Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:42, курсовая работа
Общая площадь лесов Свердловской области 15,7 млн. га, покрытая лесом 12,7 млн. га с запасом древесины 1,7 млрд. м3. Лесистость составляет 65,4 % . Основная доля 55% от лесопокрытой площади и около 60 % по запасу принадлежит хвойным лесам, из них светлохвойным - 27, темнохвойным - 30, мягколиственным - около 40 % . Распределение по группам лесов следующее: 1 группа - 23% , 2-я - 55 % , 3-я - 22 %. Горные леса занимают 29,6%. По площади доля хвойных составляет 62 % - 1075 млн. м3, в т. ч.: сосны - 37,8, ели и пихты - 18, кедра - 5, лиственницы - менее 1 %. Средняя полнота древостоев - 0,68, средний класс бонитета - III,4, в т. ч. по хвойным породам III,7, по лиственным II,9.
Работы по отграничению площадей лесосек включают: прорубку визиров, постановку столбов на углах лесосек, отграничение в их пределах не эксплуатационных участков и таксационных выделов, а также номер линий, измерение углов между ними и привязку к квартальным просекам, таксационным визирам и другим постоянным ориентирам.
2.3. Подготовительные работы по площади делянок
До начала лесосечных работ необходимо произвести разбивку лесосек на делянки, разметку в натуре магистральных волоков, погрузочных пунктов, дорог, производственных и бытовых площадок и других технологических элементов. При этом нужно учитывать наличие на лесосеке подроста и тонкомера и принять меры по их сохранности. Исключается прокладка волоков по постоянным и временным водотокам. Для размещения погрузочных площадок и других производственных и бытовых площадок должны быть использованы в первую очередь поляны, прогалины, дороги и т.п.
Производится разбивка на пасеки с помощью визиров. Отводится защитная полоса с открытой границей шириной 25-30 метров. Прокладывается волок, его границы отмечаются метками на деревьях.
2.4. Выбор схемы транспортного освоения лесосеки
Основными задачами, решаемыми при выборе схемы-разработки делянки, являются размещение погрузочных пунктов и их положение относительно лесовозного уса, параметры пасек и их взаимное расположение, а также размещение трелевочных волоков. Лесовозный ус проходит посередине делянки (II и III группы лесов), а также вдоль ее сторон (I и III группы). Положение погрузочных пунктов зависит от типа лесовозного транспорта (вида вывозимой древесины), способа трелевки и среднего расстояния трелевки.
При вывозке сортиментов погрузочные пункты устраиваются на середине делянки с целью сокращения среднего расстояния трелевки или в ее начале, что позволяет освоить лесосеку с меньшим объемом строительства лесовозных усов.
При использовании агрегатных машин разработка делянки может вестись и по другим схемам: кругу, лентами, параллельными усу и по комбинированным схемам.
2.5. Разработка трасс и строительство лесовозных усов
До начала разработки на лесосеку подводится ус лесовозной дороги. Для его прокладки выполняют упрощенное изыскание местности. Трассирование уса должно быть увязано с принятой технологией разработки лесосек.
Для прокладки уса разрабатывается полоса шириной 6 - 8 м. Все остальные деревья вдоль лесовозного уса на расстоянии 25 м в обе стороны убирают до начала его строительства. Тип уса выбирается в зависимости от почвенно-грунтовых условий. Протяженность лесовозных усов зависит от принятого расстояния трелевки и размещения лесосечного фонда, отведенного в рубку на расчетный год. Усы строят дорожно-строительные бригады под руководством мастера.
2.6. Подготовка погрузочных площадок.
Места под погрузочные площадки выбирают по требованиям:
- уклон площадки не должен превышать 15‰, а сам путь должен быть по возможности прямолинейным;
- под погрузочную
площадку желательно
- размер погрузочной
площадки должен быть
Места для погрузочных площадок устраивают в соответствии с техкартой, одновременно с разрубкой просеки для дороги.
Подготовка погрузочных площадок заключается в следующих работах:
- расчистка площадки от валежника, кустарника, валунов, спиливают пни заподлицо с землей;
- разрубка зон
безопасности и укладка
2.7. Затраты труда на
проведение подготовительных
Трудовые затраты на проведение подготовительных работ зависят от ряда факторов: почвенно-грунтовых условий, рельефа лесосек, степени их захламленности, принятого технологического процесса, применяемых на лесосечных работах типов механизмов и т.д. Величину трудозатрат на проведение подготовительных работ можно определить по формуле:
Где Q - годовой объем вывозки леса, м3;
М - средний запас на 1га, м3;
А - трудозатраты на подготовку 1га лесосеки к рубке (уборку опасных деревьев, разметку пасек и волоков) одним рабочим, А = 0,5 – 1,5 чел.-дн.;
В - трудозатраты на подготовку одного погрузочного пункта или верхнего склада одним рабочим, В = 0,1 – 2 чел.-дн.;
S - площадь лесосеки, примыкающая к одному погрузочному пункту, S= 5 – 8 га;
С - трудозатраты на строительство 1 км лесовозного уса одним рабочим, для лежневого покрытия С = 200 – 250 дн., для снежных и грунтовых усов на плотном основании С = 10 – 5 дн.;
К - коэффициент, учитывающий наличие неэксплуатационных площадей (вырубки, болота, гари и т.д.), К = 1 – 1,2;
b - ширина лесосеки, осваиваемая с одного лесовозного уса, км.
2.8. Организация подготовительных работ
Подготовительные работы на лесосеке проводят для того, чтобы создать необходимые условия для безопасной и высокопроизводительной работы на основных лесосечных работах. Прежде чем начать лесосечные работы, необходимо произвести разбивку лесосек на делянки, разметку в натуре магистральных волоков, погрузочных пунктов, дорог, производственных и бытовых площадок и других технологических элементов. При этом необходимо учитывать на лесосеке наличие подроста и тонкомера и принять меры по их сохранности. Исключается прокладка волоков по постоянным и временным водотокам. Для размещения погрузочных площадок и других производственных и бытовых площадок должны быть использованы в первую очередь поляны, прогалины, дороги и т.п.
Разбивку лесосеки на делянки и пасеки и наметку трелевочных волоков производит обычно мастер лесозаготовок совместно с бригадирами комплексных бригад или бригадиром подготовительной бригады в соответствии с технологической картой на разработку лесосеки.
Прокладка волоков должна происходить с максимальным использованием промежутков между оставляемыми деревьями и вырубкой при этом минимального количества деревьев. Ширина волока должна быть не более 5м. Длина пасечных волоков в летний период до 250м в лесах I и II группы, и 300м в лесах III группы. В зимний период - до 300м.
При проведении лесосечных работ в летний период в группах типов леса с влажными и переувлажненными почвами или со свежими суглинистыми почвами, трелевка древесины допускается только по волокам, укрепленным порубочными остатками.
Подготовка обслуживающих производств включает устройство мест для стоянки тракторов и хранения оборудования, установку помещения для обогрева рабочих, средств связи и осветительных приборов.
3. Технология лесосечных работ
3.1. Описание выполняемых операций и выбор оборудования для их выполнения в зависимости от системы рубок
Характеристика операций лесосечных работ:
Валка – процесс спиливания (срезания) и сталкивания деревьев на землю, в приемное устройство машин или укладки их в пакеты.
Валка деревьев может выполняться без корней и с корнями. При валке без корней дерево отделяют от корней с оставлением пня определенной высоты, на уровне земли и ниже уровня земли. При валке с корнями дерево отделяется от земли вместе с частью корневой системы. В зависимости от применяемого оборудования различают механизированную валку ручным механизированным инструментом и машинную многооперационными и специализированными машинами.
Технологический процесс работы вальщика состоит из нескольких операций:
- осмотр дерева;
- подготовка рабочего места;
- подпил;
- срезание и сталкивание дерева с пня в заданном направлении;
- переход к следующему дереву.
Трелевкой леса называют процесс перемещения деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки до места их погрузки на подвижной состав лесовозного транспорта.
Процесс очистки деревьев от сучьев заключается в отделении сучьев от ствола, а также в сборе их для последующего использования, оставлении на месте или сжигания.
Раскряжевка представляет собой процесс разделения хлыстов на долготье и готовые сортименты, соответствующие требованиям ГОСТа на лесопродукцию.
Погрузка леса представляет собой процесс захвата, перемещения и укладки на подвижной состав деревьев, хлыстов или сортиментов.
Формирование системы машин для каждой группы лесов.
Для I группы леса выбрана следующая система машин. Для выполнения механизированной валки деревьев в насаждениях со средним объемом хлыста 0,45 м3 применяем бензомоторную пилу МП-5 "Урал–2М" . Трактор ТТ-4Мприменяем для трелёвки . Очистку деревьев от сучьев выполняем б/п «Тайга-214». Раскряжевываем хлысты б/п МП-5 "Урал–2М". Погрузку выполняем автопоездом с манипулятором.
Для II группы леса – следующая система машин. Для выполнения механизированной валки деревьев в насаждениях со средним объемом хлыста 0,35м3 применяем бензомоторную пилу МП-5 "Урал–2М" . Трактор ТТ-4М применяем для трелёвки . Очистку деревьев от сучьев выполняем : ЛО – 120. Погрузку выполняем автопоездом с манипулятором.
Для III группы леса выбрана следующая система машин. Валочно-пакетирующая машина ЛП–19, монтируемая на уширенном шасси трелевочного трактора ТТ–4М применяется для валки. Гусеничный трактор ЛТ-154 применяем для трелевки деревьев. Очистку деревьев от сучьев выполняем ЛП-33, погрузку осуществляем челюстным погрузчиком ЛТ–65Б.
Техническая характеристика бензомоторной пилы МП-5 «Урал-2».
Рабочий объем цилиндра, см3 |
109 |
Степень сжатия |
7 |
Мощность двигателя, кВт |
3,5 |
Длина пильной шины, мм |
450 |
Скорость пильной цепи, м/с |
11 |
Масса, кг |
11,6 |
Производительность, см2/с |
100 |
Техническая характеристика трактора ТТ-4М с канатно–чокерным
Мощность двигателя, кВт |
96,0 |
Допустимая нагрузка на коник, |
6,0 |
Скорость движения, м/с |
0,65...0,83 |
Максимальное тяговое усилие лебедки, кН |
120,0 |
Дорожный просвет, м |
0,53 |
Эксплуатационная масса, т |
13,4 |
Техническая характеристика бензиномоторной пилы МП-5 «Урал-2».
Мощность двигателя, кВт |
2,6 |
Рабочий объем цилиндра, см² |
75 |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, 1/мин |
7000 |
Скорость пильной цепи, м/с |
15,0 |
Производительность чистого пиления, см²/с |
50...70 |
Расход топлива, г/кВт * ч |
610 |
Вместимость баков, л : топливного |
0,8 |
|
0,30 |
Рабочая длина пильной шины, м |
0,38 |
Масса пиды (сухая), кг |
8,8 |
Техническая характеристика трехмодульного процессора ЛО-120
Базовая машина |
ЛП-30Б |
Тяговое усилие механизма протаскивания, кН |
30 |
Скорость протаскивания, м/с |
2,0 |
Диаметр обрабатываемого дерева, м: |
|
наибольший |
0,48 |
наименьший |
0,06 |
Диаметр срезаемых сучьев, м |
0,15 |
Механизм пиления |
Цепной |
Тип системы отмера длин |
Упоры |
Число длин выпиливаемых сортиментов без переналадки |
2 |
Габаритные размеры в транспортном положении, мм: |
|
длина |
11500 |
ширина |
3200 |
высота |
3600 |
Масса машины, т |
31,1 |
Техническая характеристика валочно-пакетирующей машины ЛП–19.
Подъемная сила на максимальном вылете стрелы, даН |
3200 |
Вылет стрелы, м |
8 |
Максимальный диаметр пропила, см |
90 |
Скорость резания, м/с |
16 |
Скорость перемещения машины, км/ч |
2,2 |
Угловая скорость поворота платформы, рад/с |
0,63 |
Производительность пиления, см2/с |
400 |
Масса, кг |
2440 |