Расчет центробежного насоса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Общность процессов передачи механической энергии от рабочего тела к потоку ведет к исходным эксплуатационным свойствам.
Центробежные насосы согласно рисунку 1 состоят из корпуса 1 и свободно вращающегося в нем лопастного колеса 2. При вращении колеса в потоке жидкости возникает разность давлений по обе стороны каждой лопасти и, следовательно, силовое взаимодействие потока с лопастным колесом. Силы давления лопастей на поток создают вынужденное вращательное и поступательное движение жидкости, увеличивая ее давление и скорость, то есть механическую энергию.

Файлы: 1 файл

расчет насоса 2.doc

— 482.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Технологические схемы  тепловых электростанций (ТЭС) требуют  перемещения большого количества жидкостей, обладающих различными физико-химическими  свойствами при различных давлениях  и температуре. Перемещение жидкости осуществляется насосами.

Насос – машина для преобразования механической энергии двигателя в энергию перекачиваемой жидкости. При работе насоса энергия, получаемая от двигателя, превращается в потенциальную, кинетическую и, в незначительной мере, в тепловую энергию потока жидкости. 

Насос в соответствии с назначением характеризуется тремя параметрами: подачей, напором и мощностью.

Подача насоса Q представляет собой количество жидкости, подаваемой в единицу времени. В зависимости от характера установки количество подаваемой жидкости измеряется объемом или весом.

Напором насоса H называется приращением механической энергии, получаемое каждым килограммом жидкости, проходящей через насос, то есть разность удельных энергий жидкости при выходе из насоса и при входе в него.

Третьим параметром, характеризующим насос, является потребляемая им мощность N, обычно измеряемая в кВт. Приращение энергии (в кг·м) каждого килограмма жидкости, подаваемой насосом, по определению равно напору H; количество жидкости, перекачиваемой насосом в единицу времени, равно весовой подаче G; полное приращение энергии, получаемое всем потоком в насосе в единицу времени, то есть полезная мощность насоса.

Все типы насосов, несмотря на исключительное многообразие их конструктивных форм, могут быть разделены на две группы по принципу действия:

    1. насосы вытеснения: поршневые и роторные;
    2. лопастные насосы: центробежные и осевые.

Работа центробежных и осевых насосов основана на совершенно отличном и притом общем принципе  действия – силовом взаимодействии лопасти с обтекающим ее потоком.

Общность процессов  передачи механической энергии от рабочего тела к потоку ведет к исходным эксплуатационным свойствам.

Центробежные насосы согласно рисунку 1 состоят из корпуса 1 и свободно вращающегося в нем  лопастного колеса 2. При вращении колеса в потоке жидкости возникает разность давлений по обе стороны каждой лопасти и, следовательно, силовое взаимодействие потока с лопастным колесом. Силы давления лопастей на поток создают вынужденное вращательное и поступательное движение жидкости, увеличивая ее давление и скорость, то есть механическую энергию.

Лопастные насосы удобны для непосредственного соединения с быстроходными типами современных  электромоторов и паровых и газовых  турбин. Вследствие вращения лопастного колеса с постоянным числом оборотов, скорости потока жидкости в лопастных насосах  могут быть допущены значительно более высокими, чем в насосах поршневых и плунжерных. Лопастные насосы при тех же значениях подачи получаются значительно компактнее, легче и дешевле. Их к.п.д. при умеренных напорах не уступают к.п.д. поршневых насосов. Поэтому в области низких и средних напоров и больших подач применяются исключительно лопастные насосы.

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Схема центробежного насоса

 

Устройство, состоящее  из насоса, двигателя, соединительной муфты(или вариатора частоты вращения) и измерительных приборов, называется насосной установкой.

В энергетике встречается  большое количество различных схем насосных установок с разными  типами насосов. В состав насосной установки  в зависимости от назначения могут быть включены: дополнительная запорно-регулирующая арматура, предохранительные устройства, приборы для измерений гидравлических и электрических величин.

Целью курсовой работы является освоение методики расчета колеса центробежного  насоса.

 

Задание на курсовую работу

 

Расчет лопастного колеса ведется по заданным значениям подачи Q, напора Н и числа оборотов n насоса и имеет целью определение размеров проточной части, достаточных для выявления при дальнейшей конструктивной разработке всех размеров, необходимых для осуществления расчета колеса.

Расчет остальных элементов проточной части насоса- подвода и отвода потока- имеет целью в первую очередь обеспечить условия, принятые при расчете колеса, и основывается на результатах расчета последнего.

Для выполнения расчета студентом выбирается тип насоса по порядковому номеру в журнале по таблице 1.

В пояснительную записку  включается: титульный лист, задание  на курсовую работу, введение, расчет колеса центробежного насоса, список используемой литературы.

В объем курсовой работы входит чертеж насоса на листе формата А1.

 

 

 

Таблица 1- Исходные данные

п/п

Марка насоса

Подача, м3

Напор, м

Частота вращения, об/мин

Электродвигатель

Габариты, мм

марка

мощность, кВт

дли

на

шири

на

вы

сота

1.

Кс-12-50

12

50

2900

4А100L2

5,5

1400

410

850

2.

Кс-20-50

20

50

2900

4А112М2

7,5

1535

410

860

3.

ЦВЦ-6,3

6,3

 3,5

3000

-

0,27

287

130

360

4.

НКУ-90

90

38

1450

4А180S4

22

1935

571

760

5.

4КЦ-6

100

84

2950

4А225М2

55

1750

694

760

6.

СЭ-500-50-16

500

70

3000

4АН280S2

160

2300

1235

1065

7.

ЭПН-5/1-П

5

75

3000

АМ-51-2

6

1190

377

441

8.

ПЭ-65-40

65

440

3000

А2-92-2

125

2669

910

828

9.

ПЭ-100-53

100

580

3000

2А3М1-315

315

3621

1055

1345

10.

ПЭ-250-40

250

450

2980

2А3М1-500

500

3562

1480

1180

11.

ПЭА-65-50

65

580

2970

2А3М1-315

315

3165

975

990

12.

ПЭА-150-85

150

910

2970

2А3М1-800

800

4060

1471

1630

13.

СЭ-800-55-11

800

55

1500

4АН315S4

200

2485

1207

1465

14.

СЭ-1250-140-11

1250

140

1500

А4-400У4

630

2510

1520

2250

15.

ПЭА-850-65

850

714

2973

4А3М-2500/6000

2500

5415

1680

1615

16.

Кс-50-55-1

50

550

1450

4А160М4

30

1865

685

800

17.

НКУ-140М-А

150

35

1450

4А180М4

30

1970

632

880

18.

НКУ-250

250

32

1450

4А200L4

45

2140

593

880

19.

КсВ-500-85

500

85

985

АО3-355М-6М

200

1450

1500

3300

20.

Кс-80-155-1

80

155

2940

4А250S2

75

2030

685

800

21.

Кс-1000-220

1000

220

2970

2А3М1-800/6000

800

4080

1746

1275

 

 

22.

КсВ-320-160-2

320

160

1480

АО3-400М4

250

1200

1350

3820

23.

Кс-1600-220

1600

220

2975

4А3М-1250/6000

1250

4700

1800

1470

24.

НЦКВ-35/60

35

60

2850

АМ-62-2

14

510

545

930

25.

ПЭА-850-65

850

714

2973

4А3М-2500/6000

2500

5415

1680

1615


 

 

 

 

 

1 Определение  основных параметров

1.1 Угловая скорость  вращения, сек -1,

 

             .                                                            (1.1)                                                  

 

1.2 Коэффициент быстроходности

 

        .                                          (1.2)

 

1.3 Приведенный диаметр  входа в колесо, мм,

 

           ,                                                             (1.3)

 

где R- коэффициент входной кромки колеблется от 3,6 5 в зависимости от типа, конструкции и назначения насоса.

Для конденсатных и питательных  насосов с повышенными требованиями по высоте по высоте всасывания принимают R= 4 4,5.

1.4 Гидравлический к.п.д.

 

       .                                                    (1.4)

 

1.5 Величина объемного к.п.д. обычно находится в пределах 0,85 0,95, причем большие значения относятся к колесам с большим значением коэффициента быстроходности. Для выбора предварительного значения можно рекомендовать уравнение 

 

             ,                                                          (1.5)

 

          .                                                         (1.6)

 

1.6 Полный к.п.д. равен  произведению составляющих

 

        ,                                                           (1.7)

 

где - механический к.п.д., предварительно принимаем равным 0,96.

 

 

 

 

 

1.7 Потребляемая мощность насоса, кВт,

 

                  ,                                                           (1.8)

 

где - удельный вес перекачиваемой среды, кг/м3.

 

2 Определение  геометрических размеров

2.1 Диаметр вала  в месте посадки колеса определяется из расчета:

а) на прочность от кручения и изгиба;

б) на жесткость, при этом прогиб вала вследствие действия поперечных сил, возникающих при работе насоса на режимах отличных от нормального, не должно превосходить минимального зазора в уплотнениях;

в) на вибрацию - критическое число оборотов вала должно на 20-25% отличаться от рабочего.

В крупных насосах с небольшим  числом оборотов размеры вала, как  правило, определяются из условий прочности  и жесткости; в многоступенчатых насосах с большим числом оборотов, расчетом на критическое число оборотов, см,

 

           ,                                                         (2.1)

 

где М - момент, действующий со стороны колеса на перекачиваемую среду,

 

         ;                                                         (2.2)

 

      - напряжение кручения, принимается в пределах 120 200 кгс/см2 .

2.2 Диаметр втулки колеса  , мм,

 

     .                                                      (2.3)

 

3 Определение  размеров входа в колесо

 Эскиз колеса к  расчету основных размеров представлен  на рисунке 3.1

          3.1 Расчетная подача колеса больше подачи Q на величину объемных потерь, м3/с,

 

             .                                                              (3.1)

 

Рисунок 3.1- Эскиз колеса к расчету основных размеров

 

3.2 По выбранному значению  диаметра втулки диаметр входа в колесо находят из уравнения, м,

 

      ,                                                             (3.2)

 

где – скорость входа, м/с, (должна быть выбрана так, чтобы обеспечить благоприятные условия для проектирования лопасти).

Для предварительного выбора скорости можно рекомендовать формулу С. С. Руднева

         ,                                                                (3.3)

 

где — коэффициент, обычно находящийся в пределах 0,06 0,08.

Полученное значение диаметра входа потока в колесо округляем  до стандартного, мм и уточняем скорость входа, м/с,

 

                           .                                                              (3.4)

 

3.3 После определения  диаметра D0 окончательно устанавливаются размеры элементов входа потока на лопасти:

  • ширина канала в меридианном сечении, м,

 

                             ,                                                            (3.5)

 

где - скорость до стеснения сечения лопастями, которая чаще всего выбирается равной скорости входа , м/с;

      -радиус средней точки входной кромки лопасти, по которой ведется расчет угла входа , м,

 

                                    .                                                         (3.6)

 

Выбираем предварительное  значение коэффициента стеснения сечения  К1,  которое должно находиться в пределах 1,1 1,15 и определяем:

  1. меридианную составляющую скорости при поступлении на лопасть, которая увеличивается вследствие стеснения сечения перекачиваемой средой лопастей, м/с,

 

                                                                                                    (3.7)

 

  1. переносную скорость при входе в колесо, м/с,

 

                                                                                                      (3.8)

   

Для насосов с хорошей  всасывающей способностью обычно входной угол лопасти =18 25. План скоростей при входе в колесо представлен на рисунке 3.2.

Расположение входных  кромок лопастей устанавливается по аналогии с имеющимися образцами колес: наклонно, под углом 15-30° к оси насоса.

 

 

           Рисунок 3.2 – План скоростей при входе в колесо в условиях начального вращения потока

 

Для уменьшения гидравлических потерь в области колеса и улучшения его кавитационных свойств, при проектировании насосов допускается на расчетном режиме угол атаки равный

 

              = 30 80 ,                                                (3.9)

 

 а в специальных  случаях и значительно больше (до 15), причем

 

                                                                                            (3.10)

 

 

 

 

 

4 Определение  размеров выхода из колеса

4.1 Энергия, получаемая  потоком от лопастного колеса, м,

 

                                      .                                                                (4.1) 

  

4.2 Величина скорости  наружной окружности колеса в  первом приближении может быть  найдена из формулы, м/с,

 

                        ,                                                                 (4.2)

 

где - коэффициент окружной составляющей абсолютной скорости при выходе потока из колеса.

 Как показывает  опыт, в типовых конструкциях  центробежных колес ( = 70 150) этот коэффициент достаточно устойчив и приближенно может быть принят равным 0,5.

4.3 Это значение используем для определения в первом приближении, м,

 

                                                                                          (4.3)

 

Воспользуемся полученным значением для определения угла , числа лопастей Z, коэффициента влияния конечного числа их на напор p и для расчета второго приближения значения .

Информация о работе Расчет центробежного насоса