Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:55, курсовая работа
В ходе выполнения курсового проекта был выполнен расчёт и проектирование конструкции гидродинамического радиального подшипника скольжения, а так же его элементов.
Подшипники скольжения – это опоры вращающихся деталей, работающие в условиях скольжения поверхности цапфы по поверхности вкладыша подшипника.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Факультет инновационных технологий машиностроения
Кафедра машиноведения и технической эксплуатации автомобилей
Специальность «Техническая эксплуатация автомобилей»
Курсовой проект
по дисциплине «Триботехника в автотранспортном комплексе»
Тема: «Расчет гидродинамического радиального подшипника скольжения»
Выполнил: |
Солтан Алексей Николаевич Номер зачетной книжки: 2010-3593 Курс 5 группа 102 Форма обучения ДНЕВНАЯ Адрес: Славинского 3 - 33 Тел. 8-029-2683711
|
Проверила: |
преподаватель Горячёва Е.Т. |
г. Гродно 2014
СОДЕРЖАНИЕ
В ходе выполнения курсового проекта был выполнен расчёт и проектирование конструкции гидродинамического радиального подшипника скольжения, а так же его элементов.
Подшипники скольжения – это опоры вращающихся деталей, работающие в условиях скольжения поверхности цапфы по поверхности вкладыша подшипника. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство.
По направлению воспринимаемой нагрузки подшипники различаются на:
Радиальные - воспринимают нагрузку, направленную перпендикулярно оси вала;
Упорные - воспринимают нагрузку, направленную вдоль оси вала;
Совмещенные - воспринимают нагрузку, как осевую, так и радиальную.
В зависимости от конструкции, окружной
скорости цапфы, условий эксплуатации, трение скольжения
бывает сухим, граничным, жидко
Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды.
Смазка может быть:
Исходя из схемы нагружения (рисунок 1.1) составим систему уравнений с двумя неизвестными:
Рисунок 1.1 Схема нагружения вала
Подставив исходные данные: F = 8755Н, L = 400 мм находим, что
Н
Так как реакции в опорах одинаковы, то в дальнейшем расчет будем производить для одной опоры.
Минимальный диаметр вала , мм исходя из условия прочности вычисляется по формуле
|
(2.1) |
где - реакция в опоре вала, Н; - допустимое удельное давление для материала вкладыша.
Для данного случая выберем материал БК со следующими допустимыми значениями [p], Н/мм2; V, м/с и pV, Н/мм2*м/с:
[p] = 11,76 Н/мм2;
V = 6 м/с;
pV = 49 Н/мм2*м/с.
Подставив принятые значения, рассчитаем минимальный диаметр вала:
В соответствии с таблицей нормальных диаметров общего назначения по ГОСТ 6636-69 выбираем окончательное значение диаметра вала dв:
Ширина вкладыша , мм вычисляется по формуле
|
(2.2) |
Где - относительная длина подшипника.
По условию 0,5. Подставив в (2.2) получим:
Расчетное удельное давление , в подшипнике определяется по формуле
|
(2.3) |
|
Расчетная скорость , м/с в подшипнике определяется по формуле
|
((2.4) |
|
|
|
Поскольку выполняются условия: , и , то можно сделать вывод, что выбор материала вкладыша и диаметра вала был сделан правильно.
Посадку Н7/f7 применяют в подшипниках скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в том числе в коробках скоростей, центробежных насосах; для вращающихся свободно на валах зубчатых колес, а также колес, включаемых муфтами; для направления толкателей в двигателях внутреннего сгорания. Более точную посадку этого типа - H6/f6 используют для точных подшипников, золотниковых пар гидравлических передач легковых автомобилей.
Согласно выбранной посадки становятся известными предельные отклонения для вала (ei, es) и отверстия (EI, ES). При расчете зазоров диаметр отверстия равен диаметру вала .
EI = 0; ES = 0,021 мм; ei = -0,041 мм; es = -0,02 мм.
Минимальный диаметр отверстия , мм определяется по формуле
|
(3.1) |
Максимальный диаметр отверстия , мм определяется по формуле
|
(3.2) |
Минимальный диаметр вала , мм определяется по формуле
|
(3.3) |
Максимальный диаметр вала , мм определяется по формуле
|
(3.4) |
Соответственно получим:
Относительный зазор , мм в подшипнике вычисляется по формуле
|
(3.5) |
Где ;
.
Изменение относительного зазора в результате теплового воздействия в подшипнике составит:
|
(3.5) |
Где - коэффициент линейного теплового расширения материала вкладыша подшипника, К-1;
- коэффициент линейного
теплового расширения
- эффективная (рабочая) температура подшипника
Коэффициент линейного теплового расширения для баббита ,
для стали .
|
(3.6) |
Эффективный относительный зазор , мм в подшипнике вычисляется по формуле
Эффективная динамическая вязкость , Па*с жидкого смазочного материала вычисляется по формуле
|
(3.7) |
- плотность жидкого смазочного
материала при рабочей
- показатель степени зависящий от сорта жидкого смазочного материала.
Средние значения показателя степени в зависимости от кинематической вязкости , сСт масла представлены в таблице 1.
Таблица 1 средние значения показателя степени
, сСт |
20 |
30 |
40 |
50 |
70 |
90 |
120 и более |
|
1,9 |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
2,8 |
2,9 |
3,0 |
Плотность масла зависит от температуры
|
(3.8) |
Где - температурная поправка, определяемая по таблице.
- плотность масла при 200С, кг/м3
Таблица 2. Значения температурной поправки.
Плотность масла кг/м3 |
Температурная поправка на 1° |
|
Плотность масла кг/м3 |
Температурная поправка на 1° |
800-810 |
0,000765 |
880-890 |
0,000660 | |
810-820 |
0,000752 |
890-900 |
0,000647 | |
820-830 |
0,000738 |
900-910 |
0,000633 | |
830-840 |
0,000725 |
910-920 |
0.000620 | |
840-850 |
0,000712 |
920-930 |
0,000607 | |
850-860 |
0,000699 |
930-940 |
0,000594 | |
860-870 |
0,000686 |
940-950 |
0,000581 | |
870-880 |
0,000673 |
950-960 |
0,000567 |
Подставим значения в формулы (3.7) и (3.8):
Параметром, характеризующим несущую способность подшипника, является критерий нагруженности подшипника (число Зоммерфельда) , которое вычисляется по формуле
|
(3.9) |
Относительный эксцентриситет определяется по графикам в зависимости от значений критерия нагруженности , относительная длина подшипника , и дуги охвата шипа вкладышем, т. е.
Минимальная толщина смазочного слоя вычисляется по формуле
|
(3.10) |
Условие отсутствия контакта поверхностей по вершинам шероховатостей
|
Где
- параметр шероховатости вала, мкм;
- параметр шероховатости вкладыша, мкм;
- прогиб вала на длине подшипника, мкм;
- максимальный прогиб вала, мкм.
Максимальный прогиб вала рассчитывается
согласно схеме нагружения вала.
Где - геометрический момент инерции сечения вала, мм4;
- расстояние между опорами, мм.
Подставим значения в формулы (3.11) и (3.12):
Смазочный слой оказывает сопротивление вращению шипа, зависящее от вязкости жидкости и градиента скорости . Трение в гидродинамическом подшипнике скольжения учитывают коэффициентом трения и производными безразмерными характеристиками потери мощности на трение и удельным коэффициентом трения в нагруженной и ненагруженной зонах подшипника.
Для простоты расчетов, величину можно определить из графиков, приведенных в приложении, как зависимость .
Коэффициент трения в нагруженной и ненагруженной зонах подшипника можно вычислить по формуле
|
|
При условии заполнения смазочным материалом всего зазора, т.е. нагруженной и ненагруженной зон, с подачей смазочного материала через смазочные отверстия и продольные (осевые) канавки (без смазочных карманов и круговых канавок) силу трения в смазочном слое , Н определяют по формуле
Информация о работе Расчет гидродинамического радиального подшипника скольжения