Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа
Рассчитать идеальный цикл ГТД тягой R при полете с числом М за время τ (час) по заданной высоте Н при температуре Т3 газа перед турбиной. Исходные данные приведены в табл. 1. Масса воздуха G = 1 кг. Топливо – керосин ТС-2.
Министерство образования и науки
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
(СГАУ)
Кафедра теплотехники и тепловых двигателей
Курсовая работа по курсу ”Термодинамика”
«Расчет параметров состояния рабочего тела и энергетических характеристик газотурбинного
двигателя»
Вариант № 17
Самара 2012
Рассчитать идеальный цикл ГТД тягой R при полете с числом М за время τ (час) по заданной высоте Н при температуре Т3 газа перед турбиной. Исходные данные приведены в табл. 1. Масса воздуха G = 1 кг. Топливо – керосин ТС-2.
Таблица 1 - Исходные данные
Состав воздуха | ||||||||||
Н, м |
N2, % |
O2, % |
CO2, % |
H2O, % | ||||||
9000 |
77,37 |
20,23 |
0,75 |
1,65 | ||||||
Состав и свойства топлива | ||||||||||
Химическая формула |
Содержание серы и влаги, % |
Плотность при 200С, кг/м3 |
Теплота сгорания (низшая) Нu, кДж/кг | |||||||
Т – 2 |
С1,1Н2,15 |
0,005 |
0,775 |
43130 | ||||||
Физические характеристики воздуха в зависимости от высоты полёта | ||||||||||
Нп, м |
Т0, К |
Р0, Н/м2 |
r, кг/м3 | |||||||
9000 |
229,7 |
30800 |
0,467 | |||||||
Дополнительные величины | ||||||||||
R, H |
4000 | |||||||||
t, ч |
4 | |||||||||
T3, K |
1650 | |||||||||
Тт, К |
300 | |||||||||
Молекулярная масса, изобарные и изохорные теплоёмкости компонентов смеси | ||||||||||
m, кг/кмоль |
Сp, Дж/кг*К |
Cv, Дж/кг*К | ||||||||
N2 |
28 |
1039 |
742 | |||||||
O2 |
32 |
915 |
655 | |||||||
CO2 |
44 |
815 |
626 | |||||||
H2O |
18 |
1859 |
1398 |
Реферат
Курсовая работа: 30 страниц, 4 рисунка, 6 таблиц, 7 источников.
АДИАБАТНЫЙ ПРОЦЕСС, УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГАЗОВАЯ ПОСТОЯННАЯ, ИЗОБАРНЫЙ ПРОЦЕСС, ЭНТАЛЬПИЯ, ЭНТРОПИЯ, ТЕПЛОЕМКОСТЬ, ЦИКЛ ГТД, ТЕПЛОТА, ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ.
Определены массовые доли, молекулярные массы, мольные доли, изохорные теплоемкости компонентов воздуха, поступающего в диффузор, газовая постоянная, показатель адиабаты, характеризующие воздух в точке 0 цикла ГТД. Рассчитано оптимальное значение степени сжатия воздуха в компрессоре, обеспечивающее максимально полезную работу цикла для заданного значения температуры Т3. Вычислен потребный коэффициент избытка воздуха a в камере сгорания. Найдены значения массовых и мольных долей компонентов рабочего тела, как смеси продуктов сгорания и избыточного воздуха; молекулярная масса смеси, плотность, теплоемкость, газовая постоянная и показатель адиабаты, характеризующие смесь при температуре Т3. Результаты расчетов сведены в таблицы.
Рассчитаны параметры
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 6
1. Краткое описание принципа работы ГТД 7
2. Расчёт состава рабочего тела цикла 8
2.1. Расчёт состава рабочего тела 8
2.2. Расчёт оптимального значения степени повышения давления в компрессоре ГТД 9
2.3. Определение коэффициента избытка воздуха 10
2.4. Расчёт состава продуктов сгорания и рабочей смеси 11
3. Расчёт основных параметров состояния рабочего тела в узловых точках цикла ГТД 14
4. Расчет калорических величин цикла ГТД 16
4.1 Изменение калорических величин в процессах цикла 16
4.2 Расчет теплоты процессов и тепла за цикл 17
4.3 Расчет работы процессов и полной работы за цикл 17
5. Расчёт параметров состояния рабочего тела в промежуточных точках процессов сжатия и расширения 19
5.1 Расчёт параметров промежуточных точек при построении цикла ГТД в 19
P – V координатах 19
5.2 Расчёт процессов, изображаемых в T-S-координатах 20
6. Построение идеального цикла в p-v и T-S координатах 21
7. Расчёт энергетических характеристик ГТД 24
8. Определение работы цикла графическим путем с использованием системы ADEM 8.1 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ИНДЕКСОВ
C0 — скорость набегающего потока, м/с
C5 — скорость истечения газа, м/с
Cp — изобарная теплоемкость, Дж/кг×К
Cv — изохорная теплоемкость, Дж/кг×К
G — масса, кг
H — высота, м
k — показатель адиабаты
M — молярная масса, моль
p — давление, Па
q — теплота, Дж/кг
R — удельная газовая постоянная,
R — универсальная газовая постоянная, Дж/кг×К
Rуд — удельная тяга двигателя, м/с
L – удельная работа;
S — энтропия, Дж/кг
T — температура, К
U — внутренняя энергия, Дж/кг
v — удельный объем, м3/кг
a — коэффициент избытка воздуха
D — изменение параметра
ht — термический к. п. д., %
r0 — плотность воздуха, кг/м3
t — время, ч
¢ — параметр (характеристика) относится к воздуху
¢¢ — параметр (характеристика) относится к продуктам сгорания
opt – оптимальный;
i – номер компонента, процесса;
ц – цикл;
к – компрессор;
О – точка О процесса;
Авиационный газотурбинный двигатель (ГТД) является сложной технической системой с высокими удельными параметрами. Конструкция доводилась до совершенства на основе большого объема экспериментальных исследований, накопленной статистики. Технические достижения в области конструкции, материалов, технологии, различных методов повышения нагрузочной способности, усталостной прочности, нашли в современном двигателе самое непосредственное воплощение. В мировой практике разработаны и освоены в производстве двигатели новых поколений, где в конструкцию привнесены качественные изменения, приведшие к существенному повышению удельных эксплуатационных параметров. Продолжающие находиться в эксплуатации и выпускаться, проверенные временем и доведенные на основе анализа результатов практического использования до высокого уровня совершенства ряд моделей ГТД сформировали большой объем практической информации. Данная информация должна использоваться для дальнейшего совершенствования авиационных ГТД подобного класса, а также для разработки новых конструкций двигателей, в том числе последующих поколений.
Качество авиационного двигателя определяется: совершенством конструкции, качеством материалов; технологическими процессами изготовления деталей, технологическими процессами узловой сборки и испытаний узлов и агрегатов, качеством получаемых от поставщиков комплектующих, технологическим процессом сборки двигателя, испытаниями двигателя, метрологическим обеспечением производства в целом, транспортно-складскими операциями, условиями эксплуатации и множеством других факторов.
Целью курсовой работы является расчёт
параметров состояния рабочего тела
и энергетических характеристик
ГТД. Расчёты ведутся для идеального
цикла ГТД с изобарным подводом
тепла.
Газотурбинный двигатель — тепловой двигатель (рисунок 1), в котором газ сжимается и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины. Применяется в основном на ТЭЦ для привода электрических генераторов, в качестве двигателей транспортных машин, авиационных двигателей, силовых установок судов. Рабочий процесс ГТД может осуществляться с непрерывным сгоранием топлива при постоянном давлении или с прерывистым сгоранием топлива при постоянном объёме.
Принципиальная схема ГТД со сгоранием топлива при p = const показана на рисунке 2. Принцип его работы следующий: при полёте самолёта набегающий поток воздуха поступает в диффузор и там сжимается. Затем попадает в компрессор 2, где опять подвергается сжатию. Далее сжатый воздух поступает в камеру сгорания 3, где происходит сгорание топливно-воздушной смеси и, следовательно, осуществляется подвод тепла. Привод компрессора осуществляется от газовой турбины 4. Пройдя через газовую турбину, продукты сгорания расширяются в реактивном сопле до атмосферного давления, и, после истечения, изобарно охлаждаются в атмосфере. Поскольку адиабатно сжимаемый в компрессоре воздух и образовавшиеся продукты сгорания, расширяющиеся на лопатках турбины и в сопловом аппарате, имеют различный состав, параметры состояния рабочего тела в различных точках термодинамического цикла должны рассчитываться с учётом этой особенности.
Расчёт массовых и мольных долей компонентов, молекулярной массы, их теплоёмкости производится для воздуха, потребляемого ГТД на высоте полёта самолёта Н = 9000 м и скорости полёта V = 1,1 M.
Объемные доли компонентов в воздухе будут таковыми:
Найдём молекулярную массу смеси:
Массовые доли каждого компонента в 1 кг воздуха найдём по формулам:
Проверка полученных результатов:
Определим мольную долю и массу каждого компонента 1 кг смеси:
Вычислим изобарную и изохорную теплоёмкости смеси, а также коэффициент адиабаты и газовую постоянную смеси:
Керосин ТС – 2 (СnHm).
,
Вычислим массы компонентов, а также мольные и массовые доли этих компонентов в смеси продуктов сгорания:
Найдём массу топлива:
т.е. выполняется закон сохранения массы вещества.
Найдём изобарные и изохорные теплоёмкости, коэффициент адиабаты и газовую постоянную смеси продуктов сгорания.
Т.е. газовые постоянные в первом и втором случае получились приблизительно равны между собой:
Т.е. газовые постоянные в первом и втором случае получились приблизительно равны между собой:
Результаты
расчетов приведены в таблице 2 и
3.
Параметры, состав |
Компоненты | ||||
N2 |
O2 |
CO2 |
H2O | ||
Ri, |
297 |
260 |
189 |
461 | |
Cpi, |
1039 |
915 |
815 |
1859 | |
Cvi, |
742 |
655 |
626 |
1398 | |
mi, |
28 |
32 |
44 |
18 | |
Gi, кг |
Воздух |
0,74702 |
0,2232 |
0,01137 |
0,01024 |
Прод.сгор |
0,74702 |
0,13601 |
0,09197 |
0,0425 | |
Mi, моль |
Воздух |
0,02667 |
0,00697 |
0,00025 |
0,01024 |
Прод.сгор |
0,02667 |
0,00424 |
0,00208 |
0,01037 | |
gi |
Воздух |
0,74702 |
0,2232 |
0,01137 |
0,01024 |
Прод.сгор |
0,73417 |
0,13367 |
0,09038 |
0,04176 |