Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:09, лекция
Источниками электроэнергии переменного однофазного тока напряжением 115В являются генераторы Г016ПЧ8 (Г1 и Г2), установленные по одному на каждом двигателе. Генераторы приводятся во вращение от двигателей через коробки приводов и могут работать только раздельно. При нормальной работе системы оба генератора включены, однако к шинам нагрузки, расположенным в РК 115 В, обычно подключен левый генератор Г1, а правый генератор Г2 находится в резерве. При отказе генератора Г1 к шинам нагрузки автоматически подключается генератор Г2.
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ
Система электроснабжения обеспечивает:
а) на земле, при отсутствии аэродромных источников электроэнергии:
— запуск двигателей от бортовых источников электроэнергии;
— проверку большинства самолетных потребителей электроэнергии от генератора ГС-24Б (ГС-24А), установленного на ВСУ;
— электропитание всех потребителей при работающих двигателях;
б) в полете:
— снабжение, электроэнергией, всех потребителей при наличии двукратного резервирования основных источников;
— аварийное снабжение электроэнергией особо важных потребителей, обеспечивающих посадку самолета, при отказе всех основных источников электроэнергии.
В системе электроснабжения (рис. 7.21) предусмотрены источники электроэнергии:
— переменного однофазного тока напряжением 115 В нестабилизированной частоты 400 Гц;
— переменного трехфазного тока напряжением 36 В стабилизированной частоты 400 Гц;
— постоянного тока напряжением 27 В.
Источниками электроэнергии переменного однофазного тока напряжением 115В являются генераторы Г016ПЧ8 (Г1 и Г2), установленные по одному на каждом двигателе. Генераторы приводятся во вращение от двигателей через коробки приводов и могут работать только раздельно. При нормальной работе системы оба генератора включены, однако к шинам нагрузки, расположенным в РК 115 В, обычно подключен левый генератор Г1, а правый генератор Г2 находится в резерве. При отказе генератора Г1 к шинам нагрузки автоматически подключается генератор Г2.
Аварийным источником электроэнергии переменного однофазного тока напряжением 115В является преобразователь ПО-750, который обеспечивает электропитание особо важных потребителей электроэнергии при отказе генераторов Г016ПЧ8. На земле при неработающих двигателях и отсутствии аэродромного источника 115В преобразователь может использоваться для проверки потребителей мощностью до 750 ВА.
Источники электроэнергии переменного трехфазного тока напряжением 36В стабилизированной частоты 400 Гц образуют две подсистемы электроснабжения: централизованную подсистему и подсистему питания авиагоризонтов.
Источниками централизованного электропитания являются преобразователь ПТ-1000ЦС (основной источник) и понижающий трехфазный трансформатор 115/36В (резервный источник). На самолетах первых серий источниками централизованного электропитания являются два преобразователя ПТ-1000ЦС, из которых один — основной, второй — резервный. При отказе основного источника 36В к шинам нагрузки автоматически или вручную подключается резервный источник — преобразователь или трансформатор.
Электропитание трансформатора подключено таким образом, что он обесточивается при отказе одного из генераторов 115 В.
На самолетах с тремя
авиагоризонтами питание
Эксплуатация электрооборудования
При аварийном электропитании от аккумуляторных батарей продолжает работать только преобразователь резервного авиагоризонта.
Основными источниками электроэнергии постоянного тока напряжением 27 В являются стартер-генераторы СТГ-18ТМО (ГЗ и Г4), установленные по одному на каждом двигателе и которые при работе в генераторном режиме обеспечивают электропитание потребителей, а при работе в стартерном режиме — запуск двигателей. Резервным источником постоянного тока является генератор Г5, установленный на двигателе ВСУ: типа ГС-24А при наличии турбогенератора ТГ-16 или ГС-24Б при наличии дополнительного двигателя РУ19А-300. При работе в стартерном режиме ГС-24А или ГС-24Б обеспечивают запуск ВСУ. В полете генератор ГС-24А не используется, а ГС-24Б в диапазоне допустимой эксплуатационной высоты может использоваться в качестве резервного источника электроэнергии, обеспечивая без ограничений электропитание всех потребителей постоянного тока. В полете аварийными источниками постоянного тока являются аккумуляторные батареи 12САМ-28 или F20/27H1CM3: на самолетах с турбогенератором ТГ-16 — 2 штуки, на самолетах с двигателями РУ19А-300 — 3 штуки. На земле аккумуляторные батареи обеспечивают запуск ВСУ.
Для подключения аэродромных источников постоянного и переменного тока имеются соответственно два штепсельных разъема ШРАП-500К и один разъем ШРА-200ЛК.
Органы управления и контроля системы установлены на щитке электроснабжения. РК кабины экипажа и средней панели приборной доски пилотов. Расположение органов управления и контроля для варианта с тремя авиагоризонтами показано на рис. 7.22 и 7.23.
Подготовка к полету
Предполетную проверку оборудования под напряжением производите от одного из следующих источников электроэнергии:
— аэродромных источников постоянного и переменного тока с использованием преобразователя ПТ-1000ЦС;
— генераторов работающего двигателя АИ-24 с использованием преобразователя ПТ-1000ЦС;
— генератора ГС-24Б (ГС-24А) работающего двигателя РУ19А-300 (ТГ-16) с использованием преобразователей ПТ-1000ЦС и ПО-750.
При использовании преобразователя ПО-750 в режиме «ЗЕМЛЯ» разрешается проверять оборудование поочередным включением, не допуская суммарной нагрузки на преобразователь больше 750 ВА. Перед подключением источников электроэнергии убедитесь в том, что все выключатели и переключатели на панелях и пультах пилотов, на электрощитках радиста, на щите АЗС и РК кабины экипажа находятся в исходном положении.
Проверка аккумуляторных батарей 12САМ-28, F20/27H1C-M3
Для проверки:
— убедитесь, что выключатели контроля аккумуляторов на панели «РК КАБИНЫ ЭКИПАЖА» включены;
— переключатель «БОРТ—АЭРОДР» установите в положение «БОРТ»;
— отключите на щите АЗС автоматы защиты АРК № 1 и 2, а также «ПРОБЛЕСК МАЯК» (остальные АЗС должны быть включены);
— на лицевой панели «РК КАБИНЫ ЭКИПАЖА» выключатель проверяемого аккумулятора оставьте в положении «ВКЛЮЧЕНО», а выключатели остальных аккумуляторов отключите;
— переключатель вольтметра установите в положение проверяемого аккумулятора;
— при напряжении аккумулятора 12САМ-28 менее 24 В и F20/27H1C-M3 менее 25,5 В (без нагрузки)-батарею заменить;
—при напряжении аккумулятора 12САМ-28 под нагрузкой 12 А менее 24 В и F20/27H1C-M3 под нагрузкой 85-100 А менее 23 В батарею заменить (для нагрузки 85-100 А включить аварийную насосную станцию и при этом время проверки батареи не должно превышать 5 с);
— аналогичным образом проверьте напряжение остальных аккумуляторов;
— по окончании проверки
выключатели аккумуляторов
—установите переключатель
«БОРТ—АЭРОДР» в положение «
Примечание: На самолете должны быть установлены батареи одного образца.
Эксплуатация электрооборудования
Проверка аэродромного питания
При подключенных источниках аэродромного электропитания проверьте параметры:
а) источников постоянного тока, для чего:
— установите переключатель вольтметра постоянного тока в положения «АР-1» и «АР-2» (напряжение должно составлять 28—29 В на разъеме «АР-1» и не меньше 24 В на разъеме «АР-2»);
— установите переключатель «БОРТ — АЭРОДР» в положение «АЭРОДР», при этом должны загореться светосигнализаторы «АР-1 ВКЛЮЧЕНА» и «АР-2 ВКЛЮЧЕНА»;
— проверьте наличие напряжения в бортсети установкой переключателя вольтметра постоянного тока в положение «ЦРУ ЛЕВ». «ЦРУ ПРАВ» и «АВАР.ШИНА 27В» (напряжение должно составлять 28—29 В);
б) источника переменного тока, для чего:
— включите АЗС-2 «ВКЛЮЧ. ПО-750 и АЭРОДР. ПИТАНИЕ» на щите АЗС;
— установите переключатель вольтметра переменного тока в положение «АР-ПФ» (напряжение должно составлять 115—120 В, частота 380—420 Гц);
— установите переключатель «ПО-750 — АЭРОДР. ПИТАНИЕ» в положение «АЭРОДР ПИТАНИЕ» и проверьте наличие напряжения на основной шине 115 В.
Проверка преобразователя ПО-750.
Для проверки:
— отключите все потребители переменного тока 115 В;
— установите переключатель «ЗЕМЛЯ — ВОЗДУХ» в положение «ЗЕМЛЯ»;
— установите переключатель «ПО-750 — АЭРОДР ПИТАНИЕ» в положение «ПО-750»;
— установите переключатель вольтметра переменного тока в положение «ОСН.ШИНА 115 В» и проверьте параметры преобразователя (напряжение должно составлять 115—120 В, частота 380—420 Гц);
— установите переключатель «ЗЕМЛЯ — ВОЗДУХ» в положение «ВОЗДУХ», проверьте наличие напряжения на аварийной шине 115 В и убедитесь в отсутствии напряжения на основной шине 115В;
— отключите преобразователь ПО-750 установкой переключателя «ПО-750 — АЭРОДР. ПИТАНИЕ» в положение «ВЫКЛ».
Проверка источников питания централизованных шин 36 В.
На самолетах с резервным трансформатором 115/36 В проверку производить при работающих двигателях и включенных в сеть генераторах 115 В.
Для проверки работоспособности преобразователя (основного) и резервного трансформатора (преобразователя):
— включите автомат защиты «ПТ-1000»;
— установить переключатель «ПТ-1000—ВЫКЛ—РЕЗЕРВ. 36В» в положение «ПТ-1000» (при подключенном к бортсети источнике постоянного тока);
— проверьте напряжение на выходе преобразователя (вольтметр при поочередной установке галетного переключателя в положения «I—IIф», «I—IIIф» и «II—IIIф» должен показывать 34 — 38 В);
— установите переключатель «ПТ-1000—ВЫКЛ—РЕЗРВ. 36 В» в положение «РЕЗЕРВ. 36 В»;
— проверьте напряжение на выходе резервного источника 36 В (вольтметр при поочередной установке галетного переключателя в положение «I—IIф», «I—IIIф» и «II—IIIф» должен показывать 34 — 38 В);
— установить переключатель «ПТ-1000—ВЫКЛ—РЕЗЕРВ. 36 В» в положение «ВЫКЛ».
Проверка преобразователей ПТ-200Ц
Для проверки:
— включите на левой панели приборной доски выключатели «АГД» и «АГБ», при этом преобразователи ПТ-200Ц запускаются;
Эксплуатация электрооборудования
— проверьте напряжение на выходах преобразователей (вольтметр при поочередной установке галетного переключателя в положения «I—IIф», «I—IIIф» и «II—IIIф» должен показывать 34—38 В);
— отключите выключатели «АГД» и «АГБ».
Проверка генератора ГС-24Б (ГС-24А)
Для проверки:
— после запуска РУ19А-300 (ТГ-16) проверьте напряжение генератора установкой переключателя вольтметра постоянного тока в положение «ГС-24» (напряжение должно составлять 28—29 В), при необходимости подрегулируйте напряжение выносным сопротивлением «РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ ГС-24»;
— установите переключатель
«БОРТ—АЭРОДР» в положение «
— проверьте наличие напряжения на шинах «ЦРУ ЛЕВ», «ЦРУ ПРАВ» и «АВАР. ШИНА 27В».
Проверка стартер-генераторов СТГ-18ТМО
Проверку стартер генераторов
СТГ-18ТМО производите при
— проверьте напряжение стартер-генераторов установкой переключателя вольтметра постоянного тока в положение «СТГ ЛЕВ», «СТГ ПРАВ» (напряжение должно составлять 28—29 В);
—при необходимости подрегулируйте напряжение выносными сопротивлениями «РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ»;
— включите выключатель стартер—генераторов;
— установите переключатель
«БОРТ—АЭРОДР» в положение «
— отключите выключатель генератора ГС-24, если запуск производился от этого генератора;
— убедитесь в подключении стартер-генераторов к бортсети: гаснут светосигнализаторы «ОТКАЗ СТГЛЕВ» и «ОТКАЗ СТГ ПРАВ», амперметры показывают ток нагрузки стартер—генераторов;
— убедитесь в нормальной параллельной работе стартер—генераторов под нагрузкой (разница токов нагрузки каждого генератора не должна превышать 60 А); при большой разнице токов произведите регулировку параллельной работы следующим образом:
а) с помощью выносных сопротивлений установите примерно равные токи нагрузки стартер-генераторов;
б) поворотом головок выносных сопротивлений на одинаковый угол установите напряжение 28 — 29 В каждого стартер—генератора.