История стекла в
истории человечества
История стекла насчитывает
не одно тысячелетие и уходит своими
корнями столь глубоко в древность,
что, будто в зеркальном коридоре,
множатся легенды о его появлении,
и невозможно достоверно установить
– кто же первым открыл стекло и,
где именно, это произошло: в
Месопотамии, Египте, Греции…
Можно считать,
что изначально своим рождением
стекло обязано самой Природе
и раскалённой вулканической
лаве, выплеснувшейся из недр
земли несколько миллионов лет
и застывшей на поверхности.
Называется вулканическое стекло
«обсидиан». Месторождения этого
минералоида обнаружены во многих странах
– Турции, Италии, Греции, Шотландии, в
горах Закавказья по берегам озера Гокча.
Вид он имеет чёрный или сероватый, плохо
поддаётся обработке и поэтому для промышленных
целей природное стекло практически непригодно.
О том же, как
появилось искусственное стекло
в истории человечества, можно
прочитать у Плиния-старшего – римского
писателя, жившего в I веке н.э. Вот как
это описано в его труде «Естественная
история»: «Существует предание, будто
бы к устью реки пристал корабль торговцев
содой. Рассеявшись по берегу, они готовили
обед, и поскольку не оказалось камней,
чтобы подставить под котелки, они подложили
куски соды; когда эти последние разогрелись
и смешались с береговым песком, тогда
потекли ручьи новой жидкости, что и явилось
началом стекла».
Действительно
ли всё было так, как рассказано
у Плиния, или это лишь одна
из легенд – сказать трудно,
между тем – достоверно известно,
что именно финикийцы торговали
стеклянными изделиями по всему
средиземноморью. Очевидным остаётся
и то, что история стекла в
истории человечества и его
развитии сыграла весьма важную
роль.
Интересно, что
поначалу стекло использовалось
в основном для изготовления
различных амулетов и украшений
из цветных бусин и бисера,
которые носили и мужчины и
женщины. Найденная в окрестностях
египетского города Фивы небольшая
бусинка считается самым древним
изделием из искусственного стекла
в истории человечества – датируется
она 35 в. до н.э.
Долгое время
стекло было не прозрачным, а
синеватым или зеленоватым –
такой оттенок придавали ему
содержавшиеся в песке примеси.
Дополнительно, для получения
более насыщенного цвета, в
нагретое стекло добавляли медь,
кобальт, сурьму, марганец. И только
лишь в I веку до н.э. научились
производить прозрачное стекло. Тогда
же был произведён ещё один прорыв в области
стеклоделия: был открыт метод выдувания
стекла с помощью тонких металлических
трубок, что позволило изготавливать полые
стеклянные сосуды разнообразных форм.
Дальнейшая история
стекла также полна событиями
и новыми вехами. В XIII мастера
из Венеции разработали свою
технологию изготовления бесцветного
стекла – в её основе лежал
позаимствованный у константинопольцев
метод производства восточного стекла,
однако венецианские стеклоделы придумали
добавлять в расплавленное него немного
свинца. Это ноу-хау сделало стекло ещё
более прозрачным и принесло венецианским
мастерам неслыханную славу. Но в то же
самое время практически лишило их свободы,
так как все стекольные мастерские по
решению Сената были перенесены на остров
Мурано близ Венеции, а стеклоделам и их
семьям под страхом смерти запрещено было
покидать этот остров.
В Венеции же
впервые стали делать настоящие
зеркала. Способ – наносить
на стекло слой ртути или
олова – принадлежал вообще-то
Франции, однако только венецианские
мастера изготавливать умели
плоские стёкла и, перекупив
патент у фламандцев, они надолго
монополизировали сферу зеркального
производства. Вершиной же искусства
считаются хрустальные зеркала
– патент на их изготовление
в 1507 г. получили братья Данзало
дель Галло. Стоимость такого зеркала
составляла целое состояние – дешевле
обходились полотна признанных живописцев
эпохи Ренессанса.
Особое место
заняло стекло в архитектуре
храмов. В средние века широко
использовались технологии производства
витражей: взаимодействие стекла
со светом и производимый преломлением
лучей эффект создавали особую,
торжественную и возвышенную,
атмосферу в храме. До нашего
времени дошли многочисленные
образцы витражного искусства
– в числе самых знаменитых:
витражные ансамбли Собора Парижской
Богоматери, Собора в Шартре, церкви
св. Ремигия в Реймсе и другие, – которые
позволяют оценить и неоспоримое мастерство
архитекторов прошлого, и то значение,
которое обрело стекло в истории человечества
и в искусстве.