Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 18:08, контрольная работа
В современном мире быстрыми темпами развивается промышленность и технологии. В связи с этим многие отрасли испытывают недостаток в квалифицированных рабочих кадрах именно технического и технологического профиля. Изучение данного раздела поможет школьникам обрести необходимые и наиболее остро востребованные знания и навыки.
Решение задач технологического обучения напрямую зависит от компетентности преподавателя, от его грамотности при подборе методов, форм и, конечно же, содержания образования.
Введение………………............................................................................
3
Понятие технологического образования...............................................
4
Календарно-тематический план для VII класса ……….…………………
6
Анализ программы по технологии VII класса……………………………
12
Заключение………………………………………………………………….
16
Список литературы……………...……………………………………..…
БУ ВО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Кафедра теории и методики профессионального образования
Дисциплина «Методика обучения и воспитания в технологическом образовании»
Тема: «Изучение и анализ программы по технологии VII класса»
Выполнил: студент 2 09-31 гр. 3 курса
Институт гуманитарного образования и спорта
Фамилия Косицына
Имя Ульяна
Отчество Дмитриевна
Проверил:
Док. пед. наук, профессор
Фамилия Насырова
Имя Эльмира
Отчество Фанилевна
Введение………………................ |
3 |
Понятие технологического образования................... |
4 |
Календарно-тематический план для VII класса ……….………………… |
6 |
Анализ программы по технологии VII класса…………………………… |
12 |
Заключение…………………………………………………… |
16 |
Список литературы……………...……………………………… |
19 |
Введение
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы. Новый – технологический – этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности, учет ее социальных, экологических, экономических, психологических и других факторов и последствий. Поэтому каждому человеку необходимо быть способным комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов своей деятельности. Этому и призвана научить «Технология».
Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). И в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования, вошла новая образовательная область – «Технология».
В современном мире быстрыми темпами развивается промышленность и технологии. В связи с этим многие отрасли испытывают недостаток в квалифицированных рабочих кадрах именно технического и технологического профиля. Изучение данного раздела поможет школьникам обрести необходимые и наиболее остро востребованные знания и навыки.
Решение задач технологического обучения напрямую зависит от компетентности преподавателя, от его грамотности при подборе методов, форм и, конечно же, содержания образования.
Понятие технологического образования
Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается. Культура имеет материальную и духовную формы. Материальная культура включает в себя совокупность материальных ценностей, средств производства, предметов труда. Под духовной культурой понимается система идей, убеждений, знаний, нравственных норм, качеств и свойств человека. Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. Несмотря на разнообразие видов культуры, на каждом этапе общественного развития господствовала та или иная универсальная культура. Универсальность культуры заключается в том, что она имеет систему эпистемологических принципов, характерных для конкретной эпохи. Универсальная культура является господствующей в обществе и определяет содержание других видов культур и всех сторон жизни человека, т.е. связывает общество изнутри.
Исторически сложилось четыре типа универсальной культуры. Для «природных» цивилизаций древности была присуща первая универсальная – мифологическая культура. Вторая универсальная культура – космологическая, которая была характерна для средней «природной» цивилизации. Третья фаза культуры связана с движением к новому её типу – антропологическому.
С конца ХIХ столетия человечество начало осваивать четвёртую универсальную культуру – технологическую. Разработка и внедрение техники привели к созданию машинного, а затем механизированного и автоматизированного производства. Во второй половине ХХ в. человечество переживает третью технологическую революцию. Создание вычислительных машин обусловило возникновение информационного мира и высоких, наукоемких технологий. Резко увеличился объём информации, используемой человеком. Кроме того, появились такие универсальные технологии, как волоконная, лазерная, электронно-лучевая, плазменная. Набирают силу космические технологии. В наши дни технология проникает во все сферы жизни – от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.
Таким образом, в обобщённом виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженной в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно – технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности. Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять технологическую деятельность по законам красоты. Технологическая культура оказывает своё влияние на задачи и содержание подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Общими задачами технологического образования: вооружение учащихся технологическими знаниями, формирование технологических умений и навыков, воспитание технологически важных качеств личности.
Календарно-тематический план для VII класса
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Теоретические сведения |
Практическая работа |
Примечание |
1-2 |
Вводное занятие Правила ТБ на уроках |
1-06.09 |
Ознакомление с предметом, целями и задачами. Правила и ТБ. Способы очистки воды. |
Определение качества Воды. |
|
3-4 |
Кулинария Физиология питания |
8-13.09 |
Задачи и содержание курса «Кулинария» правила ТБ. Понятие микроорганизмы. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения микроорганизмов в организм человека. Первая помощь при пищевых отравлениях и ожогах |
Составление меню, обеспечивающего суточную потребность организма в мин. солях. |
|
5-6 |
Кисломолочные продукты и блюда из них |
15-20.09 |
Кисломолочные продукты, их пищевая ценность и значение для организма человека сроки хранения кисломолочных продуктов |
Приготовление блюд из творога |
|
7-8 |
Приготовление блюд из картофеля |
22-27.09 |
Картофель в питании. Способы хранения картофеля. Методы определения качества картофеля. |
Приготовление котлет картофельных, оладьи из сырого картофеля. Первичная обработка и виды нарезок картофеля. |
|
9 -10 |
Блюда из вареного и жареного мяса |
29.09-4.10 |
Товароведение мясных продуктов. Первичная обработка мяса. Приготовление блюд из вареного и жареного мяса |
Приготовление рубленой массы из мяса. Приготовление четырех мясных блюд (по выбору) |
|
11-12 |
Мучные изделие. Технология приготовление блюд из бездрожевого теста |
6-11.10 |
Ознакомить учащихся с составом бездрожевого теста и способами его приготовления с инструментами и приспособлениями. Необходимыми для приготовления мучных; правила ТБ при работе |
Приготовление пиццы |
|
13 -14 |
Сладкие блюда. Фрукты и ягоды |
13-18.10 |
Обобщив знания о фруктах и ягодах, их питательной ценности; варианты исполнения фруктов и ягод в кулинарии |
Приготовление сладких блюд на выбор |
|
15 - 16 |
Пасхи |
20-25.10 |
Способы обработки творога для приготовления пасхи. Пасха сырая и отварная. Особенности приготовления, условия и сроки хранения. |
Приготовление отварной или сырой |
|
17 - 18 |
Элементы этикета. Сервировка стола к обеду. |
27.10-1.11 |
Столовые приборы и правила пользования ими. Этическое оформление стола. Правила этикета. |
Сервируем стол к обеду |
|
Каникулы 2.11-7.11 | |||||
19 -20 |
Интерьер жилого дома Композиция в интерьере |
10-15.11 |
Понятие композиции в интерьере. Правила оформления интерьера. Подбор штор, ковров, мебели, обоев, цветовое решение, освещение, декор. |
Размещение на эскизе источников света, с учетом правил. |
|
21 -22 |
Роль комнатных растений в интерьере |
17-22.11 |
Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Солнцелюбивые и теневыносливые растения. |
Подбор и посадка комнатных и декоративных растений |
|
23 - 24 |
Технология введения дома |
24-29.11 |
Характерные особенности интерьера жилища. Роль освещения в интерьере. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых и производственных помещений. |
Выполнение эскиза интерьера. |
|
25-26 |
оформление жилого дома |
1-6.12 |
Санитарно- гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых домах подготовка жилья к зиме, утепление окон и дверей |
Создать эскиз планировки любой комнаты в доме, на выбор |
|
27-28 |
Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды. Уход и ремонт одежды. Уход за обувью. |
8-13.12 |
Правила ухода за одеждой. Ассортимент и эксплуатационные свойства подкладочной ткани. Ремонт подкладки и карманов. Правила ухода за обувью. Чистка обуви. Средства для ухода за обувью. |
Пришивание пуговиц, крючков и т.д. |
|
29- 30 |
Гигиена девушки. Косметика Волосы, уход за ними. |
15-20.12 |
Общие сведения о волосах. Уход за волосами. |
Мастер класс «Уход за кожей лица» |
|
31-32 |
Прически. Подбор прически |
22-27.12 |
Элементы прически. Подбор прически с учетом типа лица и структуры волос. |
Выполнение прически с учетом типа лица |
|
Каникулы 28.12 – 10.01 | |||||
33-34 |
Уход за ребенком Организация детского праздника |
12-17.01 |
Правила общение с детьми. Особенности организации праздников для младших братьев и сестер. |
Изготовление открытки для младшего брата и сестры |
|
35-36 |
Элементы материаловеденья Натуральные волокна животного происхождения |
19-24.01 |
Понятие о натуральных волокнах животного происхождения (шерсть, шелк, пух). Способы получения, свойства. Лицевая и изнаночные стороны ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей. |
Распознание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. |
|
37-38 |
Элементы машиноведенья Механизмы преобразования движения. Устройство и установка машинной иглы. Уход за швейной машиной. |
26.31.01 |
Характеристика механизмов преобразования движения. Принцип их действия, обозначение на кинематических схемах. Дефекты машинной строчки. Значение машинной иглы. Дефекты машиной иглы. Основные правила пользования швейной машины.
|
Регулировка качества машинной строчки. |
|
3-40 |
Назначение, устройство, принцип работы на швейной машине |
2 -7.02 |
Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины (длина стежка, прижим лапки, натяжение верхней и нижней нитки). Устройство, подбор и установка машинной иглы |
Замена иглы в швейной машине. |
|
41-42 |
Рукоделие История возникновения техники декупаж. Декорация возможных предметов в интерьере дома. |
9-14.02 |
Познакомить с историей возникновения и развитие техники «декупаж» основное применение в интерьере |
Выполнение простых приемов начального этапа салфеточной техники «декупаж» |
|
43-44 |
Планирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки Виды легкого женского платья и бельевых изделий. Снятие мерок. |
16-21.02 |
Виды женского легкого платья и бельевых изделий. Краткие сведения об ассортименте, тканях и отделках, применяемых для их изготовления. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа ночной сорочки, их условное обозначение. |
Снятие мерок и запись результатов измерения. |
|
45-46 |
Формулы, необходимые для расчета конструкции ночной сорочки. Построение основы чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4 |
23-28.02 |
Чтение чертежа ночной сорочки. Прибавки на свободу облегания, учитываемые при построении чертежа. Последовательность построения чертежа основы ночной сорочки в тетради в масштабе 1:4. |
1. Расчет конструкции ночной сорочки по формулам. 2. Построение основы чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4 |
|
47-48 |
Построение основы чертежа выкройки ночной сорочки в натуральную величину. |
2-7.03 |
Последовательность построения чертежа основы ночной сорочки в натуральную величину по своим меркам. |
Построение основы чертежа ночной сорочки в натуральную величину по своим меркам. |
|
49-50 |
Модели женского платья. Моделирование выкройки ночной сорочки. |
9-14.03 |
Модели женского платья. Особенности моделирования плечевых изделий. Выбор ткани и отделки изделия. |
1.Эскизная разработка модели швейного изделия на основе чертежа ночной сорочки. 2. Моделирование изделия выбранного фасона. |
|
51-52 |
Припуски на швы. Подготовка выкройки к раскрою. |
16-21.03 |
Подготовка выкройки к раскрою. Определение расхода ткани. |
Подготовка выкройки к раскрою |
|
53-54 |
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком. |
6-11.04 |
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком. Технология раскроя. Выкраивание подкройной обтачки. |
Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком и раскрой. |
|
55-56 |
Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Прямые и копировальные стежки. |
13-18.04 |
Назначение контурных и контрольных линий выкройки на ткани. Прямые и копировальные стежки. Технология выполнения. |
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. |
|
57-58 |
Обработка деталей кроя. Обработка подкройной обтачки. |
20-25.04 |
Правила выполнения технологических операций: обработка проймы и горловины подкройной обтачкой, кружевом. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. |
Обработка деталей кроя. |
|
59-60 |
Соединение обтачки с горловиной. Обработка горловины подкройной обтачкой. |
27.04-2.05 |
Назначение обтачного шва. Конструкция шва, его условное графическое изображение и технология выполнения. Обработка горловины подкройной обтачкой. Скалывание и сметывание деталей. |
Скалывание и сметывание деталей кроя. |
|
61-62 |
Обработка низа рукава сорочки. Обработка краевых швов. |
4.05-9.05 |
Назначение краевых швов (окантовочного с открытым и закрытым срезами, окантовочного тесьмой). Конструкция швов, их условное графическое изображение и технология выполнения. |
Обработка низа рукава сорочки. Обработка краевых швов. |
|
63-64 |
Скалывание и сметывание деталей кроя. Проведение примерки. |
11 – 16.05 |
Назначение швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами). Конструкция швов, их условные графические изображения и технология выполнения. Применение лапки-запошивателя при выполнении швов вподгибку и запошивочного. |
1.Скалывание и сметывание 2.Проведение примерки, исправление дефектов. 3. Стачивание деталей |
|
65-66 |
Обработка низа изделия ночной сорочки. Обработка краевых швов. |
18-23.05 |
Назначение краевых швов (окантовочного с открытым и закрытым срезами, окантовочного тесьмой). Конструкция швов, их условное графическое изображение и технология выполнения |
Обработка низа изделия ночной сорочки швом в подгибку с закрытым срезом, косой обтачкой или тесьмой. |
|
67-68 |
Выполнение отделочных работ. Определение качества готового изделия. |
25 – 30.05 |
Отделка и влажно- тепловая обработка изделия. Требования к качеству готового изделия. |
1. Выполнение отделочных работ. 2.Определение качества готового изделия. |
Анализ программы по технологии VII класса
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания рабочей программы изучается в рамках направления: «Технология. Обслуживающий труд».
Независимо от изучаемых технологий, содержанием рабочей программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Базовыми для рабочей программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Творческие проектные работы».
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в рабочую программу отбирался с учетом следующих положений:
Каждый раздел рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала рабочей программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В каждой программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением в учебный процесс творческой, проектной деятельности с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов.
Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что. безусловно, окажет благотворное влияние па дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
В результате изучения курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, машинами, электробытовыми приборами; получают специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства; знакомятся с основными профессиями лесной, деревообрабатывающей, металлургической, пищевой и легкой промышленности. В процессе реализации программы «Технология" осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Информация о работе Изучение и анализ программы по технологии VII класса