Базы стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:30, доклад

Описание работы

Основная форма деятельности ГКиН - выборочная проверка, в процессе которой проверяются основные требования стандартов. При наличии нарушений составляется акт проверки установленной формы, который является основанием для выдачи предписаний о наложении штрафов. Госинспектор при этом выдает субъекту хозяйственной деятельности предписание и направляет информацию о нарушениях соответствующим органам исполнительной власти, другим органам ГКиН, общественным организациям потребителей.

Файлы: 1 файл

Базы стандартизации.docx

— 29.89 Кб (Скачать файл)

Органы и службы систем стандартизации РФ

В соответствии с «Законом об обеспечении  единства измерений» на территории РФ функционируют региональные органы Государственной метрологической  службы, которые проводят работы по связи научных институтов по стандартизации и метрологии с потребителем - пользователями измерительной техники. Основной функцией ЦСМ является поверка средств  измерения. В связи с этим в  ЦСМ сосредоточено большое количество образцовых приборов и образцовых установок. В ряде случаев, когда измерительная  задача не требует наличия Государственного эталона, центры стандартизации создают  исходные образцовые средства измерений. Практически такие средства измерения (ИОСИ) выполняют функции эталонов, поскольку позволяют воспроизводить, хранить и передавать рабочим  приборам размер единицы физической величины с наивысшей возможной  точностью. Если в каком-либо регионе  имеется большое число измерительной  техники, эталон которой находится  достаточно далеко от потребителя, территориальные  центры стандартизации и метрологии организуют у себя измерительные стенды на уровне точности, соответствующей эталонам-копиям.

На территориальные органы Госстандарта - центры стандартизации и метрологии - возлагается ответственность за осуществление государственного метрологического надзора и контроля на территориях  республик в составе РФ, в автономных округах, краях, в областях, в Москве и в Санкт-Петербурге.

Государственный метрологический  контроль включает в себя лицензированные  деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже  и прокату средств измерений. Государственный метрологический  надзор осуществляется за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, за соблюдением метрологических  правил и норм. В функции территориальных  органов входит также контроль за недопущением обмера и обвеса - фактов, на основе которых была создана вся система метрологического обеспечения измерений. В законе о единстве измерений эти функции территориальных органов обозначены как:

надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Рассматривая функции территориальных  органов Госстандарта РФ, имеет смысл  рассмотреть организацию системы  стандартизации в нашей стране в  более широком понимании проблемы, включив в круг рассмотрения всю  промышленную продукцию и сферу  услуг. Для этого более подробно рассмотрим организацию службы стандартизации и ее функции на территории РФ, выходящие за рамки проблемы обеспечения единства измерений.

Важнейшими структурными элементами Государственной системы стандартизации (ГСС) являются органы и службы стандартизации, комплекс стандартов и система контроля за внедрением и соблюдением стандартов. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи с распадом системы стандартизации стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и с установлением государственной самостоятельности РФ. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов и нормативных документов по стандартизации. Этот фонд представляет собой четырехуровневую систему.

I уровень - Техническое законодательство РФ.

II уровень - Государственные стандарты  и общероссийские классификаторы  технико-экономической информации.

III уровень - Стандарты отрасли  и стандарты научно-технических обществ.

IV уровень - Стандарты предприятий  и технические условия.

Правовую основу ГСС представляют законы РФ:

«О стандартизации», «Об обеспечении  единства измерений», «О сертификации продукции и услуг».

Ряд положений, регламентирующих деятельность ГСС, изложена в «Законе об охране прав потребителей».

Следует отметить, что законодательная  база ГСС РФ находится в стадии становления. Для сравнения: в США  только на защиту интересов потребителей принято более 150 законов, в Японии - более 50 общенациональных законов. Существуют, например, законы о питании, о маркировке товаров, о безопасности и т. п. В  Европейском Союзе техническое  законодательство также очень развито.

Как уже указывалось, государственное  управление системой стандартизации в  РФ осуществляет Госстандарт РФ. Работы по стандартизации в области строительства  организует Государственный комитет  по строительной, архитектурной и  жилищной политике России (Госстрой РФ). Ряд основополагающих документов по стандартизации вводят Минздрав РФ (санитарные нормы и правила), Госстрой РФ (строительные нормы и правила), Министерство образования  РФ и т. д. Руководит и координирует всю эту деятельность Госстандарт  РФ через свои территориальные органы (ЦСМ), метрологическая деятельность которых рассмотрена в предыдущей главе. В области общей стандартизации территориальные органы осуществляют надзор и контроль за выполнением требований действующих стандартов, организуют работы по стандартизации и контролю качества продукции на подведомственной им территории.

Государственный контроль и надзор за исполнением требований государственных  стандартов осуществляется территориальными органами (ЦСМ). Объектами ГКиН являются продукция, услуги, техническая документация, технологические процессы. Сущность категорий надзора и контроля одна и та же. Отличие имеет место толь ко в полномочиях субъектов, их осуществляющих. Надзор осуществляется в отношении к объектам, не находящимся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом предприятии. Те же действия в отношении к предприятиям Госстандарта являются контролем. То же самое относится к другим государственным органам, которым дано право контролировать выполнение требований стандартов, например комитеты, службы экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, охраны здоровья, горного дела, транспорта, торговли, архитектуры и строительств а и т. д.

В тех областях деятельности, где  требуется соблюдение государственных  стандартов, функции контроля и надзора  осуществляет Госстандарт РФ. От имени  Госстандарта эта работа проводится должностными лицами - государственными инспекторами по надзору за исполнением  требований государственных стандартов. Государственные инспекторы осуществляют координацию работ по надзору, которым  занимаются в общей сложности 20 различных министерств и ведомств. Эта координация должна обеспечивать согласование планов проверок, проведение комплексных совместных проверок, обмен информацией о результатах проверок, выпуск совместных информационных материалов. Осуществление Государственного контроля и надзора регулируется правилами ПР 50.1.003 и Рекомендациями по стандартизации Р 50.1.005, Р 50.1.006, Р 50.1.013.

Основная форма деятельности ГКиН - выборочная проверка, в процессе которой проверяются основные требования стандартов. При наличии нарушений составляется акт проверки установленной формы, который является основанием для выдачи предписаний о наложении штрафов. Госинспектор при этом выдает субъекту хозяйственной деятельности предписание и направляет информацию о нарушениях соответствующим органам исполнительной власти, другим органам ГКиН, общественным организациям потребителей. В связи с предстоящим широким внедрением в практику сертификации продукции и услуг, т. е. подтверждения их соответствия требованиям стандартов, на органы ГКиН возлагаются функции соблюдения правил подтверждения соответствия путем составления декларации о соответствии качества продукции стандартам на нее.


Информация о работе Базы стандартизации