Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа
Выбор способа ремонта по критерию применимости. Критерий применимости (технологический) устанавливает принципиальную возможность применения способов ремонта в зависимости от их служебных свойств, которые обеспечивают восстановление формы, размеров, физических свойств изношенной поверхности детали соответствующих требованиям на капитальный ремонт.
2 Технологическая часть
Разработать технологический процесс на ремонт поворотной цапфы ЗиЛ-130.
Дефекты:
2 Повреждение, износ резьбы под гайку более двух ниток.
2.1 Конструктивно-технологическая характеристика детали
Конструктивно-технологические характеристики поворотной цапфы ЗиЛ-130 130 3001014 представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Конструктивно-технологические характеристики поворотной цапфы ЗиЛ-130
Наименование параметра |
Показатели параметра |
Класс детали |
Стержень с фасонной поверхностью. |
Материал |
Сталь 40Х ГОСТ4543-71 |
Способ получения |
Отливка в форму |
Вид термообработки |
Остаточные внутренние напряжения снимаются нагревом в соленой ванне с выдержкой с последующим охлаждением на воздухе и промывкой раствором соды. |
Твердость |
HB 241-285 |
Основные конструктивные элементы |
Конусные отверстия; шейки под подшипники, Плоскости, резьбовые и гладкие цилиндрические отверстия |
Основные операции, применяемые при изготовлении
|
Фрезерная, шлифовальная, сверлильная, расточная |
Продолжение таблицы 1
Наименование параметра |
Показатели параметра |
Требование к точности: 1.Размеров 2.Формы 3.Расположение |
Æ55-0.032-0.012 Обозначение резьбы по рабочему чертежу М36х2-6g |
Шероховатость |
Ra=0,63 мкм Ra=2,0 мкм |
Свариваемость |
Хорошая |
Базы |
Центровочные отверстия |
Габаритные размеры, мм |
348´277 |
Вес детали, кг |
10.2 |
Стоимость, руб |
1640 |
2.2 Условия работы детали
Условия работы детали характеризуются родом и видом трения, характером нагрузки, агрессивностью среды и рассмотрены в таблице 2.
Конструктивный элемент |
Род и вид трения |
Нагрузка |
Агрессивность среды |
1. Опорная шейка |
Трение скольжения, граничное |
Динамическая |
В масляной среде |
2.Резьба |
Трение скольжения, сухое |
Динамическая |
В масляной среде |
2.3 Технические требования на деффектацию и маршрут ремонта.
2.3.1 Технические требования на дифектацию и ремонт поворотной цапфы 130 3001014
Технические требования на дефе
Таблица 3 - Технические требования на дифектацию и ремонт поворотной цапфы 130 3001014
№ де фекта |
Возможный дефект |
Способ установлен. дефекта, средства контроля |
Размеры, мм |
Заключение | |
Номи- наль- ный |
Допустимый без рем. | ||||
- |
Обломы и Трещины на кулаке |
Осмотр, дефектоскопия |
− |
− |
Браковать
|
1 |
Износ конусных отверстий под рычаги |
Калибр конусный. Конусность 1:8. Малый диаметр конуса 35,0 |
Конусность 1:8 Малый диаметр конуса 35,0. Смещение малого торца калибра относительно торца детали не более 0,3 1,5 |
− |
Продолжение таблицы 3
№ де фекта |
Возможный дефект |
Способ установлен. дефекта, средства контроля |
Размеры, мм |
Заключение | |
Номи- наль- ный |
Допустимый без рем. | ||||
2 |
Повреждение резьбы под гайку |
Осмотр. Калибр-кольцо резьбовое М36´2-6д ГОСТ 18465-73
|
М36´2-6д |
- |
Калибровать. Наплавить в углекислом газе |
3 |
Износ шейки под наружный подшипник |
Скоба ГОСТ 2015-69. МК 25-50 ГОСТ8507-88 |
39.973 |
39,97 |
Железнить, хромировать |
4 |
Износ шейки под внутренний подшипник |
Скоба ГОСТ 2015-69. МК 50-75 ГОСТ 8507-88 |
55.12 |
54.96 |
Железнить, хромировать |
Продолжение таблицы 3
№ де фекта |
Возможный дефект |
Способ установлен. дефекта, средства контроля |
Размеры, мм |
Заключение | |
Номи- наль- ный |
Допустимый без рем. | ||||
5 |
Риски и задиры на поверхности кольца под сальник |
Визуальный осмотр. Скоба ГОСТ 2015-69 |
- |
- |
Обработать для устранения дефекта. Если после обработки кольцо выйдет за РР, следует заменить кольцо |
6 |
Износ шейки под сальник |
Скоба ГОСТ 2015-69, МК 100-125 ГОСТ 8507-88 |
111,5-0.46 |
- |
До РР. Замена кольца |
7 |
Износ отверстий под втулки шкворня: Размера по рабочему чертежу 1 Рем. разм. 2 Рем. разм |
Пробки ГОСТ 2015-69
41,06
41,31 41,56 |
41+0.05
41,25+0.05 41,50+0.05 |
41,06
41,31 41,56 |
Поставить втулки ремонтного размера |
2.3.2 Анализ дефектов, маршрут ремонта
Если маршрут технологического процесса будет содержать сварку или наплавку то маршруту присваивается 1ая категория, чисто механическому технологическому процессу присваивается 2ая категория и т.д.
Анализ дефектов приводиться в таблице 4.
Дефекты |
Рекомендации по устранению | ||
обозначение |
Вид и характеристика дефекта |
Причина возникновения | |
Дефект-2 |
Износ, срыв резьбы |
Действие сил трения, трение скольжения, динамическая нагрузка |
Калибровать, наплавить в углекислом газе |
Дефект-4 |
Износ шейки под внутренний подшипник |
Усталостное изнашивание от нагрузок |
Железнить, хромировать |
2.4 Выбор способа ремонта
Выбор и обоснование способа ремонта основаны на последовательном применении 4ех критериев.
2.4.1
Выбор способа ремонта по
Выбор способов ремонта по критерию применимости рассматривается в таблице 5.
Таблица 5 - Выбор способов ремонта по критерию применимости.
Характеристики ремонтируемых поверхностей |
Применимые способы восстановления | |
1) Материал детали |
Сталь 40Х ГОСТ4543-71 |
Все известные способы ремонта |
2) Вид
и размер ремонтируемых Дефект 2
Дефект 4
|
Резьба М 36х2-6g
Шейка под внутренний подшипник ф 55 мм |
НСФ, ВДН, НУГ
НСФ, ВДН, НУГ |
3) Твердость: Дефект 2 Дефект 4 |
НВ 241…285 НВ 241…285 |
НСФ, ВДН, НУГ НСФ, ВДН, НУГ |
4)Вид и характер дефекта: Дефект 2
Дефект 4
|
Повреждение более двух ниток. Износ посадочной поверхности |
НСФ, ВДН, НУГ
НСФ, ВДН, НУГ |
5) Условия работы: Дефект 2
Дефект 4 |
Момент затяжки
Работа под нагрузкой с граничащим трением. |
НСФ, ВДН, НУГ
НСФ, ВДН, НУГ |
2.4.2 По критериям долговечности и экономичности (Кд и Сву) определяется стоимость восстановления. Выбору подлежит тот способ ремонта, который удовлетворяет наиболее высоким значением Кд.
Критерий долговечности определяет работоспособность, восстанавливаем детали, и оценивается при помощи коэффициента долговечности. Этим показателем характеризуется способ ремонта с точки зрения последующего межремонтного пробега детали, этот критерий назначается для каждого способа ремонта определенного в критерии применимости и выбирается из таблицы 5.
Таблица 5 - Критерий долговечности и экономичности
Основные показатели |
Э Д С |
Г Р С |
А Д С |
Н С Ф |
В Д Н |
Н У Г |
М |
Х |
Ж |
Д |
РР |
Д |
СМ |
Коэффициент Долговечности Кд |
0,42 |
0,49 |
0,49 |
0,79 |
0,62 |
0,63 |
0,75 |
1.72 |
0.58 |
0,9 |
0,95 |
0,9 |
0,3 |
Удельная стоимость восстановления Сву (Руб. ∕ дм2) |
97.5 |
117 |
91.4 |
48.7 |
52 |
45.5 |
50 |
88.5 |
90.2 |
58.8 |
27.2 |
24.2 |
38 |
Для
расчета ориентировочной
Для
расчета ориентировочной
1) Sпосад.пов.=2*П*R* L=2*3.14*55*45 =15543 мм 2=0,0155 м2
2)Sрезьбы=2*П*R* L=2*3.14*36*40 =9043мм 2=0,009м 2
Решение, каким способом устранять дефект принимается по технико-экономическому критерию, который связывает долговечность детали с экономикой ее восстановления и выражается зависимостью:
Сво≤Сву*S; Cво=Сн*Кд
Где: Сво - ориентировочная стоимость восстановления
Сву - удельная стоимость восстановления
Сн - стоимость новой детали
Кд - коэффициент долговечности