Сoветские магистральные тепловозы
:
Oдин из первых тепловозов —
Щэл1
Рис.1
Тепловоз ТЭ1 Рис.2
Тепловоз ТЭ3 Рис.3
1.4 Теплoвoзы в России
C начала 1990-х годов кризис экономики
привёл к резкому снижению закупок новых
тепловозов. В 1996 году тепловозный парк
пополнился лишь двумя магистральными
локомотивами, а закупки маневровых тепловозов
прекратились вплоть до 2000 года. После
2000 года ОАО «РЖД» стало закупать новые
тепловозы десятками в год.
По состоянию на январь 2008 года:
На Коломенском заводе продолжается выпуск
модернизированных пассажирских тепловозов
ТЭП70. Тепловоз 2ТЭ70, спроектированный
на базе тепловоза ТЭП70, прошёл испытания,
но решения о его производстве пока не
принято. Брянский машиностроительный
завод строит маневровые тепловозы ТЭМ18
и начинает производство маневровых ТЭМ21
и магистральных грузовых 2ТЭ25К «Пересвет»
и 2ТЭ25А «Витязь».
В 1998 году Людиновский тепловозостроительный
завод совместно с General Motors Electro-Motive Division
выпустил два опытных экземпляра грузового
тепловоза ТЭРА1 с дизелем компании General
Electric.
Мировой рекорд скорости для
автономной тяги установлен отечественным
опытным тепловозом ТЭП80 во время пробных
поездок в 1993 году и составляет 271 км/ч. По состоянию
на 2008 год тепловоз-рекордсмен ТЭП80-0002
находится в железнодорожном музее на
бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга.
Памятная запись об установлении рекорда
сделана на кузове локомотива.
Рекорд скорости тепловоза,
занесённый в «Книгу рекордов Гиннесса»,
равен 238 км/ч. Такую
скорость в 1987 году развил британский
тепловоз Class 43.
Украинский тепловоз ТЭП150 Рис.
4
1.5 Тепловозы в других
странах
Тепловозы продолжают проектироваться
и производиться многими компаниями и
эксплуатируются по всему миру. В частности,
тепловозная тяга преобладает в железнодорожных
перевозках США, Австралии, африканских
стран. Используются тепловозы и в множестве
стран Азии, Европы и др.
Из стрaн бывшего CCCР произвoдствo тепловозoв
продолжает развиваться на Украине (Луганский
тепловозостроительный завод проектирует
и выпускает новые модели пассажирских
и грузовых тепловозов, в том числе идущие
на экспорт) и в Казахстане (совместное
российско-казахстанское предприятие
с участием ЗАО «Трансмашхолдинг» организовало
сборку маневровых тепловозов; комплектующие
российского производства, но планируется
oргaнизовать чaстичнoе производство и
в самoм Казахстанe).
Также в 2007 году компания General Electric объявила
о выигранном контракте на поставку в
Казахстан 310 тепловозов серии Evolution. Причём
если первые 10 локомотивов будут полностью
изготовлены в США, то для остальных будут
произведены тoлько oтдельные кoмпoненты,
а их cбoрку намечено oсуществить в 2008—2012
гoдах в казахстанском Павлoдаре[18].
8 июля 2009 года в Астане открыт завод по
сборке тепловозов GE серии EvolutionТепловоз
ТЭ33А (проектная мощность предпpиятия
100 локомотивов в год, штат сотрудников
около 600 человек) из кoмпoнентов и сбoрoчных
комплектов, прoизведённых в Гроув Cити
и Эри (США, штат Пенсильвания)[19]. В 2006 году казахские железные
дороги («Казахстан Темир Жолы», КТЖ) заказали
310 локомотивов GE Evolution Series, и первые десять
уже эксплуатируются в Казахстане, заменив
собой тепловозы 2ТЭ10М в соотношении 1:2.
С 2005 года GE Transportation реализует проект
по модернизации казахстанских тепловозов
серии 2ТЭ10 (установка 16-цилиндрового двигателя
с электронным впрыском топлива и новой
системой охлаждения). Срок службы тепловоза
продлевается на 15 лет. Модернизация выполняется
в Казахстане локомотиворемонтными депо
в Актобе, Алматы, Таразе, Уральске и тепловозоремонтным
заводом в Шу.[20]
Лoкoмотив Evolution Series, кoтopый будет собираться
на заводе в Астане, oснащён 12-цилиндровым
дизельным двигателем мощноcтью 4400 л.с.,
потребляющим на 5 % меньше топлива пo cравнению
с предшеcтвенником, при этoм вредные выбрocы
в атмосферы cнижены примернo на 40 %.
2. ПРОИЗВОДИТЕЛИ
ТЕПЛОВОЗОВ
2.1 СССР, Россия, Украина
Коломенский тепловозостроительный
завод (основные серии: ТЭ3, ТЭП60, ТЭП70).
Харьковский завод транспортного
машиностроения (Украина) строил тепловозы
с 1947 по 1968 год (основные серии: ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3, ТЭ4, ТЭ5, ТЭ7, ТЭ10, 2ТЭ40, ТЭП10).
Луганский тепловозостроительный
завод (Украина) строит тепловозы с 1956
года (основные серии: ТЭ3, 3ТЭ3, ТЭ7, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, ТЭ109, ТЭ114, 2ТЭ116, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, 2ТЭ10УТ, 2ТЭ121, М62, ТГ102, ТЭМ2).
Брянский завод строит тепловозы
с 1958 года (основные серии: ТЭМ1, ТЭМ2 всех модификаций, ТЭМ5, ТЭМ18).
Людиновский тепловозостроительный завод строит тепловозы с 1957 года. Основные серии: ТГ16 и ТГ22 (с колеёй 1067 мм для железной дороги на острове
Сахалин), ТГМ3, ТГМ4, ТГМ6, ТГМ6А, ТЭМ7, ТЭМ7А.
Муромский тепловозостроительный
завод с 1957 года строит тепловозы ТГМ1, ТГМ20, ТГМ23 (всех модификаций).
Калужский машиностроительный
завод. В 1933 году завод построил первый
маневровый тепловоз, получивший наименование
АА-1. С 1958 года завод серийно строил тепловозы
ТГК, ТГК2, узкоколейные ТУ2.
Камбарский машиностроительный завод. С 1981 года завод серийно строил тепловозы ТГМ40, узкоколейные ТУ7.
2.2 Европа
Ganz-MÁVAG (Венгрия). В России работают маневровые тепловозы ВМЭ1, построенные этой компанией.
ČKD (Чехия). В России эксплуатируются
маневровые тепловозы серий ЧМЭ.
English Electric (Великобритания). В 1960-х годах вошла в состав General Electric.
Brush Traction (Великобритания) — компания была основана ещё
в XIX веке, производила паровозы, а затем,
когда Британские железные дороги стали
переходить на тепловозную тягу, стала
строить и различные типы тепловозов.
Первый в мире тепловоз с асинхронными ТЭД был построен компанией Brush Traction.
Тепловоз Class 57, построенный
компанией Brush Traction. Рис.5
Clayton Equipment Company Ltd (Великобритания) выпускает
промышленные тепловозы с гидропередачей
(в том числе для России).
Hunslet Engine Company (Великобритания) — компания была основана в
середине XIX века и стала известна в качестве
производителя узкоколейных промышленных
локомотивов — сначала это были паровозы,
а затем, с 1930-х годов, и тепловозы.
Alstom (Франция) — один из крупнейших европейских
концернов, выпускающий также и тепловозы.
В этой области компания сотрудничает с североамериканской EMD[21]. В последних проектах специалисты компании уделяют особое внимание экологической безопасности своих тепловозов, стараясь снизить выбросы в атмосферу и уменьшить их шумность. Тепловозы с электропередачей, спроектированные и построенные Alstom, экспортируются во множество стран мира.
Siemens AG. Департамент Siemens Transportation Systems (ныне это Siemens Mobility) производит дизель-электровозы серии Eurorunner.
ABB Daimler Benz Transportation (Adtranz) (Германия — Швеция) — один из крупнейших мировых
производителей железнодорожной техники.
В 1990-х годах совместно с General Electric разработан и построен современный тепловоз под названием Blue Tiger. В 2001 году компания вошла в состав концерна Bombardier.
NOHAB — шведский производитель тепловозов,
обанкротившийся в 1979 году.
Electroputere — румынский производитель
локомотивов, в том числе тепловозов. По
состоянию на 2007 год компания построила
свыше 2400 маневровых и магистральных тепловозов
с электропередачей, эксплуатирующихся во многих странах, таких как Румыния, Польша, Китай, Болгария[24].
Tülomsaş (Турция) — с 1968 года производит тепловозы как собственных проектов, так и по лицензии других европейских и японских концернов, например Toshiba
2.3 Северная Америка
Тепловоз GE Dash 9 производства
GE Рис.6
1) Baldwin Locomotive Works (США) — успешный
производитель паровозов, строивший также
и тепловозы, однако проигравший конкурентам
и выбывший с рынка в 1956 году.
2) General Electric (GE) (США) — всемирно
известная компания, занимающаяся, в том
числе, и разработкой и строительством
тепловозов. Новый тепловозостроительный
завод GE планируется открыть в 2008 году
в Астане (Казахстан).
3) American Locomotive Company (ALCO) (США) строила
тепловозы c 1925 до 1969 года, но проиграла
конкуренцию в этой области General Electric.
В СССР эксплуатировались тепловозы ДА, построенные
ALCO, и ДБ, выпускавшиеся
компанией Baldwin. ALCO оказалась единственной
крупной паровозостроительной компанией
Америки, сумевшей составить серьёзную
конкуренцию в области тепловозостроения.
4) Electro-Motive Diesel (в прошлом General
Motors Electro-Motive Division, EMD) (США) — один из лидеров
североамериканского и мирового тепловозостроения,
построивший свои первые тепловозы в 1935
году.
5) MotivePower Industries (США) — ранее
компания называлась Morrison Knudsen Rail и занималась
различными инженерными и машиностроительными
задачами, включая ремонт и переоборудование
тепловозов. В 1990-х годах компания выпустила
свой первый тепловоз. C 1999 года входит
в состав корпорации Wabtec. Выпускает пассажирские
тепловозы серии MPXpress.
6) Brookville Locomotive Company (США) выпускает
промышленные тепловозы.
7) Bombardier (Канада).
2.4 Австралия и
Азия
1) Hyundai Rotem (Южная Корея) — подразделение
Hyundai Motors Group, занимающееся производством
дизель- и электропоездов, локомотивов,
в том числе тепловозов для железных дорог
Южной Кореи (Korail).
2) Diesel Locomotive Works (Индия) — является
производственной базой индийских железных
дорог, обеспечивающей их тепловозами
с электропередачей. Основанная в 1961 году,
компания начала производство тепловозов
по лицензиям ALCO и EMD. По состоянию на 2008
год предприятие производит грузовой
тепловоз EMD GT46MAC и пассажирский EMD GT46PAC
для дорог Индии. Также продукция экспортировалась
в различные страны Азии, такие как Бангладеш,
Вьетнам и другие.
3) Qishuyan Locomotive and Rolling Stock Works (Китай).
4) United Group Rail (Австралия) — компания
основана в 1899 году и ранее называлась
A. Goninan & Co. и United Goninan (до 2005 года). В 2005
году в её состав вошло австралийское
подразделение фирмы Alstom. Компания сотрудничает
с General Electric.
5)Toshiba (Япония) — производит
тепловозы с электропередачей, как для
японских железных дорог, так и на экспорт
(в Новую Зеландию, Малайзию и т. д.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Локомотив – это чудо в экономике всего
мира. Индустриальный рывок начался со
строительства железных дорог. Железная
дорога устремляла государство вперед.
Она соединила районы производства с районами
сбыта, обеспечила миграции трудовых
людей. А русский локомотив , выпущенный
отечественной промышленностью, стал
символом экономического развития страны.
На основании полученной информации
сделал вывод, что тепловоз обладает
следующими положительными качествами:
· при небольшой веси малые габаритные
размеры дизеля, при высокой надежности.
· удобство обслуживания и ремонта тепловоза.
· минимальная интенсивность износа
деталей тепловоза.
· высокая экономичность основных деталей
и узлов.
· опорно-рамное подвешивание тяговых
электродвигателей достигается уменьшение
подрессоренной массы благодаря тому,
что масса двигателя входит в подрессорную
массу. Этим достигается уменьшение воздействие
на путь и сохранность самого двигателя.
Так по сравнению с опорно-осевым подвешиванием
электродвигателей увеличивается срок
службы щеток, в несколько раз уменьшается
ускорение массы электродвигателя при
следовании с высокими скоростями.
Если сравнивать тепловозы
того времени и нашего, также можно сравнить
грузовой автомобиль с легковым автомобилем
. Глядя на тепловоз нашего времени , мощную
и красивую машину. Вспомним словами благодарности
многих людей той эпохи , когда дизель
впервые становился на рельсы , когда из
нескольких направлений техники , надо
было выбрать одно , перспективное и экономичное.
Среди этих людей конечно же: Рудольф Дизель,
Гаккеля так же поблагодарить профессора
Ю.В.Ломоносова. Окончательно убедившись
в целесообразности и удобстве применения
электрической передачи на магистральном
тепловозе в обозримом будущем , в будущем
, которые стали наши дни.