Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 18:27, доклад
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Использование наглядных пособий на уроках технологии
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
1. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
2. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.
Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу).
Прямое изучение действительности, то есть изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на уроке темы.
Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить.
С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядности.
Предметная наглядность в технологии предполагает непосредственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п.
Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео - и кинофильмов.
Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.
Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению из процесса обучения слова (устного или письменного). В правильном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.
В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
Демонстрация (показ) способна
сформировать у учащихся
Исследования последних лет
показали: люди усваивают 20% услышанного,
30% увиденного и более 50% того, что
одновременно видели и слышали.
Использование наглядных
На каждом уроке необходимо
наличие образца (схожих образцов),
образца в разборе, отдельных
узлов со скрытыми
Это обеспечивает учащимся,
с одной стороны, возможность
восприятия образца (схожих образцов)
со всеми их конструктивными
особенностями, а с другой стороны
– позволяет при предметном (образном)
созерцании, обсудить эти конструктивные
особенности и выявить
При преподавании технологии
особенно значимо
Дидактические средства дают материал в форме впечатлений и наблюдений, на который опираются косвенное познание, мыслительная деятельность, а также разного вида учебно-практическая деятельность.
Дидактическими средствами
являются как все предметы
реальной деятельности
Особенно стоит отметить обстоятельство, что у учителя технологии есть возможность представлять объекты в увеличенном или уменьшенном видах, в разрезе или в составе сборной конструкции. Наглядные средства помогают уяснить ход производства, его стадии (технологические карты) и многое другое.
Учителю технологии приходится
(это обязательный элемент
В частности, учитель должен
стремиться при ознакомлении
школьников с орудиями труда (а
это часто делается на уроках
технологии) одновременно демонстрировать
их устройство и действие. Дидактический
эффект при таком сочетании
значительно повышается.
Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т.А. Ильиной, подразделить на:
Однако
Требования к использованию наглядных пособий. Наглядность должна отвечать возрасту, психофизическим особенностям учеников Наглядность должна использоваться в меру, постепенно и только в определенный момент урока Необходимо четко выделять главное при показе иллюстраций Детально продумывать руководство восприятием учениками пособий (сопутствующие пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала Привлекать самих учеников к нахождению и к анализу необходимой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве Необходимо рационально соединять разные формы и методы изложения учебного материала и работы учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
С точки зрения санитарно-гигиенических
требований и требований к оформлению
к наглядным пособиям можно выделить следующие:
1. Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая
иллюстративного заполнения полей, должны
быть не менее 10 мм.
2. При печати черной краской интервал
оптических плотностей элементов изображения
текста и бумаги в издании должен быть
не менее 0,7. Не допускается печать текста
с нечеткими ("рваными") штрихами
знаков.
3. Не допускается печатать текст на цветном,
сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций
с оптической плотностью фона более 0,3.
4. Не допускается применять в изданиях
шрифты узкого начертания, кроме заголовков.
5. Не допускается применять:
- для основного и дополнительного текста
выворотку шрифта и цветные краски;
- для выделения текста выворотку шрифта
и цветные краски на цветном фоне;
- цветной и серый фон в прописях и рабочих
тетрадях на участках, предназначенных
для письма;
- для наглядных изображений (график, схема,
таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски
на цветном фоне;
- для основного и дополнительного текста
набор в три и более колонок.
6. В пособиях для 1 - 4 классов междусловный
пробел должен быть не менее кегля шрифта
текста; для 5 - 11 классов - не менее половины
кегля шрифта текста.
7. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие
к искажению или потере информации, ухудшающие
удобочитаемость, условия чтения:
- непропечатка (потеря элементов изображения),
смазывание, отмарывание краски, забитые
краской участки, пятна, царапины, сдвоенная
печать;
- затеки клея на обрезы или внутрь блока,
вызывающие склеивание страниц и повреждение
текста или иллюстраций при раскрывании;
- деформация блока или переплетной крышки.
В пособии всё должно быть на "отлично"
от иллюстраций до практических заданий.
Нельзя допускать ни грамматических ни
смысловых ошибок в учебнике. Содержание
учебного материала должно очень хорошо
делиться на необходимый материал и второстепенный.
Наглядное пособие не должно содержать
ошибок. Должна быть последовательность
в изложении учебного материала. Материал
пособия должен соответствовать программному
материалу.
Самым важным критерием
для наглядного пособия начальных классов
является его внешняя привлекательность:
это иллюстрирование, красочность. Так
же не мало важна доступность материала
и системность его расположения. Задания
должны носить разноуровневый характер
(задания отвечающие стандартам затем
задания повышенного уровня и задания
творческого характера).
На полиграфические материалы как отечественного,
так и импортного производства, применяемые
для изготовления издания, должны быть
представлены санитарно-эпидемиологические
заключения, подтверждающие их безопасность
для здоровья. При отсутствии сведений
о полиграфических материалах следует
проводить санитарно-химические исследования
на наличие формальдегида. Количество
формальдегида, мигрирующего в модельный
раствор (дистиллированная вода), не должно
превышать 0,1 мг/л. Не допускается применение
газетной бумаги, кроме изданий, функционально
предназначенных к постраничному разъединению
(разрезанию), например, дидактические
материалы, карточки с заданиями и т. п.
Информация о работе Использование наглядных пособий на уроках технологии