История стекловарения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 17:09, реферат

Описание работы

В 1669 году по указу царя Алексея Михайловича построен стекольный завод в Измайлове. Здесь производили роскошные изделия для царского двора. Особенно ценились в то время «потешные» сосуды, выполненные иноземными мастерами и их русскими учениками в традициях тонкого и изящного венецианского стекла. Кубки «шутихи» отличались затейливыми лепными украшениями и снабжались системой полых стержней со своим секретом.

Файлы: 1 файл

История стекловарения.docx

— 13.58 Кб (Скачать файл)

История стекловарения

 Стекло - один из древнейших  материалов, известных человеку. Примерно  за 4000 лет до Р.Х. появились  глазурованные гончарные изделия  с гладким стекловидным покрытием,  Первая стеклянная посуда относится  к 1500 году до Р.Х. 

 

 Варили стекло и  в Киевской Руси. Однако, монголо-татарское  иго на несколько веков остановило  развитие стекольного производства, и вновь оно возродилось в  России s XVII веке на основе традиций  европейского стеклоделия. 

В 1634-39 годах в селе Духанине под Москвой шведский мастер Юлий Койет построил первый стекольный завод, который выпускал оконное стекло и аптекарскую посуду.

 В 1669 году по указу  царя Алексея Михайловича построен  стекольный завод в Измайлове.  Здесь производили роскошные  изделия для царского двора.  Особенно ценились в то время  «потешные» сосуды, выполненные  иноземными мастерами и их  русскими учениками в традициях  тонкого и изящного венецианского  стекла. Кубки «шутихи» отличались  затейливыми лепными украшениями  и снабжались системой полых  стержней со своим секретом.

С возникновением новой столицы  центр стекольного производства переносится в Петербург. В первой половине XVIII столетия здесь существовало уже несколько заводов: Ямбургский и Жабинский под Петербургом, а в начале 1730-х годов построили  завод и в самой столице. Петербургские  заводы выпускали преимущественно  высокие торжественные кубки  из бесцветного стекла, украшенные матовой гравировкой с изображениями  портретов царствующих особ, с  гербами и вензелями, со всевозможными  эмблемами, с растительным орнаментом»  Декоративность изделий усиливалась  позолотой.

 Многие достижения  русского стеклоделия связаны  с открытием цветного стекла. Рецептура была разработана М.В.  Ломоносовым на Усть-Рудицкой  фабрике, а затем эта технология  распространилась по всем заводам  России. К концу XVIII века в моде  было рубиновое, синее, фиолетовое, зеленое, бирюзовое, мраморное  и молочное стекло. Для окраски  использовались в основном окислы  различных металлов. Особенно ценилось  рубиновое стекло, имевшее оттенки  от нежного розового до алого.  В его состав для окраски  вводилось золото. Изделия из  цветных стекол расписывали золотом  и серебром.

 К разновидностям цветных  стекол в XVIII веке относили  и молочное стекло, которое внешне  напоминает фарфор и, в сущности, подражает ему. Иногда молочное  стекло было плотным, «густым», но чаще выпускалось стекло  полупрозрачное, имеющее мягкую, светящуюся  поверхность. Это придавало особую  светоносность полихромией эмалевой  росписи, которой оно украшалось. Расцвет художественного стеклоделия  в России приходится на первую  треть XIX столетия. Появился только  что изобретенный бесцветный  свинцовый хрусталь, обладающий  особым блеском, прозрачностью  и твердостью. Толстостенные сосуды  стали украшать глубокой резьбой.  Разные геометрические фигуры  напоминали обработку драгоценных  камней. Отсюда и название - алмазная  грань. Изделия из хрусталя  отличались торжественностью и  монументальностью. Императорский  завод в Петербурге выпускал  в это время большие вазы, оправленные  в золоченую бронзу, торшеры высотой  в несколько метров, люстры для  украшения столичных дворцов. 

 Появилось стекло с  росписью прозрачными эмалями  (в отличие от непрозрачных  эмалей XVIII века). Различные бытовые  предметы:

- флаконы, стаканы, чернильные  приборы, графины; 

- украшенные резьбой и  позолотой, благодаря просвечивающей  нежной росписи эмалями приобретали  прелестный, интимный характер.

 Любопытны изделия,  украшенные печатным рисунком - портретами  членов царской фамилии, сценами  на исторические, мифологические, литературные  сюжеты. Подобный прием впоследствии  стал широко применяться при  выпуске массовых изделий. 

 Изделия из двух, а  порой и трехслойного стекла  различных цветов, обрабатывались  шлифовкой, снимающей последовательно  слой за слоем. На поверхности  появлялся разноцветный орнамент.

 Императорский завод  и в XIX веке выпускает крупные,  сложные в техническом отношении  произведения, требующие высокого  мастерства от стеклодувов и  художников-декораторов. Характерный  пример - ваза темно-зеленого стекла, состоящая из двух частей, скрепленных  стержнем. Роспись золотом в модном  в то время неогреческом стиле. 

 Во второй половине XIX столетия некоторые заводы, выпускающие  высокохудожественные изделия, сокращают  производство как нерентабельные. Преуспевают предприятия, производящие  более дешевую, массовую продукцию.  Это прежде всего Дятьковский  и Гусь Хрустальный заводы, а  также заводы Мальцовых. 

 На цветной вкладке  показано лишь несколько образцов  изделий из стекла работы русских  мастеров.


Информация о работе История стекловарения