История стекловарения
Стекло - один из древнейших
материалов, известных человеку. Примерно
за 4000 лет до Р.Х. появились
глазурованные гончарные изделия
с гладким стекловидным покрытием,
Первая стеклянная посуда относится
к 1500 году до Р.Х.
Варили стекло и
в Киевской Руси. Однако, монголо-татарское
иго на несколько веков остановило
развитие стекольного производства,
и вновь оно возродилось в
России s XVII веке на основе традиций
европейского стеклоделия.
В 1634-39 годах в селе Духанине
под Москвой шведский мастер Юлий
Койет построил первый стекольный завод,
который выпускал оконное стекло
и аптекарскую посуду.
В 1669 году по указу
царя Алексея Михайловича построен
стекольный завод в Измайлове.
Здесь производили роскошные
изделия для царского двора.
Особенно ценились в то время
«потешные» сосуды, выполненные
иноземными мастерами и их
русскими учениками в традициях
тонкого и изящного венецианского
стекла. Кубки «шутихи» отличались
затейливыми лепными украшениями
и снабжались системой полых
стержней со своим секретом.
С возникновением новой столицы
центр стекольного производства
переносится в Петербург. В первой
половине XVIII столетия здесь существовало
уже несколько заводов: Ямбургский
и Жабинский под Петербургом,
а в начале 1730-х годов построили
завод и в самой столице. Петербургские
заводы выпускали преимущественно
высокие торжественные кубки
из бесцветного стекла, украшенные
матовой гравировкой с изображениями
портретов царствующих особ, с
гербами и вензелями, со всевозможными
эмблемами, с растительным орнаментом»
Декоративность изделий усиливалась
позолотой.
Многие достижения
русского стеклоделия связаны
с открытием цветного стекла.
Рецептура была разработана М.В.
Ломоносовым на Усть-Рудицкой
фабрике, а затем эта технология
распространилась по всем заводам
России. К концу XVIII века в моде
было рубиновое, синее, фиолетовое,
зеленое, бирюзовое, мраморное
и молочное стекло. Для окраски
использовались в основном окислы
различных металлов. Особенно ценилось
рубиновое стекло, имевшее оттенки
от нежного розового до алого.
В его состав для окраски
вводилось золото. Изделия из
цветных стекол расписывали золотом
и серебром.
К разновидностям цветных
стекол в XVIII веке относили
и молочное стекло, которое внешне
напоминает фарфор и, в сущности,
подражает ему. Иногда молочное
стекло было плотным, «густым»,
но чаще выпускалось стекло
полупрозрачное, имеющее мягкую, светящуюся
поверхность. Это придавало особую
светоносность полихромией эмалевой
росписи, которой оно украшалось.
Расцвет художественного стеклоделия
в России приходится на первую
треть XIX столетия. Появился только
что изобретенный бесцветный
свинцовый хрусталь, обладающий
особым блеском, прозрачностью
и твердостью. Толстостенные сосуды
стали украшать глубокой резьбой.
Разные геометрические фигуры
напоминали обработку драгоценных
камней. Отсюда и название - алмазная
грань. Изделия из хрусталя
отличались торжественностью и
монументальностью. Императорский
завод в Петербурге выпускал
в это время большие вазы, оправленные
в золоченую бронзу, торшеры высотой
в несколько метров, люстры для
украшения столичных дворцов.
Появилось стекло с
росписью прозрачными эмалями
(в отличие от непрозрачных
эмалей XVIII века). Различные бытовые
предметы:
- флаконы, стаканы, чернильные
приборы, графины;
- украшенные резьбой и
позолотой, благодаря просвечивающей
нежной росписи эмалями приобретали
прелестный, интимный характер.
Любопытны изделия,
украшенные печатным рисунком - портретами
членов царской фамилии, сценами
на исторические, мифологические, литературные
сюжеты. Подобный прием впоследствии
стал широко применяться при
выпуске массовых изделий.
Изделия из двух, а
порой и трехслойного стекла
различных цветов, обрабатывались
шлифовкой, снимающей последовательно
слой за слоем. На поверхности
появлялся разноцветный орнамент.
Императорский завод
и в XIX веке выпускает крупные,
сложные в техническом отношении
произведения, требующие высокого
мастерства от стеклодувов и
художников-декораторов. Характерный
пример - ваза темно-зеленого стекла,
состоящая из двух частей, скрепленных
стержнем. Роспись золотом в модном
в то время неогреческом стиле.
Во второй половине
XIX столетия некоторые заводы, выпускающие
высокохудожественные изделия, сокращают
производство как нерентабельные.
Преуспевают предприятия, производящие
более дешевую, массовую продукцию.
Это прежде всего Дятьковский
и Гусь Хрустальный заводы, а
также заводы Мальцовых.
На цветной вкладке
показано лишь несколько образцов
изделий из стекла работы русских
мастеров.