Аппликация как средство формирования самостоятельности у детей по художественному ручному труду и конструированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 06:27, контрольная работа

Описание работы

Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией сегодня становится все более актуальной. Это связано с тем, что изобразительная деятельность и, в частности, аппликация заключают в себе большие возможности для формирования этого качества личности: структура занятий по аппликации от целеполагания, ориентировочной части до получения наглядного результата и его оценки предполагает освоение детьми целого комплекса интеллектуальных и технологических умений.

Файлы: 1 файл

Аппликация как средство формирования самостоятельности у детей.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования и науки Красноярского края

КГАОУ СПО «Канский Педагогический Колледж»

Специальность: 050704 Факультет: «Дошкольное Образование»

 

 

 

 

Аппликация как средство формирования самостоятельности у детей

по художественному ручному труду и конструированию

 

 

 

Выполнила: Бурнасенко К.В.

группа 62 Д

Руководитель: Курзакова О.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канск, 2014г.

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией сегодня становится все более актуальной. Это связано с тем, что изобразительная деятельность и, в частности, аппликация заключают в себе большие возможности для формирования этого качества личности: структура занятий по аппликации от целеполагания, ориентировочной части до получения наглядного результата и его оценки предполагает освоение детьми целого комплекса интеллектуальных и технологических умений. При этом сущность термина «самостоятельность детей в процессе занятий аппликацией» может быть охарактеризована как интегральное качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к аппликации, способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения аппликативных заданий.

 

Аппликация как вид продуктивной деятельности дошкольников

 

Продуктивные виды деятельности имеют художественно-образное начало и носят моделирующий характер. Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок приходит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в объемном изображении. При этом основной признак, объединяющий все виды аппликации,- силуэтность.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон; наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Аппликация может быть:

- предметной, состоящей из  отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек  и т.д.);

- сюжетной, отображающей те или иные события;

- декоративной, включающей  орнаменты, узоры, которыми можно  украсить различные предметы.

Ребенок, осваивая аппликацию, учиться выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками в познании действительности. На этой основе начинается развитие собственно продуктивной деятельности, возникает функция замещения, близкий к реальному объекту. При этом общей чертой для всех видов продуктивной деятельности в дошкольном возрасте является наличие своеобразного отношения между представлением и действием: каждый раз, рисуя, создавая аппликацию или лепную поделку, ребенок идет от представления о предмете к его материальному воплощению. Между тем в процессе материального воплощения уточняется и само представление о предмете. Действительно, многие исследователи (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.В.Запорожец, Н.Г. Агеносова, М.В. Вовчик – Блаткина) считают, что рисование, лепка, аппликация имеют важное значение для психического развития ребенка, прежде всего, для развития его восприятия и мышления.

Действуя с предметами или материалами, ребенок на практике познает некоторые их свойства – твердость, мягкость, объем, величину, вес, сопротивляемость и т.д., приобретая знания о тех свойствах предметов, которые не могут быть познаны только визуально. Поэтами предпосылками для продуктивных видов деятельности (так же, как для игры и туда) выступают:

- потребность ребенка  в самостоятельности и активности;

- подражание взрослому;

- освоение предметных  действий;

- формирование координации  движений рук и глаз.

Создавая образ того или иного предмета при помощи бумаги, ребенок выделяет в нем именно те стороны, которые действительно могут быть воплощены в данном материале. Например, аппликация позволяет выразить на плоскости цвет и форму, но не позволяет изобразить объем, как в лепке.

Однако взаимосвязь аппликации, рисования и лепки прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания образа. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Хотя, в отличие от других видов изобразительной деятельности, декоративная аппликация предполагает использование цветового строя и гармонии, а сюжетная - композиция. Это связано с тем, что, учитывая особенности данного возраста (недостаточное развитие мышц руки, слабые координация движений и зрительный контроль за своими действиями), специфику выполнения аппликативных работ, детям не дают ножницы: все формы и силуэты они получают в готовом виде. Постепенно в процессе освоения разных видов аппликации и изобразительной, продуктивной деятельности у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира.

 

Условия формирования самостоятельности на занятиях аппликацией

 

Исследователь Л.А. Порембская выделила следующие ступени развития самостоятельности у дошкольников :

Первая ступень : ребенка привлекают к выполнению отдельных операций, однако способ их выполнения для него безразличен. Он решает поставленные воспитателем задачи с удовольствием, всегда доволен проделанным. При трудностях легко отступает («Я никак»). Стремление к самостоятельности появляется после выполнения первых заданий («Я сам»), но устойчивым оно не становиться.

Это ступень «первой пробы сил»: ребенок убеждается в возможности делать своими руками то, что раньше делали взрослые. Под влиянием воспитательных воздействий начальная ступень быстро сменяется следующей.

Вторая ступень характеризуется как неустойчивое стремление («Я сам умею»). Ребенок приобрел ряд умений и навыков самообслуживания и организации предметной деятельности, и круг их все расширяется. Поставленные задания он выполняет самостоятельно, при незначительной помощи взрослых. Способ выполнения становится объектом внимания со стороны ребенка. Однако он еще увлечен самим процессом, и четкой целенаправленности в работе нет. Задания выполняет с удовольствием и большой настойчивостью, но легко отвлекается, так как результат для него безразличен.

Стремление к самостоятельности выражено ярко («Я сам могу»). Оно имеет более прочную основу в виде умений и навыков, но еще весьма неустойчивых. Отношение помощи со стороны взрослых в тех процессах, которыми ребенок уже овладел, отрицательное. Формируется привычка к самостоятельности.

Третья ступень характеризуется как устойчивое стремление («Я сам умею»). Здесь самостоятельность приобретает уже привычный характер. Ребенок владеет рядом умений и привычек, четко дифференцирует «что» и «как» делать. Ряд действий ребенок выполняет самостоятельно при незначительной помощи взрослых, умения и навыки применяет в разных условиях. Проявляет упорство и настойчивость при преодолении затруднений в своей деятельности, у него появляется уверенность в своих силах. Возникает интерес к качеству продуктивной деятельности, результату труда. Ребенок упорно отказывается от помощи («Я сам знаю»), но в то же время ищет словесной поддержки со стороны взрослых («Я так?», «Я правильно?»). При этом начинают заглушаться непосредственно личные интересы, возникает новый мотив – «сделать для других».

Четвертая ступень : ребенок приобретает «стиль» независимости от взрослых в процессе организации продуктивной деятельности и труда. Он уже владеет рядом прочных умений и навыков, в частности аккуратностью и чистоплотностью, что необходимо для обустройства рабочего места. Способ организации деятельности подчиняет ее цели, и как следствие, умеет элементарно спланировать свои действия, руководствуясь известными обобщенными правилами. Трудности преодолевает самостоятельно; настойчиво ищет решение возникшей проблемы. Наблюдается развитие у ребенка уверенности в себе, сочетающееся с возрастающей требовательностью, объективной самооценки. Появляется забота о товарищах и взаимопомощь.

Таким образом, формируется самостоятельность ребенка дошкольного возраста – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Другими словами, самостоятельность – способность мыслить, действовать без посторонней помощи (Л.А. Венгер, В.С. Мухина). Именно поэтому считается, что самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Современная наука определяет самостоятельность как личностное качество, показатель индивидуальности (Я.З. Неверович). Она выполняет роль регулятора, своеобразной интегрирующей самоорганизующей функции и проявляется в независимости, автономности личности как субъекта деятельности и общения, т.е. постановке цели, ее реализации, коррекции, оценке и отношении к окружающей действительности.

Дифференцированные движения руки и глаза не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они заучиваются на протяжении детства и совершенствуются в результате практического опыта. И.М. Сеченов отмечал, сто «проходит много времени, прежде чем ребенок выучится ощущать рукою: вначале он не умеет даже держать вещь, которую ему дают в руку, хотя при этом ручная кисть его и невольно ''схлопывается''».

Постепенно между рукой и глазом устанавливаются взаимно однозначные соответствия. Происходит это благодаря обнаружению ребенком взаимосвязи между целью и результатом совершаемого действия. Она устанавливается на основе анализа и обобщения целого ряда аналогичных ситуаций, возникающих в ходе освоения предметных действий в рамках той или иной деятельности. В качестве основных условий выступают социальные факторы и речь, формулирующая цель действия, соотносящая ее с мотивом и намечающая основную схему решения той задачи, которую человек перед собой ставит (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.Я. Гальперин). Особенно это касается продуктивных видов деятельности. Особенно значительную роль внутренняя речь играет при обучении детей аппликации. Это вызвано тем, что формулировка двигательной задачи на занятиях аппликацией еще не обеспечивает однозначного проявления нужного действия. Поэтому произвольность в овладении собственными действиями (выкладывание фигур на листе, вырезание и приклеивание форм и т.д.) требует включения речи в механизм «акцептора действия» (П.К. Анохин).

Важную функцию в этом выполняет взрослый. В частности, от него зависит создание условий для обеспечения ребенку опосредованного речью приобретения опыта продуктивного сотрудничества со взрослыми и совместного решения в ситуациях двух типов, требующих от ребенка (по О.А. Михайленко):

- реализации имеющегося  опыта (знаний, умений, навыков, способов  действия) в четко заданных условиях  взаимодействия;

- проявления элементарной  творческой самостоятельности (например, в рамках выбора темы для  аппликации, расположения фигур  на листе бумаги, выбора способа  создания аппликативных изображений  и т.д.).

Включение в процесс обучения детей аппликации проблемно-игровых ситуаций обоих типов позволяет воспитателю оптимально строить развивающееся взаимодействие с дошкольниками, обеспечивает их успешную подготовку к овладению субъектной позицией в процессе создания индивидуальных и коллективных аппликаций. Например, после одного-двух занятий в средней возрастной группе, одинаковых по своему программному содержанию, но разных по образности и выразительности, можно провести занятие на развитие самостоятельности: предложить из нарезанных детьми цветных полосок создать различные предметные изображения, узоры, композиции (цветы, звезды, флажки и т.д.).

Когда дошкольники в дальнейшем будут выполнять на занятиях по аппликации декоративные работы или однотипные предметные изображения, нужно показать варианты конструкций, цветового решения, различного расположения, при этом целесообразно использовать вариантные образцы: например, показать, какие разные предметные изображения могут получиться из различных по цвету, величине и расположению элементов (елочные бусы, забавная игрушка, погремушка и т.д.). Или продемонстрировать, как одними и теми же элементами можно по- разному украсить предмет (например, квадратная салфетка украшена узором из кругов и треугольников по всему краю или по углам и в середине).

Обучаясь комбинированию, дети получают свободу выбора способов действия, что является следующим условием формирования самостоятельности (В.Г. Нечаева). Тем более, при создании аппликаций вариативного характера нужно давать детям советы, которые бы стимулировали их активность и самостоятельность. При этом воспитателю следует меньше опекать детей, больше стимулировать их индивидуальные творческие возможности, развивать самостоятельность. Не торопясь с подсказкой, стараться косвенно подвести ребенка к правильному решению. Например, ребенок неровно срезал у полоски углы – получились неодинаковые, косые срезы крыши. Это огорчило дошкольника – воспитатель предлагает подумать, как можно сразу получить два одинаковых угла и только, если ребенок совсем затрудняется, подсказать прием работы: сложить полоску пополам, не делая линию сгиба, и срезать угол.

В старшей группе дети выполняют различные работы по собственному замыслу. На основе имеющихся знаний, умений и навыков они учатся самостоятельно реализовывать ту или иную тему. Воспитатель только предлагает, например, к новогоднему празднику придумать и выполнить украшения для елки, зала, группы, сделать поздравительные открытки. В этих случаях непременно следует сказать детям, чтобы они изображали то, что произвело на них сильное впечатление. Изображение сюжета здесь – основное условие формирования самостоятельности и одновременно работы детей. Воспитатель предлагает им темы, отражающие общественные события, повседневную жизнь, явления природы, сюжеты сказок: «Дети идут на праздник», «Весенний сад», «Вороны на снегу», «Море и корабли», «Ваза с цветами», «Жар-птица», «Теремок» и т.д.

На занятиях и в повседневной жизни дети старшего дошкольного возраста могут вполне самостоятельно выполнять коллективные работы разнообразного содержания (В.Г. Нечаева): большой красивый ковер с цветами и сказочными птицами, «Витрине с вазами», «Любимые игрушки», «Машины едут по дороге», «Птицы прилетели», «Рыбки плавают», «Лесная полянка» и т.д. При этом все большее значение для формирования самостоятельности следует отводить мотивации к занятиям аппликацией.

 

Особенности развития самостоятельности у детей на занятиях аппликацией

 

У дошкольников средней группы запас впечатлений, знаний и умений уже достаточно велик; мышцы рук более крепкие, развитые; движения уверенные, произвольные; контроль за действиями отличается целенаправленным характером. Все это позволяет качественно изменить характер занятий по аппликации по сравнению с младшей группой (А.В. Запорожец).

В процессе работы в средней группе продолжается интенсивное усвоение знаний о цвете; используются как основные цвета, так и некоторые их оттенки (голубой, серый, розовый и т.д.). Воспитатель учит детей видеть красоту различных цветосочетаний, развивает у них умение чувствовать цвет как одно из средств выразительности аппликационных работ.

Информация о работе Аппликация как средство формирования самостоятельности у детей по художественному ручному труду и конструированию