Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:09, курс лекций
Работа содержит конспект лекций по дисциплине "Термодинамика и теплопередача" .
Задачи и сущность термодинамического метода исследования циклов тепловых двигателей
В основе работы всех двигателей лежат круговые процессы (циклы) преобразования теплоты в работу.
Термодинамическое исследование этих циклов необходимо для оценки степени преобразования подведенной теплоты в работу, а также факторов на ее влияющих.
Теоретическое исследование реальных циклов тепловых двигателей является трудной задачей, поскольку процессы подвода, отвода теплоты и получения работы в реальных двигателях связано с рядом сложных физических, химических и газодинамических процессов, таких как: горение топлива; теплоотдача от рабочего тела в стенки двигателя; течение вязкого газа в различных элементах двигателя и др.
В технической термодинамике проводятся изучение и исследование идеальных циклов тепловых двигателей. В них реальные процессы заменяются идеальными, применительно к которым и проводятся все расчеты.
Для идеального двигателя должны выполняются следующие условия (допущения):
Терrмодинамический метод исследования заключается в следующем :
При исследовании циклов необходимо помнить, что с математической точки зрения система уравнений незамкнута, так как число неизвестных величин больше числа уравнений (известных величин).
Для построения цикла, образованного четырьмя процессами, необходимо знать положение в данной системе координат четырех характерных точек 1, 2, 3, 4, которые задаются восемью координатами этих точек (это число неизвестных величин).
Известными являются два начальных параметра газа, например, и четыре уравнения процессов, образующих цикл. Следовательно, необходимо задаться еще двумя (8-2-4) какими-либо величинами.
В термодинамике и теории авиационных двигателей принято за такие величины выбирать отношения конечных параметров газа к начальным процессам, образующих цикл.
Эти безразмерные величины называются параметрами цикла. К ним относятся следующие:
Отношение называется степенью повышения давления и является характерным параметром для циклов газотурбинных двигателей;
Отношение степень подогрева;
Отношение называется степенью сжатия и является характерным параметром для циклов поршневых двигателей;
Отношение называется степенью повышения давления в изобарном процессе подвода теплоты;
Отношение называется степенью расширения газа в изобарном процессе подвода теплоты.
Исследование идеального цикла авиационного ГТД
Схема авиационного ГТД
В качестве базовой для расчета цикла авиационного ГТД примем схему турбореактивного двигателя форсированного (ТРДФ), которая представлена на рис. 5
Рассматривая схему двигателя, приходится начинать со входного устройства, которое строго говоря, функционально вместе с двигателем принадлежит к силовой установке. Конструктивно входное устройство представляет собой канал газовоздушного тракта, расположенного перед двигателем. Процесс адиабатного сжатия воздуха во входном устройстве начинается от сечения невозмущенного потока (н-н) до сечения на входе в компрессор (в-в), представленный на p,υ-диаграмме (рис. 6) линией н-в. Затем процесс сжатия воздуха продолжается в компрессоре за счет адиабатного подвода работы из вне (линия в-к)
Рис.1. Цикл ТРД
Из компрессора воздух поступает в камеру сгорания, где к нему подводится теплота при p=const. (линия к-г).
В дальнейшем происходит расширение газа на турбине (линия г-т) и реактивном сопле (т-с).
Цикл условно замыкается изобарным процессом отвода теплоты от рабочего тела в окружающую среду, в результате чего рабочее тело возвращается в исходное состояние (линия с-н).
Рассмотренный цикл относится к ТРД. В случае расчета цикла форсированного двигателя (ТРДФ) необходимые условия дополнительно будут оговорены.
Параметрами цикла ГТД являются степень повышения давления в двигателе и степень подогрева рабочего тела. Повышение давления происходит во входном устройстве и компрессоре. Поэтому суммарная степень повышения давления определяется по формуле:
Степень повышения давления во входном устройстве
определяется по высоте и числу полета.
Исходными данными для расчета цикла являются следующие параметры:
- расчетная высота ;
- расчетное число полета;
- расчетная степень повышения полного давления воздуха в компрессоре ;
- полная температура газа перед турбиной (или ).
Точка н. По заданной расчетной высоте полета, используя таблицу стандартной атмосферы, находят давление (pн, Па) и температуру (Тн, К), а по уравнению состояния идеального газа
Точка в. Процесс сжатия воздуха во входном устройстве происходит за счет кинетической энергии набегающего потока, поэтому, используя уравнение сохранения энергии для энергоизолированного потока и соотношение параметров для адиабатного процесса, найдем вначале полные, а затем статические параметры на входе в компрессор.
Полное давление и температура определяются выражениями:
Статические температура и давление находятся
где – скорость воздуха на входе в компрессор (для современных ГТД значение находится в пределах 180…220 м/с).
Удельный объем определяется из уравнения состояния идеального газа
Точка к. По расчетной степени повышения полного давления воздуха в компрессоре вначале определяется полное давление и температура
,
а затем статические
;
где – скорость воздуха на выходе из компрессора (для современных ГТД значение находится в пределах 140…160 м/с).
Удельный объем на выходе из компрессора находится
Точка г. В камере сгорания идеального ГТД процесс подвода теплоты изобарный, следовательно:
.
По температуре газа перед турбиной , определяется:
где – скорость газа на входе в турбину (находится в пределах 140…170 м/с).
Удельный объем на выходе из компрессора находится
Точка т. Для расчета параметров газа за турбиной необходимо определить работу, совершаемую газом в процессе адиабатного расширения, которая по условию совместной работы элементов двигателя равна адиабатной работе сжатия в компрессоре:
При этом
; .
В итоге по адиабатной работе турбины определяется степень понижения полного давления
По которой находится полное и статическое давление за турбиной:
; ,
а также полная и статическая температуры, соответственно
; ,
где – скорость газа за турбиной (находится в пределах 300…350 м/с).
Используя уравнение состояния идеального газа, рассчитывается
Точка с. Учитывая то обстоятельство, что расширение газа в двигателе полное, получим
Далее, используя соотношение параметров для адиабатного процесса, найдем
,
а по уравнению состояния
.
Параметры в характерных точках, рассчитанные выше сводятся в таблицу (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Параметры/точки |
н |
в |
к |
с |
т |
г |
Давление p, Мпа |
||||||
Температура Т, К |
||||||
Уд. объем υ, м/с |
Подведенная теплота. Для изобарного процесса подведенная теплота определяется :
где – степень подогрева рабочего тела;
Отведенная теплота. Определяется из выражения
Работа цикла. Работа равна разнице между подведенной и отведенной теплотой:
После определения работы на расчетном режиме производится исследование влияния степени повышения давления в цикле на работу цикла при постоянной степени повышения давления рабочего тела .
При этом в начале находят:
Максимальную работу цикла
,
При этом ;
степень повышения давления, при которой , а затем, задаваясь двумя-тремя значениями в диапазоне и производится расчет промежуточных значений работы цикла и построение зависимости и проводится анализ факторов на нее влияющих.
Термический КПД цикла. Термический КПД цикла можно определить по одному из следующих выражений:
После чего производится анализ факторов, влияющих на него.
Изменение внутренней энергии. Для каждого процесса, входящего в цикл, изменение энергии рассчитывается по формуле:
; ,
где – удельная теплоемкость газа при постоянном объеме.
Изменение внутренней энергии в целом за цикл определяется как сумма изменений внутренних энергий в отдельных процессах:
Построение цикла производится по результатам расчета параметров рабочего тела в характерных точках (табл. 3.1).
Для правильного построения цикла линии адиабатных процессов н-в-к и Г-Т-С предварительно разбиваются двумя-тремя промежуточными точками. При этом, задавая значение одного параметра в точке, и используя уравнение адиабатного процесса , находят значение другого параметра.
Варианты заданий
Номер варианта |
Мн |
|||
1 |
0 |
0,5 |
5 |
1250 |
2 |
0 |
0,5 |
10 |
1300 |
3 |
0 |
0,5 |
15 |
1500 |
4 |
0 |
0,5 |
20 |
1650 |
5 |
1 |
0,8 |
5 |
1250 |
6 |
2 |
0,8 |
10 |
1400 |
7 |
3 |
0,8 |
15 |
1450 |
8 |
4 |
0,8 |
20 |
1600 |
9 |
5 |
1,0 |
5 |
1350 |
10 |
6 |
1,0 |
10 |
1400 |
11 |
7 |
1,0 |
15 |
1500 |
12 |
8 |
1,0 |
20 |
1600 |
13 |
9 |
1,0 |
25 |
1700 |
14 |
10 |
1,2 |
5 |
1400 |
15 |
11 |
1,2 |
10 |
1450 |
16 |
12 |
1,2 |
15 |
1500 |
17 |
13 |
1,2 |
20 |
1600 |
18 |
14 |
1,2 |
25 |
1700 |
19 |
3 |
1,4 |
5 |
1450 |
20 |
4 |
1,4 |
10 |
1500 |
21 |
5 |
1,4 |
15 |
1550 |
22 |
6 |
1,4 |
20 |
1650 |
23 |
7 |
1,4 |
25 |
1680 |
24 |
8 |
1,6 |
8 |
1300 |
25 |
9 |
1,7 |
12 |
1350 |
26 |
10 |
1,8 |
14 |
1450 |
27 |
11 |
1,9 |
2 |
1500 |
28 |
11 |
2,0 |
25 |
1750 |
29 |
10 |
2,2 |
10 |
1300 |
31 |
8 |
2,4 |
14 |
1400 |
32 |
7 |
2,5 |
18 |
1500 |
33 |
10 |
2,6 |
22 |
1600 |
Информация о работе Конспект лекций по дисциплине "Термодинамика и теплопередача"