Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:04, курсовая работа
Экономика России на современном этапе характеризуется высокой энергоемкостью. Удельная энергоемкость ВВП страны (по паритету покупательной способности) в 2,5 раза выше среднемирового показателя, в 2,8 раза выше среднего показателя по странам ОЭСР и в 3,5 раза выше энергоемкости ВВП Японии.
Введение
1. Энергосбережение как энергетический ресурс
1.1 Содержание понятия «энергосбережение»
1.2 Цели и принципы энергосбережения
1.3 Задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности
2. Проблемы энергосбережения в России и пути их решения
2.1 Современное состояние развития энергосбережения в России
2.2 Основные направления эффективного энергопотребления
2.3 Потенциал энергосбережения
3. Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года
Заключение
Список используемой литературы
Итак, за счет технологического процесса снижение энергоемкости равно только 1 % в год, за счет структурных сдвигов – на 3 %, и в результате получаем нужные 4 %. Но в перспективе эти структурные сдвиги существенно замедлятся, и задача снижения энергоемкости на 4 % в год становится очень трудно выполнимой. Для определения потенциала снижения потребления энергии, которым располагает Россия, был проведен анализ различных секторов экономики, на основании которого выявлены необходимые действия для его реализации. Все рассматриваемые объекты или установки были условно поделены на три группы. Каждой группе присвоен свой цвет по принципу светофора. Зеленый цвет обозначает самые энергоэффективные из действующих в настоящее время установки и объекты, соответствующие лучшим мировым образцам с наименьшей величиной удельного потребления энергии или близкими к нему показателями, желтый – объекты, которые соответствуют средним мировым образцам, красный – количество установок, нуждающихся в срочной замене или модернизации. На рис.2 можно видеть пример распределения объектов по уровню энергоэффективности [11].
Рисунок 2 - Распределения объектов по уровню энергоэффективности
Эти кривые низкой энергоэффективности и есть тот ресурс энергосбережения, обозначенный желтым и красным цветом над зелеными зонами, который можно использовать для обеспечения экономического роста. В разных секторах – и в промышленности, и в тепловых сетях, и в котельных, и в зданиях – располагается просто фантастический потенциал энергосбережения.
При выполнении данной работы
ЦЭНЭФ проанализировал все
Рисунок 3 - Суммарная кумулятивная оценка потенциала энергосбережения
Если говорить о техническом потенциале повышения энергоэффективности, то он составляет 420 млн т. у. т., а это 45 % от сегодняшнего уровня потребления. Это равно 2 % мирового потребления энергетических ресурсов и соответствует почти годовому приросту потребления.
Приростные капиталовложения, т.е. дополнительные, которые страна должна была бы вложить в повышение энергоэффективности, составляют 324–357 млрд долл. США. По сравнению с триллионом долларов, которые необходимо вложить в обеспечение наращивания производства различного рода энергетических ресурсов, увеличение добычи нефти, газа, производство электроэнергии на тепловых, атомных, гидроэлектростанциях и возобновляемых источниках и т.п., это не так много. Как распределен данный потенциал? Существует мнение, что он находится в топливно-энергетическом комплексе и в промышленности. Однако исследование показало, что главный потенциал находится в зданиях, включая жилые, общественные, коммерческие и другие строения, кроме промышленных (рис.4). За ними следуют промышленность, электротранспорт, электростанции, производство топлива, здания сферы услуг, котельные и т. п.[11].
Рисунок 4 - Распределение потенциала энергоэффективности по секторам экономики
Итак, если мы ставим себе задачу снизить энергоемкость ВВП на 40 %, то снижение энергоемкости ВВП России в 2007–2020 годах до заданного уровня возможно только при следующих условиях:
Внедрение обязательных стандартов энергоэффективности для новых и реконструируемых зданий является одним из наиболее экономически эффективных способов обеспечения экономии энергии в жилом секторе.
Для того чтобы страна
приблизилась к индустриально развитым
странам по показателям удельной
энергоемкости промышленного
3. Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2020 года
Цель Программы - рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Российской Федерации и снижения энергоемкости ВВП по сравнению с 2007 г.[6].
Основной задачей Программы является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет:
В качестве основы проведения программы предлагается государственно-частное партнерство, базирующееся на стимулировании энергосбережения:
Снижение энергоемкости ВВП на 40% планируется достигнуть за счет сочетания двух групп факторов:
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели её социально-экономической эффективности
Заключение
Любое реформирование требует изменения мировоззрения, выработку нового мышления. Российский менталитет формировался в условиях огромной территории страны и обладания богатейшими ресурсами. Став частью мировой экономической системы, российская экономика сегодня просто вынуждена совершить технологический рывок, или она окончательно превратится в топливно-сырьевую периферию развитых стран. Энергосбережение – ключевое слово новой экономической политики страны.
В вопросах энергосбережения
и повышения
В условиях сложившихся темпов развития научно-технического прогресса в мире если не провести настоящей реформы в энергетике страны, то в ближайшем будущем ТЭК окажется тормозом ее развития. Объемы производства топливно-энергетических ресурсов смогут обеспечить лишь внутренние потребности страны. В этом случае экспорт этих энергоресурсов из России должен быть практически прекращен с потерей внешних рынков, валютного дохода и источников финансирования отечественной промышленности.
Из всего вышесказанного следуют важные выводы:
1. Энергосбережение играет
ключевую роль в снижении
2. Необходимо усиление
роли государства в плане
Ключевое место в
Энергетической стратегии России на
период до 2020 года принадлежит проблеме
энергоэффективности и управлен
Сохранение высоких темпов экономического роста национальной экономики возможно только при условии повышения уровня энергосбережения в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, при производстве, транспортировке и распределении энергии.
Главной движущей силой в проведении энергосберегающей политики является государственный сектор, а ее экономической основой – самоокупаемость затрат на выполнение энергоэффективных проектов, включенных в федеральные и региональные программы энергосбережения.
Реализация комплекса
мер правового, административного
и экономического характера, намеченных
в Энергетической стратегии и
стимулирующих
Итак, Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.
Список используемых источников
Информация о работе Энергосбережение как энергетический ресурс