Проблемы развития энергомашиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:33, реферат

Описание работы

Основная продукция энергетического машиностроения: паровые, гидравлические и газовые турбины, оборудование для атомных и геотермальных электростанций,парогазотурбинные установки, двигатели внутреннего сгорания (кроме автомобильных, самолетных, тракторных, локомотивных, которые выпускаются соответствующими отраслями промышленности), локомобили, газотурбинные компрессоры и нагнетатели, парогенераторы, паровые котлы, оборудование промышленной и коммунальной энергетики, тягодутьевые машины и др.

Содержание работы

1 История энергомашиностроения 4
2 Отрасли энергомашиностроения 10
3 Показатели 11
4 Энеромашиностроительные предприятия 14
5 Структура рынка энергомашиностроения 17
6 Анализ отрасли 18
7 Заключение 21
8 Список литературы 22

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

ЭМАльянс

Ведущий российский производитель котельного оборудования для электроэнергетики — ОАО «ЭМАльянс» декларирует о возможностях выпуска на сегодняшний день до 5,5 ГВт в год, из которых 3 ГВт приходится на котлы для паросиловых энергоблоков, 2,5 ГВт — на котлы-утилизаторы для парогазовых электростанций. Эти производственные мощности позволяют обеспечивать определенные Правительством Российской Федерации на ближайшие три года темпы модернизации, реконструкции существующих и строительства новых энергоблоков. В случае последующего увеличения этих темпов «ЭМАльянс» способен, как минимум, удвоить свои производственные возможности при условии стабильного заказа со стороны отечественной электроэнергетики и доступности финансовых средств.[46]

ОАО «ЭМАльянс» развивает отношения с иностранными компаниями. В 2008 году было заключено лицензионное соглашение о передаче технологии с американской компанией NOOTER/ERIKSEN, INC., являющейся крупнейшим в мире разработчиком и производителем котлов-утилизаторов для парогазовых установок. Лицензия предоставляет «ЭМАльянсу» право на проектирование, изготовление, продажу, поставку и установку систем утилизации тепла на основе технологии этой компании. Важным конкурентным преимуществом этого сотрудничества является то, что, наряду с внедрением современной технологии, произведенные «ЭМАльянсом» котлы-утилизаторы полностью адаптируются под российские технические нормы и эксплуатируются по обычному российскому регламенту.[47]

Кроме того, ОАО  «ЭМАльянс» заключило соглашение о сотрудничестве с одним из крупнейших китайских производителей энергетического оборудования Shanghai Electric Power Generation Group, которое предполагает совместное участие в тендерах на поставку энергетического оборудования для электростанций. Сотрудничество будет осуществляться в рамках проектных консорциумов, где российская сторона выполнит проектирование, производство и поставку «котельного острова», а также предоставит услуги по монтажу и обслуживанию оборудования, а китайские партнеры обеспечат комплексную поставку турбогенераторной части «силового острова» и другого оборудования.[48]

ОАО «ЭМАльянс» также активно сотрудничает с  финским отделением американской компании Foster Wheeler по освоению передовой технологии производства котлов с циркулирующим кипящим слоем в рамках разработки, производства и поставки такого котельного оборудования для Новочеркасской ГРЭС.[49]

ОАО «ЭМАльянс» приобрел немецкую компанию Tetra Energie Technologie Transfer GmbH, специализирующуюся на консалтинге в энергетическом секторе. Это приобретение расширяет компетенции российской компании в области инжиниринга и внедрения передовых экологических, производственных, технических и технологических стандартов и способствует продвижению продуктов и услуг «ЭМАльянса» на зарубежные рынки.[50]

Атомэнергмаш

В 2006 году в рамках ГК «Росатом» для решения вопросов снижения зависимости от монопольных поставщиков было создано ОАО «Атомэнергмаш». Основная деятельность — комплексные решения по поставкам оборудования и услугам для атомной, тепловой энергетики, газовой и нефтяной промышленности.[51]

Компания ОАО  «Атомэнергомаш» является поставщиком  оборудования для сооружения атомных электростанций:[52]

  • Корпуса реакторов на быстрых нейтронах БН-800.
  • Парогенераторы для всех реакторов типа ВВЭР.
  • Сепараторы-пароперегреватели для всех реакторов типа ВВЭР.
  • Теплообменники;
  • Вспомогательное оборудование для АЭС

Основные задачи ОАО «Атомэнергомаш» на среднесрочную перспективу:[53]

    1. Непосредственное участие в реализации стратегии ГК «Росатом» на российском и мировом рынках строительства объектов атомной энергетики.
    2. Укрепление позиции компании на рынке тепловой энергетики, газовой и нефтехимической промышленности.
    3. Встраивание в глобальные рынки имеющихся технологий.
    4. Разработка продуктов нового технологического пакета с учетом их жизненного цикла, включая рыночные возможности альтернативных источников энергии.

Ростехнологии

Госкорпорация «Ростехнологии» совместно с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и американской компанией «Дженерал Электрик» в 2009 году создала совместное предприятие «Электроэнергетика», которое планирует освоить в России производство турбин мощностью 75 и 125 МВт. /5/

 

 

 

 

5 СТРУКТУРА РЫНКА ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ

Тип рыночной структуры Отрасль энергетического машиностроения можно отнести к рынку несовершенной конкуренции – олигополии. Ее признаки, характерные черты: 
· наличие нескольких фирм (продавцов);  
· тип продукта – стандартизированный или дифференцированный;  
· контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;  
· наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;  
· очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта).  
    Олигополия как тип рыночной структуры получила большее распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара, что как раз характерно для отрасли энергетического машиностроения. 
 Место рынка в системе товародвижения Товародвижением в маркетинге называется система, которая обеспечивает доставку товаров к месту продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Под планированием товародвижения понимается систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок. 
     Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют эту связь и располагают ограниченными целевыми рынками. Здесь применяется, как правило, прямой маркетинг. 
Прямой маркетинг в системе сбыта используется, как правило, при сложном технологическом производстве, когда изготовитель своими силами обеспечивает монтаж сложного оборудования непосредственно на предприятиях потребителя; когда предприятие работает под заказ; когда круг его клиентов ограничен небольшой группой потребителей и т.п. 
Таким образом, рынок энергетического оборудования может быть отнесен к рынку, использующему прямые каналы сбыта и прямой маркетинг./8/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Анализ отрасли

Сильные стороны


  • Технологические заделы по отдельным видам оборудования. Наиболее сильные позиции — в гидроэнергетическом и атомном оборудовании, а также продлении срока службы и модернизации работающих паровых турбин.
  • Освоенные технологии работы на мировом рынке. Хотя доля на мировом рынке невелика, есть успешный опыт победы в тендерах на поставку и монтаж оборудования в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки.
  • Политическая поддержка отрасли. Имеется заинтересованность государства в развитии отрасли под контролем отечественного капитала (при сохранении за государством влияния или контроля за ключевыми предприятиями), связанная с вопросами обеспечения национальной безопасности.
  • Слабые стороны
  • Мощные конкуренты на рынке. Мировой рынок поделён между крупными ТНК (Siemens, ABB, General Electric, Alstom, Mitsubishi, Toshiba). Оборот каждой из компаний на рынке энергооборудования и сопутствующих услуг составляет 10-40 млрд долл., что как минимум на порядок выше объёма производства российских компаний. Доля российского энергетического оборудования на мировом рынке в настоящее время составляет около 2 % (по сравнению с 13 % в 1991 г.).
  • Технологическое отставание по отдельным видам оборудования. Наибольшее отставание — на магистральном направлении развития современной энергетики — в создании парогазовых установок (ПГУ).
  • Слабые позиции в части комплексных решений. Сложности в предоставлении готовых комплексных решений связаны как с малым спектром предлагаемого оборудования, так и отсутствием опыта по предоставлению сопутствующих услуг и послепродажного обслуживания.
  • Низкая привлекательность рабочего места. Уровень оплаты труда является невысоким по сравнению не только с мировыми конкурентами (разрыв — на порядок), но и наиболее успешными отечественными компаниями. Это блокирует привлечение молодых специалистов и может привести к утрате передачи опыта уже в перспективе 10-15 лет.
  • Факторы, влияющие на рыночную конъюнктуру Ключевыми моментами, оказывающими негативное влияние на состояние производственной сферы абсолютного большинства российских предприятий энергетического машиностроения, являются: 
    · высокая степень износа технологического оборудования, не позволяющая удерживать качество выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов; 
    · отсутствие достаточных собственных средств для модернизации производственной базы; 
    · нестабильность технологических связей в рамках некогда единого производства. 
    В последние годы намечены серьезные предпосылки к коренному изменению вышеописанной ситуации в сторону улучшения состояния отраслевого производства. 
    Определяющим здесь стало объединение в середине 90-х гг. ведущих российских производителей энергооборудования в финансово-промышленную группу "Энергомашкорпорация". Последнее обусловлено главным образом необходимостью создания единой технологической цепочки, в рамках которой эффективность деятельности ее участников значительно возрастает. 
    В результате у предприятий, объединенных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование как со стороны отечественных, так и зарубежных заказчиков. Кроме того, участие в инвестиционных программах, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям-участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал, увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования. Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия финансирования, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями, пользующимися высоким международным кредитным рейтингом./8/

Возможности


  • Традиционная «привязанность» потребителей к отечественному оборудованию. Практически все установленные энергетическое оборудование на электростанциях — отечественного производства. Значительная его часть будет модернизироваться, а не заменяться что усиливает позиции отечественных компаний.
  • Масштабный рост рынка в ближайшей перспективе. С учётом сроков службы оборудования в электроэнергетике и затянувшейся инвестиционной паузы внутренний спрос на энергооборудование может уже к 2010 г. возрасти в 4-5 раз по сравнению с существующим уровнем. По оценке, возможно возникновение ситуации, когда спрос на энергетическое оборудование в отдельные годы может превысить существующие производственные мощности на 20-30 %. Также ожидается рост спроса на газовые турбины в связи с перспективным строительством новых и модернизацией действующих трубопроводов.
  • Кооперация с зарубежными производителями. По различным оценкам, на мировом рынке ожидается рост потребления электроэнергии не менее чем в 1,5 раза до 2020 г. Освоение этого рынка возможно в рамках кооперации, по всей видимости, в части создания наиболее материало- и трудоемких деталей и узлов.

Угрозы


  • Вытеснение отечественных компаний с мировых рынков, в долгосрочной перспективе — утрата позиций на внутреннем рынке. Учитывая слабые стороны, долгосрочные конкурентные преимущества отечественных компаний остаются под вопросом.

 


 

 

 

 

 

Заключение

Энергетическое машиностроение, обеспечивающее выпуск наиболее наукоемкой техники, работающей в самых экстремальных условиях эксплуатации, является базовой отраслью отечественной промышленности, определяющей технический уровень национальной энергетической безопасности.

Предприятия, входящие в  комплекс энергетического машиностроения, выпускают основное и вспомогательное  оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций и промышленной энергетики.

Развитие отечественного машиностроения в настоящее время  сдерживается наличием ряда проблем, требующих программного решения на федеральном уровне, из числа которых целесообразно выделить следующие:

  1. Существующий в настоящее время парк оборудования предприятий энергетического машиностроения технологически и морально устарел, на большинстве предприятий уровень износа основных фондов превышает 60%.
  2. Доля импортного основного оборудования при оснащении предприятий электроэнергетики составляет около 80%.
  3. Инновационное развитие энергетического машиностроения, включающее инновационные научные разработки, опытно-конструкторские работы (ОКР), опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство и реализацию продукции потребителям с возвратом средств в НИОКР отсутствует, с одной стороны, вследствие резкого сокращения взаимодействия предприятий электроэнергетики и институтов-разработчиков и предприятий-изготовителей оборудования энергетического машиностроения, вызванного полным прекращением государственной поддержки развития энергетического машиностроения, и, с другой стороны, нежеланием предприятий электроэнергетики финансировать НИОКР на создание инновационных продуктов за счет собственных ресурсов вследствие высоких рисков незаключения в последующем договоров на поставку этого оборудования.
  4. Энергетическая эффективность существующего отечественного оборудования энергетического машиностроения ниже, чем аналогичного зарубежного, что приводит к избыточной нагрузке на топливные отрасли и, как следствие, к росту цен на электроэнергию для промышленных потребителей и населения.
  5. Существующий уровень эксплуатации электроэнергетических объектов значительно уступает практике развитых стран мира.

Таким образом, общей  проблемой в сфере энергетического машиностроения, на решение которой направлена Стратегия, является нарастание научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от поставок импортных технологий и оборудования энергетического машиностроения, а, следовательно, снижение уровня безопасности энергообеспечения страны.

В последние годы наблюдаются  положительные тенденции в развитии отечественного энергетического машиностроения (Таблица 3). Однако, объем произведенной отраслью продукции в денежном выражении, равно как и натуральные объемы производства различного энергетического оборудования, свидетельствуют о недостаточном уровне и неритмичности загрузки российских предприятий энергетического машиностроения. Работа в таком режиме значительно затрудняет инвестиционную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Варфоломеев Ю.М., Кокорин О.Я. Отопление и тепловые сети: Учебник. - М.: ИНФРА - М,2007. 
2. Генерирующие компании оптового рынка электроэнергии: Справочник / ОАО ГВЦ Энергетики. - М.: Радуга, 2006 
3. Глухов В.В., Окороков В.Р., Окороков Р.В. Состояние и перспективы обеспечения энерго- и теплоэнергетическим оборудованием ТЭК России - М.: Изд-во ИНП, 2005. 
4. Колибаба В.И., Самок С.Г Повышение финансовой устойчивости электроэнергетических компаний России на межгосударственном энергетическом рынке. - М.: Изд-во ИНП, 2006

5. Infoline ,биллютень за март 2010

6.Федеральный портал, protown.ru

7. Стратегия машиностроения, Минпромторг России

8.  Миринов В, «Российская монополия», Экономист 2005 г.

 

Приложение А


Лист


Изм. Лист    № Докум.      Подп.    Дата






Информация о работе Проблемы развития энергомашиностроения