Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 23:44, курсовая работа
Ротор (рис. 1) предназначен для передачи вращения бурильной колонне при роторном бурении или восприятия реактивного крутящего момента колонны, создаваемого забойными двигателями при турбинном бурении или при бурении электробуром. Реактивный момент воспринимается квадратными вкладышами 3, надетыми на ведущую трубу, и специальным стопорным устройством в створе ротора, при включении которого вращение стола становится невозможным.Таким образом, находящиеся в скважине бурильные трубы, становятся как бы заторможенными в роторном столе, а вал забойного двигателя вместе с долотом продолжает вращаться, разрушая на забое породу.
окружное:
осевое шестерни:
радиальное шестерни:
где M1 и M2— крутящий момент на ведущем и ведомом валах, Н•м; d1 и d2 — средний расчетный диаметр шестерни колеса, м; α —угол профиля зуба; в нормальном сечении обычно α =20°.
В формуле (VI.6) знак « + » берется, когда направления наклона зуба и вращения создают осевое усилие, направленное от вершины к основанию конической шестерни; знак « – » — при противоположном направлении этого осевого усилия.
Осевая N2 и радиальная Q2 составляющие нагрузки на коническом колесе соответственно равны и противоположны по знаку составляющим M1 и Q1 на сопряженной шестерне.
Окружное усилие для ротора У7-560-6:
Диаметр конического колеса ротора У7-560-6 d2 =0,975 м.
Так как плоскость действия силы Р почти совпадает с плоскостью центров тел качения главной опоры, можно принять, что радиальное усилие, действующее на опору, равно окружному усилию на колесе, т. е.
Расчетное осевое усилие, действующее на главную опору стола:
где G = 20 кН — вес стола
и вкладышей ротора У7-560-6; Np — осевое
усилие, создаваемое трением ведущей трубы
о вкладыши, Н:
де fc = 0,25÷0,3 — коэффициент
трения ведущей трубы о зажимы ротора;
при скольжении; R = 0,1 м — радиус приложения
нагрузки между ведущей трубой и зажимами;
k3 =0,6 — коэффициент эквивалентности нагрузки.
Fa = 20 + 90=110 кН.
Главная опора стола ротора и одна из опор ведущего вала рассчитываются из условия одновременного действия радиальной и осевой нагрузок.
Для упорно-радиальных подшипников стола ротора расчетная эквивалентная нагрузка:
где X и У—коэффициенты радиального и осевого усилий; они определяются по общей методике расчета подшипников в зависимости от соотношения и типа подшипника. Для главной опоры при угле α≥40° принимают Х=0,35, У=0,57, k3 =3. Для стола ротора:
Номинальная долговечность
опоры:
где С0 =900 кН — динамическая
нагрузка подшипника ротора У7-560-6; р —
показатель степени, для шариков р=3, для
роликов p=10/3. В роторе У7-560-6 опора шариковая.
Долговечность в часах:
В соответствии с нормами
АНИ динамическая нагрузка (в Н) главной
опоры должна быть:
Фактически в данном примере
для ротора У7-560-6
0,9 ≥ 0,25•1,6 = 0,4.
Вес бурильной колонны для скважины глубиной 5000 м Qбк =1,6 МН.
Главная опора также проверяется на статическую нагрузку, поскольку на нее устанавливают колонны в период спуска и подъема.
Требуемая допустимая статическая нагрузка подшипника:
Допустимая статическая нагрузка главной опоры ротора У7-560-6 Сa=5,2 МН.
Фактический коэффициент запаса по допустимой нагрузке:
что вполне достаточно.
На стол ротора может устанавливаться обсадная колонна весом до 3,2 МН при коэффициенте запаса 1,6.
Если допустимые динамическая и статическая нагрузки подшипника главной опоры не известны, то их определяют по общеизвестной методике.
4 ЭКСПЛУАТАЦИЯ И МОНТАЖ РОТОРОВ
Надежная и длительная
работа ротора во многом зависит от
правильности его монтажа и эксплуатации.
Ротор устанавливается в
При монтаже ротора необходимо обращать внимание на то, чтобы ведущее цепное колесо на валу лебедки и ведомое колесо, закрепленное на роторном валу, находились в одной плоскости. Параллельное смещение допускается не более 0,5 мм на 1 м длины цепи.
Важно, чтобы расстояние
от торца верхней трубы обсадной
колонны, спущенной в скважину, до
нижнего лабиринтного уплотнения стола
было бы не менее 600—700 мм. При более
близком расстоянии возможность
проникновения бурового раствора во
внутреннюю полость ротора увеличивается.
У новых роторов или
Уход за ротором, в процессе эксплуатации заключается в следующем:
1) промывке ротора водой снаружи и снятии с него посторонних предметов;
2) проверке состояния
стопорного механизма (
3) осмотре вкладышей и зажимов ротора, которые должны быть закреплены защелками (защелки должны свободно проворачиваться от руки);
4) проверке стола до
закладки зажимов — стол
5) креплении болтов и затягивании гаек;
6) смазка цепи привода
ротора и установлении
7) проверке уровня и качества масла.
При смене ротора необходимо
соблюдать меры предосторожности: поднимать
и перемещать ротор надо с помощью
талевой системы; при подъеме
ротор должен быть подвешен в трех
точках, чтобы исключить его
Смазка зубчатой передачи и основной опоры осуществляется из общей центральной ванны, куда масло заливается через специальное отверстие, закрываемое пробкой. В пробку вставляется щуп, с помощью которого определяется уровень масла в ванне.
Как правило, подшипники приводного вала имеют отдельную изолированную ванну, в которую заливается масло через второе отверстие.
Масло из ванны сливается через спускное отверстие, расположенное в нижней ее части (обычно под заправочными отверстиями), что позволяет сливать отработанное масло и промывать ротор, не снимая его с устья скважины.
В некоторых конструкциях
вспомогательную опору
В большинстве конструкций буровых установок привод ротора цепной или карданной передач осуществляется через лебедку от главного привода, мощность которого достигает 800 кВт.
Индивидуальный привод ротора
(ПИР) предназначен для роторного
бурения скважин в целях
Было создано несколько
типов таких приводов: ПИР-1-4; ПИР-2-4,
агрегат форсированного бурения
и др. Применение индивидуальных приводов
позволило более правильно
В настоящее время в связи с бурением скважин на большие глубины, особенно в осложненных условиях, создан индивидуальный привод ротора ПИРШ4-2А (рис.6), применяющийся на промыслах Азербайджана при бурении скважин роторным способом. Он состоит из рамы-салазок 1, на которых смонтированы ротор 2, коробка перемены передач 3, два электродвигателя 4. Соединение ротора с коробкой перемены передач, а последней с электродвигателями осуществляется при помощи полужестких муфт 5.
Установленные на жесткой раме агрегаты прикреплены к ней болтами и строго центрированы. Ротор агрегата не отличается от серийного, за исключением того, что на консольной части вала цепное колесо имеет развитую ступицу, переходящую в ведомую часть полужесткой муфты, соединяющей ротор с коробкой перемены передач. Последняя представляет собой трехвальную коробку с одним коротким валом, предназначенным для присоединения второго электродвигателя. Ко второму валу присоединяется второй электродвигатель. В центре между этими валами в двух подшипниках находится основной вал, который передает ротору мощность от обоих двигателей через четыре передачи.
Рис. 6 – Индивидуальный привод ротора ПИРШ4-2А
Техническая характеристика ПИРШ4-2А
Максимальная глубина бурения, м |
5000 |
Мощность привода, кВт |
320 |
Электродвигатель: |
|
Тип |
АКБ-104-3 |
мощность, кВт |
160 |
частота вращения вала, об/мин |
730 |
Число скоростей ротора |
4 |
n1 |
70 |
n2 |
140 |
n3 |
220 |
n4 |
320 |
Габаритные размеры, м: |
|
длина |
7.425 |
Ширина |
2.30 |
Высота |
1.59 |
Масса агрегата, т |
14 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лесецкий В. А. Буровые машины и механизмы: Учеб. для техникумов/ В.А. Лесецкий, А. Л. Ильский - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Недра, 1980. - 391 с.
2. Баграмов Р.А. Буровые машины и комплексы: Учеб. для вузов. - М.: Недра, 1988.-501 с.
3. Северинчик Н.А. Машины и оборудование для бурения скважин. - М.: Недра, 1986. - 368 с.
4. Бочарников В.Ф., Чижиков Ю.Н. Методические указания по курсовому проектированию для студентов специальности 1702 "Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов". - Тюмень, ТюмИИ, 1991, 31 с.
5. Ильский А.Л. Расчет и конструирование бурового оборудования. Учебник для ВУЗов.- М. Недра, 1985-452с.