Акустический расчет помещений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Задание. Произвести необходимую планировку (реконструкцию) помещения с целью использования его в качестве драматического театра. Рассчитать требуемую акустическую обработку внутренних поверхностей проектируемого помещения, выбрать, обосновать и рассчитать систему звукоусиления.

Содержание работы

Выбор варианта реконструкции и планировки помещения (с размещением рядов слушателей, проходов, окон, дверей и т.д.).
Определение оптимального времени реверберации.
Расчет необходимого звукопоглощения.
Расчет системы звукоусиления.

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  связи.

 

Сибирский Государственный  Университет Телекоммуникаций и  Информатики

 

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: электроакустика и звуковое вещание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 Выполнил:

                                                     Группа:

      11 вариант

 

                                                                        Проверил: Катунин Г. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2012

 

Задание.

 

Произвести  необходимую планировку (реконструкцию) помещения с целью использования его в качестве драматического театра.

 Рассчитать требуемую акустическую обработку внутренних поверхностей проектируемого помещения, выбрать, обосновать и рассчитать систему звукоусиления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Выбор варианта реконструкции и планировки помещения (с размещением рядов слушателей, проходов, окон, дверей и т.д.).
  2. Определение оптимального времени реверберации.
  3. Расчет необходимого звукопоглощения.
  4. Расчет системы звукоусиления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Размеры и форма помещения заметно влияют на его акустические свойства. Неправильный выбор размеров помещения может привести к нерациональному использованию его объема, к неудобствам эксплуатационного характера, к нарушению равномерности распределения звуковой энергии в нем и т.д. Для предотвращения проявления нежелательных свойств помещения необходимо произвести акустический расчет, а затем реконструкцию его, согласно акустическому расчету.

При проектировании и расчете зала необходимо, прежде всего, исходить из его назначения. Кроме того залы рассчитываются на определенное количество зрителей, обычно 70% от максимального количества зрителей.

К залам предъявляются  такие требования, как

    • сила звука и уровень громкости должны быть одинаковы на всей площади, занятой зрителями.
    • Звуковое поле в помещении должно быть в такой мере диффузным, чтобы обеспечить наибольшую четкость и разборчивость звука.
    • Должны быть устранены эхо-эффекты, т.е. запаздывающие отражения большой интенсивности на всех местах зала.

При расчете  помещения следует большое внимание уделять выбору высоты помещения и форме потолка. Плохая акустика, присущая многим большим залам, часто объясняется очень высокими потолками или их неудачной формой.

С акустической точки зрения основное назначение потолка  – обеспечить полезные отражения звуковых волн. Задача заключается в том, чтобы более всего обеспечить отраженным звуком последние ряды, на которых уровень прямого звука меньше, чем на передних и средних, однако отраженная волна поступает в место приема с запаздыванием. Это время запаздывания не должно превышать допустимого. Отраженные лучи, запоздавшие на время более допустимого не могут играть полезной роли, т.к. они становятся уже не коррелированными с первичным сигналом и создают мешающий звуковой фон. Наличие или отсутствие таких акустических дефектов проверяется с помощью лучеграммы.

Особенно  большое запаздывание имеют звуковые лучи отраженные от задней стены зала, т.к. длина зала значительно больше его высоты. Применение балкона в зале устраняет эту опасность.

Системы звукоусиления  применяются для того, чтобы обеспечить необходимый звуковой уровень по всему залу, т.к. при объеме помещения более 2000м3 или длине более 20 м, голоса уже недостаточно, чтобы создать уровень громкости в удаленных точках этого помещения.

 Для помещений,  оборудованных установками звукоусиления, недопустим подъем частотной характеристики времени реверберации в области низких частот, потому что приводит к снижению устойчивости системы звукоусиления. Более того, желателен ее спад. С другой стороны наличие системы звукоусиления увеличивает эквивалентную реверберацию зала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Выбор варианта реконструкции и планировка помещения.

 

Характеристика  имеющегося помещения:

Рис.1

 

Заданные размеры помещения:

L=30 м

А=12 м

В=21 м

H=7 м.

Стены – бетонная, гладкая, окрашенная масляной краской.

Пол – паркетный по асфальту.

Потолок – штукатурка по металлической сетке с воздушной  полостью позади.

В помещении имеется 5 окон размером 3х2 и 4 двери, выполненных из монолитной лакированной древесины, размером 2,2х1,6 м.

 

Размеры и форма помещения  заметно влияют на его акустические свойства. Неправильный выбор размеров помещения может привести не только к нерациональному использованию  его объема и неудобствам эксплуатационного характера, но и к нарушению равномерности распределения звуковой энергии в нем.

Соотношение размеров помещения  влияет и на спектр собственных частот помещения. Так при их равенстве или даже кратности, спектр собственных частот помещения обедняется в силу возникновения целого ряда пар одинаковых частот.

Помещение имеет следующие  размеры:

l´b´h=30´12/21´7 м3

Пронормировав по высоте получим:

l´b´h=4,3´1,7/3´1 м3.

Рекомендуемое соотношение  сторон для залов без балкона  при длине зала 30 м следующее:

l´b´h=4,3´2,4´1 м2.

 

Размеры данного помещения  соответствуют рекомендуемым.

 

 

 

Обычно десятая часть  объема зала приходится на объем сцены  и сценического пространства.

 Рассчитаем объем  зала.

 

Площадь пола равна:

 

Sп=0,5(A+B)∙L=0,5∙(12+21)∙30=495 м2,

 

Объем зала:

 

Vп=Sп∙H=495∙7=3465 м3.

 

Отсюда объем сцены  и сценического пространства должен быть равен 346,5 м3, а площадь пола равна 49,5 м2.

Площадь трапеции равна:

 

S=0,5(A+B’)∙L’ =0,5(2A+2L∙2tgα)∙L, 

где α – угол между  продольной стеной зала и перпендикуляром к стороне В.

 

Здесь

 

При площади сцены, равной 0,1S, получим уравнение:

 

tgα∙L2+A∙L-0,1S=0,

 

и корни уравнения L1=-89,3 м и L2=3,93 м, то есть глубина сцены равна Lсц=3,93 м.

 

 

Свободная площадь пола S=Sп-Sсц=495-49,5=445,5 м2.

 

Свободный объем помещения: V=S∙H=445,5∙7=3118,5 м3.

 

Определим количество зрителей, исходя из свободной площади пола:

 

Определим количество зрителей, исходя из свободного объема помещения:

 

 

Принимаем N=524 чел.

 

 

Определим расположение кресел в зале.

 

Первый ряд установим на расстоянии 2 м от сцены. Кроме того, предусмотрим один проход шириной 2 м в продольном и два прохода в поперечном направлениях. Таким образом, в зале разместится количество рядов кресел с шагом St=1 м, равное:

 

 

Ширина первого ряда равна:

 

 b1=A+2(Lсц+Lпр)∙tgα=12+2∙(4+2)∙0,15=13,8 м.

 

В первом ряду, отводя 0,6 м на каждое кресло, получим количество кресел, равное

 

 

 

 

В 22 ряду

 

 

Распределение мест по рядам  приведено в таблице 1:

 

Таблица 1

Ряд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Мест

16

16

17

17

18

18

19

19

20

20

21

23

23

24

24

25

25

26

26

27

27

28


 

 

Итого в зале разместилось 479 кресел.

 

Для достижения равномерности  звукового поля, наряду с устройством  поднятой над уровнем пола сцены, предусмотрим подъём последующего ряда над предыдущим на 10 см.

 

Это составит 2,2 м.

 

Так как высота зала небольшая (7м), то отражения от потолка для первых рядов опасности не представляют. Однако отражения от задней стены будут приходить с большим запаздыванием.

 

Рис.3 Лучеграмма

 

Самое большое запаздывание имеет луч, отраженный от задней стены  с длиной ℓ=53 м и временем запаздывания

 

 

 Для того, чтобы  не возникло эхо, предусмотрим в дальнейшем размещение на задней стенке звукопоглотителя.

 

Определим объём зала с учетом изменившейся конфигурации.

 

 

Площадь пола от сцены  до кресел:

 

 

Объём, занимаемый поднятой частью пола:

 

Vпод =(S-Sпск)∙hcp=(445,5-27,3)∙1,1=460 м3.

 

Оставшийся свободный объём:

 

V’=V-Vпод=3118,5-460=2658,5 м3

 

 

Уточним объём, приходящийся на одного зрителя:

 

 

Определим площадь  всех отражающих поверхностей:

 

Площадь пола и потолка:

;

 

S=Sб.ст.+Sпер.ст.+Sз.ст.+Sпола+Sпот.+Sс, где:

 

Sб.ст. – площадь боковых стен;

 

Sпер.ст. – площадь передней стены;

 

Sз.ст. - площадь задней стены;

 

Sпола – площадь пола, не занятая сценой;

 

Sпот – площадь потолка;

 

Sc – площадь отражающих поверхностей сцены.

Sб.ст.=Sб.ст.сцены+Sб.ст.прохода+Sб.ст.кресел.

С учетом того, что длина продольных стен больше L, получим:

Sб.ст=51,8+28,3+286,4=366,5 м2

Sпер.ст.=а∙(h-hсц)=12∙(7-0,6)=76,8 м2

Sз.ст.=b·(h-2hср)=21(7-2,2)=100,8 м2

Так как площадь пола, занятая  креслами, вследствие поднятости увеличивается незначительно, считаем площадь пола равной Sпола=495 м2, площадь потолка равна Sпот=495 м2

 

S=366,5+76,8+100,8+495+495≈1534 м2

 

По заданию сказано  разместить 4 двери, размером 2,2´1,6 м и 5 окон, размером 3´2 м.

;

 

;

 

Площадь стен:

;

 

 


2. Выбор оптимального времени реверберации

 

Находится необходимое оптимальное  время реверберации для средней  частоты (500 или 1000 Гц) в зависимости от назначения и объема помещения. Для помещений, оборудованными установками звукоусиления, подъем частотной характеристики времени реверберации в области НЧ недопустим, так как приводит к снижения устойчивости cистемы звукоусиления. Более того, желателен ее спад в области НЧ. С другой стороны наличие системы звукоусиления увеличивает эквивалентную реверберацию зала. За счет акустической обратной связи образуется, так называемая, регенеративная реверберация. Эквивалентная реверберация зала увеличивается тем больше, чем глубже акустическая обратная связь системы. Увеличение может достигать 20-30%.

Однако работа правильно  спроектированной и настроенной  системы звукоусиления не должна замечаться слушателями. Для этого коэффициент передачи системы должен быть далек от критического, при котором система возбуждается. В этом случае увеличением эквивалентного времени реверберации можно пренебречь и выбирать оптимальное время реверберации как для обычных залов.

Сначала находим  необходимое оптимальное время реверберации для средней частоты 500Гц в зависимости от назначения и объема помещения по Рисунку 2.6 из [1].

 

Для драмтеатра - это время Т(500)=0.95с.

 

 

По частотной характеристике оптимального времени реверберации для залов заседаний (рис. 2.8 [1]) находим значение отношения Т/Т500 для восьми частот. Оптимальное время реверберации на каждой частоте получим умножая отношения Т/Т500 на время реверберации на частоте 500 Гц. Результаты расчета сведем в таблицу 2.1.

 

Таблица 2.1 – Нахождение оптимального времени реверберации

Определяемая величина

Значения определяемых величин на частотах, Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Т/Т500, %

0,75

0,84

0,92

1

1

1

1

0,75

Топт, сек

0,713

0,789

0,874

0,950

0,950

0,95

0,95

0,713


 

 

3. Определение требуемого фонда поглощения.

 

По оптимальному времени  реверберации определяем требуемый фонд поглощения Атр. Для этого воспользуемся формулой Эйринга:

 

 

                           ; (2.2)

 

где a/=-ln(1-a) – реверберационный коэффициент поглощения;

a – средний коэффициент поглощения, зависящий от частоты;

– объем помещения, равен сумме рассчитанного свободного объёма и объёма над сценой, то есть                       

 V=V’+Sсц·(h-hсц)=2658,5+44,5·(7-0,6)=2943 м3 ;

SS - общая площадь звукопоглощающих поверхностей, м2;

Информация о работе Акустический расчет помещений