Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:18, реферат
Электрическая станция – промышленное предприятие, предназначенное для производства электроэнергии путем преобразования других видов энергии.
В зависимости от используемого первичного энергоресурса, электрические станции можно разделить на следующие типы:
- тепловые (ТЭС, ТЭЦ);
- атомные (АЭС);
- гидравлические (ГЭС, ГАЭС, малые ГЭС);
- ветряные (ВЭС);
- солнечные (СЭС);
Так как, на роторе синхронной машины находится обмотка возбуждения, синхронная машина имеет электрическую несимметрию. В явнополюсной синхронной машине также присутствует магнитная несимметрия, обусловленная неравномерностью воздушного зазора между ротором и статором. Исходя из этого, при работе синхронного генератора в электрической сети, удобно рассматривать его в прямоугольной системе координат жестко связанной с ротором. Продольная ось d при этом совпадает с направлением магнитного потока Фd, созданного током возбуждения, а поперечная ось q – с направлением ЭДС, созданной потоком (рис.3)
Рис.3. Система координат d-q жестко связанная с ротором
Индуктивные сопротивления синхронной машины. При создании электромагнитного поля в воздушном зазоре часть потока рассеивается, не обеспечивая потокосцепления ротора и статора. Количественной характеристикой потока рассеивания является индуктивное сопротивление рассеивания обмотки статора . Количественной характеристикой потока реакции обмотки статора являются индуктивные сопротивления реакции статора по продольной ( ) и поперечной ( ) осям. У явнополюсных гидрогенераторов вследствие магнитной несимметрии ротора .
В установившемся режиме работы синхронного генератора его результирующее электромагнитное поле описывается только этими потоками, следовательно, его синхронные сопротивления определяются сопротивлениями рассеивания и реакции статора:
Рис.4. Синхронные сопротивления генератора
В начальный момент переходного режима (короткое замыкание, включение генератора) неизменным остается только результирующее потокосцепление синхронной машины, все остальные потоки изменяются мгновенно, это вызывает реакцию обмоток ротора: обмотки возбуждения и демпферной обмотки. Количественной характеристикой потока реакции этих обмоток являются индуктивное сопротивлением реакции обмотки возбуждения и индуктивные сопротивления реакции демпферных обмоток по продольной ( ) и поперечной осям ( ).
Таким образом, в начальный момент переходного режима синхронный генератор описывается сверхпереходными индуктивными сопротивлениями, которые определяются как:
Рис.5. Сверхпереходные сопротивления генератора
У некоторых синхронных
генераторов конструктивно
Рис.6. Переходные сопротивления генератора
ЭДС и векторная диаграмма синхронной машины в режиме генератора. Рассмотрим установившийся режим синхронного генератора. Напряжение на выводах обмотки статора равно , ток в обмотке статора равен , угол между векторами напряжения и тока генератора равен . Вектор напряжения обычно принимают совпадающим с положительным направлением действительной оси комплексной системы координат (рис.7).
Рис.7. Вектора напряжения и тока синхронного генератора
Синхронная ЭДС генератора является векторной суммой напряжения на выводах обмотки статора и падения напряжения на синхронном индуктивном сопротивлении генератора:
Направление синхронной ЭДС генератора определяет направление поперечной оси q. Продольная ось d строится как перпендикуляр к поперечной оси. Угол между ЭДС генератора и его напряжением называется углом нагрузки .
Рис.8. Векторная диаграмма синхронного генератора
Аналогичным образом определяется сверхпереходная ЭДС генератора:
Типы и маркировка гидрогенераторов. Тип гидрогенератора указывается в его маркировке, которая записывается следующим образом:
ХХХ–Dст/Hст–2р
где:
ХХХ – конструктивное исполнение генератора. Наиболее распространены СВ (вертикальный гидрогенератор) и ВГС (горизонтальный гидрогенератор);
Dст – внутренний диаметр статора в см;
Нст – длина активной части статора в см;
2р – число полюсов ротора.
Трансформатор – статическое электромагнитное устройство, предназначенное для преобразования электроэнергии одного уровня напряжения в электроэнергию другого уровня напряжения.
На ГЭС имеются:
Автотрансформатор – это трансформатор, первичная и вторичная обмотки которого имеют электрическую связь. Поэтому, автотрансформатор может применяться только в том случае, если обе его обмотки работают с одинаковым режимом нейтрали.
Структурная схема однофазного силового трансформатора приведена на рис.9
Рис.9. Силовой трансформатор
По конструкции трансформаторы бывают:
- двухобмоточные –
на магнитопроводе две обмотки:
- трехобмоточные – на магнитопроводе три обмотки: высокого напряжения (ВН), среднего напряжения (СН) и низкого напряжения (НН);
- двухобмоточные с расщепленной обмоткой – обмотка низшего напряжения разделена на две полуобмотки для снижения токов КЗ.
Паспортные данные двухобмоточного трансформатора (автотрансформатора):
- номинальная полная мощность [МВА];
- номинальное напряжение
- номинальное напряжение
- номинальный ток первичной обмотки [кА];
- номинальное напряжение
- ток холостого хода [%];
- напряжение короткого замыкания [%];
- потери холостого хода [кВт];
- потери короткого замыкания [кВт];
группа соединения обмоток (Y/Y-0; Δ/Δ-0; Y/Δ-11).
Паспортные данные трехобмоточного трансформатора (автотрансформатора):
- номинальная полная мощность [МВА];
- номинальное напряжение обмотки ВН [кВ];
- номинальное напряжение
- номинальное напряжение
- номинальный ток обмотки ВН [кА];
- номинальный ток обмотки СН [кА];
- номинальный ток обмотки НН [кА];
- ток холостого хода [%];
- напряжение короткого замыкания обмоток ВН-СН [%];
- напряжение короткого замыкания обмоток ВН-НН [%];
- напряжение короткого замыкания обмоток СН-НН [%];
- потери холостого хода [кВт];
- потери короткого замыкания [кВт];
группа соединения обмоток (Y/Y/Δ; Y/Δ/Δ).
Соотношения между основными параметрами трехфазных двухобмоточных трансформаторов (автотрансформаторов):
;
- коэффициент трансформации.
Принцип работы силового трансформатора. На первичную обмотку трансформатора подается напряжение , при этом в первичной обмотке протекает ток . Ток создает магнитодвижущую силу , которая создает переменный магнитный поток , замыкающийся по сердечнику. Этот магнитный поток наводит во вторичной обмотке трансформатора ЭДС . Если вторичная обмотка трансформатора при этом подключена к сети, в ней начинает протекать ток , который, в свою очередь, также создает магнитодвижущую силу . Магнитодвижущая сила создает переменный магнитный поток , также замыкающийся по сердечнику. При этом результирующий магнитный поток трансформатора будет равен . Количественной характеристикой этого магнитного потока является величина индуктивного сопротивления трансформатора, которая, если пренебречь активным сопротивлением обмотки трансформатора, определяется следующим выражением:
Трансформатор является статическим устройством, все обмотки которого располагаются на одном магнитопроводе и, следовательно, обтекаются одним магнитным потоком. Поэтому, его индуктивное сопротивление Х остается неизменным как в установившемся, так и в переходном режимах (в отличие от синхронного генератора).
Типы и маркировка трансформаторов и автотрансформаторов. Тип трансформатора, его система охлаждения, наличие устройств регулирования напряжения указывается в его маркировке, которая записывается следующим образом:
ХХХ–Sном/UВН
где:
ХХХ – тип трансформатора, его системы охлаждения, наличие устройств регулирования:
Т – трехфазный;
О – однофазный;
А – автотрансформатор;
Р – расщепленная обмотка НН;
С – сухой;
М – масляный с естественным охлаждением;
Ц - масляный с циркуляционным охлаждением;
ДЦ - масляный с дутьевым и циркуляционным охлаждением;
Т (после маркировки системы охлаждения) – трехобмоточный;
Н – наличие устройства регулирования напряжения.
Sном – номинальная мощность трансформатора [кВА];
Uном – номинальное напряжение обмотки ВН трансформатора [кВ].
Линия электропередачи (ЛЭП) – это установка, предназначенная для передачи электроэнергии.
ЛЭП бывают воздушными и
кабельными. Воздушные линии
Основными параметрами и характеристиками ЛЭП являются:
- класс напряжения ЛЭП [кВ];
- максимальная полная мощность, передаваемая по ЛЭП [кВ];
L – длина ЛЭП [км];
режим работы нейтрали ЛЭП (заземленная, изолированная).
При передаче электроэнергии переменного тока по ЛЭП, создается электромагнитное поле, количественной характеристикой которого является индуктивное сопротивление ЛЭП, которое определяется как:
где Х0 – это удельное индуктивное сопротивлениие ЛЭП в расчете на единицу длины [Ом/км], которое зависит от магнитных характеристик материала проводов и от геометрических характеристик ЛЭП. Для воздушных ЛЭП выше 1 кВ обычно принимают Х0=0,4 Ом/км.
Электродвигатели – это электрические машины, предназначенные для привода вращающихся машин и механизмов путем преобразования электрической энергии в механическую.
На электрических станциях электродвигатели используются для привода механизмов собственных нужд (насосы, компрессора, подъемные механизмы, вентиляторы). На ГЭС для этой цели применяются асинхронные машины.
Асинхронная машина – это электрическая машина переменного тока у которой скорость ротора не равна скорости вращения поля статора.
Если асинхронная машина работает в режиме двигателя, то скорость вращения ротора меньше скорости вращения поля статора. В режиме генератора скорость вращения ротора больше скорости вращения поля статора.
Асинхронные машины по типу обмотки ротора бывают:
- с короткозамкнутым ротором («беличья клетка»);
- с фазным ротором.
Короткозамкнутая обмотка типа «беличья клетка» представляет собой алюминиевые стержни в пазах вдоль ротора, соединенные контактными кольцами по торцам ротора. Фазная обмотка подобна обмотке статора – выполняется медным проводом, уложенным в пазах ротора таким образом, чтобы была обеспечена трехфазная система. Концы фаз обмоток фазного ротора соединяются в звезду, начала обмоток выводятся на контактные кольца ротора.
Асинхронные двигатели
с короткозамкнутым ротором
Паспортные данные асинхронного двигателя:
Информация о работе Структура генерирующих мощностей Украины