Исследование резонанса напряжений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 15:23, лабораторная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является создание виртуального лабораторного практикума по электротехнике для преподавателей электрических специальностей учебного заведения. С целью позволить преподавателям обеспечить компьютеризированный доступ к лабораторной работе, а студентам подготовиться к ней и проверить свои знания. Задачи дипломного проектирования:
• Проведение опытов при нехватке приборов;
• Использование в преподавательском процессе;
• Простой и понятливый интерфейс для преподавателей и студентов;
• Разработать совершенно другой продукт не похожий с остальными.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть 6
1.1 Виртуальные лабораторные комплексы 6
1.1.1 История 8
1.1.2 Практическая значимость 12
1.2 Инструкция средства создания 12
1.2.1 Программный комплекс для виртуальной лабораторной работы 12
1.2.2 LabVIEW 12
2. Практическая часть 21
2.1 Этапы разработки виртуальной лабораторной работы 21
2.1.2 Построение схемы 27
2.2 Инструкция студенту 37
2.3 Инструкция преподавателю 38
3. Экономическая часть 38
3.1 Краткая характеристика работы и её назначение. 38
3.2 Определение затрат на создание виртуального лабораторного практикума по электротехнике «Исследование резонанса напряжений» 38
Заключение 46
Список используемой литературы 47

Файлы: 1 файл

ПЗ.docx

— 2.32 Мб (Скачать файл)

Достоинство такого подхода – значительное (практически на порядок) сокращение количества требуемых стендов и стендового оборудования (а, следовательно, и занимаемых площадей), упрощение его обслуживания, упрощение реализации фронтального метода выполнения лабораторных работ (на все имеющиеся стенды можно одновременно поставить один и тот же объект изучения).

Недостатки есть следствие универсальности и сменности оборудования: любое универсальное оборудование, как правило, более сложное, дорогое и избыточное, а при частой его смене уменьшаются сроки безотказной работы, т.е. увеличиваются эксплуатационные расходы.

Автоматизированные лабораторные стенды (стенды третьего поколения – рис.3)  являются принципиальным шагом вперед, поскольку на этом этапе в составе лабораторного оборудования впервые появились интеллектуальные средства обработки данных и многоканального управления объектом в реальном времени проведения эксперимента.

Рисунок 3. Пример реализации лабораторного стенда

третьего поколения

 

Учебный лабораторный стенд третьего поколения превратился в автоматизированное рабочее место (АРМ), содержащее управляющую вычислительную машину (УВМ) и устройства ее сопряжения с объектом (УСО). В большинстве случаев измерительные приборы как таковые отсутствуют. Их функции выполняют датчики соответствующего типа, подключенные к входным каналам УСО, выполненным в виде набора стандартных модулей сопряжения (коммутаторы входных каналов, счетчики импульсов, входные регистры, аналого-цифровые преобразователи – АЦП и т.д.). Управление объектом передается УВМ и реализуется исполнительными механизмами через выходные модули УСО (цифро-аналоговые преобразователи – ЦАП, программируемые таймеры, выходные регистры и т.д.).

В корне изменились функции экспериментатора. Он удаляется из контура непосредственного управления объектом и превращается в оператора УВМ. Его задача сводится к формированию программы проведения эксперимента и оценке результатов. Экспериментатор полностью освобождается от всех рутинных операций (ручное поддержание режима проведения эксперимента, съем и запись показаний приборов, обработка результатов, построение зависимостей – все это делает УВМ) и может сосредоточиться на творческих вопросах поиска оптимальных или экстремальных решений.

Достоинством лабораторного оборудования третьего поколения является, как уже говорилось, полное исключение рутинных операций, и использование всего отведенного времени на реализацию индивидуальных творческих решений. Появляется также возможность предварительного моделирования исследуемых физических процессов, что делает процедуру экспериментального поиска более осмысленной и продуктивной. Можно исследовать как статические, так и динамические показатели объектов в режимах многоканального управления по весьма сложным алгоритмам.

Главный недостаток, пожалуй, состоит в неэффективном использовании средств вычислительной техники. Действительно, подключение к каждому лабораторному стенду персонального компьютера со средствами сопряжения (УСО) слишком дорого, если к тому же учесть, что коэффициент загрузки такого оборудования в течение учебного года чрезвычайно низок.

Лабораторные стенды удаленного коллективного доступа (стенды четвертого поколения – рис.4) являются попыткой преодолеть главный недостаток лабораторного оборудования предыдущего поколения, сохранив все его преимущества.

Рисунок 4. Пример реализации лабораторного стенда

четвертого поколения

 

Технически суть сводится к возложению на УВМ автоматизированного лабораторного стенда третьего поколения дополнительных функций сервера удаленного доступа. В этом случае открывается возможность коллективного доступа к одному лабораторному стенду многих пользователей по компьютерным сетям практически без ограничения расстояний.

Достоинства такого подхода очевидны:

  • значительно (на порядки) сокращается количество требуемого лабораторного оборудования, лабораторных площадей, обслуживающего персонала;
  • полностью исключаются рутинные операции и открываются возможности для творческого индивидуального подхода;
  • практически снимаются временные ограничения проведения лабораторных исследований, поскольку лабораторные стенды этого типа можно держать в круглосуточном рабочем режиме.

Особенности эксплуатации такого лабораторного оборудования (их нельзя назвать недостатками) связаны с разработкой, созданием и поддержанием всей инфраструктуры сетевого обмена информационными и техническими ресурсами.

 

 

 

1.1.2 Практическая значимость

 

Данный виртуальный лабораторный практикум создан для электрических специальностей по просьбе «Иркутского энергетического колледжа». А именно преподавателем по электротехнике Стахерской Нины Ивановны. Для использования этого программного продукта в качестве быстрого обучающего практикума студентам, при лабораторных работах.

1.2 Инструкция средства  создания

1.2.1 Программный комплекс  для виртуальной лабораторной  работы

Для выполнения виртуальных работ требуется лишь компьютер с соответствующим программным обеспечением. Поэтому виртуальный лабораторный практикум может использоваться на периферийных отделениях вуза, где недостаточна лабораторная база, а также в самостоятельной работе студентов.

1.2.2 LabVIEW

1.2.2.1 Пакет LabVIEW – среда конструирования  виртуального лабораторного практикума

Пакет LabVIEW (Laboratory Virtual Instrumentation Engineering Workbench) представляет собой универсальную систему (инструмент) программирования с расширенными библиотеками программ, ориентированную на решение задач управления инструментальными средствами измерения и задач сбора, обработки и представления экспериментальных данных. В более общем определении LabVIEW можно рассматривать как интегрированную среду разработки, отладки и выполнения программ  для измерительных, тестирующих и управляющих систем, аппаратно-программных комплексов сбора, обработки и представления измерительной информации. LabVIEW - высоко интерактивная система, предназначенная для наиболее эффективного взаимодействия разработчика программной системы и среды разработки. Она содержит развитую систему меню, проблеммно-ориентированные библиотеки стандартных модулей и процедур для задач проектирования систем сбора и обработки данных, традиционные средства разработки и отладки программных продуктов. 
       LabVIEW - система визуального (графического) программирования. Ее характерной особенностью является использование универсального объектно-ориентированного языка визуального программирования, который оперирует графическими символами - пиктограммами, изображениями органов управления, приборных индикаторов,  других элементов, близких и понятных предметной области инженеров и проектировщиков средств измерения. Это дает возможность  пользователю даже с небольшим опытом программирования создавать качественный программный продукт, готовый для решения широкого круга прикладных задач. В процессе работы с LabVIEW пользователь создает программные модули, называемые виртуальными инструментами (ВИ), поскольку их назначение и характер функционирования в составе ЭВМ соответствует характеру функционирования реальных инструментов. Такие программные модули содержат мощные библиотеки математических функций, позволяющих решать задачи обработки сигналов, корреляционно-спектрального и регрессионного анализа анализа,  фильтрации и статистической обработки данных, других функций. Используя подобные библиотеки, ВИ позволяют решать широкий комплекс задач измерения, контроля и регулирования, управления объектами.  
Виртуальные инструменты, создаваемые в среде LabVIEW, включают три основные части: 

    • переднюю панель

    • блок-диаграмму 

    • пиктограмму-соединитель.

 
Передняя панель (рис.5 ) - интерактивный графический интерфейс пользователя, имитирующий лицевую панель реального физического инструмента. Она может содержать графические изображения кнопок, клавиш, цифровых и логических органов управления и индикации, которые обеспечивают большую наглядность выполнения процедур ввода команд управления и отображения результатов эксперимента на экране компьютера. Используя манипулятор "мышь", оператор управляет работой ВИ, имитируя действие с обычными органами управления физических приборов. 
 
Блок-диаграмма (рис.6 ) представляет графическое изображение программы, задающей алгоритм решения задачи и являясь в то же время  "исходным текстом" для спроектированного ВИ. Виртуальный инструмент получает инструкции от блок-диаграммы, которая конструируется на языке графического программирования  (язык G).  Блок-диаграмма виртуального лабораторного практикума "Исследование резонанса напряжений". 
 Пиктограмма-соединитель - графический символ ВИ, который задает условное обозначение данного ВИ в общей иерархии виртуальных инструментов, а также определяет схему входо-выходных терминалов ВИ, через которые осуществляется его подключение к другим ВИ. Пиктограмма-соединитель работает подобно графическому параметрическому списку так, что остальные ВИ могут передавать данные к суб-блокам ВИ. Последнее качество обеспечивает принцип модульности и иерархии системы ВИ, позволяя самостоятельно выполнять как программы верхнего уровня, так и подпрограммы нижнего уровня.

 

 
Рисунок 5. Передняя панель                                      Рисунок 6. Блок-диаграмма

 

 

 

 
ВИ как приложение, создаваемое в среде LabVIEW (LV-приложение), имеет модульно-иерархическую структуру. Подобная структура  представляет собой иерархию модулей, каждый из которых является  самостоятельным суб-модулем (суб-блоком), который может рассматриваться как самостоятельный ВИ - субВИ со своей передней панелью, блок-диаграммой и пиктограммой-соединителем. Разбив блок-диаграмму ВИ на отдельные суб-блоки - субВИ, можно их использовать как самостоятельные инструменты или компоненты  для построения ВИ более сложной архитектуры. В то же время, создав пиктограмму для собственного ВИ, его можно использовать как отдельный независимый элемент в других ВИ. 
Объекты передней панели.  Проблемная ориентированность пакета LabVIEW обуславливает наличие специальной библиотеки объектов, предназначенных для конструирования передней панели виртуального инструмента. Библиотека доступна в режиме редактирования и открывается выбором Control главного меню, которое находится в окне после выбора Show Diagram  меню  Windows. Основными разделами библиотеки, в которых сконцентрированы объекты создания передних панелей ВИ, являются:

    • Numeric- библиотека цифровых органов управления и индикаторов 

    • Boolean - библиотека органов управления и индикаторов логического (булевского) типа 

    • String - библиотека органов управления и индикаторов строкового типа 

    • Array & Cluster - библиотека органов управления и индикаторов массивов и кластеров 

    • Graph - библиотека индикаторов отображения графиков 

    • Path & RefNum - библиотека органов управления и индикаторов отображения связей и ссылочных номеров 

    • Decorations - библиотека элементов декоративного оформления передней панели.

Примеры некоторых объектов передней панели, соответствующих органам управления и индикаторам. Выбор нужного органа управления или индикатора осуществляется открытием соотвотствующего окна меню и щелчком курсора мыши на требуемом объекте. 
Объекты блок-диаграммы.  Блок-диаграмма - это по сути программный код приложения. Объекты конструирования блок-диаграммы ВИ сгруппированы в библиотеках, которые становятся доступными в режиме редактирования. Все объекты конструирования блок-диаграмм разделяются на различные типы, к которым относятся:

    • узлы

    • терминалы

    • соединения. 

Узлы - программно-исполняемые элементы, которые являются аналогами элементов языка программирования, как утверждения, операторы, функции, процедуры. К узлам также относятся узлы кодовых интерфейсов, формулы, атрибуты органов управления и т.д.

   

 

Терминалы - это порты, через которые передаются данные между блок-диаграммой и передней панелью, так же как и между узлами на блок-диаграмме. Терминалы подразумевают соответствие определенным пиктограммам функций, а также и самим виртуальным инструментам. Для отображения терминала некоторой функции или ВИ необходимо вызвать их пиктограмму и вызвать опцию Show Terminal во всплывающем меню данного объекта. 
Соединения - передают данные между входными и выходными терминалами элементов блок-диаграммы. Они изображаются в виде линий различного типа, связывающих отдельные пиктограммы или терминалы  на блок-диаграмме. 
Библиотеки объектов конструирования блок-диаграммы открываются  после выбора опции Functions главного меню, которое находится в окне блок-диаграмм и открывается после выбора Show Panel  меню  Windows

Информация о работе Исследование резонанса напряжений