Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:20, реферат
Энергосбережение – организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации. Топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) – совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике. Вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) – энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемого в этом технологическом процессе.
При этом должно быть обеспечено достижение следующих основных целей:
В обозримой перспективе основным видом топлива для производства электроэнергии остается природный газ, хотя его доля должна быть снижена за счет увеличения количества потребляемого мазута, использования угля, дров и гидроэнергетических ресурсов.
Использование атомной энергии в перспективе до 2020 года не предусматривается.
НЕОБХОДИМОСТЬ И РЕЗЕРВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В БЕЛАРУСИ
Нынешние проблемы в энергообеспечении экономики Беларуси во многом определяются условиями формирования энергетики в годы советской власти.
Семьдесят лет мы строили новое общество в огромной стране, будучи убежденными, что природные ресурсы ее неисчерпаемы. Главным традиционно считалась не эффективность производства, а справедливое распределение благ. Пренебрежение экономической стороной дела являлось одной из главных причин существующего положения в энергосбережении.
Оно привело, во-первых, к тому, что при сравнении вариантов стали использоваться натуральные показатели – расходы металла, цемента, трудозатрат и пр., – не дающие целостного представления об истинной экономической эффективности. В экономических взаимоотношениях между предприятиями и предприятий с государством использовались волевые цены на энергоресурсы и другие виды продукции. Это «двойная» бухгалтерия содействовала тому, что, заложенные в проекты энергосберегающие мероприятия и технологии, на практике оказались экономически невыгодными и в большинстве случаев либо не реализовывались, либо бездействовали.
Кроме того, государство всегда стремилось занизить цены на энергоресурсы волевым порядком, несмотря на высокую и растущую их стоимость на мировом рынке. Делалось это для создания видимости экономической конкурентоспособности производимой продукции и дешевизны услуг, оказываемых населению. А на практике получалось, что экономические просчеты, связанные с низкой производительностью труда и неэффективностью управления, во многом оплачивались перерасходом энергоресурсов, ложась дополнительным бременем на топливно-энергетический комплекс народного хозяйства в целом.
Во-вторых, государство всегда устанавливало
приоритет плана над
Когда не хватало денег на строительство запланированных объектов, а не хватало их практически всегда, то шли по линии урезания сметных затрат, в первую очередь на экологические и энергосберегающие мероприятия. По этой причине сплошь и рядом не осуществлялась установка систем, предназначенных для улавливания загрязнений, использования уходящего тепла, регулирования энергопотребления и т.д.
В-третьих, существовал самообман
в определении проектных
Немаловажное значение в деле неэффективного использования энергоресурсов принадлежало, и человеческому фактору. Основную негативную роль здесь сыграли отчужденность людей от исполняемого ими дела; отсутствие или мизерность экономического стимулирования труда вообще и вознаграждений за принятие и реализацию более экономичных решений.
Согласно статистическим данным потребление энергии в Республике Беларусь за первый период девяностых годов уменьшилось в 1,37, а душевое – в 1,53 раза. Столь резкое его снижение не было результатом успехов энергосбережения. Оно стало следствием кризисного состояния экономики республики и было связано с сокращением производства, снижением ввода жилья и с другими негативными явлениями. В силу технологических особенностей энергоснабжающих систем потери энергии за этот период снижались меньшими темпами, вследствие чего эффективность энергоиспользования в республике падала.
Беларусь импортирует более 85% энергоносителей, что поглощает до 60–90% валютных резервов страны. При этом 30% импортируемых энергоресурсов расходуется на отопление зданий и сооружений. Один день отопительного сезона обходится бюджету нашей страны примерно в 1 млн. USD.
За счет проведения технических мероприятий по энергосбережению (наружного утепления, замены обычных окон на окна со стеклопакетами, учета и регулирования энергоресурсов и т.д.) можно сэкономить более 50% энергии, расходуемой на отопление жилого фонда, что составляет по итогам 1998 года около 20% от общего потребления энергии в стране. Только за счет внедрения систем учета и регулирования подачи тепла молено сэкономить 6–18% потребляемой энергии, а в некоторых случаях – до 40%.
Существует несколько способов удешевления энергии. Для республики их немного, и применять их следует одновременно. Например, можно устанавливать выгодные отношения со странами – поставщиками энергоресурсов, используя экономические и политические факторы, как это осуществляется сейчас во взаимоотношениях с Россией. Можно и нужно улучшать структуру приходной части топливного баланса, добиваясь экономически оптимального соотношения в потреблении нефти, природного газа, угля с учетом его переработки, обеспечивающей экономически и экологически чистое потребление, а также использование местного топлива. Но главным было и остается всемерное задействование имеющихся внутренних резервов экономии, то есть энергосбережения.
В Беларуси разработано около 90 различных направлений сокращения затрат энергии. Однако, именно рациональное использование энергоресурсов в быту и на производстве сегодня является основным энергетическим резервом для Беларуси.
Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресурсами. Это создает особые условия функционирования экономики государства, делает ее уязвимой и зависимой от внешних поставщиков. В то же время показатель энергоемкости валового внутреннего продукта республики в 3–4 раза выше, чем в странах Европейского союза.
В этих условиях правительством Республики
Беларусь проводится энергетическая политика,
направленная на модернизацию и трансформацию
топливно-энергетического
Энергосбережение – процесс многогранный и охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни народа, общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Развитие экономикиреспублики как суверенного государства невозможно без выработки национальной идеи, психологии бережного и экономного использования имеющихся энергетических и сырьевых ресурсов, использования наработанного опыта в этой области другими странами. И это – важнейшая на сегодня сфера деятельности, ресурс повышения конкурентоспособности промышленного производства, способ интеграции экономики в международный рынок.
Энергосбережение – это процесс, при котором сокращается потребность в энергоресурсах и энергоносителях в расчете на единицу конечного полезного эффекта. Энергосбережение – это не только экономия энергии, но и обеспечение условий для наиболее эффективного ее использования. Каков же потенциал энергосбережения в Республике Беларусь?
Традиционно потребление энергии разделяют на три направления: потребление электроэнергии, потребление теплоэнергии, сжигание топлива.
Потребление электроэнергии, благодаря высокой степени оснащенности приборами учета и квалификации обслуживающего персонала, имеет потенциал энергосбережения 31% от величины потребления в 1990 г. (13,7 млн. т у.т.).
Потребление теплоэнергии (худшая оснащенность, больший объем потребления) имеет потенциал 42% от уровня потребления в 1990 г. (19,0 млн. т у.т.).
Потребление топлива при непосредственном его сжигании (химическая промышленность, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство, коммунально-бытовой сектор) имеет потенциал 45% от уровня потребления в 1990 г.
(5,8 млн. т у.т.).
Общий потенциал энергосбережения оценивается в
18,0 млн. т у.т. (40% от уровня потребления 1990 г.).
В то же время можно утверждать, что:
Велики потери в городских теплосетях, достигающие 12–17 и даже 25% при существующей норме 5–6%. Это связано с износом теплопроводов и, главным образом, с несовершенством применяемой изоляции. Особо тяжкий просчет, ведущий почти к 2-кратному перерасходу, допущен при строительстве жилых и общественных зданий: в течение последних 50 лет ограждающие конструкции зданий выполнялись с неуклонно снижающимся коэффициентом термического сопротивления. Делалось это в угоду экономическим интересам строительного комплекса, в условиях искусственно заниженных цен на энергоресурсы. Из-за этого сейчас, чтобы избавиться от допущенных потерь, необходимо проводить достаточно сложное утепление существующих зданий, менять технологии производства стеновых конструкций, снижать теплопроводность дверных и оконных блоков.
Современное энергосбережение базируется на трех основных принципах:
Исходя из этого, в энергосбережении
выделяют следующие группы мероприятий,
обеспечивающие эффективное
Научно-технические
Организационные мероприятия по энергосбережению подразделяются на организационно-массовые и организационно-технические.
Одним из условий обеспечения бережного и рационального использования топлива и энергии, сокращения их потерь в производстве является осуществление на предприятиях организационно-массовой работы, направленной на экономию топливно-энергетических ресурсов. Формы и методы этой работы разнообразны и на каждом конкретном предприятии имеют свои особенности.
Основным назначением
Основными направлениями организационно-
Программы организационно-технических мероприятий (ОТМ) по экономии топлива, тепловой и электрической энергии разрабатываются на всех уровнях управления и группируются по основным направлениям экономии применительно к производству продукции:
Исходными данными для разработки планов организационно-технических мероприятий по экономии топлива, тепловой и электрической энергии в производстве являются:
При разработке ОТМ необходимо использовать информацию по экономии электро- и теплоэнергии, публикуемую в периодической печати, технических журналах и справочниках, а также рационализаторские предложения, внедренные на других предприятиях, информацию о новых материалах, приспособлениях и оборудовании.
Планы организационно-технических мероприятий подразделяются на основные и дополнительные. Разработка основного плана ОТМ направлена на снижение удельных норм расхода энергии на величину, установленную директивными указаниями вышестоящих организаций. Основной план мероприятий разрабатывается в предшествующий планируемому периоду год, дополнительный – в течение текущего года. Цель дополнительного плана ОТМ – обеспечить выполнение заданий по получению дополнительной экономии энергии.
В разработке планов ОТМ должны участвовать руководители отделов, служб, цехов, участков, технологи, конструкторы, механики, экономисты, передовые рабочие предприятий.
Эффективность основных и дополнительных мероприятий, т.е. запланированная экономия энергии, должна подтверждаться отчетными данными.
Экономические меры по эффективному энергоиспользованию включают в себя систему гибких цен на энергоносители и универсальные тарифы; налоговую политику и меры материального стимулирования экономичного энергопотребления.
К нормативно-техническим
Информационные мероприятия по энергосбережению включают в себя проведение информационно-технических семинаров, выставок, конференций, симпозиумов по данной тематике, а также информирование населения через средства массовой информации (печать, телевидение, радио) об основных действиях по рациональному использованию энергии как на производстве, так и в быту.
Все вышеотмеченные мероприятия по энергосбережению должны быть подкреплены соответствующей правовой базой.