Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:05, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы является выбор посадок, удовлетворяющих необходимой технологичности и удовлетворяющих качеству изделий. Исходя из условий работы и назначения детали, или соединения деталей выбираются, различные посадки и назначаются различные поля допусков для сопрягаемых размеров.
введение…………………………………………………………………6
1 НАЗНАЧЕНИЕ ПОСАДОК СОПРЯГАЕМЫХ РАЗМЕРОВ УЗЛА….7
2 рАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК
2.1 Расчет и выбор посадки с натягом………………………….8-17
2.2 Расчет и выбор переходной посадки………………………18-21
2.3 Расчет посадки подшипника качения……………………..22-24
3 допуски резьбовых соединений………………………..25-28
4 Расчет зубчатого колеса…………………………………..29-30
5 расчет размерной цепи…………………………………………31
6 разработка схем контроля технических требований детали вала......………………………………………………………….32-34
заключение…………………………………………………………..35
библиография литературы……………………………………..36
приложения
1 Листы формата А3 - 2
где – запас на эксплуатацию; – запас на сборку.
Согласно ГОСТ 25346 – 82 «Основные формы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и отклонений». Найдем допуски для d
Возможно несколько вариантов значений и :
при
при
при
при
при
при
Учитывая предпочтительность посадок по ГОСТ 25347-82 «Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки". Примем для отверстия втулки допуск – IT7, для вала – IT6.
Для учета конкретных условий эксплуатации в расчетные предельные натяги необходимо внести поправки.
Поправка U, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей соединяемых деталей, рассчитывается по формуле:
,
где , – среднее арифметическое отклонение профиля соответственно отверстия и вала.
Поправка , учитывающая различия рабочей температуры, температуры сборки и коэффициент линейного расширения; рассчитывается по формуле:
,
где , – коэффициенты линейного расширения;
, – рабочие температуры деталей;
– номинальный диаметр соединения.
, так как рабочая температура деталей близка к температуре сборки.
Поправка , учитывающая деформацию деталей от действия центробежных сил.
, так как скорость вращения сопрягаемых деталей не велика.
Функциональные натяги с учетом поправок:
(13)
Для обеспечения работоспособности стандартной посадки необходимо выполнить условия (неравенства):
,
- запас на сборку, учитывает перекосы при запрессовке и другие неучтенные в формулах условия сборки; чем больше запас на сборку, тем меньше усилие запрессовки, напряжения в материале деталей, приводящее к их разрушению.
- запас на эксплуатацию, учитывает возможность повторной запрессовки при ремонте, наличие динамический нагрузок при работе. Чем больше запас на эксплуатацию, тем выше надежность и долговечность прессового соединения.
При ручном выборе посадок проверяем:
1. Посадки с натягом, рекомендуемые ГОСТ 25347-82 «Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки». В системе отверстия. Проанализируем эти посадки (таблица 3):
Таблица 3 – Полученные посадки
Посадки |
||||
Ç28 |
35 |
1 |
67-35=32 |
1-19=-18 |
Ç28 |
41 |
7 |
67-41=26 |
7-19=-12 |
Ç28 |
48 |
14 |
67-48=19 |
14-19=-5 |
Ç28 |
54 |
20 |
67-54=13 |
20-19=1 |
Из рассмотренных посадок условиям, указанным выше, удовлетворяет посадка Ç28 (см. таблицу 3).
Рисунок 2 – Графическое изображение посадки с натягом в системе отверстия
2. Посадка с натягом из числа комбинированных (внесистемных).
Проанализируем эти посадки и сведем полученные данные в таблицу 4.
Таблица 4 – Полученные комбинированные посадки
Посадки |
|
|
|
|
Ç28 |
82 |
48 |
67-82=-15 |
29 |
Ç28 |
67 |
33 |
67-67=0 |
14 |
Ç28 |
60 |
26 |
67-60=7 |
7 |
Ç28 |
54 |
20 |
67-54=13 |
1 |
Ç28 |
51.5 |
13.5 |
67-51.5=15.5 |
-5.5 |
Ç28 |
88 |
54 |
67-88=-21 |
35 |
Ç28 |
95 |
61 |
67-95=-28 |
42 |
Продолжение таблицы 4
Ç28 |
101 |
67 |
67-101=-34 |
48 |
Ç28 |
84 |
50 |
67-84=-17 |
31 |
Ç28 |
69 |
35 |
67-69=-2 |
16 |
Ç28 |
62 |
28 |
67-62=5 |
9 |
Ç28 |
56 |
22 |
67-56=11 |
3 |
Ç28 |
53.5 |
15,5 |
67-53.5=13.5 |
-3,5 |
Ç28 |
90 |
56 |
67-90=-23 |
37 |
Ç28 |
97 |
63 |
67-97=-30 |
44 |
Ç28 |
103 |
69 |
67-103=-36 |
50 |
Ç28 |
91 |
57 |
67-91=-24 |
38 |
Ç28 |
76 |
42 |
67-76=-9 |
23 |
Ç28 |
69 |
35 |
67-69=-2 |
16 |
Ç28 |
63 |
28 |
67-63=4 |
10 |
Ç28 |
60.5 |
22,5 |
67-60.5=6.5 |
3,5 |
Ç28 |
97 |
63 |
67-97=-30 |
44 |
Ç28 |
104 |
70 |
67-104=-37 |
51 |
Ç28 |
110 |
76 |
67-110=-43 |
57 |
Ç28 |
97 |
96 |
67-97=-30 |
77 |
Ç28 |
82 |
61 |
67-82=-15 |
42 |
Ç28 |
75 |
54 |
67-75=-8 |
35 |
Ç28 |
69 |
48 |
67-69=-2 |
29 |
Ç28 |
66.5 |
41,5 |
67-66.5=0.5 |
22,5 |
Продолжение таблицы 4
Ç28 |
103 |
82 |
67-103=-36 |
63 |
Ç28 |
110 |
89 |
67-110=-43 |
70 |
Ç28 |
116 |
95 |
67-116=-49 |
76 |
Из рассмотренных посадок условиям 15, 16, 17, 18, 19 удовлетворяет посадки Ç28 , Ç28 , Ç28 , но наиболее предпочтительней является Ç28 , принимаем ее и проставляем на чертеж узла.
Рисунок 3 – Графическое изображение комбинированной посадки
2.2 Расчет и выбор переходной посадки
Для сопряжения 6 – 12 подобрать стандартную переходную посадку. Шестерня m=2, z=32 и точность 7-6-6-А имеет с валом неподвижное разъемное соединение Ç65 мм с дополнительным креплением при помощи шпонки, поэтому создание большого натяга не требуется. Также переходная посадка обеспечит высокую точность центрирования и легкость сборки.
Точность центрирования определяется величиной , которая в процессе эксплуатации увеличивается:
, 4
где - радиальное биение, которое определяется по ГОСТ 1643 –81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски».
Делительный диаметр шестерни можно рассчитать по формуле:
d = m*z,
где m – модуль, можно найти по формуле m=h/2.25;
h – высоту зуба замеряем на чертеже.
Затем по ГОСТ 1643 –81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски» для шестерни с до 10 мм и Ç свыше 125 мм до 400 мм по степени точности 7 определяем мм;
- коэффициент запаса точности, берется , он компенсирует погрешности форм и расположения поверхностей шестерни и вала, смятие неровностей, а также износ деталей при повторных сборках и разборках.
Определим предельные значения зазора по формуле 20:
В системе основного отверстия из рекомендуемых стандартных полей допусков составляем посадки, определяем , по которому и подбираем оптимальную посадку так, чтобы был равен или меньше на 20% от .
Такими посадками по ГОСТ 25347-82 «Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки» будут:
Ç
Ç
Ç
Ç
Для данного соединения наиболее подходит посадка Ç ; посадка Ç обеспечит лучшее центрирование, но трудоемкость сборки увеличится по сравнению с посадкой Ç , так как относительный зазор .
Итак, принимаем посадку Ç .
Средний размер отверстия:
мм.
Средний размер вала:
мм.
Так как , то надо определить вероятностное предельное значение , и он дожжен быть не меньше или близким к .
Легкость сборки определяется вероятностью получения натягов в посадке. Принимаем, что рассеяния размеров отверстия и вала, а также зазора и натяга подчиняются закону нормального рассеяния и допуск равен величине поля рассеяния :
,
где - среднеквадратическое отклонение случайного значения параметра от цента группирования. Тогда по формуле 22 выражаем:
для отверстия
для вала .
Среднеквадратическое
При средних размерах отверстия и вала средний зазор равен:
Определяем вероятность зазоров от 0 до 3,5 мкм, т.е. х=3,5
По справочнику находим
Кривая вероятностей натягов и зазоров посадки Ç изображена на рисунке 5.
Рисунок 4 – Кривая вероятность натягов
и зазоров посадки Ç
Вероятность получения зазоров в соединении:
0,5+0,2190=0,719=71%
Вероятность получения зазоров в соединении:
1-0,719=0,281=28%
Предельные значения натягов и зазоров:
Назначим посадку подшипника качения 15. Выбор посадки зависит от вида нагружения колец подшипника. Определим виды нагружения: по условиям работы узла внутреннее кольцо подшипника имеет циркуляционное нагружение, наружное – местное. Присоединительные размеры подшипника заданы в таблице на чертеже узла. Принимаем класс точности подшипника 6 и среднюю серию, по которой в зависимости от диаметров d = 25мм, D = 52мм определяем ширину кольца В = 25мм и r5 = 1,5мм.
b – рабочая ширина посадочной поверхности кольца подшипника за вычетом фасок b = B – 2r, мм; b = 15-2*1,5=12мм.
а — колебательное нагружение наружного кольца, циркуляционное нагружение внутреннего кольца; б — колебательное нагружение внутреннего кольца, циркуляционное нагружение наружного кольца; ~ вращающаяся радиальная нагрузка, действующая на подшипник
Kn - динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (при перегрузке до 150%, умеренных толчках и вибрации Кn = 1);
F- коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале F=1);
FA - коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел качения в двухрядных подшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии на опоре осевой нагрузки А. При этом FA может иметь значения 1,2¸2. В обычных случаях FA = 1.
Информация о работе Расчет точностных параметров изделий и их контроль