Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:36, курсовая работа
Объектом курсового проектирования является одноступенчатый редуктор-механизм, состоящий из зубчатой передачи, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
Назначение редуктора - понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим валом.
Редуктор проектируется по заданной нагрузке (моменту на выходном валу) и передаточному числу без указания конкретного назначения, что характерно для специализированных заводов, на которых организовано серийное производство редукторов.
Введение 4
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчёт 5
2 Расчёт зубчатой передачи 8
3 Предварительный расчёт валов редуктора 17
4 Конструктивные размеры зубчатой пары 20
5 Размеры элементов корпуса и крышки редуктора 21
6 Подбор подшипников 23
7 Проверка прочности шпоночных соединений 29
8 Уточнённый расчёт валов 30
9 Выбор посадок 35
10 Смазка редуктора 36
11 Описание конструкции и сборки редуктора 37
12 Технико-экономические показатели 38
Заключение 41
Список литературы
Министерство образования Республики БеларусьУО «Минский государственный автомеханический колледж»
2-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей»
Группа 057-У
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Техническая механика
Одноступенчатый вертикальный цилиндрический косозубый редуктор
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исполнитель:
Консультант:
2009 | ||||||||||
Содержание
Введение
1 Выбор электродвигателя
и кинематический расчёт
2 Расчёт зубчатой передачи
3 Предварительный расчёт
валов редуктора
4 Конструктивные размеры
зубчатой пары
5 Размеры элементов корпуса
и крышки редуктора
6 Подбор подшипников
7 Проверка прочности
шпоночных соединений
8 Уточнённый расчёт валов
9 Выбор посадок
10 Смазка редуктора
11 Описание конструкции и
сборки редуктора
12 Технико-экономические
показатели
Заключение
Список литературы
Приложение. Спецификация
| ||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ | ||||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | ||||||
Разраб. |
Шпилевский А.В |
Вертикальный цилиндрический косозубый редуктор |
Лит. |
Лист |
Листов | |||||
Провер. |
Сягаева О.М |
у |
3 |
44 | ||||||
Т. контр. |
МГАК гр. 057-У | |||||||||
Н. контр. |
||||||||||
Утв. |
Введение
Одним
из важнейших факторов научно- Решению этой задачи способствует выполнение курсового проекта по «Деталям машин», базирующегося на знаниях физико-математических и общетехнических дисциплин: математики, механики, сопротивления материалов, технологии металлов, черчения. Объектом курсового проектирования является одноступенчатый редуктор-механизм, состоящий из зубчатой передачи, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Назначение редуктора - понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим валом. Редуктор
проектируется по заданной
| ||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | |||||
4 | ||||||
Изм |
Лист |
№ докум |
Подп. |
Дата |
1.2 Определяем общий КПД редуктора
η = η3 · ηп2
где η3 –КПД пары зубчатых цилиндрических косозубых колёс; η3=0,97[5,с.5]; ηп –КПД, учитывающий потери в одной паре подшипников качения; ηп =0,99[5,с.5]; η =0,97·
η =Р2/Р1 Р1=Р2 /η Р1=3,84/0,95= 4,04 кВт
U=n1/n2 n2 = n1/U n1=1445/3=481,6 мин-1
1.5 Подбираем электродвигатель по исходным данным, поскольку вал двигателя соединяется с быстроходным валом редуктора муфтой. Р1=4,04 кВт; n1=1445 мин-1.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Примечание: при подборе мощности двигателя допускается его перегрузка до 5…8% при постоянной нагрузке и до 10…12% при переменной нагрузке [2,с.5]; отклонение частоты вращения вала двигателя от заданной допускается+3%[5,с.8]. Выбираем электродвигатель с номинальной мощностью равной или несколько превышающей Р1 и с угловой скоростью близкой к n1. Принимаем электродвигатель единой серии 4А тип 100L4 для которого: Рдв=4 кВт; nдв=1430 мин-1; dдв=28 мм. Окончательно принимаем: Р1=4 кВт; n1 =1500 мин-1.
1.6 Проверяем отклонение частоты вращения вала двигателя от заданной для быстроходного вала редуктора
(nдв – n1)/nдв· 100% Принимаем n1=1430 мин-1.
1.7 Определяем мощность на ведомом валу:
Р2 =Р1·η Р2 =4 · 0,95=3,8 кВт
1.8 Уточняем частоту вращения ведомого вала редуктора
U= n1/n2 n2 = n1/U n2 =
1.9 Определяем вращающие моменты на ведущем и ведомом валах Те1 и Те2 Те1=9,55 · Р1/ n1 Те1= Те2=Те1·U·η Те2=26,7 ·3 · 0,95= 76,1 Н·м
1.10 Задаём число зубьев шестерни Z1, с целью уменьшения шума принимаем Z1≥25[4,с.314]. Принимаем Z1=26.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
1.11 Определяем число зубьев колеса Z2:
U= Z2/Z1 Z2 = U · Z1 Z2 = 2,5 · 26 = 65
1.12 Задаёмся предварительно углом наклона зуба согласно рекомендации β =8º-20º для косозубых передач. Принимаем β=10º.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
2 Расчёт зубчатой передачи
2.1 Выбор материалов и
определение допускаемых
2.1.1 Поскольку в проектном
задании к редуктору не
НВ1= НВ2 + (20…70)
Чтобы этого достичь при одинаковых материалах, назначаем соответствующий режим термообработки, полагая, что диаметр заготовки шестерни не превысит 100мм, о колеса 300мм. Шестерня: сталь 45, термообработка –улучшение Принимаем: НВ1 =210; σу=290 МПа; σu=730 МПа[5,с.34]. Колесо: сталь 45 ; термообработка –нормализация Принимаем: НВ2 =190; σу=290 МПа; σu=570 МПа[5,с.34].
НВ1 – НВ2 = 210-190= 20 МПа
что соответствует указанной рекомендации.
2.1.2 Определяем допускаемые
контактные напряжения при
σнр =(( σнlim b· ZN )/SH)· ZR· ZV· ZL· ZX [1,с.14]
где σнlimb –предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов напряжений.
σнlimb = 2 · НВ + 70 [1,с.27],[5,c.34] σн limb1 = 2 · 210+ 70 = 490 МПа σн limb2 = 2 · 190+ 70= 450 МПа
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
ZN –коэффициент долговечности, учитывающий срок службы передачи. Поскольку в проектном задании указано, что редуктор предназначен для длительной работы, то есть число циклов NN больше базового No, то ZN=1[1,c.24],[5,с.33]; ZR –коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев[1, c.25]; ZV –коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости; ZL –коэффициент, учитывающий влияние вязкости смазочного материала; ZX –коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса. ГОСТ 21357-87 рекомендует для колес d‹1000 мм принимать
ZR · ZV · ZL · ZX = 1
SH –коэффициент запаса прочности. Для нормализованных и улучшенных сталей SН=1,1 [1,с.24].
σнр1= 401 МПа σнр2 =368 МПа
В качестве расчётного значения для косозубых передач принимаем:
σнр = 0,45 · (σнр1+σнр2) ≥ σнрmin σнр = 0,45 ·
Проверяем соблюдение условия
σнр < 1,23 σнрmin 1,23·368= 453 МПа > σнр
Принимаем σнр =368 МПа.
2.1.3 Определяем допускаемые напряжения изгиба при расчёте на усталость
σFP = σFlim b· YN /SFmin· YR · YX · Yδ [1,с.5]
где σFlimb –предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений.
σFlimb = 1,8 · НВ σFlimb1 = 1,8 · 210 = 378 МПа σFlimb2 = 1,8 · 190 = 342 МПа
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
SFmin –минимальный коэффициент запаса прочности; SFmin =1,4 1,7[1,с.35]. Принимаем SFmin =1,7 YN –коэффициент долговечности, зависящий от соотношения базового и эквивалентного циклов; YN =1[5,с.45]; YR –коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности, он отличен от 1 лишь в случае полирования переходной поверхности; YR =1[5,с.46]; YX –коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса; При dа≤300мм YX=1[5,с.46]; Yδ –опорный коэффициент, учитывающий чувствительность материала концентрации напряжений; Yδ=1[1,с.124].
σFP1 = σFP2 =
2.2 Проектировочный расчёт передачи на контактную усталость активных поверхностей зубьев
2.2.1 Определяем ориентировочное
значение делительного
[1,с.57]
где Кd –вспомогательный коэффициент; Кd=67,5МПа1/3 для косозубых и шевронных передач [1,с.57]; Ψвd1 –коэффициент ширины шестерни относительно её диаметра. Принимаем Ψвd1=0,8 при симметричном расположении колёс; Кнβ -коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца. Выбираем по графику в зависимости от твёрдости рабочих поверхностей зубьев, схемы нагружения и параметра Ψвd1[1,с.58]; Кнβ =1,03 d1=67,5
Принимаем d1=46 мм.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
2.2.2 Определяем делительный диаметр колеса d2
U = d2/d1 d2 = U · d1 d2 =3·46 =138 мм
Принимаем d2=138 мм.
2.2.3 Определяем межосевое расстояние передачи
aw=
Принимаем aw=100 мм по ГОСТ 2185-66.
2.2.4 Определяем рабочую ширину колёс b1 и b2. Учитывая неточность сборки и возможную осевую «игру» передачи выбираем
b1= b2 + (2…5)мм b1= Ψвd1 · d1 b1= 0,8·46= 36,8 мм
Принимаем b1=36 мм(Ra20).
b2= b1 – (2…5)мм b2= 36- 4= 32 мм
2.2.5 Определяем нормальный модуль по эмпирической зависимости
mn = (0,01…0,02) · aw mn =0,02·100 = 2 мм
Принимаем mn= 2 мм.
Определяем суммарное число зубьев
[5,c.36] ZΣ=2·100·
Принимаем ZΣ=98
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Определяем числа зубьев шестерни и колеса
[5,c.37] Z1= Z2=98-25=73
По округлённым значениям Z1 и Z2 уточняем передаточное число
Uп= Z2 / Z1 Uп=
Проверяем отклонение передаточного числа от заданного значения
(Uз – Uп)/ Uз · 100%
Действительное значение угла наклона линии зуба β
cosβ= 0,5 · (Z1 + Z2) · mn/ aw cosβ= β=
2.2.6 Определяем окружной модуль
mt = mn/ cosβ [3,c.142] mt =
2.2.7 Уточняем диаметры делительных окружностей и межосевое расстояние d1= mt · Z1 d1= 2,04·25 =51 мм d2= mt · Z2 d2 = 2,04·73 =149 мм aw =(d1+d2)/ 2 aw=
2.3 Проверочные расчёты передачи
2.3.1 Проверочный расчёт
передачи на контактную
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
где ZЕ –коэффициент, учитывающий механические свойства сопряженных зубчатых колес; ZЕ=190[1,с.113]; ZН –коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в зацеплении; ZН=2,41[1,с.113]; Zε –коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; При εβ≥1
εα = [1,88 - 3,2 · (1/ Z1 + 1/ Z2)] · cosβ [5,с.39]
εα =
Zε=
FtH –исходная окружная сила
FtH = 2 · Te1/d1 FtH =
Коэффициент нагрузки Кн определяется по следующей зависимости
Кн = КА· КHv· KHβ· KHα [1,с.14]
где КА –коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку; КА =1 [1,с.15]; КHv –коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса;
V = 0,1· nдв· d1/ 2000 V =
При такой скорости следует принять 8 степень точности и тогда: КHv=1[5,с.40]; KHβ –коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; KHβ=1,03[5,с.39];[1,с.58];
| |||||||||||||||
|
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | |||||||||||||
13 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
KHα –коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; KHα =1,09[5,с.39];
КН =1·1,03·1,09 =1,1227 σно=190·2,41·0,77·
Подставляем все вычисленные значения в формулу для проверочного расчёта
σн=320,42·
Определяем процент недогрузки
(σн– σнр)/ σнр · 100%
что соответствует рекомендации.
2.3.2 Проверочный расчёт на усталость по напряжениям изгиба выполняем по условию прочности
σF ≤ σFP
Расчётное местное напряжение при изгибе определяем по формуле:
σF = KF · YFS · Yβ · Yε · FtF /(в · m) [1,с.29]
Для коэффициента нагрузки КF принимают:
КF = КА · КFv · KFβ · KFα
где КА –коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку; КА=1[1,с.29]; КFv –коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса; КFv =1,3[5,с.43]; KFβ –коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; KFβ=1,08[1,с.59]; KFα –коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
[5,с.295] KFα=
KF =1·1,3·1,08·0,9=1,2636
YFS –коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, определяется в зависимости от эквивалентного числа зубьев
Zv1 = Z1 / cos3β Zv1=
при этом YFs1 =3,9[1,с.38],[5,с.42].
Zv2 = Z2 /cos3β Zv2 =
при этом YFs2=3,61[1,с.38],[5,с.42]. Так как шестерня и колесо выполнены из одинаковых материалов, то расчёт ведём по тому из колёс, для которого YFS больше, то есть по шестерне. Принимаем YFS =3,9 Yε –коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев:
Yε =1/ εα Yε =
Yβ – коэффициент, учитывающий наклон зуба.
Уβ = 1- εβ · β / 120 εβ = b2 / Рх Px= Pn / sinβ Pn= mn· π Pn=3·3,14= 9,42мм Px= εβ = Уβ =1-
Подставляем все значения в формулу для проверочного расчёта передачи:
σF=
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Напряжение изгиба σF значительно ниже допускаемого напряжения σFР, но это нельзя рассматривать как недогрузку передачи, поскольку основным критерием её работоспособности является контактная усталость.
2.4 Определение геометрических параметров колёс
2.4.1 Высота головки зуба
ha = mn ha = 2 мм
2.4.2 Высота ножки зуба
hf = 1,25 · mn hf=1,25·2=2,5мм
2.4.3 Диаметры вершин зубьев
da1 = d1 + 2 · ha da1 =51+2·2=55мм da2 = d2 + 2 · ha da2 =149+2·2=153мм
2.4.4 Диаметры впадин зубьев
df1 = d1 - 2 · hf df1 =51-2·2,5=46мм df2 = d2 - 2 · hf df2 =149-2·2,5=144мм
2.5 Определение сил, действующих в зацеплении 2.5.1 Окружная сила FtH = 2 · Te1/d1 FtH =
2.5.2 Радиальная сила
Fr = Ft · tgα / cosβ α=20º Fr= 1047,1·0,37/0,98=395,3H
2.5.3 Осевая сила
Fa= Ft · tgβ Fa=1047,1·0,19=203,5H
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
16 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
3 Предварительный расчёт валов редуктора
3.1 Вал редуктора испытывает совместное действие изгиба и кручения, причём характер изменения напряжений – повторно-переменный, поэтому основным расчётом валов является расчёт на выносливость, но в начале расчёта известны только крутящий момент Т, который численно равен передаваемому вращающему моменту Те. Изгибающие моменты Ми оказывается возможным определить лишь после разработки конструкций вала, когда, согласно чертежу, выявляется его длина. Кроме того, только после разработки конструкции определяются места концентрации напряжений: галтели, шпоночные канавки и т.д. Поэтому, прежде надо сделать предварительный расчёт валов, цель которого – определить диаметры выходных концов валов. Расчёт проводим условно только на кручение, исходя из условия прочности при кручении
τ ≤ τadm
где τadm – допускаемое напряжение на кручение. Поскольку мы заведомо пренебрегаем влиянием изгиба и концентрацией напряжений, то эту ошибку компенсируем понижением допускаемых напряжений. Выбираем материал для валов: ведущий вал –40; ведомый вал – сталь40, для которого τadm =25МПа. τ –касательное напряжение, возникающее в расчётном сечении вала.
где Т –крутящий момент. Ведущий вал: Тe1=26,7· Н·мм; ведомый вал: Те2=76,1· Н·мм. Wр –полярный момент сопротивления сечения при кручении.
Wр= 0,2 · dв³
Подставляем значения в условие прочности, получим ведущий вал:
dв1=
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Полученный результат округляем по ГОСТ 6636 – 69 до ближайшего большего значения из ряда R40[5,с.161]. Принимаем dв1=18мм. Ведущий вал редуктора соединяем с валом двигателя, чтобы выполнялось соотношение dв1/dдв ≤ 0,75.
dдв=28мм dв1 = 0,75 · 32= 24мм
Принимаем dв1=24мм, согласуя с ГОСТ 6636 – 69[5,с.161]. Ведомый вал:
dв2=
Полученный результат округляем по ГОСТ 6636 – 69 до ближайшего большего значения из ряда R40[5,с.161]. Принимаем dв2 =26мм.
3.2 Основные нагрузки, действующие на валы, возникают в зубчатом зацеплении: Fa=203,5H; Fr=395,3H; Ft=1047,1H. Собственный вес вала и насаженных на нем деталей не учитываем, поскольку они играют роль лишь в весьма мощных передачах, где сила тяжести деталей выражаются величиной того же порядка, что и силы в зацеплении. Силы трения в опорах не учитываются. Большинство муфт, вследствие неизбежной несоосности соединяемых валов, нагружают вал дополнительной силой Fм. При расчёте валов можно приблизительно считать
Fм=130·
где вращающий момент Те2=Т2. На тихоходном валу редуктора, где вращающий момент значителен, должна быть предусмотрена расчетная консольная нагрузка Fм, приложенная к середине выступающего конца вала.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
18 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Направление силы Fм в отношении окружной силы Ft может быть любым, так как это зависит от случайных неточностей монтажа. Поэтому в расчётных схемах силу Fм направляем так, чтобы она увеличивала напряжение от окружной силы Ft (худший случай). На расчётных схемах все силы, действующие на вал, а так же вращающие моменты как сосредоточенные, приложенные к середине ступиц, хотя в действительности они распределены по длине ступицы.
3.3 Диаметры под подшипники и колесо.
3.3.1 Ведущий вал:
Диаметр под подшипники
dn1 = dв1 + 2 · t
где t=2,5мм[6,с.108].
dn1 = 24+2·2,5=29мм.
Принимаем dn1=30мм.
3.3.2 Ведомый вал:
Диаметр под подшипники
dn2 = dв2 + 2 · t где t=2,5мм[6,с.108].
dn2 = 25+2·2,5= 30мм
Принимаем dn2 =30мм.
Посадочный диаметр под колесо:
dk2 = dn2 + 3,2 · r
где r –радиус галтели; r=2,5мм[6,с.108].
dk2 =30+3,2·2,5 = 38мм
Принимаем dк2=38мм.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
19 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
4 Конструктивные размеры
Шестерню выполняем за одно целое с валом; её размеры определены выше: d1=51мм; da1=55мм; df1=46мм; b1=36мм.
Колесо кованое: d2=149мм; da2=153мм; df2=144мм; b2=32мм.
Диаметр ступицы
dст=1,6 · dk2
Принимаем dст=60 мм.
Длина ступицы
Lст = (1,2 ¸1,5) · dk2 Lст= (1,2¸1,5) · 38= 45,6¸57мм
Принимаем Lст=54мм.
Толщина обода
δo= (3¸4) · mn δo= (3¸4) · 2= 6¸8мм
Принимаем δo=8мм.
Толщина диска
C = 0,3 · b2 C =0,3·32=9,6мм
Принимаем C=10мм.
Фаска
h = 0,5· mn h =0,5·2= 1мм
Принимаем h=1мм.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
20 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
5 Размеры элементов корпуса и крышки редуктора
Определим основные размеры корпуса и крышки редуктора Толщина стенок корпуса
δ = 0,025 · aw + 1 δ = 0,025·100+1=3,5мм
Принимаем δ=8мм.
Толщина стенок крышки
δ1 = 0,02 · aw + 1 δ1=0,02·100+1=3мм
Принимаем δ1=8мм.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки Верхнего пояса корпуса
b = 1,5 · δ b = 1,5·8= 12мм
Пояса крышки
b1 = 1,5 · δ1 b1= 1,5·8= 12мм
Нижнего пояса корпуса (без бобышек)
p = 2,35 · δ p = 2,35·8= 18,8мм
Принимаем p=19мм.
Толщина рёбер основания корпуса
m = (0,85…1) · δ m = (0,85…1) · 8= 6,8¸8мм
Принимаем m=8мм.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
21 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Толщина рёбер крышки
m1= (0,85¸1) · δ1 m1= (0,85¸1) ·8= 6,8¸8мм
Принимаем m1=8мм.
Диаметр фундаментных болтов
d1=(0,03¸0,036) · aw + 12 d1=(0,03¸0,036)·100+12 = 15¸15,6мм
Принимаем болты с резьбой М16
Диаметр болтов у подшипников
d2= (0,7¸0,75) · d1 d2= (0,7¸0,75) · 16= 11,2¸12мм
Принимаем болты с резьбой М12
Диаметр болтов, соединяющих крышку с основанием корпуса
d3= (0,5¸0,6) · d1 d3= (0,5¸0,6) · 16= 8¸9,6мм
Принимаем болты с резьбой М10
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
22 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
6 Подбор подшипников
Ведущий вал
Из предыдущих расчётов: Fa=203,5H; Fr=395,3H; Ft=1047,1H. Из первого этапа компоновки: L1=0,053м. Составляем расчётную схему вала:
Реакции опор: Горизонтальная плоскость:
Rx1=Rx2=Ft/2=
Вертикальная плоскость:
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
23 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
m= =2,4Нм
Ry2= =175Н
Ry1= =220,3Н
Проверка:
-220,3+395,3-175=0 0=0
Суммарные реакции:
R1= =567,5Н
R2= =552Н
Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 1. Намечаем шариковые радиальные однорядные подшипники №306 (ГОСТ8338-75), для которых: d=30мм; D=72мм; B=19мм; C=28,1· Н; Cо=14,6· Н.
Эквивалентная динамическая нагрузка определяется по формуле:
где R1 –радиальная нагрузка; R1=567,5H; Fa –осевая нагрузка; Fa=203,5H;
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
24 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
V –коэффициент вращения кольца; V=1 при вращении внутреннего кольца подшипника относительно направления радиальной нагрузки; Kб –коэффициент безопасности; Kб=1; Кт –температурный коэффициент; Kт=1 при рабочей температуре подшипника менее 100ºС. Значения коэффициентов Х, У определяются в зависимости от отношения Fa/Cо.
Fa/Cо=
Этой величине соответствует коэффициент осевого нагружения е=0,019 Сравниваем отношения Fa/R1 с коэффициентом е:
Fa/R1 =
При этом Х=0,56; У=2,3 Определяем эквивалентную динамическую нагрузку:
Fred=
Расчётная долговечность в миллионах оборотов определяется по формуле:
L=
Расчётная долговечность в часах:
где n1 –частота вращения ведущего вала редуктора.
Lh=
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
25 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Ведомый вал несёт такие же нагрузки, как и ведущий: Fa=203,5H; Fr=395,3H; Ft=1047,1H. Нагрузка на вал от муфты Fм=1134,1Н.
Из первого этапа компоновки: L2=0,053м. L3=0,067м.
Составляем расчётную схему вала:
Реакции опор: Горизонтальная плоскость
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
26 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Rx4= =2374,4Н
Rx3= =193,3Н
Проверка:
193,3+1047,1-2374,4+1134= 0 0=0
Вертикальная плоскость:
m= =2,65Нм
Ry4= =222,65Н
Ry3= =172,65Н
Проверка:
222,65-395,3+172,65= 0 0=0
Суммарные реакции:
R3= =259,2Н | |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
27 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
R4= =2384,8Н Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 4. Намечаем шариковые радиальные однорядные подшипники №306 (ГОСТ8338-75), для которых: d=30мм; D=72мм; B=19мм; C=28,1· Н; Cо=14,6· Н.
Fa/Cо=
Этой величине соответствует коэффициент осевого нагружения е=0,019 Сравниваем отношения Fa/R4 с коэффициентом е:
Fa/R4 =
При этом Х=0,56; У=2,3 Эквивалентная динамическая нагрузка:
Fred=2384,8·1·1·1=2384,8Н
Расчётная долговечность в миллионах оборотов:
L=
Расчётная долговечность в часах:
где n2 –частота вращения ведомого вала редуктора.
Lh=
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
28 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
7 Проверка прочности шпоночных соединений
Шпонки призматические со скруглёнными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок – по ГОСТ 23360–78. Материал шпонок – сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условие прочности по формуле:
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице.
σcм.adm =100-120 МПа
Ведущий вал: d=24мм; b×h=8×7мм; t1=4мм; длина шпонки L=32мм; момент на ведущем валу Те1=26,7· Н·мм.
σcм max=
σcм ‹ σcм.adm
Ведомый вал: Из двух шпонок – под зубчатым колесом и на выходном конце вала – более нагружена вторая (меньше диаметр вала и поэтому меньше размеры поперечного сечения шпонки). Проверяем шпонку на выходном конце вала: d=26мм; b×h=8×7мм; t1=4мм; длина шпонки L=32мм; момент Те2=76,1Н·мм. σcм max=
σcм ‹ σcм.adm
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
29 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
8 Уточнённый расчёт валов
8.1 Ведущий вал Выполнение уточнённого расчёта ведущего вала не имеет смысла, так как его диаметр был преднамеренно увеличен для того, чтобы соединить вал двигателя и выходной конец ведущего вала стандартной муфтой, чем был обеспечен запас прочности.
8.2 Ведомый вал Составляем расчётную схему нагружения вала, используя значения реакций опор в двух плоскостях, полученные при подборе подшипников. Устанавливаем два предполагаемых опасных сечения, подлежащих проверке на усталостную прочность: сечение А-А, проходящее через середину венца зубчатого колеса (dk2=38мм), и сечение Б-Б, проходящее через опору у выходного конца вала (dп2=30мм). Для этих сечений соблюдается условие:
S ≥ Sadm
где Sadm -заданный или требуемый коэффициент запаса прочности. Sadm =1,2-2,3 [6,с.145]. S -расчётный коэффициент запаса прочности
где Sσ, Sτ –коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям, определяемые по зависимостям:
где σ-1 и τ–1 –пределы выносливости гладких стандартных цилиндрических образцов при симметричном цикле изгиба и кручения.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
30 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Для углеродистых конструкционных сталей
σ-1= 0,43 · σu τ–1= 0,58 · σ-1
Для стали 45 σu=560МПа.
σ-1 = 0,43 · 560=240,8МПа τ–1 = 0,58 ·240,8 = 139,7МПа
σа и τа –амплитуды напряжений цикла; σm и τm –средние напряжения цикла; Ψσ и Ψτ –коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений; где Кσ и Кτ -эффективные коэффициенты концентраций напряжений; Кd –коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения; КF –коэффициент влияния параметров шероховатости поверхности. В расчётах валов принимают, что нормальные напряжения изменяются по симметричному, а касательные по отнулевому циклу. Для симметричного цикла:
σm = 0 σa =σu= Mu/Wxнетто
где Ми – результирующий изгибающий момент,
где Мх, Му - изгибающие моменты в горизонтальной и вертикальной плоскостях; Wхнетто –осевой момент сопротивления сечения при изгибе. Для отнулевого цикла:
τа = τm = τ/2 = T/2Wpнетто
где Т –крутящий момент; Wрнетто –полярный момент сопротивления сечения при кручении.
Сечение А-А: Концентратор напряжений – шпоночный паз. Кσ =1,5; Кτ =1,4; Кd=0,88; КF=1,05; ψσ =0,2; ψτ=0,1
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
31 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Wхнетто=
Wрнетто=
Сечение Б-Б: Концентратор напряжений – прессовая посадка. Кσ/Кd =2,5; Кτ/Кd=1,9; КF =1; ψσ =0,2; ψτ=0,1
Wхнетто=
Wрнетто=
Для определения изгибающих моментов строим эпюры моментов в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Горизонтальная плоскость: МxI = 0; МxII = Rx3· L2 = 193,3·0,053=10,25Н·м; МxIII = Rx3 · 2L2 + Ft · L2 =193,3·2·0,053+1047,1·0,053= МxIII (спр) = Fm· L3 =1134,1·0,067=76Н·м; МxIV =0.
Вертикальная плоскость: МyI =0; МyII =Ry3·L2 =172,65·0,053=9,15Н·м; МyII(c)=Ry3·L2 + m =172,65·0,053+2,65=11,8Н·м; МyII (спр) =Ry4·L2 =222,65·0,053=11,8Н·м; МyIII=0. | |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
32 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Из эпюр: Сечение А-А: МU1Г=10,25H·м; МU1B=11,8H·м.
МU1= =15,63 H·м; σ u = =2,92МПа; τ= =3,5МПа.
Sσ=
Sτ=
S=
Сечение Б-Б: МU2Г=76Н·м; МU2B=0; МU2=MU2Г =76H·м. σu= =44,1МПа; τ= =11МПа.
Sσ=
Sτ=
S=
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
33 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
34 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
9 Выбор посадок
Посадка зубчатого колеса на вал 45 по ГОСТ 25347–82. Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала к6 Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по H7
Мазеудерживающие кольца H7/k6
Распорная втулка H7/p6
Манжета армированная h7
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
35 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
10 Смазка редуктора
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10мм. Объем масляной ванны V определяем из расчета 0,25дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности:
V =0,25·4=1дм3
Устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях σH=325,8МПа и скорости v=3,65м/с, рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28· м²/с. Принимаем масло индустриальное И-30А Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1, периодически пополняем его шприцем через пресс-маслёнки.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
36 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
11 Описание конструкции и сборки редуктора
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборка производится в следующей последовательности: На ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шариковые радиальные однорядные подшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100°С. В ведомый вал закладывают шпонку b×h×l=10×8×36 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шариковые радиальные однорядные подшипники, предварительно нагретые в масле. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. После этого на ведомый вал надевают распорные кольца, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки. Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают манжеточные уплотнители, пропитанные горячим маслом. Проверяют заклинивание подшипников. Ввёртывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и закрепляют фонарный маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
37 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
12 Технико-экономические
12.1 Важным показателем
совершенства конструкции 12.2 В проекте нами широко
использованы стандартные Этот важный технико-экономический фактор обеспечил: 12.2.1 Уменьшение объёма
конструкторских работ, благодаря
сокращению вновь 12.2.2 Снижение сроков изготовления
и общей стоимости изделия
за счёт применения 12.2.3 Регламентацию всех
характеристик 12.3 На всех стадиях
проектирования редуктора 12.3.1 Унификация модулей зубьев уменьшает номенклатуру зуборезного инструмента. 12.3.2 Унификация посадочных размеров снижает номенклатуру контрольных калибров. 12.3.3 Унификация крепёжных деталей уменьшает комплект гаечных ключей и количество запасных деталей, упрощает ремонтное обслуживание | |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
38 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
и эксплуатацию. 12.4 Назначение посадок, допусков, степеней точности, шероховатостей поверхностей деталей выполнено с позиции их влияния на эксплуатационные свойства редукторов и согласовано с технологическими возможностями производства редукторов, поскольку необоснованно высокие требования повысили бы себестоимость редукторов, не улучшая их качества. Выбранные степени точности наиболее экономичны для редукторов общего назначения. Использована наиболее распространённая система отверстия, поскольку сокращается номенклатура дорогих инструментов для отверстий. 12.5 Экономические аспекты при проектировании проявляются при выборе материалов, термообработки, упрочняющей технологии, формы и способа изготовления детали. Технологичность деталей и узлов является одним из важнейших условий в создании машин с оптимальными технико-экономическими показателями. При серийном производстве наиболее экономичным является формообразование деталей методом литья или пластическим деформированием (обработка давлением) в отличие от формообразования снятием стружки. При этом ускоряется процесс производства, уменьшается расход материалов и снижаются затраты на электроэнергию и инструмент. 12.6 Поскольку до 50% общей
трудоёмкости изготовления 12.7 Экономичность, надёжность, долговечность, КПД, виброактивность, интенсивность шума и другие показатели редуктора в большой степени зависят от изнашивания рабочих поверхностей деталей. Трение и изнашивание наносят огромный ущерб народному хозяйству. Установлено, что 85…90% машин выходят из строя в результате изнашивания деталей и только 10…15% -по другим причинам, например, из-за поломок, которые в свою очередь являются следствием изменений условий работы, вызванных износом сопряжённых поверхностей, особенно это касается износа зубьев зубчатых колёс редуктора, который снижает их изгибную прочность и выносливость. Поэтому при расчёте зубчатой передачи были использованы все рекомендации ГОСТ 21354-87, позволяющие максимально уменьшить износ зубчатых колёс и увеличить их надёжность. Для снижения коррозионно-механического изнашивания использованы рекомендации последних исследований по вопросу смазки и смазочных устройств. Эти исследования убедительно доказывают, что усовершенствованные смазки являются наиболее эффективной мерой, направленной на повышение несущей способности и долговечности редуктора. | |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
39 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
12.8 При оценке экономичности редуктора учтены затраты на материалы, изготовление и эксплуатацию, поскольку одним из важнейших показателей при такой оценке является массогабаритный характер.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
40 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Заключение
В результате выполнения задания по курсовому проектированию была разработана типовая конструкция одноступенчатого горизонтального цилиндрического косозубого редуктора общего назначения. Данный редуктор предназначен для длительной работы. Выполнение задания разделено на 2 этапа. Первым этапом задания является пояснительная записка, а вторым – графическая часть. Пояснительная записка состоит из необходимых расчетов отдельных деталей и узлов редуктора и содержит пояснения этих расчетов. Графическая часть включает в себя три чертежа: два рабочих и один сборочный. Рабочие чертежи выполнены на тихоходный вал и зубчатое колесо редуктора. Сборочный чертеж выполнен на полнокомплектный редуктор и сопровождается соответствующей спецификацией. Пояснительная записка и чертежи выполнены в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к нормативно-технической документации на производстве. В процессе проектирования редуктора были усвоены и закреплены знания по следующим предметам: теоретическая механика; сопротивление материалов; детали машин; техническая графика; допуски, посадки и технические измерения; стандартизация и качество продукции. Спроектированный редуктор может применяться для привода различных типов рабочих машин – например ленточных конвейеров – и соответствует всем нормам, предъявляемым к данному типу редукторов.
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
41 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Список литературы
| |||||||||||||||
КП 2 -37 01 06. 25. 00. ПЗ |
Лист | ||||||||||||||
42 | |||||||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата |
Информация о работе Одноступенчатый вертикальный цилиндрический косозубый редуктор