Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:57, реферат
История появления и распространения дизельного топлива корнями уходит в конец XIX - начало XX веков, когда человечество оказалось на пороге нового качественного промышленно-технологического скачка. В связи с угрозой начала войны необходимо было постоянно наращивать производственные мощности, увеличивая объёмы и скорости изготовления стратегической продукции. А для этого, в частности, были нужны принципиально новые, более эффективные двигатели, работавшие на невиданном ранее топливе. Именно в таких условиях на свет появилось детище немецкого инженера Рудольфа Дизеля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1.Общая характеристика дизельного топлива 4
2. Государственные и евро- стандарты для дизельных топлив 7
3. Приоритеты в качестве дизельного топлива 9
3.1 Воспламеняемость (цетановое число) его на работу дизеля 9
3.2 Вязкость и плотность. Влияние вязкости на качество дизельного топлива 9
3.3 Фракционный состав и его влияние 10
3.4 Содержание серы и воды 10
4. Преимущества в использовании дизельного топлива по сравнению бензином 12
4. Биодизель как альтернатива обычному дизельному топливу 15
4.1 Сравнение биодизеля с дизельным топливом по физико-химическим характеристикам 15
4.2 Сравнение биодизеля с дизельным топливом по эксплуатационным характеристикам. 17
4.3 Сравнение биодизеля с дизельным топливом по экологическим характеристикам. 17
5. Недостатки дизельного топлива и способы их устранения 19
6. Присадки к дизельным топливам 20
7. Современные перспективы в развитии производства дизельного топлива 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт/
Факультет – Институт природных ресурсов
Направление – Химическая технология
Кафедра – химической технологии топлива и химической кибернетики
РЕФЕРАТ
«Приоритеты в качестве дизельного топлива»
по курсу
«Инновационное развитие
химической технологии органических веществ»
Выполнил студент гр. 2ДМ21 Нурмаканова А
Проверила к.т.н., доцент Ивашкина Е.Н.
Томск – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
4 |
1.Общая характеристика |
4 |
2. Государственные и евро- стандарты для дизельных топлив |
7 |
3. Приоритеты в качестве дизельного топлива |
9 |
3.1 Воспламеняемость (цетановое число) его на работу дизеля |
9 |
3.2 Вязкость и плотность. Влияние вязкости на качество дизельного топлива |
9 |
3.3
Фракционный состав и его |
10 |
3.4 Содержание серы и воды |
10 |
4. Преимущества в использовании дизельного топлива по сравнению бензином |
12 |
4. Биодизель как альтернатива |
15 |
4.1 Сравнение биодизеля с |
15 |
4.2 Сравнение биодизеля с |
17 |
4.3 Сравнение биодизеля с |
17 |
5. Недостатки дизельного топлива и способы их устранения |
19 |
6. Присадки к дизельным топливам |
20 |
7. Современные перспективы в |
22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
24 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
25 |
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире прослеживается устойчивая тенденция к увеличению потребления дизельного топлива. Этому поспособствовали необходимость форсированного развития индустрии, урбанизация и немаловажную роль сыграли его несомненные преимущества перед другими используемыми видами топлива. На сегодня в России дизельное топливо занимает третье место в структуре экспорта после нефти и газа. Это говорит о том, что его получение и повышение эффективности остаются актуальной задачей и по сей день.
История появления и распространения дизельного топлива корнями уходит в конец XIX - начало XX веков, когда человечество оказалось на пороге нового качественного промышленно-технологического скачка. В связи с угрозой начала войны необходимо было постоянно наращивать производственные мощности, увеличивая объёмы и скорости изготовления стратегической продукции. А для этого, в частности, были нужны принципиально новые, более эффективные двигатели, работавшие на невиданном ранее топливе. Именно в таких условиях на свет появилось детище немецкого инженера Рудольфа Дизеля.
В связи с ростом потребления дизельного топлива к его качеству стали уделять особое внимание, приоритеты которого рассматриваются в данной работе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Общая
характеристика дизельного
Дизельное топливо (или как его еще в народе называют «солярка») – это жидкий продукт, который используется в качестве топлива в дизельном двигателе. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосино-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.
Название солярка происходит из немецкого Solaröl (солнечное масло) — так ещё в 1857 году называли более тяжёлую фракцию, образующуюся при перегонке нефти. Фракция названа так в связи с желтоватым цветом.
Различают дистиллятное маловязкое — для быстроходных, и высоковязкое, остаточное, для тихоходных (тракторных, судовых, стационарных и др.) двигателей. Дистиллятное состоит из гидроочищенных керосино-газойлевых фракций прямой перегонки и до 1/5 из газойлей каткрекинга и коксования. Вязкое топливо для тихоходных двигателей является смесью мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями. Теплота сгорания дизельного топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).
Физические свойства. Физические свойства зависят от вида топлива. Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ 305-82 трех марок:
Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/м³. Температура вспышки: 33 °C. Температура застывания: −5 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 40—250 градусов Цельсия. Рост температуры конца выкипания приводит к усиленному закоксовыванию форсунок и дымности.
Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/м³. Температура вспышки: 30 °C. Температура застывания: −35 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 40—200 °C. Так же зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавлением депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.
Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830 кг/м³. Температура вспышки: 25 °C. Температура застывания: −50 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 35—180 градусов Цельсия. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо — по сути утяжеленный керосин. Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число 35-40 и недостаточные смазывающие свойства (сильный износ ТНВД). Для устранения данных проблем в арктическое топливо добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло для улучшения смазывающих свойств. Более дорогой способ получения арктического дизельного топлива — депарафинизация летнего дизельного топлива.
Фракционный состав дизельного топлива характеризуется испаряемостью топлива путем перегонки 100 мл испытуемого топлива. Температура начала перегонки дизельного топлива 180°С. При 360°С выкипает 96% дизельного топлива (конец кипения), что обеспечивает необходимое плановое число и исключает нагар и образование паровых пробок и системе низкого давления.
Химический состав дизельного топлива определяется происхождением нефти и технологией получения топлива. Дизельное топливо является сложной смесью парафиновых (10-40%), нафтеновых (20-60%) и ароматических (14-30%) углеводородов и их производных средней молекулярной массы 110-230 г/моль.
Элементный состав дизельного топлива включает в основном три элемента: углерод (С), водород (Н) и кислород (О). В дизельном топли-не содержится в среднем 85,5...86,0% С, 12,5...13% Н и 1...2% О.
Содержание воды. В топливе вода обычно находится во взвешенном состоянии и в виде эмульсии. Ее частицы, заполняя поры фильтрующих элементов, прекращают доступ топлива к насосу. При температуре ниже нуля они замерзают и в виде малых кусочков льда забивают топливопроводы и фильтры.
Содержание серы в дизельном топливе марок Л (летнее) и З (зимнее) не превышает 0,2 % - для I вида топлива и 0,5 - для II вида топлива, а марки А (арктическое) - 0,4 %. [1-3]
В зависимости от количества серы согласно новому ГОСТу Р 52368-2005 (ЕН 590:2004) предусмотрено 3 вида дизельного топлива
Детонационная стойкость или цетановое число - показатель работы двигателя, характеризующий особенности воспламенения и сгорания дизельного топлива. В качестве эталона определения цетанового числа используют цетан (н-гексадекан). При этом цетановое число эталонного цетана принимается за 100, а цетановое число альфаметилнафталина – за ноль. Обычный диапазон значений для солярки от 40 до 50. Эта величина по существу - период задержки воспламенения, т.е. промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения.
Воспламеняемость напрямую определяет содержание вредных составляющих (СО и СН) в отработанных газах двигателя.
Низкотемпературные свойства. Это температура помутнения, предельная температура фильтруемости и температура застывания.
Степень чистоты. Содержание механических примесей в товарных дизельных топливах на месте их производства составляет 0,002-0,004%, что оценивается по ГОСТ 6370-83 как отсутствие. [1-3]
2. Государственные и евро- стандарты для дизельных топлив
По существующим
прогнозам в последующие 20 лет
соотношение объемов
Разработанный в 2005 году новый стандарт для российских дизельных топлив (ГОСТ Р 52368-2005 ЕН 590:2004) «Топливо дизельное Евро. Технические условия., по сути является аналогом европейской нормы EN-590.
Норма по
цетановому числу значительно превышают
требования, предъявляемые по этому
показателю в соответствии с действующим
в России стандартом (ГОСТ 30582) на дизельное
топливо нефтяного
Согласно новому ГОСТу предусмотрено 3 вида дизельного топлива Евро, причем вид зависит от содержания серы, который должен быть не более 350 мг/кг для вида 1, не более 50 мг/кг для вида 2 и не более 10 мг/кг для вида 3. [4]
Основные показатели качества дизельного топлива Евро для умеренного климата по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004)
Показатели |
Норма |
Цетановое число, не менее |
51 |
Цетановый индекс, не менее |
46 |
Плотность при 15 С, кг/м3 |
820-845 |
Полициклические ароматические углеводороды, % масс. , не более |
11 |
Содержание серы |
|
Вид 1 |
350 |
Вид 2 |
50 |
Вид 3 |
10 |
Кинематическая вязкость при 15, мм2/с |
2,0-4,5 |
Фракционный состав |
|
При 250 С об., не менее |
65 |
При 350 с об., не менее |
85 |
95 % об. перегоняется при С., не более |
360 |
Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 С, мкм., не более |
460 |
Температура вспышки в закрытом тигле С, не ниже |
55 |
Зольность, % масю, не более |
0,01 |
3. Приоритеты в качестве дизельного топлива по сравнению с бензином
3.1 Воспламеняемость (цетановое число) влияет его на работу дизеля
Воспламеняемость влияет на легкость пуска, продолжительность «белого дымления» после пуска, приемистость до прогрева и интенсивность «дизельного стука» (жесткость работы) на холостом ходу.
Воспламеняемость напрямую определяет
содержание вредных составляющих (СО
и СН) в отработанных газах двигателя.
С уменьшением задержки воспламенения
процесс сгорания начинается раньше и
содержание вредных составляющих в отработанных
газах снижается. Влияет на шумность, мощность
и дымность. Наиболее высокими цетановыми
числами обладают парафиновые углеводороды
нормального строения. Самые низкие цетановые
числа у ароматических углеводородов,
не имеющих боковых цепей.
В быстроходных
дизелях цетановое число
3.2 Вязкость и плотность. Влияние вязкости на качество дизельного топлива.
Вязкость и плотность топлив во многом определяют процессы испарения и смесеобразования в дизелях. С их увеличением растет диаметр капель, и ухудшаются условия сгорания, в результате чего увеличивается расход топлива и дымность отработанных газов. Вязкость топлива влияет на наполнение и утечки топлива через зазоры плунжерных пар.
При работе на маловязких топливах увеличивается
износ деталей топливных
Топлива
для быстроходных дизельных двигателей
имеют значение кинематической вязкости
при 20 градусах Цельсия от 1,5 до 6,0 кв.мм/с
(сСт). Чем быстроходнее двигатель, тем
выше требования к вязкости. Понижение
или повышение вязкости по сравнению
с нормируемыми значениями приводит
к нарушению работы топливоподающей
аппаратуры, процессов смесеобразования
и полноты сгорания топлива. При
понижении вязкости неизбежно увеличиваются
подтекания и просачивания во всех
зазорах и неплотностях, повышается
расход топлива. Подтекания через отверстия
форсунок увеличивают нагарообразование.
С другой стороны, на испарение вязкого
топлива затрачивается больше времени.
Это приводит к неполному сгоранию,
что вызывает повышенное нагарообразование
и дымление. Отработанные газы становятся
черными, более токсичными, повышается
расход топлива. Поэтому лучшими
свойствами обладает топливо средней
вязкости (2,5-4,0 кв.мм/с).
Вязкость топлива понижается с ростом
температуры и наоборот. Изменение вязкости
оказывает существенное влияние на пусковые
свойства, особенно в холодное время года.
Чем выше значение вязкости при 20 градусах
по Цельсию, тем значительнее изменения
при понижении температуры.
Информация о работе О дизельном топливе и об альтернативе ему