Секреты производства НОУ ХАУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Актуальность темы в данный период времени в России очень велика, так как затрагивает особенности правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием результатов творческой деятельности.
Для выполнения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- определить понятие «ноу-хау», субъекты;
- рассмотреть их особенности права и их обязанности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….………….3
Секрет производства «НОУ-ХАУ»………………………………………..…5
Подразделение информации на коммерческую тайну и не
являющейся таковой………………………………………………………….6
Основы правовой охраны……………………………………………….........8
Основные аспекты владения информации о секрете производства…....9
Секреты производства как объект интеллектуальной
собственности. Договорные отношения…………………..…………….....11
Заключение ……………………………………………………………………….….17
Список литературы……………………………………………………………........19

Файлы: 1 файл

Секрет производства НОУХАУ.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………….3

  1. Секрет производства «НОУ-ХАУ»………………………………………..…5
  2. Подразделение информации на коммерческую тайну и не

являющейся таковой………………………………………………………….6

  1. Основы правовой охраны……………………………………………….........8
  2. Основные аспекты владения информации о  секрете производства…....9
  3. Секреты производства как объект интеллектуальной

собственности. Договорные отношения…………………..…………….....11

Заключение  ……………………………………………………………………….….17

Список литературы……………………………………………………………........19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе, хотелось бы рассмотреть понятие «ноу-хау», с позиции его применения, роли и значения в условиях становления  рыночной экономики в России.

Одним из нетрадиционных объектов являются промышленные секреты - “ноу-хау” (в пер. с английского “знать как”). Необходимость изучения особенностей ноу-хау обусловлена широкой распространенностью таких объектов и договоров об их передаче. Зачастую работодатель не осуществляет патентование созданных работником новшеств, а предпочитает сохранить их в секрете, чтобы избежать длительной процедуры патентования, раскрытия новшества и риска неполучения патента.

Актуальность темы в данный период времени в России очень велика, так как затрагивает особенности правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием результатов творческой деятельности.

Для выполнения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

- определить понятие  «ноу-хау», субъекты;

- рассмотреть их особенности  права и их обязанности;

- проанализировать возникновение,  прекращение и переход права  в Р.Ф. на современном этапе.

Предметом «ноу-хау» является изучение его на предприятиях. Став предметом комплексных сделок, «ноу-хау» оказались объектом граждански-правовых отношений.

Объектом секрета «ноу-хау» является коммерческая тайна. На него не существует исключительных прав, поскольку приобретается сама идея «НОУ-ХАУ»

В большинстве случаев  объекты ноу-хау - это технические  или организационные решения, на которые в силу тех или иных причин, правообладатель не получает патент. Причины этого могут быть различны, в том числе и необходимость раскрыть информацию о патенте после регистрации. Так, например, компания Coca-Cola уже более 100 лет охраняет способ производства напитка с помощью именно ноу-хау.

Субъект права на «ноу-хау» - это права на данные объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             1. Секрет производства «НОУ-ХАУ»

Ноу-хау, как термин, появился в США и в переводе с английского означает «знать, как» - разговорное сокращение от словосочетания «знать, как делать».

Отнесение секрета производства (ноу-хау) к объектам права интеллектуальной собственности является новеллой отечественного законодательства. Ранее в качестве такового рассматривалась коммерческая тайна. В законодательстве зарубежных государств, помимо терминов "секрет производства" и "ноу-хау", используются схожие понятия, такие как "торговый секрет" (trade secret), "конфиденциальная информация", "закрытая информация" и т.п.

Федеральным законом "О  введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" в Федеральный закон "О коммерческой тайне" внесены изменения, вступающие в силу одновременно с четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанными изменениями коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Таким образом, секрет производства и коммерческая тайна неразрывно связаны между собой, однако их содержание не идентично. Секрет производства - это  разновидность информации, а коммерческая тайна - это особый режим такой  информации, позволяющей ее обладателю получать коммерческую выгоду. Такой подход снял ранее содержащиеся в законодательстве противоречие, когда в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации под коммерческой тайной понималась особая разновидность информации, а в Федеральном законе "О коммерческой тайне" - режим конфиденциальности информации, при этом в названном законе термин "коммерческая тайна" применялся и в отношении информации.

 

2. Подразделение  информации на коммерческую тайну  и не являющейся таковой

Признаками секрета производства являются:

1) Информация имеет  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу  неизвестности ее третьим лицам.  Информация, составляющая секрет  производства, не должна быть  общеизвестна (хотя ею могут владеть  и иные лица). Так, например, не может составлять секрет производства программа телепередач, публикуемая тем или иным средством массовой информации1. Информация должна иметь именно коммерческую (а не личную или научную, например) ценность.

2) К информации нет  свободного доступа на законном основании. При этом к секретам производства могут иметь доступ отдельные лица (сотрудники налоговых и антимонопольных органов, аудиторы, контрагенты по договорам коммерческой концессии и т.п.). В таких случаях под доступом к секретам производства понимается ознакомление определенных лиц с указанной информацией с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. Однако информация не должна быть общедоступна.

3) В отношении информации правообладателем введен режим коммерческой тайны.

При этом в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о  защите информации" информация - это  сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Секретом производства не может являться информация, в отношении которой не может быть установлен режим коммерческой тайны, а именно в отношении сведений:

1) содержащихся в учредительных  документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения  записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление  предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества  государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей  среды, состоянии противопожарной  безопасности, санитарно-эпидемиологической  и радиационной обстановке, безопасности  пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о  составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности  работодателей по выплате заработной  платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства  Российской Федерации и фактах  привлечения к ответственности  за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов  или аукционов по приватизации  объектов государственной или  муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия  которых или недопустимость ограничения  доступа к которым установлена  иными федеральными законами.2

К понятию "секрет производства" примыкает ряд смежных понятий, таких как "налоговая тайна", "аудиторская тайна" и т.п. Указанные разновидности информации являются служебной или профессиональной тайной. При этом секрет производства, предоставленный правообладателем налоговым и другим государственным органам, аудиторам в связи с исполнением последними своих профессиональных обязанностей разглашению не подлежит и получает статус соответствующей служебной (профессиональной) тайны.

 

3. Основы правовой охраны

Секреты производства охраняются и на международно-правовом уровне. В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) "в процессе обеспечения эффективной охраны от недобросовестной конкуренции, как это предусмотрено в статье 10-bis Парижской конвенции, страны-члены охраняют закрытую информацию". Согласно пункту 2 статьи 39 Соглашения ТРИПС лицо может препятствовать раскрытию, получению или использованию правомерно находящейся под его контролем информации способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии, что такая информация:

  • является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не относится к общеизвестной или легко доступной лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией;
  • ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность;
  • является объектом надлежащих в данных обстоятельствах действий, направленных на сохранение ее секретности, со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию.

Исключительное право на использования секрета производства, включая продажу такого секрета, принадлежит его обладателю. При этом субъектом права на секрет производства могут быть лишь лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Данный вывод можно сделать из системного толкования положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О коммерческой тайне".

Статья 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что признаком информации, признанной секретом производства, является ее коммерческая ценность. При этом в отношении такой информации должен быть введен режим коммерческой тайны. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О коммерческой тайне" коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким образом, секрет производства как разновидность информации может касаться только предпринимательской деятельности.

 

4. Основные  аспекты владения информации

о секрете производства

Обладатель секрета производства - лицо, которое владеет информацией, составляющей секрет производства, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

Таким образом, обладателями секрета производства могут выступать  юридические лица - коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели, а также юридические лица - некоммерческие организации, если дело касается сведений, относящихся к разрешенной им предпринимательской деятельности.

Правообладатель вправе использовать секрет производства по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства, кроме того, может распоряжаться исключительным правом на секрет производства. Под распоряжением исключительным правом на секрет производства следует понимать как передача права по договорам, указанных в статьях 1468 и 1469 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также по договору коммерческой концессии, так и, например, разглашение правообладателем сведений, составляющих секрет производства, что влечет прекращение исключительного права.

В отношении секрета  производства Гражданским кодексом Российской Федерации установлен уникальный правовой режим, в соответствии с  которым исключительные права на секрет производства могут иметь  одновременно несколько лиц, ставших добросовестно и независимо от других правообладателей обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства.

Специфической чертой секрета производства является неограниченность срока его  охраны. Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая его образует - сохраняется конфиденциальность соответствующих сведений, а также имеются предусмотренные законом условия его охраны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Для прекращения исключительного  права на секрет производства не имеет  значения правомерность действий, в  результате которых конфиденциальность сведений, составляющих содержание секрета  производства, была утрачена. При этом исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.

Информация о работе Секреты производства НОУ ХАУ