Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:41, доклад
Коррозионная стойкость - основа безопасности металлоконструкций
Разрушение металла под воздействием окружающей среды называют коррозией. В зависимости от характера окружающей среды коррозия может быть химической или электрохимической.
Химическая коррозия представляет собой процесс взаимодействия металла с газообразной средой при отсутствии влаги. Продуктом химической коррозии являются оксиды металла. Они образуют на его поверхности пленку, препятствующую дальнейшему окислению и предохраняющую металл от электрохимической коррозии.
Коррозионная стойкость - основа безопасности металлоконструкций
Разрушение металла под воздействием окружающей среды называют коррозией. В зависимости от характера окружающей среды коррозия может быть химической или электрохимической.
Химическая коррозия представляет
собой процесс взаимодействия металла
с газообразной средой при отсутствии
влаги. Продуктом химической коррозии
являются оксиды металла. Они образуют
на его поверхности пленку, препятствующую
дальнейшему окислению и
Электрохимическая коррозия имеет место в водных растворах, а также в насыщенной влагой атмосфере. Сущность этой коррозии заключается в том. что атомы металла, расположенные ближе к поверхности изделия, имеют очень слабую связь с глубинными ионами, поэтому легко отрываются от металла молекулами воды. Оторвавшиеся ионы металла, взаимодействуя с ионами ОН. образуют гидроксиды, малорастворимые в воде. Коррозия может продолжаться до полного разрушения металла.
Кроме того, коррозия может возникать при контакте двух разнородных металлов или в результате химической неоднородности сплава. Активизации разрушительных процессов способствуют содержащиеся в воздухе газы (например, диоксид серы)- Соединяясь с молекулами воды, тем или иным образом попавшей на поверхность конструкций, они образуют кислоты, вступающие с металлом во взаимодействие.
Коррозия — это очень опасное для металлических конструкций явление, поэтому тема обеспечения надежной противокоррозионной защиты несущих элементов каркаса навесных фасадных систем (НФС) — одна из наиболее часто обсуждаемых в кругу специалистов, имеющих отношение к фасадному строительству. О том, каким образом решается проблема повышения коррозионной стойкости металлоконструкций, применяемых сегодня в строительной практике, мы попросили рассказать генерального директора испытательного центра "ЭкспертКорр-МИСиС" КАЗАКЕВИЧА Андрея Валерьевича.
В ряду материалов, известных
с незапамятных времен и повсеместно
применяемых во многих сферах человеческой
деятельности, металлы всегда занимали
особое место. Причина их чрезвычайно
высокой популярности легко объяснима:
наряду с высокой прочностью они
обладают повышенной тепло- и электропроводностью,
пластичностью (ковкостью), особым металлическим
блеском (отражательной способностью).
Комплекс ценных физических, химических,
технологических и
Однако металлы не лишены некоторых недостатков. Разработчикам навесных фасадных систем с вентилируемым зазором больше всего хлопот доставляют способность металлов разрушаться под воздействием агрессивных сред и подверженность деформациям при изменении температурного режима.
— К числу основных факторов, определяющих долговечность навесной фасадной системы и ее безопасность, относится степень коррозионной устойчивости несущих элементов каркаса, для изготовления которых чаще всего используются оцинковка, алюминиевые сплавы и коррозионностойкие стали. Какие из перечисленных конструкционных материалов менее подвержены разрушительным воздействиям негативных факторов окружающей среды и могут быть рекомендованы для использования в фасадном строительстве?
— На вопрос: какой материал больше подходит для изготовления системы подкон-струкций навесных вентилируемых фасадов? — однозначно ответить не сможет никто. К сожалению, абсолютно коррозионностойких материалов не существует, и при определенных условиях разрушается даже золото. Риск возникновения повреждений, вызванных воздействием агрессивных сред, можно значительно сократить, если руководствоваться следующим правилом: закладывая в проект тот или иной материал, не только обращать внимание на его технические характеристики, но и представлять себе, как данный материал будет работать при различных условиях эксплуатации. Поэтому когда мы говорим, что основное требование, предъявляемое к элементам несущего каркаса НФС. высокая коррозионная стойкость, это означает — коррозионная стойкость конкретного материала при его использовании в конкретной среде. Так, например, при строительстве коттеджа в экологически благоприятной зоне, предположим в районе Рузы, вряд ли имеет смысл использовать высоколегированную сталь или алюминиевые сплавы. В данной ситуации вполне можно обойтись окрашенной оцинкованной сталью.
Итак, с какими конструкционными материалами приходится иметь депо разработчикам систем вентфасадов. В настоящее время для изготовления элементов несущего каркаса навесных фасадных систем с вентилируемым, зазором применяют:
• углеродистые стали
(с защитными покрытиями);
• легированные (коррозионностойкие)
стали;
• сплавы на основе алюминия.
Что можно сказать по поводу возможных вариантов повышения коррозионной стойкости фасадных конструкций, изготовленных из углеродистых сталей.
Углеродистая сталь представляе
Задачу повышения коррозионной
стойкости углеродистых сталей можно
решить двумя способами: либо нанесением
на поверхность листового
Достаточно надежную защиту от коррозии позволяет обеспечить слой цинка, наносимого методом горячего цинкования. В принципе оцинкованная сталь — хороший, относительно дешевый и долговечный конструкционный материал, который в обычных условиях может использоваться без существенных ограничений.
— Какие условия принято считать обычными?
— Это условия эксплуатации в
не очень загрязненном городе. Как
Вы понимаете, ни Москва, ни Петербург
к ним не относятся. Атмосфера
крупных промышленно развитых городов
характеризуется средней
Гораздо эффективнее предохраняют стальную основу от воздействия разрушающих факторов окружающей среды алюмоцинковые покрытия. Коррозионная стойкость металлопроката, защищенного алюмоцинком (материалы типа «гальвалюм» и «алюцинк»), в 2-6 раз превышает коррозионную стойкость оцинкованного листа.
— Технология алюмоцинкования стального проката — это что-то новое для российского рынка?
— Технология нанесения алюмоцинкового покрытия — это, в общем-то. давно известная вещь. На мировом рынке, а точнее в США такой материал, как "гальвалюм", появился в 1972 году. В странах Западной Европы он применяется с 1982 года, и за это время уже успел заметно потеснить листовой металлопрокат с традиционным цинковым покрытием. Алюмоцинкование стальной полосы производится на непрерывной линии, аналогичной линии горячего цинкования. Разница заключается лишь в том, что вместо съемной ванны с расплавленным цинком устанавливается точно такая же ванна с алюмоцинковым расплавом, состоящим из трех основных химических элементов в следующих соотношениях. 55% алюминия; 1,6% кремния; 43,4% цинка.
В России промышленный выпуск алюмооцинкованного проката был впервые освоен на заводе ОАО "Северсталь" в Череповце. В силу ряда причин агрегат для нанесения алюмоцинкового покрытия некоторое время назад был переориентирован на выпуск оцинкованного листа. В настоящее время основными производителями стального проката, защищенного слоем алюмоцинка. являются зарубежные компании. В их числе такой известный германский концерн, как Агсе1ог, поставляющий на российский рынок сталь с алюмоцинковым покрытием Аluzinc АZ150-АZ185 толщиной 20-25 мкм (150-185 г/кв.м.).
— На чем основан механизм противокоррозионной защиты? Каков максимальный срок службы металлоконструкций с алюмоцинковым покрытием?
— Благодаря химическому
составу и специфичной
Алюмоцинковое покрытие обладает высокой протекторной защитой и гарантирует сохранение коррозионной стойкости даже при механическом повреждении защитного слоя. Сравнительные испытания образцов сталей с цинковым и алюмоцинковым покрытиями показали, что при одинаковой толщине покрытий свойства алюмооцинкованных сталей превосходят свойства обычных оцинковок в 2-6 раз.
Согласно данным Британского бюро сертификации срок службы материалов типа "алюцинк" (до появления первых признаков коррозии) оценивается следующим: образом: в сельской среде —20 лет; в промышленной среде — 15 лет; в городской среде — 15 лет.
Алюмооцинкованную сталь можно окрашивать. Металлоконструкции с алюмоцинковым слоем толщиной 40 мкм и дополнительным лакокрасочным покрытием толщиной 45-60 мкм вполне могут выдержать 50 лет эксплуатации в обычных условиях.
Еще один способ защиты стали от коррозии — легирование, то есть сплавление с другими металлами, изменяющими строение, физические, химические и эксплуатационные свойства стали.
Основным легирующим элементом нержавеющих (коррозионностойких) сталей является хром. При содержании Сr в количестве 12-20% на поверхности сплава образуется тончайшая оксидная пленка (Cr2O3), предотвращающая контакт металла c окружающей средой, а также повышается электрохимический потенциал стали, что тоже очень важно. Слой окиси хрома обладает высокой атмосферостойкостью и даже после механического или химического повреждения быстро самовосстанавливается; поэтому способность противостоять коррозии у металла сохраняется.
Однако нержавейка нержавейке — рознь. Согласно классификации, применяемой в металловедении, по своей структуре коррозионностойкие стали подразделяются на четыре основных класса: ферритные; ферритно-аустенитные; аустенитные; мартенситные. В зависимости от принадлежности к тому или иному классу значения показателей коррозионной стойкости легированных сталей изменяются в довольно-таки широких пределах. Самой низкой сопротивляемостью коррозии обладают стали мартенситного класса, поэтому они не нашли применения в строительстве. Гораздо лучше противостоят коррозии стали ферритного класса (08X13; 12X17; 08Х25Т; 15X28), и. тем не менее, к ним следует относиться весьма осторожно Опыт наблюдений за несколькими эксплуатируемыми объектами позволил нам сделать следующий вывод: всем известную и достаточно часто применяемую в системах подконструкций сталь X13 в атмосферных условиях использовать нельзя, поскольку в обычной атмосфере она начинает ржаветь. Конечно, такой сплав разрушается медленнее, чем обычная углеродистая сталь но от этого не легче. А все почему? Потому что сталь Х13 предназначена для использования в достаточно жестких условиях предприятий химической промышленности, то есть в среде, характеризующейся повышенным содержанием окисляющих веществ.
— Чем же объясняется тот факт, что сталь, предназначенная для работы в достаточно агрессивных средах, начинает разрушаться под воздействием атмосферных факторов?
— Все очень просто Обычное разрушение металла — это процесс окисления, сопровождающийся образованием пленки различной плотности. При воздействии достаточно большого количества сильного окислителя, например, свободного кислорода или нитратов, образуется плотная окисная пленка. Если же окисляющих веществ в атмосфере мало, образуется недостаточно плотная пленка, которая со временем начинает осыпаться, что и приводит к возникновению язвенных повреждений. Вот почему в системах вентфасадов следует использовать сплавы с повышенным содержанием хрома, который и обеспечивает коррозионную стойкость, например, сталь Х17 или нечто подобное.
Однако у хромистых сталей ферритного класса имеются свои минусы. Дело в том, что любая ферритная сталь, а к ферритным сталям относятся стали, у которых основная фаза — альфа-железо, при взаимодействии с внешней влажной средой начинает ржаветь. Если не обращать внимания на эстетический облик конструкций, то в принципе эту сталь вполне можно использовать для изготовления скрытых от постороннего взгляда направляющих. Конечно, может так случиться, что в один прекрасный момент Вы обнаружите на защитно-декоративном экране ржавые подтеки, но на механической прочности фасадной системы подобная «живопись» не отражается.
Более серьезные проблемы могут возникнуть при использовании ферритных сталей в качестве материала для изготовления высоконагруженных деталей с применением сварки, мощного обжатия, изгибов с маленькими радиусами. Это объясняется тем, что стали упомянутого класса при перегреве становятся хрупкими. Справочные и экспериментальные данные, которыми мы располагаем, позволяют говорить о том, что ферритную сталь со сварными соединениями можно использовать лишь при комнатных температурах.
Для улучшения прочностных
характеристик ферритных сталей
в них добавляют 2...3% никеля. С
увеличением содержания никеля до 8-10%
в кристаллической решетке
Казалось бы — все замечательно. Но, не тут-то было, поскольку и аустенитные стали не лишены недостатков.
Например, у самой простой хромоникелевой аустенитной стали есть такая особенность: при профилировании или штамповке в местах повышенных механических нагрузок часть аустенита превращается в феррит. То есть в сплаве появляются две фазы, образующие гальваническую пару, и складываются предпосылки для возникновения электрохимической коррозии.