Энергетическая политика в Литве, Латвии, Эстонии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:32, реферат

Описание работы

Металлургия Украины — базовая отрасль народного хозяйства Украины, обеспечивает более 25 % промышленного производства государства (96 955,5 млн гривен в 2005 году), дает около 40 % валютных поступлений на Украину и более 10 % поступлений в государственный бюджет Украины. В мировом производстве чёрной металлургии доля Украины, по данным Международного института чугуна и стали, составляет 7,4 % (2007 год).

Содержание работы

1. Энергосбережение в производстве чугуна и стали.
- Металлургия Украины;
- Уменьшение объемов использования природного газа до мини-
мального значения с сохранением интенсивности доменной плавки;
- Отказ от природного газа за счет увеличения расхода кокса;
- Отказ от природного газа за счет увеличения расхода кокса;
- Использование альтернативных технологий доменной плавки;
- Использование пара в доменной плавке;
- Сталеплавильное производство;
2. Энергетическая политика в Литве, Латвии, Эстонии.
- Энергетическая политика Литвы
- Программа повышения энергоэффективности в Эстонии
- Политика Латвии в области энергоэффективности
3. Литература

Файлы: 1 файл

энергосбережение.docx

— 742.18 Кб (Скачать файл)

каждого миллиона тонн сортового проката  можно достичь экономии до 154 тыс.условного топлива и до 56 млн.кВт.ч электроэнергии, а при производстве листового проката возможна экономия до 160 тыс.т условного топлива и до 61 млн.кВт.ч электроэнергии.

Определенные преимущества в цене, гибкости производства и экологической безопасности имеют страны, выплавляющие сталь в электропечах. Однако следует учитывать, что металлический лом, являющийся сырьем для электростали, уже содержит в себе энергетические запасы прошлых производств, в результате чего техногенная нагрузка производства снижается в 1,5–2 раза. Безусловно, доля выплавки стали в электропечах в Украине должна увеличиваться.

Эффективным шагом к снижению энергозатрат при разливке и прокатке стали  является внедрение технологий с  использованием новых технологических  комплексов, которые объединяют машины непрерывной разливки стали с современным прокатным оборудованием.

О возможности уменьшения энергозатрат при применении современных технологий разливки стали свидетельствуют  результаты расчетов.

Внедрение новых технологий прокатки (тонкослябовой или двухвалковой МНЛЗ) снижает расходы природного газа в 10–25 раз. Усовершенствование металлургических технологий даст возможность сэкономить почти 60% расхода природного газа. Анализируя приведенные материалы, нужно отметить необходимость кардинального изменения всей системы энергосбережения в металлургической отрасли.

 

Вывод

 

Украины связаны с решением следующих  задач: обновление основных фондов, внедрение  новых энергосберегающих и безотходных  технологий, оборудования и аппаратов; замена природного газа альтернативными  видами топлива (уголь, ПУТ, продукты газификации

угля и мазута), где это возможно и экономически целесообразно; расширение использования вторичных энергетических ресурсов, прежде всего, тепловых ресурсов, полная утилизация тепла конденсации  промышленного пара; уменьшение потерь материальных и энергетических ресурсов на всех стадиях технологического цикла.

 

 

 

 

 

 

 

Энергетическая политика Литвы

 

Анализ  возможных  сценариев  развития  выполнялся  специалистами  Литовского энергетического  института.  Его результаты  дают  весьма  обнадеживающую  картину  развития электроэнергетической  отрасли  республики:  несмотря  на остановку  ИАЭС  Литва  до  2015  года может  обеспечить  все  свои  потребности  в  электроэнергии  существующими  генерирующими мощностями в условиях наиболее вероятного роста ВВП 4—5% в год; производство собственной электроэнергии  может  успешно  конкурировать  с  его  импортом  до  того  момента,  когда  потребуется ввод новых энергомощностей; при росте потребления более 5% в год может образоваться

дефицит мощности. Ликвидировать его  возможно за счет строительства новых  теплофикационных электростанций небольшой  мощности в городах, где такие  электростанции отсутствуют. Большие  надежды возлагаются на строительство  новой парогазовой конденсационной  станции мощностью около 400 МВт; в  более отдаленной перспективе, после 2020 года, при условии значительного  повышения цен на органическое топливо  и при выполнении условий Киотского  протокола наиболее экономичным  источником станет вновь вводимая в  строй атомная электростанция;

Не углубляясь в  детали  действующей  сегодня  стратегии развития  энергетического  хозяйства Литвы 2007 года, следует отметить некоторые, наиболее важные стратегические цели, изложенные в  этом  документе: энергетическая  безопасность;  энергоэффективность;  внедрение  принципов конкуренции  в  энергетике;  постепенная  интеграция  в  энергетические  системы  Европейского союза; диверсификация источников первичной энергии и путей их импорта, быстрое увеличение

доли  возобновляемых  и  местных  источников  энергии,  сокращение  доли  природного  газа  в энергетическом балансе Литвы.

Для достижения этих целей предусматривалось  выполнение ряда мероприятий:

— выполнение требований ЕС по либерализации  рынков электроэнергии и природного газа;

— создание общего рынка электроэнергии Балтийских стран и присоединение  в дальнейшем к общему энергетическому  рынку ЕС;

— обеспечение  непрерывности  использования  ядерной  энергии,  для  чего  до  2015  года необходимо  построить  новую  атомную  станцию,  способную  обеспечить  потребности  всех Балтийских республик и региона;

— соединение электрических  сетей Литвы  с  аналогичными  сетями  Скандинавских  стран  и Польши не позднее 2012 года;

— обеспечение выполнения директив ЕС в области накопления резервов нефтепродуктов (90 дней) и природного газа (60 дней);

— увеличение объема электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников, в балансе первичной энергии  до 20% к 2025 году. К тому же времени  долю электричества, вырабатываемого  на термофикационных электростанциях, необходимо довести до 35%;

— сооружение до  2010  года  нового  парогазового блока мощностью  400 MВт  на Литовской тепловой электростанции;

— постоянное улучшение эффективности  использования всех видов энергии  так, чтобы к 2025 году достичь показателей  развитых стран Европейского союза.

С  высоты 2010  года  можно  попытаться  определить  обоснованность  ряда  положений  ныне действующей стратегии 2007 года. Прежде всего необходимо отметить, что некоторые задачи этой стратегии формулировались  в  особых условиях конца 2006 — начала 2007  года, когда  в  центре внимания  общественности  и  политиков  находились  вопросы  энергетической  безопасности, связанные  с  конфликтами  России  с Украиной  и  Беларусью по  вопросу  транзита  газа  и  нефти  в европейские  страны. То  обстоятельство,  что  Россия может  использовать  сильную  зависимость

Европы, в том числе Литвы, от поставок российского газа в политических целях, было фактором, повлиявшим на формирование и корректировку энергетической политики в Литве. 

 

Весьма  успешно  решаются  вопросы  использования  возобновляемых  источников  энергии. Видимо,  Литва  сумеет  выполнить  свое  обязательство  перед  ЕС:  до  2020 года  обеспечить  23% потребителей  электроэнергией,  получаемой  из возобновляемых  источников.  В  2010 году  будет принят  новый  закон  об  использовании  электроэнергии,  получаемой  из  возобновляемых источников,  что  в  значительной  степени  стимулирует  активность как  производителей,  так  и потребителей  в  этом  секторе  энергетики.  Начиная  с  1993  года,  Литва  постоянно  уменьшает

энергоемкость  валового национального  продукта  и, по-видимому, ей удастся  выполнить еще одно  взятое  обязательство: до  2020  года  снизить  на  20%  потребление  энергии  на  единицу ВНП по сравнению с 2005 годом.

Начато  строительство  нового  парогазового  энергетического  блока  на  Литовской  тепловой электростанции мощностью  450 MВт, и  он  будет  введен  в  эксплуатацию  в  2012 году,  т. е.  с небольшим отставанием от сроков, намеченных в Стратегии 2007 года.

Как уже отмечалось, в Литве после 1991 года произошло резкое уменьшение потребления всех видов энергии  и таким же образом уменьшились  выбросы углекислого газа и других парниковых газов в атмосферу. Поэтому  Литва даже при закрытии ИАЭС сможет выполнить взятые на себя обязательства  по Киотскому протоколу: в 2010 году на 8% снизить их эмиссию по сравнению  с 1990 годом. 

 

 

 

Учитывая необходимость  введения  в ближайшие  годы  ветросиловых  установок мощностью 500 MВт,  с  2012 года  — нового  блока мощностью в 450 MВт в Электренае и реновацию Каунасской ТЭЦ, очевидно,  что Литва может обойтись и без строительства новых крупных электростанций, по крайней мере до 2025 года.

 

 

Программа повышения энергоэффективности  в Эстонии

 

В рамках заседания эстонского парламента был принят ряд важных решений, касающихся экономии энергии. Вопрос о сокращении энергопотребления в стране был признан государственно важным.

В соответствии с разработанным  проектом, эстонские власти предполагают сохранить уровень энергопотребления  к 2020 году равным показателям прошлого года. Данные меры будут приняты, следуя программе повышения энергоэффективности, которую утвердила Европейская  Комиссия. Одним из пунктов программы  по энергосбережению предусмотрено  сооружение зданий с нулевым потреблением энергии. Проект также предписывает, что через десять лет даже собственникам частных домов будет разрешено возводить дома только с нулевым потреблением энергии.

Для строительства новых общественных и жилых сооружение, данное требование вступает в силу уже с 2019 года. Здание с нулевым потреблением энергии представляет собой сооружение, где показатель потребления энергии не превышает показателя производимой энергии. В целях реализации этих мер потребуется установка на сооружениях специальных панелей солнечных батарей, либо ветряных генераторов.

Поскольку такая инновация требует  определенных финансовых вложений, новое  жилье с нулевым потреблением энергии будет на 20-30 процентов  дороже обычного.

 

Политика Латвии в области  энергоэффективности

 

Латвия переживает период быстрого экономического роста и структурных  преобразований. Рыночные реформы проводятся и в секторе энергетики. Результатом  этих изменений, а также некоторых  реализуемых инициатив в части  энергоэффективности стали повышение  эффективности использования энергоресурсов и снижение энергоемкости. Латвия также  характеризуется высоким, постоянно  растущим уровнем использования  возобновляемых источников энергии  по сравнению с большинством стран  Европы, что обусловлено разработкой  природных ресурсов гидроэнергии и  биомассы. Вопросы повышения энергоэффективности  и использования возобновляемых источников энергии достаточно хорошо отражены в национальной политике. Латвия является чистым импортером энергоносителей. Зависимость страны от импорта энергоносителей высокая. Нефть и природный газ поступают, в основном, из России. Однако в последние 15 лет степень этой зависимости снизилась от 86% в 1990 году до 66% в 2004-м, в основном, благодаря повышению уровня использования местных ресурсов древесины.

Выработка электроэнергии в Латвии в настоящее время обеспечивается за счет гидроэлектростанций (66%) и ТЭЦ, работающих на природном газе (30%), в  равных небольших долях – за счет энергии ветра, горючих ВИЭ и  отходов, а также нефтепродуктов.

Уровень потребления электроэнергии относительно стабильный, но в отношении  потребителей имеют место некоторые  структурные изменения. Жилищный сектор пока по-прежнему остается крупнейшим энергопотребителем (35% от общего объема), на втором месте – транспорт (соответственно 25%), затем идут промышленность (18%) и  сфера услуг (16%).

Стратегическое развитие сектора  энергетики в Латвии в последние  годы определялось рядом специальных  документов по вопросам политики: Государственная  энергетическая политика Республики Латвия (принята в 1999 году, уже не действует); Энергетическая политика в электроэнергетике (2001 год); Государственная стратегия  повышения энергоэффективности (2000 год). Национальная Лиссабонская программа  на 2005-2008 годы тоже касается некоторых  стратегических вопросов сектора энергетики.

Нормативно-правовое регулирование  деятельности в секторе энергетики, в основном, определяется Законом  «Об энергетике» и Законом  «О рынке электроэнергии».

Законодательство в области  энергоэффективности

В стратегических документах по вопросам национального развития Латвии энергоэффективность  определяется в качестве приоритетной цели. Уже в 1999 году нормативный акт  по вопросам энергетической политики включал вопрос о рациональном использовании  энергии в число основных принципов  национальной энергетической стратегии.

Устойчивое использование энергоресурсов за счет роста использования ВИЭ  и повышения энергоэффективности  стало одним из приоритетов Латвии в рамках Национальной Лиссабонской программы на 2005-2008 годах. Поддержка  мер по повышению энергоэффективности, использованию когенерации и  ВИЭ и продвижению экологически безопасных технологий относится к  задачам исключительной важности.

Была разработана специальная  «Национальная стратегия повышения  энергоэффективности», утвержденная в 2000 году в качестве первого документа  по вопросам политики энергоэффективности. Цель ее, в частности, заключалась  в определении пакета мер по сокращению потребления первичной энергии  в Латвии на 25% на единицу ВВП к 2010 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Большаков В.И. Тубольцев Л.Г. Стратегия развития энергосберегающей и эко-

логически безопасной металлургии //Экология и промышленность. – №1. –

2007. – С.8–11.

2. Харахулах В.С., Лесовой В.В., Бродский С.С. Итоги работы и перспективы

технического перевооружения сталеплавильного производства в Украине //

Металлургическая и горнорудная  промышленность. – 2006. – №7. – С.13–16.

3. Микитенко В. Енергоефективність національної економіки: соціально–

економічні аспекти /Вісн. НАН України, 2006, № 10.

4. Кривченко Ю.С. Ресурсо– и энергосбережение на предприятиях горно–

металлургического комплекса (основные мероприятия) /Металлургическая и

горнорудная промышленность. – 2006. – № 3. –С1–4.

5. Информационное обеспечение энергосбережения / Д.В.Сталинский,

В.Г.Литвиненко, Г.Н.Грецкая, Т.А.Андреева // Экология и промышленность. –

2007. – № 3. – С.25–  29.

6. ДСТУ 3740–98. Методы анализа и расчета снижения затрат топлива и энергии

на металлургических предприятиях. – К.:Госстандарт Украины, 1999. – 33 с.

7. Энергетические аспекты и современное потребление энергоносителей в черной

металлургии / К. Хендрикс____________, X. М. Айхингер, М. Йокш, Г. П. Домельс. // Черные метал-

Информация о работе Энергетическая политика в Литве, Латвии, Эстонии