Отраслевая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

Содержание работы

I блок (теоретический) .........................................................................................3
1. Проблемы конкурентоспособности отрасли в российской экономике…..3
II блок (практический)………………………………………………………….8
1. Риски предприятия и управление ими………………………………………...8
III блок (тестовый)…………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Теория отраслевых рынков.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

С целью ограничения  валютного риска по торговым операциям  на финансовых рынках устанавливаются  лимиты, в том числе позиционные  лимиты, лимиты на величину полученных убытков (stop-loss-лимиты) и потенциальных убытков (VAR-лимиты). Контроль использования установленных лимитов осуществляется на ежедневной основе.

Процентный  риск

Процентный риск - риск убытков вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок и соответствующей переоценки активов и пассивов Банка, чувствительных к изменению процентных ставок.

Банк принимает на себя риск, связанный с влиянием колебаний рыночных процентных ставок на его финансовое положение и  потоки денежных средств. Такие колебания  могут повышать уровень процентной маржи, однако в случае неожиданного изменения процентных ставок процентная маржа может также снизить или вызвать убытки. С целью минимизации процентного риска, возникающего при управлении денежными средствами, разрабатываются правила по управлению пассивами и активами Банка в зависимости от их срочности и ликвидности. Мониторинг процентного риска осуществляется на постоянной основе КУАПом Банка.

Риск ликвидности

Банк проводит  консервативную политику, направленную на поддержание  достаточного уровня ликвидности в целях своевременного и полного выполнения своих обязательств. Оценка избытка/дефицита средств проводится с помощью регулярного анализа разрывов между активами и пассивами по срокам востребования/погашения (GAP-анализ). Анализ разрывов по итогам GAP-анализа позволяет сделать вывод об избытке/недостатке средств. Также осуществляется прогнозирование избытка/дефицита средств по срокам на основе данных, полученных от подразделений Банка, учитывающих планируемый приток/отток ресурсов и с учетом фактического избытка/дефицита средств предлагаются варианты использования излишка средств или способы закрытия образовавшегося разрыва в сроках погашения требований и обязательств. Планируемая ликвидность корректируется c учетом коэффициентов ликвидности, установленных ЦБ РФ, а также внутренних лимитов ликвидности.

Мониторинг риска ликвидности осуществляется на постоянной (ежедневной) основе независимым подразделением Банка, ответственным за оценку и контроль уровня принимаемого риска. Результаты мониторинга рассматриваются на КУАПе Банка.

Операционный  риск

Деятельность по управлению операционными рисками Банка включает четыре основных элемента:

    • выявление;
    • оценку;
    • мониторинг;
    • контроль и (или) минимизацию операционных рисков.

Для минимизации операционного  риска Банком применяются следующие  основные инструменты:

    • совершенствование систем автоматизации банковских технологий и защиты информации (сверка данных, разграничение доступа к информации, настройка и подключение автоматических проверочных процедур для диагностики ошибочных действий, автоматическое выполнение рутинных повторяющихся действий и др.);
    • страхование – Банк использует страхование для покрытия ряда операционных рисков;
    • передача (аутсорсинг) рисков (например, хранение и перевозка ценностей);
    • контроль соблюдения установленных лимитов на операции;
    • разделение полномочий (отсутствие концентрации рисков);
    • использование принципов «Знай своего клиента», «Знай своего служащего»;
    • другие инструменты.

В целях ограничения  операционного риска в Банке  разработан и утвержден План действий на случай непредвиденных обстоятельств  с использованием дублирующих автоматизированных систем, а также Кризис-менеджмент план.

Реализация операционного  риска не влечет за собой неисполнение эмитентом своих обязательств, а  может предполагать только задержку в выполнении обязательств. Поэтому этому риску уделяется меньше внимания.

Правовыие риски

Риски, связанные с  изменением системы валютного регулирования  минимизируются Банком с помощью  организации и постоянного контроля профессионального уровня специалистов подразделений, осуществляющих валютные операции.

  ОАО «ОТП Банк» осуществляет контроль за изменением налогового законодательства в рамках системы регулирования рисков. Политика Банка в этой области обеспечивает своевременное и надлежащее выполнение требований налогового законодательства РФ.

Банком отслеживается появление новой судебной практики, кроме того, результаты текущих судебных процессов в которых участвует эмитент, анализируются и оцениваются, исходя из характера каждого конкретного дела.

Риски, связанные с  текущими судебными процессами, в которых участвует эмитент, связанные с отсутствием возможности продлить действие лицензии кредитной организации - эмитента на ведение определенного вида деятельности, отсутствуют.

Риск потери деловой репутации (репутационный  риск)

Риск потери деловой репутации (репутационный риск) - это риск возникновения у кредитной организации - эмитента убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации - эмитента, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.

Для снижения риска потери репутации в Банке предусмотрены  процедуры официального, последовательного  и своевременного рассмотрения жалоб  клиентов, определены этические нормы и общие принципы кодекса поведения,  постоянно проводится мониторинг информации о Банке, попадающей в средства массовой информации с целью принятия адекватных мер по защите собственной репутации.

Стратегический риск

Одним из стратегических рисков банк рассматривает финансовую стабильность основного акционера банка, Акционерное общество Венгерская сберегательная касса и коммерческий банк (ОАО Банк ОТП), как следствие нестабильности возможны ограничения на предоставления финансирования от акционера Банку.

Потенциальные ошибки при  принятии решений, определяющих стратегию  развития банка по расширению сети банковских отделений, усиление конкуренции  в банковской отрасли вместе с  насыщением спроса на банковские услуги, как следствие опережающий рост неоперационных расходов, возникновение убытков, снижение рентабельности, могут быть отнесены к рискам стратегического развития бизнеса банка.

Для снижения стратегического  риска Банком осуществляется стратегическое планирование своей деятельности, мониторинг и анализ всех возникающих в обществе тенденций, своевременное обсуждение на Совете Директоров Банка системообразующих (системоизменяющих) событий и выработка адекватной реакции на них.

Риск на данный момент считается незначитильным!

Блок 3(тестовый)

Тест  самопроверки  по курсу «Теория отраслевых рынков»

1. Какие подходы к анализу организации  отраслевых  рынков вы знаете?

а) Макроэкономический    подход

б) Подход на основе микроэкономического    анализа

в) Монетаристский   подход

г) Системный  подход

2. Какие существуют  параметры  для оценки уровня рыночной концентрации?

а) Численность   продавцов  на рынке

б) Объем выпуска продукции

в) Распределение   рыночных долей фирм, реализующих   товар на данном рынке

г) Корреляция   цен товаров

3. Выберите показатели  концентрации   продавцов  на рынке.

а) Коэффициент   концентрации

б) Индекс Херфиндаля- Хиршмана

в) Х-эффективность

г) Индекс энтропии

д) Коэффициент   Джини

е) Коэффициент   вариации

ж) Индекс диверсификации

4. Укажите виды барьеров входа фирм на отраслевой  рынок.

а) Нестратегические

б) Эффективные

в) Стратегические

г) Организационные

д) Правовые

5. Что предполагают   эффективные   барьеры?

а) Полную мобильность   ресурсов

б) Замедленный   вход фирм в отрасль

в) Невозможность войти в отрасль как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде

6. Какое значение имеют барьеры выхода?

а) Создают дополнительные   барьеры входа в отрасль

б) Уменьшают  риск хозяйствования   в отрасли

в) Облегчают  вход в отрасль

7. Укажите административные барьеры.

а) Квотирование производства

б) Экологические нормы

в) Дифференциация продукции

г) Лицензирование деятельности предприятий

д) Емкость рынка

8. Что представляет собой дифференциация товара?

а) Разновидность ценовой конкуренции фирм

б) Форму неценовой конкуренции фирм

в) Соответствие предпочтениям потребителя

9. Каким образом может быть измерена степень продуктовой дифференциации?

а) На основе перекрестной эластичности спроса

б) С помощью индекса энтропии

в) На основе индекса Хана и Кея

г) На основе затрат на рекламу

д) С помощью функции остаточного спроса

е) На основе расчета «ценового зонтика»

10.Назовите модели пространственной дифференциации продукта.

а) Модель Курно и модель Бертрана

б) Модель Штакельберга

в) Модель Хотеллинга и модель Салопа

11.Что представляет собой условие Дорфмана - Штайнера?

а) Цена меняется в зависимости от объема покупки и средние расходы покупателя на единицу товара тоже изменяются

б) Каждая фирма будет назначать цену, равную цене конкурента с поправкой на величину транспортных расходов

в) Фирма для максимизации прибыли выбирает такой уровень расходов на 
рекламу и назначает такую цену, чтобы доля рекламных расходов в совокупной выручке фирмы была прямо пропорциональна эластичности рекламных расходов и обратно пропорциональна ценовой эластичности спроса

12.Какие факторы определяют возможность появления и функционирования доминирующей фирмы?

а) Повышение цен и ограничение выпуска продукции

б) Слияние (поглощение) и инновационные процессы в отрасли

в) Повышение издержек и льготы, предоставляемые государством

13.Что должна учитывать доминирующая фирма при разработке стратегии своего поведения?

а) Реакцию фирм конкурентного окружения

б) Количество лет (опыт) на данном рынке

в) Запатентованные инновации

14.Отчего зависит рыночная власть доминирующей фирмы в долгосрочном периоде?

а) от доли доминирующей фирмы

б) от изменения рыночной цены

в) от числа фирм, способных войти на рынок и их скорости входа на него

15.Какая модель анализирует стратегическое взаимодействие фирм по принципу «лидер - последователь»?

а) Модель Штакельберга

б) Модель Чемберлина

в) Модель Курно

16.Что представляет собой изопрофита?

а) Реакцию олигополиста на изменение цены

б) Равновесный объем выпуска продукции

в) Линию постоянной величины прибыли олигополиста при различных комбинациях объема выпуска конкурентами

17.Что лежит в основе парадокса Бертрана?

а) Предпосылка о дифференцированных продуктах

б) Предпосылка об однородности производимой продукции

в) Предпосылка об ограниченности производственных мощностей дуополистов

18.Как ведут себя фирмы, образующие картель?

а) Как единый монополист, максимизируя совокупную прибыль отрасли

б) Как объединение олигополистов, имеющих разные экономические интересы

в) Как объединение олигополистов, распределяющих рыночные доли

19.Назовите цель ценовой дискриминации.

а) Снизить издержки производства

б) Получить положительную прибыль

в) Захват фирмой потребительского излишка в максимально возможном количестве

20.Что представляет собой нелинейное ценообразование?

а) Равные цены за единицу продукта

б) Расходы потребителя не пропорциональны покупаемому объему

в) Способ тайных ценовых скидок при продаже связанного товара по более низкой цене

21.Назовите разновидности ценовой дискриминации второй степени.

а) Простой тариф, блочный тариф, двойной тариф

б) Зональные цены, дифференциация цен в зависимости от статуса потребителя

в) Взаимосвязанные продажи при фиксированных пропорциях производства и нефиксированных

22.Каковы психологические методы ценовой дискриминации?

а) Повышенный тариф в «часы пик», скидки для заказчиков в наименее загруженные часы

б) Трансфертное ценообразование и ценообразование клубных благ

в) Эффект Вебера - Фешнера, эффект «странных цифр», эффект «якоря»

23.Какая стратегия ценообразования быстро дает средства для покрытия расходов на НИОКР, сдерживает спрос пока производство не увеличится и привлекает конкурентов?

а) Цена плавного спуска

б) Цена снятия сливок

в) Цена проникновения

24.Что является основным фактором против вертикальной интеграции?

а) Барьеры входа на рынок и монопольная власть фирм продавцов

б) Проблема «двойной надбавки»

в) Вид поставщика

25.Что предполагает право исключительной территории?

а) Нормирование объема сбыта

б) Использование исключительных контрактов

в) Пространственную дифференциацию рынка и сегментацию рынка по видам покупателей

26.Назовите основной тип вертикальной квазиинтеграции в России.

Информация о работе Отраслевая экономика