Технология лесосечных работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Общая площадь лесов Свердловской области 15,7 млн. га, покрытая лесом 12,7 млн. га с запасом древесины 1,7 млрд. м3. Лесистость составляет 65,4 % . Основная доля 55% от лесопокрытой площади и около 60 % по запасу принадлежит хвойным лесам, из них светлохвойным - 27, темнохвойным - 30, мягколиственным - около 40 % . Распределение по группам лесов следующее: 1 группа - 23% , 2-я - 55 % , 3-я - 22 %. Горные леса занимают 29,6%. По площади доля хвойных составляет 62 % - 1075 млн. м3, в т. ч.: сосны - 37,8, ели и пихты - 18, кедра - 5, лиственницы - менее 1 %. Средняя полнота древостоев - 0,68, средний класс бонитета - III,4, в т. ч. по хвойным породам III,7, по лиственным II,9.

Файлы: 1 файл

курсовая по герцу.docx

— 124.14 Кб (Скачать файл)

Работы по отграничению площадей лесосек включают: прорубку визиров, постановку столбов на углах лесосек, отграничение в их пределах не эксплуатационных участков и таксационных выделов, а также номер линий, измерение углов между ними и привязку к квартальным просекам, таксационным визирам и другим постоянным ориентирам.

 

2.3.  Подготовительные  работы по площади делянок

 

До начала лесосечных работ  необходимо произвести разбивку лесосек  на делянки, разметку в натуре магистральных  волоков, погрузочных пунктов, дорог, производственных и бытовых площадок и других технологических элементов. При этом нужно учитывать наличие  на лесосеке подроста и тонкомера  и принять меры по их сохранности. Исключается прокладка волоков  по постоянным и временным водотокам. Для размещения погрузочных площадок и других производственных и бытовых площадок должны быть использованы в первую очередь поляны, прогалины, дороги и т.п.

Производится разбивка на пасеки с помощью визиров. Отводится  защитная полоса с открытой границей шириной 25-30 метров. Прокладывается волок, его границы отмечаются метками на деревьях.

 

2.4.  Выбор схемы транспортного  освоения лесосеки

 

Основными задачами, решаемыми  при выборе схемы-разработки делянки, являются размещение погрузочных пунктов и их положение относительно лесовозного уса, параметры пасек и их взаимное расположение, а также размещение трелевочных волоков. Лесовозный ус проходит посередине делянки (II и III группы лесов), а также вдоль ее сторон (I и III группы). Положение погрузочных пунктов зависит от типа лесовозного транспорта (вида вывозимой древесины), способа трелевки и среднего расстояния трелевки.

При вывозке сортиментов  погрузочные пункты устраиваются на середине делянки с целью сокращения среднего расстояния трелевки или в ее начале, что позволяет освоить лесосеку с меньшим объемом строительства лесовозных усов.

При использовании агрегатных машин разработка делянки может  вестись и по другим схемам: кругу, лентами, параллельными усу и  по комбинированным схемам.

 

2.5. Разработка трасс и  строительство лесовозных усов

 

До начала разработки на лесосеку подводится ус лесовозной дороги. Для его прокладки выполняют упрощенное изыскание местности. Трассирование уса должно быть увязано с принятой технологией разработки лесосек.

Для прокладки уса разрабатывается  полоса шириной 6 - 8 м. Все остальные деревья вдоль лесовозного уса на расстоянии 25 м в обе стороны убирают до начала его строительства. Тип уса выбирается в зависимости от почвенно-грунтовых условий. Протяженность лесовозных усов зависит от принятого расстояния трелевки и размещения лесосечного фонда, отведенного в рубку на расчетный год. Усы строят дорожно-строительные бригады под руководством мастера.

 

2.6. Подготовка погрузочных  площадок.

 

Места под погрузочные  площадки выбирают по требованиям:

-    уклон площадки  не должен превышать 15‰, а  сам путь должен быть по  возможности прямолинейным;

-    под погрузочную  площадку желательно использовать  территорию, имеющую редину, прогалину, без подроста основной породы;

-    размер погрузочной  площадки должен быть достаточным  для размещения 6-8 сменного запаса леса, заготовленного бригадой.

Места для погрузочных  площадок устраивают в соответствии с техкартой, одновременно с разрубкой просеки для дороги.

Подготовка погрузочных  площадок заключается в следующих  работах:

-    расчистка площадки  от валежника, кустарника, валунов,  спиливают пни заподлицо с  землей;

-    разрубка зон  безопасности и укладка хлыстов  в качестве лежней.

 

2.7. Затраты труда на  проведение подготовительных работ

 

Трудовые затраты на проведение подготовительных работ зависят  от ряда факторов: почвенно-грунтовых  условий, рельефа лесосек, степени  их захламленности, принятого технологического процесса, применяемых на лесосечных работах типов механизмов и т.д. Величину трудозатрат на проведение подготовительных работ можно определить по формуле:

Где Q - годовой объем вывозки леса, м3;

М - средний запас на 1га, м3;

А - трудозатраты на подготовку 1га лесосеки к рубке (уборку опасных деревьев, разметку   пасек   и   волоков) одним рабочим, А = 0,5 – 1,5 чел.-дн.;

В - трудозатраты на подготовку одного погрузочного пункта или верхнего склада одним рабочим, В = 0,1 – 2 чел.-дн.;

S - площадь лесосеки, примыкающая к одному погрузочному пункту, S= 5 – 8 га;

С - трудозатраты на строительство 1 км лесовозного уса одним рабочим, для лежневого покрытия С = 200 – 250 дн., для снежных и грунтовых усов на плотном основании С = 10 – 5 дн.;

К - коэффициент, учитывающий наличие неэксплуатационных площадей (вырубки, болота, гари и т.д.), К = 1 – 1,2;

b - ширина лесосеки, осваиваемая с одного лесовозного уса, км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2.8. Организация подготовительных работ

 

Подготовительные работы на лесосеке проводят для того, чтобы  создать необходимые условия  для безопасной и высокопроизводительной работы на основных лесосечных работах. Прежде чем начать лесосечные работы, необходимо произвести разбивку лесосек на делянки, разметку в натуре магистральных волоков, погрузочных пунктов, дорог, производственных и бытовых площадок и других технологических элементов. При этом необходимо учитывать на лесосеке наличие подроста и тонкомера и принять меры по их сохранности. Исключается прокладка волоков по постоянным и временным водотокам. Для размещения погрузочных площадок и других производственных и бытовых площадок должны быть использованы в первую очередь поляны, прогалины, дороги и т.п.

Разбивку лесосеки на делянки  и пасеки и наметку трелевочных  волоков производит обычно мастер лесозаготовок совместно с бригадирами комплексных бригад или бригадиром подготовительной бригады в соответствии с технологической картой на разработку лесосеки.

Прокладка волоков должна происходить с максимальным использованием промежутков между оставляемыми деревьями и вырубкой при этом минимального количества деревьев. Ширина волока должна быть не более 5м. Длина пасечных волоков в летний период до 250м в лесах I и II группы, и 300м в лесах III группы. В зимний период - до 300м.

При проведении лесосечных работ в летний период в группах  типов леса с влажными и переувлажненными почвами или со свежими суглинистыми почвами, трелевка древесины допускается только по волокам, укрепленным порубочными остатками.

Подготовка обслуживающих  производств включает устройство мест для стоянки тракторов и хранения оборудования, установку помещения для обогрева рабочих, средств связи и осветительных приборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  3. Технология лесосечных работ

 

3.1. Описание выполняемых  операций и выбор оборудования  для их выполнения в зависимости от системы рубок

 

Характеристика операций лесосечных работ:

Валка – процесс спиливания (срезания) и сталкивания деревьев на землю, в приемное устройство машин  или укладки их в пакеты.

Валка деревьев может выполняться  без корней и с корнями. При  валке без корней дерево отделяют от корней с оставлением пня определенной высоты, на уровне земли и ниже уровня земли. При валке с корнями  дерево отделяется от земли вместе с частью корневой системы. В зависимости  от применяемого оборудования различают механизированную валку ручным механизированным инструментом и машинную многооперационными и специализированными машинами.

Технологический процесс  работы вальщика состоит из нескольких операций:

-    осмотр дерева;

-    подготовка рабочего  места;

-    подпил;

-    срезание и  сталкивание дерева с пня в  заданном направлении;

-    переход к следующему  дереву.

Трелевкой леса называют процесс  перемещения деревьев, хлыстов или  сортиментов от места валки до места их погрузки на подвижной состав лесовозного транспорта.

Процесс очистки деревьев от сучьев заключается в отделении  сучьев от ствола, а также в сборе  их для последующего использования, оставлении на месте или сжигания.

Раскряжевка представляет собой  процесс разделения хлыстов на долготье и готовые сортименты, соответствующие требованиям ГОСТа на лесопродукцию.

Погрузка леса представляет собой процесс захвата, перемещения  и укладки на подвижной состав деревьев, хлыстов или сортиментов.

Формирование системы  машин для каждой группы лесов.

 

Для I группы леса выбрана следующая система машин. Для выполнения механизированной валки деревьев  в насаждениях со средним объемом хлыста 0,45 м3 применяем бензомоторную пилу МП-5 "Урал–2М" . Трактор ТТ-4Мприменяем для трелёвки .  Очистку деревьев от сучьев выполняем б/п «Тайга-214». Раскряжевываем хлысты б/п МП-5 "Урал–2М". Погрузку выполняем автопоездом с манипулятором.

Для II группы леса – следующая система машин. Для выполнения механизированной валки деревьев  в насаждениях со средним объемом хлыста 0,35м3 применяем бензомоторную пилу МП-5 "Урал–2М" . Трактор ТТ-4М применяем для трелёвки . Очистку деревьев от сучьев выполняем : ЛО – 120. Погрузку выполняем автопоездом с манипулятором.

 

Для III группы леса выбрана следующая система машин. Валочно-пакетирующая машина ЛП–19,  монтируемая на уширенном шасси трелевочного трактора ТТ–4М применяется для валки. Гусеничный трактор ЛТ-154 применяем для трелевки деревьев. Очистку деревьев от сучьев выполняем ЛП-33, погрузку осуществляем  челюстным погрузчиком ЛТ–65Б.

 

Техническая характеристика бензомоторной пилы МП-5 «Урал-2».

 

Рабочий объем цилиндра, см3

109

Степень сжатия

7

Мощность двигателя, кВт

3,5

Длина пильной шины, мм

450

Скорость пильной цепи, м/с

11

Масса, кг

11,6

Производительность, см2

100


 

Техническая характеристика трактора ТТ-4М с канатно–чокерным

                                             оборудованием.

 

Мощность двигателя, кВт

96,0

Допустимая нагрузка на коник,

6,0

Скорость движения, м/с

0,65...0,83

Максимальное тяговое  усилие лебедки, кН

120,0

Дорожный просвет, м

0,53

Эксплуатационная масса, т

13,4


 

Техническая характеристика бензиномоторной пилы МП-5 «Урал-2».

 

Мощность двигателя, кВт

2,6

Рабочий объем цилиндра, см²

75

Частота вращения коленчатого  вала двигателя, 1/мин

7000

Скорость пильной цепи, м/с

15,0

Производительность чистого  пиления, см²/с

50...70

Расход топлива, г/кВт * ч

610

Вместимость баков, л : топливного

0,8

                                       Для смазки

0,30

Рабочая длина пильной  шины, м

0,38

Масса пиды (сухая), кг

8,8


Техническая характеристика трехмодульного процессора ЛО-120

 

Базовая машина

ЛП-30Б

Тяговое усилие механизма  протаскивания, кН

30

Скорость протаскивания, м/с

2,0

Диаметр обрабатываемого  дерева, м:

 

наибольший

0,48

наименьший

0,06

Диаметр срезаемых сучьев, м

0,15

Механизм пиления

Цепной

Тип системы отмера длин

Упоры

Число длин выпиливаемых сортиментов без переналадки

2

Габаритные размеры в  транспортном положении, мм:

 

длина

11500

ширина

3200

высота

3600

Масса машины, т

31,1


 

Техническая характеристика валочно-пакетирующей машины ЛП–19.

 

Подъемная сила на максимальном вылете стрелы, даН

3200

Вылет стрелы, м

8

Максимальный диаметр  пропила, см

90

Скорость резания, м/с

16

Скорость перемещения  машины, км/ч

2,2

Угловая скорость поворота платформы, рад/с

0,63

Производительность пиления, см2

400

Масса, кг

2440

Информация о работе Технология лесосечных работ