Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:13, реферат
Бурение, процесс сооружения горной выработки цилиндрической формы — скважины, шпура или шахтного ствола — путём разрушения горных пород на забое. Осуществляется, как правило, в земной коре, реже в искусственных материалах (бетоне, асфальте и др.). В ряде случаев процесс включает в себя крепление стенок скважин (как правило, глубоких) обсадными трубами с закачкой цементного раствора в кольцевой зазор между трубами и стенками скважин.
Введение
1. Классификация скважин
2. Способы бурения скважин
3. Способы бурения скважин
Буровые установки
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Введение
Бурение, процесс сооружения горной выработки цилиндрической формы — скважины, шпура или шахтного ствола — путём разрушения горных пород на забое. Осуществляется, как правило, в земной коре, реже в искусственных материалах (бетоне, асфальте и др.). В ряде случаев процесс включает в себя крепление стенок скважин (как правило, глубоких) обсадными трубами с закачкой цементного раствора в кольцевой зазор между трубами и стенками скважин. (Определение БСЭ)
Скважина буровая, горная выработка круглого сечения глубиной свыше 5 м и диаметром обычно 75—300 мм, проводимая с помощью буровой установки. С. проходят с поверхности земли и из подземных горных выработок под любым углом к горизонту. Различают начало скважины (устье), дно (забой) и ствол. Глубины скважин составляют от нескольких м до 9 и более км. При бурении разведочных скважин на твёрдые полезные ископаемые их диаметр обычно 59 и 76 мм, на нефть и газ — 100—400 мм. (Определение БСЭ)
Способы бурения были разработаны еще в древние века. Они применялись при копании колодцев и тоннелей. Рассмотрим более современные способы.
Способ наклонно-направленного
бурения с применением забойных
двигателей был разработан в СССР
и начал внедряться в 1938 году. Он
появился как результат поисков
новых, более рациональных и экономичных,
методов добычи нефти в сложных
природных условиях. Кустовой строительства
скважин впервые начал
Новый этап в развитии кустового метода строительства скважин связан с началом освоения нефтяных богатств Западной Сибири.
Впервые вопрос о возможности
обнаружения залежей нефти и
газа в недрах Западно-Сибирской
низменности был поставлен на
Уральской сессии Академии наук в 1932
году. Поиски сибирской нефти в
те годы велись в не большом объёме,
до недавнего времени вся
Вся история проведения поисково-разведочных работ на нефть и газ в пределах Западной Сибири условно делится на три периода: 1937-1948 гг., 1949-1960 гг., 1961 г. – наши дни. Для первого периода характерны рекогносцированные эпизодические исследования отдельных районов Западно-Сибирской низменности, преимущественно южных приуральских и арктических. Целью геофизического исследования явилось изучение геологического строения Западно-Сибирской низменности, а также подготовка площадей для нефтепоискового бурения.
Во второй период на Западно-Сибирской
низменности развернулись крупные
комплексные работы по поиску нефти
и газа. Для изучения разреза осадочного
чехла низменности начали бурить
глубокие скважины. В 1953 году был получен
первый промышленный фонтан газа из Березовской
опорной скважины, а первые реальные
признаки нефти отмечены при бурении
Мало-Атлымской опорной
В результате региональных геофизических
исследований проведённых в 1948-1960 годах
между реками Конда – Обь и
в широтном течении реки Оби, были
выявлены крупные месторождения. С
открытием первых нефтяных месторождений
(Шаимского, Мегионского, Усть-Балукского)
начался третий период в истории
разведочных работ на нефть и
газ Западной Сибири. К этому времени
полностью подтвердились
В настоящее время применяют современные технологии для бурения почвы и каменных пород. Немного об этом…
Классификация скважин
По назначению:
- картировочные (изучение коренных пород, скрытыми под наносами) <50м;
- сейсморазведочные (для
закладки взрывочного в-ва) <50м
- опорные (для изучения
- параметрические (для
более детального изучения
- структурные (для тщательного
изучения структур выбуренных
из скважин и составления
- поисковые (открытие новых месторождений н/г);
- разведочные (на открытых
местностях с целью их
- эксплуатационные (добывающие
– транспортировка н/г из
- нагнетательные (для закачки
в скважины воздуха/газа/воды, для
поддержания внутрипластового
- законтурные/внутриконтурные;
- оценочные и наблюдательные
(контроль режима работы
По глубине и наклонности бурения:
- вертикальные (ось близка к вертикали);
- наклонные (ось наклонена от вертикали);
- сверхглубокие (>5000м);
- глубокие (1000-5000м);
- мелкие (<1000м).
Способы бурения скважин
Вся структура работ по проводке ствола скважины включающую в себя комплекс наземного бурения, буровой инструмент и технологические приемы работы.
Характеризуются:
1) по характеру разрушения грунтового пласта:
- механический способ (силовое воздействие долота на г/п.):
- ударный;
- удароно-канатный;
- ударный на штангах.
- вращательный:
- роторный;
- с забойными двигателями:
- турбинные;
- ВЗД;
- электрические;
- физический (различные физические
воздействия на г/п,
- химический (разрытие химическим взаимодействием).
2) подводом энергии к долоту.
3) способу удаления шлама из скважин.
Способы бурения скважин
Рассмотрим буровые установки отечественного производства:
УСТАНОВКА ДЛЯ РЕМОНТА И ОСВОЕНИЯ СКВАЖИН КОРО 1-80
Установка КОРО 1-80 предназначена для спускоподъемных операций с насосно-компрессорными и бурильными трубами, фрезерования и рейберования при ловильных работах, нагнетания технологических жидкостей в скважины при их освоении и капитальном ремонте.
К омплекс состоит из самоходной подъемной установки и следующих передвижных блоков: рабочей площадки, приемных мостков, насосного блока, противовыбросового оборудования, передвижной дизельной электростанции и инструментальной тележки.
Комплекс оборудования КОРО 1-80:
Техническая характеристика | |
Номинальная грузоподъемность на крюке, кН (тН) |
800(80) |
Мощность привода навесного |
420 |
Высота вышки от земли, м |
30 |
Высота рабочей площадки, м |
3,75 |
Проходное отверстие стола ротора, мм |
360 |
Наибольшее давление насоса, МПа |
000 |
Скорость передвижения рабочей установки, км/ч |
30 |
Общая масса комплекса, т |
108 |
Подъемная установка:
Грузоподъемность, т |
80 |
Диапозон скоростей подъема |
0,23-1,33 |
Лебедка:
Размеры бочки барабана (диаметр х длина), мм |
490х750 |
Основной тормоз |
Ленточный |
Тормозные шкивы: |
|
- количество, шт. |
2 |
- диаметр, мм |
1120 |
Тормозные ленты: |
|
- количество, шт. |
2 |
- ширина колодок, мм |
2 |
Управление тормозом |
Ручное и механическое |
Вспомогательный тормоз |
Электромагнитный, порошковый |
Наибольший тормозной момент, кН м |
32 |
Напряжение питания, В |
24 |
Мощность, кВт |
1,2 |
Вышка:
Высота от земли до оси кронблока, м |
30 |
Расстояние от оси ног задней опоры до оси скважины, м |
1,5 |
Оснастка талевой системы |
5х4 (восьмиструнная) |
Диаметр талевого каната, мм |
25 |
Наибольшая длина свечи |
16-20 |
Емкость магазинов палатей для
бурильных труб диаметром 73 мм |
4000 |
Привод установки:
Тяговый двигатель дизель-автомобиля |
Д12-25А |
Мощность привода, кВт |
426 |
Габаритные размеры подъемной установки (в транспортном положении), мм |
17200х3700х4700 |
Масса подъемной установки (в транспортном положении), кг |
51700 |
Рабочая площадка:
Высота от земли, м |
3,75 |
Размеры площадки в рабочем положением (длина х ширина), мм |
4500х5000 |
Масса, кг |
12350 |
Мостки:
Наибольшая длина укладываемой трубы, м |
12 |
Емкость стеллажей (труб диаметром 73 мм при длине свечи 12 м), м |
4000 |
Габаритные размеры (в транспортном положении), мм |
7000х2000х6625 |
Масса, кг |
6625 |
Насосный блок:
Шифр |
НП-15А |
Тип насоса |
9МГр |
Полезная мощность, кВт |
125 |
Наибольшее давление, МПа |
16 |
Наибольшая идеальная подача, дм3/с |
18,15 |
Габаритные размеры насосного блока (в транспортном положении), мм |
7800х2500х3500 |
Масса насосного блока, кг |
9160 |
Блок противовыбросового оборудования:
Типоразмер |
ОП1а-180х35 |
Условный проход стволовой части, мм |
180 |
Рабочее давление, МПа |
35 |
Условный диаметр уплотняемых труб, мм |
33-127 |
Масса, кг |
6625 |
Блок противовыбросового оборудования:
Тип |
ЭД-100-Т400РК |
Номинальная мощность, кВт |
100 |
Номинальное напряжение, В |
400 |
Ток, А |
180 |
Дизельный двигатель: |
|
- тип |
ЯМЗ-238 |
- номинальная мощность, кВт |
117,6 |
- частота вращения, с-1 |
33-127 |
Габаритные размеры |
6290х2435х3200 |
Масса, кг |
|
- комплекса оборудования |
109450 |
- электростанции |
5650 |
Комплекс состоит из самоходной
подъемной установки и
Подъемная установка предназначена для спускоподъемных операций. Смонтирована на шасси автомобиля высокой проходимости МАЗ-537. Состоит из следующих основных узлов: лебедки, вышки с талевой системой, трансмиссии, гидросистемы и системы управления. Установка оснащена системой механизации вертикальной установки труб с частичным совмещением операций, выполняемых верхним рабочим.
Лебедка — однобарабанная, сварной конструкции. К ребордам бочки барабана приварены цапфы вала, установленные на двух сферических роликовых подшипниках, размещенных в жесткой сварной станине. Лебедка имеет тормоза двух типов — механический и электропорошковый. Механический тормоз расположен на одном конце барабанного вала, а со стороны приводной шестерни-колеса консольно расположен ротор электропорошкового тормоза. Бочка барабана по поверхности цилиндра имеет винтовую нарезку для правильности укладки талевого каната.
Фрикционная муфта лебедки
— однодисковая, пневматическая, размещена
консольнона трансмиссионном
Лебедка оснащена механизмами противозатаскивания талевого блока автоматического действия и пневмоостановом вращения барабана лебедки.