Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 19:47, контрольная работа
Трансформатор состоит из замкнутого магнитопровода и двух, или более, обмоток: первичной, которая подключается к источнику переменного
напряжения и вторичной, к которой подключается нагрузка.
Принцип действия трансформатора основан на электромагнитном взаимодействии двух или нескольких обмоток. Если одну обмотку подключить к источнику переменного напряжения, то под воздействием переменного магнитного поля, создаваемого этой обмоткой в магнитопроводе, в другой обмотке будет наводиться Э.Д.С.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования (ФГБОУ ВО)
«Московская государственная академия водного транспорта»
Факультет
«Транспортного права»
КОНТРОЛЬНАЯ (КУРСОВАЯ) РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Транспортная энергетика
на тему: «Расчёт трансформатора»
Направление подготовки 030900
Профиль Ю
ФИО Бондаренко О.В.
Эл. адрес yurij.butkin@yandex.ru
Проверил______________________
Москва 2015
Контрольная работа № 1. Расчет трансформатора.
Вариант № |
Размеры магнитопровода |
Число витков, приходящихся на вольт Wo |
Допустимая плотность тока j, А/мм |
Масса магнитопровода G, кг |
Мощность трансформатора, P,Вт |
Напряжение U i; В |
Напряжение U2, В | |||
Ширина сердечника а, мм |
Ширина набора b, мм |
Ширина окна с, мм |
Высота окна h, мм | |||||||
2 |
40 |
80 |
40 |
100 |
0,97 |
1,8 |
7,43 |
950 |
220 |
24 |
РАСЧЕТ ТРАНСФОРМАТОРА.
Трансформатор состоит из замкнутого магнитопровода и двух, или более, обмоток: первичной, которая подключается к источнику переменного
напряжения и вторичной, к которой подключается нагрузка.
Принцип действия трансформатора основан на электромагнитном взаимодействии двух или нескольких обмоток. Если одну обмотку подключить к источнику переменного напряжения, то под воздействием переменного магнитного поля, создаваемого этой обмоткой в магнитопроводе, в другой обмотке будет наводиться Э.Д.С. При подключении нагрузки к зажимам вторичной обмотки по цепи этой обмотки будет проходить переменный ток; энергия из цепи первичной обмотки будет передаваться в цепь вторичной обмотки без электрической связи между ними.
Для трансформатора характерны три режима работы: режим холостого хода, рабочий (номинальный) режим и режим короткого замыкания.
Режим холостого хода позволяет определить коэффициент трансформации, потери на нагревание сердечника (потери в стали) и входное сопротивление на холостом ходу.
Рабочий режим дает возможность найти основные параметры трансформатора и определить взаимосвязь между токами и напряжениями обмоток.
Режим короткого замыкания позволяет определить потери на сопротивлениях обмотках трансформатора (потери в меди), напряжение и ток короткого замыкания.
При синусоидальной форме напряжения действующие значения индуктируемых в обмотках ЭДС выражаются, как Е = 4,44∙f∙w∙ФМ
М
Тогда коэффициент трансформации: KTp=Ei/E2= wj/ w2, где w - число витков в обмотке трансформатора, f - частота сети, Фм - величина магнитного потока.
ПАРAМЕТРЫ ТРАНСФОРМАТОРА.
При проектировании трансформатора отправной является формула мощности, которая связывает габариты трансформатора с проходящей через него полной мощностью.
Электромагнитной мощностью трансформатора называется мощность, предаваемая из первичной обмотки во вторичную электромагнитным путем.
Полезной мощностью называется произведение действующих значений напряжения и тока во вторичной обмотки S2 = U2 • I2. При активном характере нагрузки мощность обозначают как Р2.
Расчетной мощностью называется произведение действующего значения тока, проходящего по обмотке на величину напряжения на ее зажимах. Эта мощность определяет габаритные размеры обмотки: число витков
определяется напряжением, а сечение провода - действующим током.
Габаритной мощностью называется мощность, определяющая размеры трансформатора. Она равна полусумме расчетных мощностей обмоток:
Sr= (SI+S2)/2
Если считать, что плотность тока во всех обмотках одинакова, то
Sr =2∙ Кст∙Км∙1,11∙8серд∙S0∙j ∙Bm, где
Кст - коэффициент заполнения сердечника сталью, Км - коэффициент заполнения окна сердечника медью, 8серд - площадь сечения сердечника, S0- площадь окна , в котором располагаются обмотки, j - плотность тока в обмотках, Вт - магнитная индукция. Причем 8серд = а∙b, So = с∙h.
Формула мощности трансформатора позволяет проектировать трансформаторы с различными сечениями окна и сердечника. Промышленность выпускает сердечники различных типов и размеров. Наиболее удачными получаются трансформаторы с примерно равными площадями сердечника и окна. Они обладают наибольшим КПД.
Под коэффициентом полезного действия трансформатора понимают отношение активной мощности, отдаваемой в нагрузку к активной мощности, потребляемой от источника КПД = Р2/(Р2+Рст+Рм), где
Рст - потери в стали, Рм - потери в меди.
Конструкция трансформаторов должна обеспечивать их надежную работу в течение срока службы. Главные части конструкции трансформатора - это сердечник (магнитопровод) и электрические обмотки с изоляцией.
Магнитопроводы предназначены для создания замкнутого пути для магнитного потока с наименьшим магнитным сопротивлением. Для магнитопроводов промышленных трансформаторов используются электрические стали с высокой магнитной проницаемостью.
Обмотки предназначены для преобразования совместно с магнитопроводом электрической энергии в электромагнитную (на первичной стороне) и обратно из электромагнитной в электрическую (на вторичной стороне). Обмоточные провода представляют собой проволоку круглого сечения. Основным материалом для изготовления провода является медь, т.к. она имеет малое удельное сопротивление. Отечественная промышленность выпускает обмоточные провода с эмалевой изоляцией, предназначенные для работы при температуре 115 С.
ЧЕРТЕЖ МАГНИТОПРОВОДА.
ЧЕРТЁЖ КАТУШКИ.
РАСЧЕТ ТРАНСФОРМАТОРА.
Дано: Мощность трансформатора Р = 950 Вт.
Напряжение первичной обмотки U1 = 220 В.
Напряжение вторичной обмотки U2 =24 В .
Параметры сердечника (магнитопровода):
ШЛ 40∙80 (а∙b) мм, с = 40 мм, h = 100 мм.
Число витков приходящихся на 1 вольт Wo =0,97
Допустимая плотность тока j =1,8 А/мм.кв.
Масса магнитопровода G = 7,43 Г43 кг.
КПД трансформатора =0,8.
1 .Определяем токи в обмотках:
I1= P/U1 = 950/220 = 4,32 А
I2 = P∙0.8/U2 = 950∙0.8/24 = 31,67 А
2.0пределяем сечение провода:
S1= 4,32/1.8 = 2,4 мм .кв.
S2= 31,67/1.8 = 17,59 мм.кв.
3. Определяем диаметр провода ,если S = 3.14 (d∙d)/4
d1=1.13∙√2,4= 1,75 mm.
d2 = 1,13∙√17,59 = 4,74 mm.
4.0пределяем число витков в обмотках: w = WoU
wl =0,97∙220 = 213,4
w2 =0,97∙24 = 23,28
5 .Определяем число витков в одном слое многослойной обмотки. Принимаем толщину каркаса катушки t = 2мм,тогда высота слоя обмотки:
ho = h — 2t = 100-4 = 96мм.
Число витков в слое 1 обмотки :
wol = ho/dl = 96/1,75 =54,86=55 ,
wo2 = ho/d2 = 96/4,74 = 20,25=20.
6.Определяем число слоев обмотки: n =w/wo
nl=wl/wol = 213,4/55 = 3,88 ,
n2 = w2/wo2 =23,28/20= 1,16
7.0пределяем толщину каждой
обмотки с прокладками из
Zol = n1d1 + (nl + 1)*0,35 =3,88∙1,75+(3,88+1)∙0,35 = 8,50 мм,
Zo2 = n2d2 + (n2 + 1)*0,35 = 1,16∙4,74+(1,16+1)∙0,35 = 6,25 мм.
Истинная толщина обмотки может быть получена если учесть коэффициент заполнения пространства медью: 1 /Км = 1.8
Z = ZO/KM ,тогда Z1 = Z l/Км = 8,50∙ 1.8 = 15,30 мм.
Z 2 =ZO2/KM =6,25∙1.8 = 11,25 мм.
Проверим пройдут ли обе обмотки в окно сердечника С = 40мм. Толщина двух обмоток и каркаса составит: Со =Z 1 + Z2 + t ;
Со =15,30 + 11,25 + 2 = 28,25 мм, проходит в окно С.
8.0пределим внешние периметры, необходимые для дальнейших расчетов:
периметр сердечника Jc = ( а + b) ∙2 = (40 + 80)∙2 = 240 мм.
внешний периметр каркаса JK = (а + 2t)∙2 + (b + 2t)∙2 =(40+2∙2) ∙2+(80+2∙2) ∙2= 256 мм.
внешний периметр первичной обмотки
J1 =(a + 2t + 2Zl)∙2 + (b + 2t + 2Z1)∙2 =(40+2∙2+2∙15,30) ∙2+ (80+2∙2+2∙15,30) ∙2= 378,40 мм.
внешний периметр вторичной обмотки (катушки в целом)
J2 =(а + 2t + 2Z1 + 2Z2)∙2 + (b + 2t + 2Z1 + 2Z2)∙2 = (40+2∙2+2∙15,30 +2∙11,25) ∙2+(80 + 2∙2 + 2∙15,30 + 2∙11,25)∙2= 468,40 мм.
Переведем величины в метры Jc =0,24 м , Jk = 0,256 м ,
J1 = 0,38 м , J2 = 0,47 м.
При намотке катушки длина витка обмотки будет увеличиваться слой за слоем. Для вычисления общей длины каждой обмотки необходимо вычислить длину среднего витка обмотки.
9.0пределяем длину среднего витка каждой обмотки:
Lol = (Jk + Jl)/2 = (0,256 + 0,38)/2 =0,318=0,32 м
Lo2 =(J1 + J2)/2 = (0,38 + 0,47)/2 = 0,425=0,43м.
10.Определим длину каждой обмотки: L = w∙Lo
L1 = wl∙Lol = 213,4∙0,32 = 68,29 м.
L2 = w2∙Lo2 = 23,28∙ 0,43 = 10,01м.
11.Определим удельное сопротивление каждой обмотки, если удельное сопротивление меди r = 0.01724:
Rol = г/ S1 = 0,01724/2,4 = 0.00718=0,0072 ом/м.
Ro2 = r/S2 = 0.01724/17,59 = 0,00098 ом/м.
12.0пределим сопротивление обмоток: R = RoL
Rl = Rol∙Ll =0,0072∙68,29 = 0,49 ом.
R2 = Ro2∙L2 = 0,00098∙ 10,01= 0,0098=0,01 ом.
13.Определим мощность
потерь в обмотках как сумму
произведений квадратов токов
в каждой обмотке на
этих обмоток :
Рм = I12R 1+ I22R2 =4,322 ∙ 0,49 + 31,672 ∙ 0,01 = 19.1744=19,17 Вт.
14.0пределим перегрев катушки:
Тк = 1000∙PM/Sok , где Sok - площадь охлаждения катушки выраженная в см.кв.
Sok = J2∙ho = 4,68 ∙ 9,6 = 449,28 см.кв, тогда
Тк = 1000 ∙ 19,17/449,28 = 42,67 градуса.
15.Определим перегрев сердечника по формуле: Тс = 750 ∙ Pa/Soc,
где Ра -мощность потерь на нагрев сердечника, Ра = Руд* G, удельные потери в сердечнике Руд = 2 вт/кг, вес сердечника G = 7,43 кг, тогда
Ра = 2 ∙ 7,43 = 14,86 вт.
Площадь охлаждения сердечника состоит из трех поверхностей - верхней поверхности сердечника, боковой поверхности и фронтальной поверхности без поверхностей окон сердечника. Каждая поверхность имеет ответную (противоположную),поэтому результат вычислений удваивается.
Soc = (SI + S2 + S3) ∙2 см. кв.
S1 = b(2а + 2с) = 80∙ (2∙ 40+2∙ 40)=128 см. кв.
S2= b(h + а) = 80∙ (100+40)=112 см. кв.
S3= (2a + 2c)(h + a) - h (a + 2c) = (2∙ 40+2∙ 40) ∙ (100+40)-100∙( 40+2∙ 40) 104 см. кв.
Общая поверхность охлаждения сердечника:
Soc = (128+112+ 104) ∙ 2 = 688 см. кв , перегрев сердечника
Тс =750 ∙ Pa/Soc = 750 ∙14,86/688 = 16,2 градуса.
16.0пределим диапазон
Тк + Тс + Тср =115 град. ,или 42,67 + 16,2 + Тср =115 град.
Отсюда можно вычислить,
Тср =115-42,67-16,2=56,13
значти наш трансформатор может работать при температуре окружающей среды Тср вплоть до 56,13 градусов.
СХЕМА РАСЧЁТА ПЛОЩАДИ ОХЛАЖДЕНИЯ СЕРДЕЧНИКА.