Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:33, контрольная работа
Информационно-технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального прогресса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технических новшеств. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьезное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии.
Введение
Информационно-технологическая
Особую актуальность социальные технологии
приобретают в современной
Организаторы политических и экономических преобразований оказывались не всегда способны адекватно реагировать на негативные последствия проводимых экономических преобразований. Во многом это объясняется недооценкой социальных технологий в управленческой деятельности.
Между тем именно в управленческой
деятельности на всех уровнях нагляднее
всего проявляется
С утверждением в обществе такой отрасли деятельности, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть подготовки специалистов для ее организации и проведения. Это обстоятельство вызывает к жизни острую потребность технологизации социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематизации практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студенческой скамье.
Авторский коллектив Московского государственного социального университета предпринял попытку систематизировать основные положения курса технологии социальной работы, вытекающие из требований Государственного образовательного стандарта.
Учитывая новизну излагаемых положений,
авторский коллектив будет
Главное назначение социальных технологий -- регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.
Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Социальные технологии для различных областей социальной сферы -- медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания -- обладают своей спецификой.
Поэтому речь не может идти о какой-то универсальной технологии, а идет о множестве технологий, каждая из которых сообразуется с конкретной деятельностью, с целями, которые социальный работник поставил перед собой и которые он стремится достичь См.: Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982. С. 40..
Классификация социальных технологий
Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.
Типология как научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа, выполняет важную методологическую функцию. Основные логические формы, используемые типологией, -- тип, классификация, систематика.
Типология в социальной работе:
а) выступает формой научного обоснования
и программирования социальных технологий;
б) выполняет прогностическую
В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности.
Как правило, в качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации. В этом смысле классификация выявляет существенные сходства и различия между явлениями и имеет важное познавательное значение.
Для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.
Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.
Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:
-- степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);
-- масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);
-- сфера социализации
и жизнедеятельности людей (
-- степень зрелости социальных объектов;
-- инструментарий, способы
и средства воздействия,
-- область общественной
жизни: экономика, образование,
-- уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);
-- цель, реализуемая в результате применения данной технологии.
Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.
Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:
-- технологии поиска стратегии управления;
-- технологии социального
моделирования и
-- информационные технологии;
-- внедренческие технологии;
-- обучающие инновационные технологии;
-- технологии прошлого опыта.
Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:
-- глобальные технологий;
-- демографические;
-- экономические;
-- военные;
-- технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.
Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:
-- социально-экономические;
-- социально-политические;
-- социальные;
-- духовные.
Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем обусловлено многообразие социальных технологий?
2. Сущность и значение типологии.
3. По каким основаниям
возможна классификация
Виды:
В научной литературе выделяют различные
виды или типы социальных технологий.
Так, по степени новизны различают принципиально
новые (инновационные) и тра-диционные
(технологии прошлого опыта).
Разнообразные типы социальных технологий
можно выделить и в зависимости от характера
объекта технологического воздействия.
Когда он определяется управленческо-организационными
аспектами, то выделяют технологии поиска
стратегии управления, персонального
менеджмента, социального прогнозирования
и др.
С точки зрения масштабности, ряд исследователей
выделяют глобальные и территориальные
социальные технологии. Первые связаны
с решением общечеловеческих проблем,
с тенденциями мирового развития, с социальными
проблемами воздействия природы и общества
на человека. Региональные социальные
технологии имеют определен-ные территориальные
ограничения и отражают динамику процессов
региональной социальной жизни.
Как нам представляется, поиск более оптимальной
типологизации целесообразно вести не
в направлении выделения частных критериев,
а по пути усиления универсальности самой
классификации. В связи с этим, понимая
под социальным общественное, правомерно
выделить следующие основные виды социальных
технологий:
• правового обеспечения функционирования
общества;
• политические технологии административно-властного
регулирования;
• экономического функционирования общества,
развития собственности;
• информационного обеспечения по средствам
массовой информации, компьютерных сетей;
• духовно-культурного развития;
• обеспечения социального функционирования
общества.
Формы технологии социальной
работы.
Система общих технологий включает в себя
диагностику, профилактику, адаптацию,
реабилитацию, коррекцию, социальную терапию,
социальную экспертизу, прогнозирование,
проектирование, посредничество, консультирование,
социальное обеспечение, социальное страхование,
опеку и попечительство.
Технология социальной работы как
вид профессиональной деятельности
— это совокупность способов действий,
направленных на восстановление, сохранение
или улучшение социального
Методы воздействия:
- административный
- распорядительный
- социально – экономический
- социально- педагогический
- социально – психологический
- юридический
Метод – от греческого
– способ достижения какой либо
цели, решение конкретной задачи, выступает
как совокупность подходов, приемов,
операций практического или
Метод в соц работе выполняет двоякую
роль, выступая:
1. как способ познания и применения знаний,
выработных в науках, изуч различные аспекты
жизнедеятельности человека и его соц
практики
2. как определенное конкретное действие,
способствующее качественному изменению
существующего объекта (субъекта)
I. организационно –
распорядительные методы в соц работе
Система управления предполагает – управления
– цели, средства воздействия, методы
функции, принципы
Структура управления – кадры, техника
управления, организационно правовую
сторону
Процесс управления – органы управления,
материальную часть органов управления
Рционализация систем управления – внедрение,
достижение науки в управлении, обновление
кадров, совершенствование хоз системы
управления.
Как и лбая деятельность соц управление
вкл многочисленные средства, формы и
методы достижения поставленной цели,
которые составляют его инструментарий.
В управлении можно выделить 3 большие
группы: регламентирующие, распорядительные
и дисциплинарные методы.
1. Регламентирующие методы – это жесткий
тип воздействий. С их помощью создается
та или иная система организаций, определяет
задачи, права и ответственность структур
управления, устанавливаются определенные
правила, конкретные предписания к действию,
рамки поведения руководителей и подчиненных.
К этой группе относятся: регламентирование,
ориентация, организационные методы, инструктирование
и др.
Регламентирование представляет собой
разработку и применения положений, должностных
инструкций и других документов, регламентирующих
деятельность членов коллектива.
2. Распорядительные (административные)
методы используются для коррекции системы
и оперативного уточнения задач управления,
для совершенствования организации и
направлены на решение конкретных задач.
Выделяется 2 формы использования этих
методов – письменно-документальная и
устная. Воздействия как директивы указы,
постановления в письменно документальной
форме, а приказы, распоряжения и указания
в обеих.
Распорядительно воздействие методов
направлено прежде всего на устранение
возникающих трудностей, недостатков
в проф деятельности. Они предопределяют
объем предполагаемой работы, распределение
обязанностей по ее выполнению, а так же
сроки исполнения и предполагают систематической
контроль и проверку исполнения.
3. Дисциплинарные методы. В соц работе
когда приходится решать многочисленные
проблемы, реальное воздействие на людей
не мыслемо без соответ порядка и правил
дисциплины.
II. Психологические
методы в соц работе.
Основная задача, которую ставит перед
собой психология – это помощь человеку,
сделать жизнь более осмысленной, значимой,
развить жизненные силы, оказывать помощь
и поддержку нуждающимся не только формально
– организационно, но и личностно – осознанно,
инициативно.
Для этого в психологии используются различные
научные методы и их варианты
- наблюдения, внешнее, внутреннее, свободное,
стандартизированное, включенное.
- опрос, устный, письменный, свободный,
стандартизированный
- тест, тест – опросник, тест – задание,
проективный тест
- моделирование - математическое, логическое,
техническое, кибернетическое
- эксперимент – естественный, лабораторный
Эти методы и их варианты предназначены
для сбора и обработки первичной информации
с целью выявления фактов и получении
путем интерпретации выводов.
Психологические подходы к технологии
соц работы
- глубинная психология (психодинамическая
теория) психоанализ ( з. Фрейд), индивидуальный
(Адлер), аналитическая психология (Берн)
и др психологическая защита.
- бихевиористское (психология поведения)
сущность заключается в том что бы использовать
влияние окружения на поведение человека.
- когнитивная психология – это направление
интересов, как устроено сознание человека,
его система знаний которые являются как
бы аналогом вычислительной машины. Основной
доминантой, раскрыв суть когнитивной
психология яв схема.
- гуманистическое направление, основа
в том, что жизнь и судьба, действия человека
зависят от его внутреннего состояния,
а не окружения.
III. Педагогические
методы в соц работе.
1. Метод воспитания – это способы воздействия
на сознание, волю чуства, поведение людей
с целью выработки у них заданных качеств.
2. Метод убеждения – это значит разъеснять,
применяя эмоционально – словестное воздействие,
подчас опираясь на внутренние или привечая
к увещеванию, то есть сочетая просьбу
с разъяснением и внушением.
3. Метод побуждения. Главное здесь нацелить
человек на деятельность в соответ с его
интересами и потребностями.
4. Метод поощрение – стимулирование человеческой
деятельности, в поощрении отражается
положительная оценка деятельности индивида
5. Метод порицания – это реакция на нежелательную
деятельность и поведение.
IV. Юридические методы
или правовые
Их необходимо рассматривать в контексте
правовых основ управления, поскольку
содержание и границы применения административных
и экономических методов регламентируются
нормативными актами, которые юридически
закрепляют концепцию права и обязанности
субъектов управления возможности маневрированием
ресурсами.