Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:14, реферат
В народе говорят, что мудрость – это умение предвидеть будущие последствия происходящих в данный момент действий и умение руководить ими. Другими словами, мудрость – это обращение в будущее, то есть человек знающий пытается влиять на будущее. Особенно это важно в экономике
ВВЕДЕНИЕ
1. Прогнозирование и его роль
1.1 Типы прогнозов
1.2 Виды прогнозов
2. Методы прогнозирования деловой среды
2.1 Методы экспертных оценок
2.2 Методы составления сценариев
2.3 Методы экстраполяции трендов
2.4 Методы регрессионного анализа
2.5 Методы экономико-математического моделирования
3. Технологическое прогнозирование
3.1 Морфологический анализ
3.2 Анализ перекрестного влияния
4. Социально-политическое прогнозирование
4.1 Профили общественных ценностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При помощи технологических прогнозов формируется объем потенциальных технологий, который позднее, при разработке стратегии НИОКР, подвергнется отбору и селекции.
Технологические прогнозы находят свое применение также в краткосрочном планировании для оценки используемой технологии, Используя технологические прогнозы, можно определить возможности текущей технологии, потолок ее использования и необходимость в срочной смене технологии.
Техническое прогнозирование имеет наиболее важное значение для фирм, которые являются технологическими лидерами в отрасли и нацелены на дальнейший рост. Менее важно участие в технологическом прогнозировании для компаний, ориентированных на выживание. Вместе с тем выживание огромного числа современных российских предприятий связано в первую очередь с переориентацией производства и приспособлением его к рыночному спросу. А такая переориентация практически невозможна без технологической перестройки, перехода к новым, прогрессивным способам производства товаров. Поэтому специалисты по управлению рекомендуют создание технологических прогнозов даже небольшим предприятиям, не имеющим собственных подразделений НИОКР. Источниками информации для них могут стать публикации в специальной литературе, сведения, предоставляемые поставщиками и крупными клиентами, и т.д.
В целом роль технологического прогнозирования гораздо шире, чем только при подготовке стратегии НИОКР. Результаты технологического прогнозирования влияют на формирование новых взглядов в общем управленческом мышлении, оказывают воздействие на подготовку различных функциональных стратегий фирмы, например стратегии маркетинга.
Традиционная концепция маркетинга предполагает, что фирма адаптируется к уже сформировавшимся потребностям показателя. Вместе с тем сами потребности покупателей отстают от быстро меняющихся технологий. Многие товары не успевают завершить свой жизненный цикл и вытесняются с рынка под напором субститутов – технологических новинок. Следовательно, фирмы должны
· уметь предусматривать возможные изменения в технологии;
· уметь создавать новые потребности у покупателей, чтобы покупатели были готовы к восприятию товаров-новинок.
Технологическое прогнозирование способствует выработке новой концепции маркетинга, заключающейся в подготовке потребителей к будущим изменениям, ознакомлении и обучении потенциальных покупателей новых товаров.
Такой подход к воздействию фирмы на свой рынок не означает давление на потребителей и контроль над ними с целью заставить их изменить свои потребности, напротив, он приводит к сохранению существующих потребностей и обогащению их новыми, то есть к увеличению потребностей покупателей.
Как показывает опыт рыночной экономики, технологическое прогнозирование наиболее часто применяется в компьютерной, телекоммуникационной, нефтехимической, транспортной отраслях.
Рис. 7. Технологическое прогнозирование и подготовка стратегического плана
Технологическое прогнозирование широко использует методы, сложившиеся в общем экономическом прогнозировании, особенно:
· метод подготовки сценариев;
· метод Дельфи;
· методы экстраполяции трендов и некоторые другие.
Вместе с тем для технологического прогнозирования характерны некоторые специфические методы, среди них:
· морфологический анализ;
· анализ перекрестного влияния.
На схеме (рис. 7) показана взаимосвязь методов технологического прогнозирования и подготовки стратегического плана предприятия.
Большой популярностью у фирм, занимающихся технологическим прогнозированием, пользуются сценарии. Широко известны сценарии, разработанные для фирм, работающих в отраслях:
· генной инженерии;
· системы телекоммуникаций;
· автомобилестроения;
· техники и технологии для фармацевтической промышленности;
· автоматизации домашнего хозяйства и многих других.
Базовый принцип заключается в занесении в двухфакторную матрицу ключевых параметров продукта или технологического процесса, а также альтернативных методов их достижения.
Здесь приведен морфологический анализ кирпичей, проведенный английскими специалистами (таблица 3).
Таблица 3 Морфологический анализ строительных брикетов (кирпичей)
Параметрические продукты |
Альтернативные варианты параметров | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Другие | |
A. Материал |
Глина |
Металл |
Пластик |
Утилизированные отходы |
|
B. Процесс формовки |
Штамповка |
Отливка |
Прессовка |
||
C. Процесс скрепления |
Нагревание |
Отливка |
Молекулярный |
||
D. Особые качества |
Звуконепроницаемость |
Термоизоляция |
Эластичность |
Эстетичность |
|
E. Форма |
Прямоугольная |
Сферическая |
Сцепляющиеся блоки |
Кубическая |
Таким образом, морфологический анализ помогает выделить разнообразные комбинации основных технологических параметров (методов).
В будущем прогнозе могут быть использованы:
· новые комбинации уже существующих методов;
· совершенно новые технологические методы, открытые при помощи морфологического анализа.
Серьезный подход к морфологическому анализу может дать огромное число вариантов технологий.
Многие технические достижения могут применяться в различных отраслях экономики (например, лазеры или микропроцессоры). Следовательно, эти технологии оказывают влияние на целый ряд хозяйственных сфер и в то же время сами подвергаются воздействию других технологий.
Такие перекрестные влияния могут быть учтены в специальной таблице (таблица 4).
В таблицу заносятся основные явления в сфере технологии, напрямую касающиеся деятельности фирмы. Затем далается первоначальный прогноз их будущего состояния (без учета, перекрестного влияния). Далее выявляется перекрестное влияние одних событий на другие. И, наконец, составляется окончательный прогноз, учитывающий возможность перекрестного влияния,
Характер воздействия одного явления в технологии на другое может быть определен как позитивный, так и нейтральный, негативный. Интенсивность воздействия оценивается по 10-балльной шкале.
Так, открытие возможности записи звуков при помощи лазера существенно повлияло на индустрию виниловых дисков. Характер воздействия можно определить как отрицательный, интенсивность воздействия – не менее 7 баллов.
Таблица 4 Формат для анализа перекрестного влияния
Явления в технологии |
Перспективный прогноз |
Пересмотренный прогноз | ||||||||
Время |
Вероятность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
…n |
Время |
Вероятность | |
1 |
Х |
|||||||||
2 |
Х |
|||||||||
3 |
Х |
|||||||||
4 |
Х |
|||||||||
5 |
Х |
|||||||||
…n |
Х |
Х – невозможность перекрестного влияния.
Метод анализа перекрестного влияния повышает основательность и точность прогнозов, может применяться в сочетании с методом Дельфи.
Социально-политическое прогнозирование – самая молодая отрасль предсказания будущего в рамках внутрифирменного планирования.
В западной экономике возникновение социально-политического прогнозирования было связано с серьезными изменениями в этой сфере жизни. Среди наиболее значимых факторов последнего времени, оказывающих влияние на деятельность фирмы, называют:
· социальные – консьюмеризм (движение в защиту факторов прав потребителей);
· экологизм (движение в защиту окружающей среды);
· рабочие движения;
· политические – законодательство о труде;
· факторы взаимоотношения правительства и бизнеса.
Для российских экономических организаций социально-политический компонент имеет в настоящее время не меньшее, а, скорее, даже более важное значение.
В период централизованно управляемой экономики отечественные предприятия жили в условиях достаточно стабильной социально-политической среды. Для советской экономики были характерны такие явления, как:
· диктат производителя над потребителем;
· отсутствие независимых экологических движений;
· формальный характер защиты прав работников профсоюзами;
· отрицание особых целей деятельности предприятия по сравнению с целями общего народнохозяйственного комплекса и, следовательно, серьезных противоречий между предприятиями и центральными органами управления-
Конечно, реальные противоречия между интересами предприятий и интересами экономического центра существовали, однако они были подавлены, не принимали открытой формы и, таким образом, не учитывались в формальном планировании предприятия.
К тому же политика государства по отношению к предприятиям имела устойчивый, неизменный характер.
Современная социально-политическая среда российского предпринимательства крайне изменчива и нуждается в постоянной, кропотливой работе по ее предсказанию, даже если полученные прогнозы не отличаются высокой степенью точности.
Методы социально-политического прогнозирования в большей степени заимствованы из двух ранее возникших отраслей прогнозирования: экономической и технологической. В социально-политическом прогнозировании используются;
· сценарии;
· метод перекрестного влияния;
· метод Дельфи;
· различные техники маркетинговых исследований в сфере политических и социальных явлений;
· метод исторических аналогий (один из самых древних методов прогнозирования) и т.д.
Наряду с ними существуют особые техники, разработанные специально для получения социально-политических прогнозов. Среди них – создание профилей общественных ценностей, применение матрицы “вероятность-воздействие”.
Впервая техника определения профилей общественных ценностей была применена специалистами подразделения организационной среды американской компании “Дженерал Электрик”.
Техника определения профилей означает:
1. выделение пар противостоящих признаков,
которые могут охарактеризовать выбранный
объект (в нашем случае это такие противостоящие
признаки, как “национализм-интернационализм”
2. оценку признака по п-балльной шкале, в нашем случае -по 6-балльной шкале. При этом если один из пары признаков получает оценку т, то оставшийся – оценку (п-тп);
3. занесение оценки в таблицу профилей в виде вертикальной черты и соединение вертикальных черт в виде единого контура (профиля).
Таблица 5 Матрица “вероятность-воздействие”
Ядерная война |
Госпереворот |
||||||
Инфляция, 4% в месяц |
|||||||
Безработица, 10% |
|||||||
Региональные конфликты |
|||||||
Средняя з/п в $500 в месяц |
Полученный результат (профиль) говорит о тяготении социально-политической среды к той или иной системе ценностей.
По горизонтали указана вероятность событий, справа налево она уменьшается. По вертикали – степень их воздействия на анализируемую среду, уменьшение диффузии или воздействия происходит от верхних секторов матрицы к нижним.
Матрица “вероятность-воздействие”, или “вероятность-диффузия”, позволяет оценить предполагаемое событие с точки зрения:
· вероятности события или тенденции;
· степени, с которой событие может быть рассеяно в рамках анализируемой среды – региона, страны, отрасли или мира (диффузия – это степень распространения события в среде).
Информация о работе Прогнозирование как составная часть научных исследований