Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:03, курсовая работа
Современное массовое и крупносерийное производство продукции разнообразных отраслей промышленности выполняется поточным методом с широким использованием автоматических линий. Поточный метод производства и работа автоматической линии основаны на конвейерной передаче изделий от одной технологической операции к другой; необходимые операции с изделиями (закалка, отпуск, очистка, охлаждение, окраска, сушка, упаковка и т. п.) последовательно выполняются на движущемся конвейере.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы проектирования………………………………………5
Основы проектно-конструкторского процесса и конструкторская документация…………………………………....………………………………...5
Основные технические характеристики машин и механизмов…………7
Технико-экономические правила конструирования……………………11
Расчет привода к ленточному конвейеру………………………………….14
Анализ кинематической схемы машинного агрегата………………..…14
Выбор двигателя. Кинематический расчет привода……………………16
Выбор материала зубчатых передач. Определение допускаемых напряжений……………………………...………………………………...19
Расчет зубчатых передач редуктора (закрытой косозубой цилиндрической передачи)…………….......................………………….23
Проектный расчет валов (эскизная компоновка редуктора)………......27
Расчет параметров зубчатого колеса (конструирование зубчатого колеса)……………………………………………... ……………………..29
Заключение………………..……………………………………………………..30
Список литературы………………………………..………………………….….31
Передаточное число привода определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя к частоте вращения приводного вала рабочей машины при номинальной нагрузке и равно произведению передаточных чисел закрытой и открытой передач:
Определение передаточного числа привода производится для всех приемлемых вариантов типа двигателя при заданной мощности .
Частота вращения приводного вала рабочей машины для ленточных конвейеров, грузоподъемных и прочих машин частота вращения приводного вала:
где - скорость тягового органа( = 1,2), м/с; D –диаметр барабана, мм (D=250).
Для того чтобы габариты передач не были чрезмерно большими, нужно иметь ввиду, что необходимо придерживаться некоторых средних значений и .
Необходимо найти максимальное допустимое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины:
где , % - допускаемое отклонение скорости приводного вала рабочей машины, в данном случае он равен 3.
Определим допускаемую частоту вращения приводного вала рабочей машины с учетом отклонения [ ]
Определим фактическое передаточное число привода :
Уточним передаточные числа закрытой и открытой передач в соответствии с выбранным вариантом разбивки передаточного числа привода:
Составляется табличный ответ к задаче 2 (см табл.3).
Таблица 3
Силовые и кинематические параметры привода
Тип двигателя 4АМ100L4У3 | |||||||
Параметр |
Передача |
Параметр |
Вал | ||||
Закрытая |
Открытая |
Двигателя |
редуктора |
Приводной рабочей машины
| |||
быстроходный |
тихоходный | ||||||
Передаточное число, u |
4,0 |
3,8 |
Расчетная мощность Р, кВт |
|
=2,998 |
||
Угл.скорость, |
=39,65 |
||||||
КПД |
0,96 |
0,93 |
Частота вращения, |
|
=378,8 |
=94,7 | |
Вращающий момент |
=22,91 |
=302,37 |
=290,47 |
2.3. Выбор материала зубчатых передач. Определение допускаемых напряжений.
Таблица 4
Выбор материала, термообработки и твердости
Параметр |
Для передач с прямыми и непрямыми зубьями при малой мощности ( | ||
Шестерня |
колесо | ||
материал |
40Х | ||
термообработка |
улучшение | ||
твердость |
НВ1ср – НВ 2ср ~20…50 | ||
Допускаемое напряжение при цикле перемены напряжений н/мм² |
1, 8НВср+67 | ||
1,03НВср | |||
Таблица 5
Выбранный материал
марка стали |
Вид заготовки |
Заготовка шестерни,Dпред,мм |
Заготовка колеса,Sпред,мм |
Термообработка |
Твердость заготовки | |
поверхности |
сердцевины | |||||
40Х(шестерня) |
поковка |
200 |
125 |
улучшение |
235 |
262 |
40Х(колесо) |
поковка |
125 |
80 |
улучшение |
269 |
302 |
При проектировании КП в передачах применяют зубчатые колеса с твердостью материала Н ≤ 350 НВ. Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни назначается больше твердости колеса. Разность средних твердостей рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса в передачах составляет В ряде случаев для увеличения нагрузочной способности передачи, уменьшения ее габаритов, металлоемкости разность средних твердостей может достигать ≥70. При этом твердость рабочих поверхностей зубьев колеса ≤ 350НВ, а зубьев шестерни ≥ 350 НВ и измеряется по шкале Роквелла, ≥ 45 .
При этом для получения при термической обработке принятых для расчета механических характеристик материала заготовок колес требуется, чтобы размеры заготовок колес ( ) не превышали предельно допустимых значений :
где соответственно диаметр и предельный допустимый диаметр заготовки шестерни, толщина и предельная допустимая толщина заготовки обода или диска колеса.
, (15)
где - коэффициент долговечности; - предел контактной выносливости; [SH] — допускаемый коэффициент безопасности, = 1,1...1,3. Предел контактной выносливости и базовое число циклов нагружений NH0 в основном зависят от твердости рабочей поверхности зубьев.
Коэффициент KHL учитывает возможность повышения допускаемого напряжения при кратковременной нагрузке; определяется для выбранного материала из таблицы; — расчетное число циклов нагружений зубьев = 60nLh; Lh — полный ресурс, ч. За расчетное число циклов нагружений принимается меньшее из допускаемых значений для шестерни и колеса или . В формуле и - соответственно частота вращения и угловая скорость соответствующего вала.
Для нормализованных или улучшенных колес ; для колес с поверхностной закалкой . Если , то принять .
(16)
. (17)
Цилиндрические зубчатые передачи с непрямыми зубьями при:
При проведении расчета зубчатых передач на изгиб коэффициент долговечности ,где - число циклов перемены напряжений для всех сталей, соответствующее пределу выносливости, - число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка) .
При твердости , ; при твердости , .
Для зубьев принимают , если .
Допускаемое напряжение на изгиб определяется по выражению:
где , - допускаемое напряжение изгиба шестерни, колеса соответствующее пределу изгибной выносливости при цикле перемены напряжений . Для реверсивных передач уменьшают на 25%.
Расчет модуля зацепления для цилиндрических и конических зубчатых передач выполняют по меньшему значению , полученных для шестерни и колеса, т.е. по менее прочным зубьям.
Табличный ответ к задаче 3 представлен в табл. 6.
Таблица 6
Характеристики материалов зубчатой передачи.
Элемент передачи |
Марка стали |
Термообработка |
НВ |
||
| |||||
Шестерня |
40Х |
Улучшение |
235…262 |
580 |
293,55 |
Колесо |
40Х |
улучшение |
269…302 |
513,4 |
255,4 |
2.4. Расчет зубчатых
передач редуктора (закрытой
При проектировочном расчете для расчета на прочность по контактным напряжениям и на изгиб используют формулу определения межосевого расстояния:
где - вспомогательный коэффициент для косозубых передач, для прямозубого колеса – 49, 5; косозубые передачи работают более плавно, поэтому коэффициент меньше, чем у прямозубых.
- коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28…0,36 – для шестерни, расположенной симметрично относительно опор в проектируемых нестандартных одноступенчатых цилиндрических редукторах; - передаточное число редуктора, - вращающий момент на тихоходном валу редуктора, ; - допускаемое контактное напряжение колеса, ; - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба (для прирабатывающихся зубьев принимаем ).
Полученные значения межосевого расстояния округляют до ближайшего стандартного значения (aw=125), определяют геометрические параметры колес и проверяют передачу по контактным напряжениям.
где - делительный диаметр колеса, мм;
- вспомогательный коэффициент (для косозубых передач ; для прямозубых );
- ширина венца колеса, мм;
- допускаемое напряжение изгиба материала колеса,
Полученное значение модуля округляют до ближайшего стандартного значения из ряда чисел, m=1,5.
В косозубых передачах угол наклона зубьев мм, принимают , из-за роста осевых сил в зацеплении нужно иметь его меньшей величины (варьируя величиной модуля и шириной колеса ).
Определим суммарное число зубьев шестерни и колеса: