вращающегося вручную между полюсами постоянного магнита. При этом в диске индуцировалась электродвижущая сила ( ЭДС); полюсами служили ось диска и непод-вижная щетка, имеющая скользящий контакт с краем диска. После этого были предложены различные конструкции электро-магнитных генераторов. Магнито-электрические машины были изго -товлены многими изобретателями : У. Риччи , И . Пикси, Ю. Кларком и др., но все они были трудно применимы для практического использо -вания. По заказу А . М. Ампера в 1832 г. И . Пикси (1808-1835) изготовил первый электрический генератор с коммутатором для получения по-стоянного тока . Он приводился в движение вручную . В 1842 г. Д.С . Вулрич изготовил мощный генератор постоянного тока , соединив его ременной передачей с паровой машиной . Такой генератор использовали для питания гальванических ванн . 1842 год считается годом рождения электроснабжения пред-приятий .
В 1856-1866 годах появилась идея самовозбуждения электроге-нератора ( без гальванического элемента ). Многие исследователи, ин-женеры независимо друг от друга, раньше или позже пришли к этому : венгр А . Йедлик (1800-1895); немец Э. В . Сименс (1816-1892); англи-чане Г. Уайлд (1833-1919), С .А . Варли; американец М.Г. Фармер (1820-1893); датчанин С . Хьерт (1802-1870) и др. Промышленное освоение элек -трогенераторов началось после 1870 г ., когда француз З . Грамм создал ге -нератор с кольцевым ротором ( рис. 39), тороидальной обмоткой и кол -лектором почти современной конст-рукции. А . Пачинотти (1841-1912) на 10 лет раньше построил подобный электродвигатель .
В 1880 г . американец Т. Эдисон предложил делать магнитопровод якоря электрогенератора наборным из изолированных стальных лис-тов. Это уменьшило потери и реакцию якоря.
Рис. 39. Электромашина
З . Грамма
В 1884 г. была предложена компенсационная обмотка , а в 1885 г . дополнительные полюса для уменьшения реакции якоря и улучшения коммутации.
Создание электрогенераторов и электродвигателей на постоян-ном токе решало многие вопросы существующей в то время энерге -тики , но передача энергии на дальние расстояния оказалась затрудни -тельной.
В 1876 г. П .Н . Яблочков создал дуговые лампы , которые гораздо эффективнее работали на переменном токе . Для питания нескольких дуговых ламп от одного источника Яблочков использовал индукци -онные катушки с ответвлениями – прообраз трансформатора или про -стейший трансформатор с разомкнутым сердечником .
Введение переменного тока должно было позволить передавать электроэнергию с помощью повышающих трансформаторов напря-жения на большие расстояния . Но теперь встал вопрос о создании ге -нераторов переменного тока .
Впервые идею вращающегося электромагнитного поля высказал
Д. Араго в 1821 г . В 1885 г. Г. Феррарис. (1847-1897) предложил
использовать двухфазный ток (систему двух переменных токов, сдвинутых по фазе на 90°), который дает возможность получить « вра-щающееся магнитное поле », и построил двигатель переменного тока . Н . Тесла (1856 – 1943) (рис. 40), удалось построить систему из двухфазного генератора , трансформатора и двигателя. Она была использована на Ниагарской гидростанции в США, система требовала четыре провода для передачи электроэнер-гии .
В 1888 году русский изобретатель М. О . Доливо-Добровольский (1862-1919) (рис. 41), создал трехфазную систему токов, ко -торая затем получила признание и распро -странилась во всем мире как наиболее удобная и экономичная .
Вращающееся магнитное поле было получено путем сдвига фаз между токами одинаковой амплитуды на 120° . М.О . Доливо-Добровольский разработал ротор с обмот -кой в виде беличьей клетки и создал корот-козамкнутый асинхронный двигатель. Трехфазная система, состоящая из трехфазного генератора , трехфазного дви -гателя ( рис. 42), и трехфазного трансфор-матора , требовала для передачи и распре -деления электроэнергии всего три провода, являясь в то же время симметричной, урав -новешенной и экономичной . Затраты ме-талла были на 25 % меньше, чем в двух -проводной линии однофазной системы .
Трехфазный синхронный генератор был построен Доливо-Добровольским в 1890 г . Впервые передача трехфазного тока на расстояние 170 км бы-ла продемонстрирована на Международной электротехнической вы-ставке во Франкфурте-на -Майне в 1891 г . во время Международного конгресса электротехников.
Рис. 40. Н . Тесла
Рис. 41. М.О . Доливо-Добровольский На базе электрических генераторов и электродвигателей стал конструироваться индивидуальный привод станков, механизмов и устройств. Первое защитное заземление электрических машин предложили русский инженер Р. Э. Классон и француз М. Депре.
Генераторы электрического тока предъ-явили к первичному двигателю следующие требования : большое число оборотов , высо-кая равномерность вращения и непрерывно возрастающая мощность. Паровая машина
уже не отвечала этим требованиям , Она имела 400-600 об/мин . Паровую машину вы-теснила паровая турбина , которая имела большую скорость и более высокий КПД. Сейчас мощность паровых турбин достигает 1200 МВт . Турбина вместе с электрическим генератором называется турбогенератором .
Рис. 42. Трехфазный двигатель
Трансформаторы
В 1848 г. французский механик Г. Румкорф изобрел индукцион -ную катушку . Она явилась прообразом трансформатора . П . Н. Яблочков, русский изобретатель , разработал систему « дроб-ления» электрической энергии, впервые использовав индукционную катушку в качестве трансформатора с разомкнутым сердечником для питания нескольких дуговых ламп.
По существу он в 1889 г. создал первый силовой трансформатор . В 1882 г. русский электротехник И . Ф. Усагин, а в 1884 г . французский инженер Болард создали трансформатор напряже -ния ( для повышения или понижения на -пряжения). Разработка силовых транс-форматоров дала возможность передавать электричество на дальние расстояния , так как с возрастанием величины передавае-мого напряжения уменьшаются потери электрической энергии, и появляется возможность уменьшить сечение прово-дов ( рис. 43).
В 1885 году венгерские инженеры М. Дери и О . Блати вместе с К . Зиперовским разработали трансфор -маторы с замкнутым магнитопроводом . Появилась система распределения электроэнергии , основанная на параллельном подключении трансформаторов к питающей сети высокого напряжения. В настоящее время на электрических станциях и подстанциях применяют понижающие и повышающие , двух - и трехобмоточные, трехфазные и однофазные силовые трансформаторы ( рис.43). Трансформаторы тока применяют в установках переменного тока всех напряжений для последовательных катушек измерительных приборов и реле защиты.
Первичную обмотку трансформатора тока включают в цепь по-следовательно, а ко вторичной обмотке также последовательно при -соединяют катушки приборов и реле . Между первичной и вторичной обмотками трансформатора тока нет электрической связи, поэтому они надежно изолируют приборы и реле от напряжения установки.
Трансформаторы напряжения применяют в установках перемен-ного тока для питания параллельных катушек измерительных прибо -ров и реле защиты. Первичную обмотку трансформатора напряжения
подключают параллельно к сети , а ко вторичной обмотке присоеди -няют параллельно катушки приборов и реле .
Трансформатор является одним из ключевых компонентов со -временной энергетической системы . Он преобразует напряжения в низкие или высокие с малыми потерями энергии. Является важным элементом многих электроприборов, механизмов и устройств: заряд-ных устройств, радиоприемников , телевизоров, подстанций, электро-станций и т .п .
Размеры трансформаторов могут варьировать от горошины до громадин весом в 500 тонн. Уменьшение габаритов трансформаторов достигается за счет бо-лее эффективного отвода тепла с помощью вентиляторов , внешних радиаторов , специальных насосов. Применяются системы испари -тельного охлаждения, однако они пока слишком дороги .
Процесс совершенствования системы изоляции и охлаждения трансформаторов продолжается : улучшаются конструкции транс-форматоров, способы охлаждения, ведётся поиск возможности ис -пользования сверхпроводимости обмоток .
В настоящее время функции трансформаторов могут брать на се -бя полупроводниковые приборы . Однако трансформаторы еще будут выполнять свою службу довольно длительное время , эффективно и незаметно поддерживая функционирование электроэнергетических систем , от которых зависит так много в нашей современной жизни.
3.5. Электрические станции
Электростанции – фабрики по производству электрической энер -гии , подлежащей распределению между различными потребителями, появились не сразу.
В 1873 г . под руководством бельгийско -французского изобрета -теля З. Т. Грамма (1826-1901) была сооружена первая электростанция на несколько киловатт для питания системы освещения завода , так называемая блок -станция.
В 70-80 гг . XIX в. каждый более или менее солидный потреби-тель ( завод, улица , дом ) имел свой источник электроэнергии ( свою электростанцию ). В качестве первичных двигателей , приводивших в движение электрогенератор , применялись вначале поршневые паро -вые машины, иногда двигатели внутреннего сгорания или локомобили. От первичного двигателя к электрогенератору вела ременная пе -редача .
Информация о работе История создания мощных систем электроснабжения