Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:16, реферат
Основным элементом электрической станции, в котором происходит преобразование механической энергии первичного двигателя в электрическую энергию, является электрический генератор.
На современных электростанциях применяются почти исключительно трехфазные генераторы переменного тока. В зависимости от типа первичного двигателя они подразделяются на турбо- и гидрогенераторы. Турбогенераторы предназначены для непосредственного соединения с паровыми или газовыми турбинами и, так как особенностью этих турбин является их быстроходность, имеют высокую частоту вращения.
Рис. 1-7. Схема водородного охлаждения
турбогенератора серии ТВФ
Рис. 1-8. Сечение стержня статорной обмотки
ТГВ-200
Между ними уложены полые тонкостенные
трубки, также прямоугольного сечения,
по которым проходит охлаждающий газ.
Стенки трубок выполнены из нержавеющей
стали для уменьшения потерь на вихревые
токи и покрыты тонким слоем изоляции.
Для уменьшения гидравлического сопротивления
сечение каналов принято достаточно большим.
Стержни обмотки статора турбогенератора
ТТВ-300 имеют такую же конструкцию. Обмотки
ротора у этих машин охлаждаются по различным
схемам. У турбогенератора ТГВ-200 холодный
водород подается в полые проводники со
стороны лобовых частей, а нагретый— выходит
в центре ротора (рис. 1-9). У турбогенератора
ТГВ-300 лобовые и пазовые части проводников
охлаждаются раздельными потоками водорода.
Различны и схемы охлаждения сердечников:
сердечник статора турбогенератора ТГВ-200
охлаждается водородом, проходящим по
радиальным каналам со стороны спинки
в зазор. Сердечник статора турбогенератора
ТГВ-300 охлаждается по осевой схеме через
каналы, расположенные в спинке статора
и зубцах. Газоохладители турбогенератора
ТГВ-200 встроены в корпус со стороны турбины,
а ТГВ-300 — установлены в специальной камере
1, расположенной в нижней части корпуса
генератора. На рис. 1-10 представлена схема
вентиляции турбогенератора ТГВ-300.
В третью группу входят турбогенераторы
серии ТВВ мощностью 150, 200, 300, 500 и 800 МВт.
Обмотка статора этих машин имеет непосредственное
водяное охлаждение, а обмотка ротора
охлаждается водородом по схеме самовентиляции
с забором газа из зазора через отверстия
в пазовых клиньях и с возвращением нагретого
газа в зазор через другие отверстия.
Рис. 1-9. Схема охлаждения турбогенератора
ТГВ-200
Нагретый газ из зазора отсасывается вентиляторами,
установленными по торцам ротора, и нагнетается
через газоохладители в радиальные каналы
сердечника статора, а через них в зазор
(рис. 1-11). Схема самовентиляции роторов
турбогенераторов серий ТВФ и ТВВ приведена
на рис. 1-12. Вентиляционные каналы, образованные
.Рис, 1-10, Схема охлаждения турбогенератора
ТГВ-300
Рис. 1-11. Схема охлаждения турбогенераторов
серии ТВВ
вырезами в проводниках обмотки ротора,
идут диагонально поверхности ротора
к дну паза и обратно. Как видно из схемы
на рис. 1-12, а, система каналов выполнена
многоходовой и охлаждением охвачены
все проводники обмотки. Входные и выходные
отверстия в пазовых клиньях снабжены
дефлекторами такого профиля, при котором
при вращении ротора на входе водорода
создается напор, а на выходе — разрежение.
Рис. 1-12. Схема самовентиляции роторов
турбогенераторов серий ТВФ и
ТВВ; й — общая схема охлаждения;
б — элементарный путь охлаждающего
газа А^А, Б-*г-Б, В^В - разрезы паза
Рис. 1-13. Схема охлаждения генератора
ТГВ-500
Рис. 1-14. Сечение стержня статорной обмотки
турбогенераторов серии ТВВ с водяным
охлаждением
Четвертая
группа состоит из турбогенераторов
типа ТЕШ-300, у которых статор охлаждается
маслом, а ротор водой, и турбогенераторов
типа ТГВ-500 с непосредственным водяным
охлаждением статора и ротора.
Сердечник статора ТГВ-500 охлаждается
водородом, который нагнетается
в зазор и через него в радиальные
каналы сердечника вентиляторами, установленными
по обоим торцам вала. Нагретый водород
охлаждается в газоохладителях,
встроенных в корпус генератора. Подвод
дистиллята к обмотке ротора и слив осуществляются
через центральное отверстие в валу ротора.
На рис, 1-13 дана схема вентиляции турбогенератора
ТГВ-500. На рис. 1-14 показан разрез стержня
обмотки, охлаждаемой водой. Чередование
полых и сплошных элементарных проводников
объясняется необходимостью уменьшить
добавочные потери ог вихревых токов,
которые возникают в полых проводниках
из-за большой их высоты. В турбогенераторе
ТВМ-300 охлаждающей средой является трансформаторное
масло, которое прогоняется через осевые
каналы сердечника статора и полые проводники
обмотки статора масляными насосами. Сердечник
статора отделен от ротора изоляционным
цилиндром, размещенным в зазоре и герметично
закрепленным в торцевых щитах. Поверхность
ротора омывается воздухом, а его обмотка
имеет непосредственное водяное охлаждение.
Как указывалось, пожароопасность масла
и худшие по сравнению с водой теплоотводящие
свойства сдерживают применение масла
в качестве охлаждающей среды.
Представляет интерес система охлаждения
самого крупного генератора нашей страны
типа ТВВ-1200-2УЗ мощностью 1200 МВт.
Обмотки его статора выполнены с непосредственным
охлаждением дистиллированной водой,
а обмотки ротора и активной стали статора
— водородом, циркулирующим внутри газонепроницаемого
корпуса. Дистиллят в обмотке статора
циркулирует под напором насоса и охлаждается
в теплообменниках, расположенных вне
генератора. Водород циркулирует в генераторе
под действием вентиляторов, установленных
на валу ротора, а охлаждается в газоохладителях,
встроенных в корпус генератора. Циркуляция
воды в газоохладителях и теплообменниках
осуществляется насосами, установленными
вне генератора.
Газовый объем собранного генератора
равен 165 м3, давление водорода в
корпусе статора 0,5 МПа, а номинальная
температура холодного водорода +40 °С.
Расход дистиллята через обмотку статора
составляет 180 м3/ч.
Перспективной является система охлаждения
крупных турбогенераторов «три воды»
— система полностью с водяным охлаждением,
без заполнения генератора водородом,
примененная на турбогенераторе типа
ТЗВ-800-2УЗ мощностью 800 МВт, установленном
в 1980 году на Рязанской ГРЭС для опытной
эксплуатации.
Обмотки статора и ротора этого генератора
охлаждаются непосредственно водой, протекающей
по каналам медных трубчатых проводников.
Активная сталь сердечника статора охлаждается
взамен радиальных вентиляционных каналов
охладителями из силумина, запрессованными
между пакетами активной стали о залитыми
в них змеевиками из нержавеющей стали
для охлаждающей воды. Сталь ротора и газ
(азот), заполняющий герметизированный
корпус генератора при давлении, близком
к атмосферному, охлаждаются в основном
водоохлаждаемой демпферной обмоткой
ротора. Все конструктивные элементы:
нажимные плиты, пальцы и стяжные ребра
сердечника, концевые части и щиты, щеточная
траверса, щетки, их токоподводы и арматура
— охлаждаются также водой, и только контактные
кольца имеют воздушную вентиляцию.
Водяное охлаждение взамен водородно-водяного
приводит к снижению превышения температуры
обмоток на 30—50 °С и к уменьшению поперечного
сечения каналов для охлаждающего агента
в проводниках обмотки ротора в 1,5—2 раза,
что снижает потери в них на 15—20 %. Существенно
снижаются также потери на циркуляцию
охлаждающего агента. Уменьшение этих
потерь, а также объема машин с водяным
охлаждением позволяет достигнуть высоких
эксплуатационных показателей за счет
повышения линейной нагрузки, плотности
тока и индукции. Так, к. п. д. рязанской
машины оказался равным 98,86 %.
Рис. 1-15, Полюс ротора гидрогенератора
с непосредственным водяным охлаждением
обмотки возбуждения
Немаловажным преимуществом генераторов
с водяным охлаждением является значительное
понижение пожароопасности и исключение
взрывоопасности благодаря устранению
водорода.
Рис. 1-16. Полюс ротора гидрогенератора
с непосредственным воздушным охлаждением
обмотки возбуждения
Непосредственное охлаждение водой статора
и ротора гидрогенераторов в последнее
время тоже находит применение, так как
позволяет уменьшить габариты машин и
увеличить их предельную мощность. На
рис. 1-15 показан полюс ротора гидрогенератора
о непосредственным водяным охлаждением,
а на рис. 1-16 — непосредственное воздушное
охлаждение обмотки ротора гидрогенератора,
также более эффективное, чем косвенное
охлаждение.
Системы
возбуждения относятся к числу
наиболее ответственных элементов
генератора. Несмотря на то, что относительная
мощность возбудителей невелика и составляет
всего 0,4—0,6 % мощности генераторов, их
характеристики существенно влияют
как на устойчивость работы генераторов,
так и на устойчивость двигательной
нагрузки собственных нужд электростанции.
Последнее очень существенно
для обеспечения устойчивости технологического
режима мощных блочных станций.
Системы возбуждения должны отвечать
следующим общим требованиям: обеспечивать
надежное питание обмотки возбуждения
синхронного генератора в нормальных
и аварийных режимах; допускать регулирование
напряжения возбуждения в заданных пределах;
обеспечивать быстродействующее автоматическое
регулирование возбуждения с высокими
кратностями форсирования в аварийных
режимах; осуществлять быстрое развозбуждение
и в случае необходимости производить
гашение поля в аварийных режимах.
Быстродействие системы возбуждения определяется
кратностью форсирования = UBm/UB_H (отношение
максимального напряжения возбуждения
к его номинальному значению) и скоростью
нарастания напряжения возбудителя (с-1)
при форсировании
где
тх — время нарастания напряжения возбудителя
от номинального И в. и ДО значения {/„.
и + 0,632 (UBm — Рв.и). Возбудители современных
турбогенераторов имеют, не меньшее двукратного
номинального напряжения в секунду. Допустимая
длительность форсировочного режима с
предельным током возбуждения зависит
от системы охлаждения генератора и должна
быть не меньше 50 с при косвенной системе
охлаждения, 30 с при непосредственном
охлаждении ротора и косвенном охлаждении
статора, 20 с при непосредственном охлаждении
ротора и статора.
Системы возбуждения подразделяются на
электромашинные и вентильные. В электромашинной
системе возбуждения источником постоянного
тока является вспомогательный генератор
постоянного тока - возбудитель, непосредственно
связанный с валом главного синхронного
генератора или приводимый независимым
двигателем, синхронным или асинхронным.
В вентильной системе источником выпрямленного
тока являются ртутные или полупроводниковые
вентили, получающие питание от вспомогательного
или главного синхронного генератора.
В
зависимости от источника энергии,
используемого для возбуждения,
все системы разделяются на системы
независимого возбуждения и самовозбуждения.
Преимущественное применение нашли
схемы независимого возбуждения, в
которых используется механическая
энергия на валу возбуждаемой синхронной
машины. В этом случае возбудитель
не связан с сетью системы и
возбуждение может
При самовозбуждении используется энергия,
вырабатываемая возбуждаемой машиной
или получаемая из сети. В качестве возбудителя
используется генератор постоянного тока
или вентильные выпрямители (рис. 1-21).
До недавнего времени у генераторов всех
типов наибольшее распространение имела
электромашинная система возбуждения
с генератором постоянного тока, непосредственно
соединенным с валом основной машины.
Предельная мощность электромашинных
возбудителей при частоте вращения 3000
об/мин составляет 500 кВт. Этого достаточно
лишь для возбуждения турбогенераторов
с косвенным охлаждением мощностью до
150 МВт и турбогенераторов с непосредственным
охлаждением до 100 МВт. Уменьшение частоты
вращения до 750 об/мин позволяет повысить
предельную мощность возбудителей до
3 МВт, но требует редуктора, что снижает
надежность и увеличивает габариты машинного
зала. По этой причине электромашинная
система возбуждения с редуктором нашла
у нас применение лишь на нескольких турбогенераторах
мощностью 300 МВт (ТГВ-300 и ТВМ-300).
Электромашинные системы возбуждения
снабжаются автоматическим регулятором
в виде устройства компаундирования с
корректором напряжения, но быстродействие
их по сравнению с другими системами является
невысоким (кф = 2, постоянная времени возбудителя
Тв = 0,3ч-6,0 с). Поэтому такие системы могут
быть применены лишь для возбуждения турбогенераторов,
к которым не предъявляют повышенных требований
в отношении устойчивости.
В настоящее время электромашинные возбудители
применяют только на турбогенераторах
мощностью до 100 МВт, на гидрогенераторах
небольшой мощности и в качестве резервных
возбудителей, в том числе и для генераторов
с вентильными системами возбуждения.
Рис. 1-17. Электромашинная система возбуждения
с генератором постоянного тока: а — с
самовозбуждением возбудителя; б — с подвозбудителем
I — синхронный генератор; 2 — обмотка
возбуждения генератора; 3 — автомат гашения
поля; 4 — дугогасительная решетка; 5 —
возбудитель; 6 — обмотка возбуждения
возбудителя; 7 — подвозбудитель
Для генераторов больших мощностей применяются
вентильные системы возбуждения о неуправляемыми
(рис. 1-18) или управляемыми вентилями (см.
рис. 1-19).
Полупроводниковая система возбуждения
с высокочастотным возбудителем является
основной для турбогенераторов серии
ТВВ мощностью 165, 200, -300 и 500 МВт. Высокочастотный
возбудитель представляет собой сильно
компаундированную индукторную машину,
возбуждение которой определяется в основном
обмоткой: самовозбуждения, включенной
последовательно с обмоткой ротора генератора.
Рис. 1-18. Высокочастотная система возбуждения
с неуправляемыми полупроводниковыми
выпрямителями 1 — синхронный генератор;
2 — обмотка возбуждения генератора (ОВГ);
3 — автомат гашения поля (АГП); 4 — выпрямительное
устройство; 5 — высокочастотный возбудитель;
6, 7 — последовательная (ОПВ) и независимые
(ОНВ) обмотки возбуждения высокочастотного
возбудителя (ВЧВ); 8 — высокочастотный
подвозбудитель (Г1В); 9 — выпрямитель (В);
10, 11 — магнитные усилители (МУ) бесконтактной
форсировки и автоматического регулятора
возбуждения (APB); Р — разрядник
Рис. 3-19. Независимая система
1 — синхронный генератор; 2 — обмотка
возбуждения; 3 — возбудитель — вспомогательный
генератор с двумя обмоткам и на статоре;
4 — обмотка возбуждения возбудителя;
5 подвозбудитель; 6 - обмотка возбуждения
подвозбудителя; 7, 8 — форсировочная и
рабочая группы управляемых вентилей
Рис. 1-20. Бесконтактная система возбуждения:
1 - синхронный генератор; 2 — обмотка возбуждения;
3 — вращающиеся полупроводниковые выпрямители,
4 — высокочастотный возбудитель (обращенная
индукторная машина); 5 — обмотка возбуждения
возбудителя; 6 — высокочастотный подвозбудитель;
7 — выпрямитель; 8 — магнитный усилитель
цепи возбуждения подвозбудителя
При переходных процессах свободный ток
ротора, протекая по обмотке самовозбуждения,
создает необходимый компаундирующий
эффект.
Устойчивость работы и регулирование
обеспечиваются устройствами автоматического
регулирования возбуждения (АРВ) и бесконтактной
форсировки (УБФ), включенными на одинаковые
независимые обмотки возбуждения высокочастотного
возбудителя и представляющими собой
двухсистемный корректор. УБФ получает
питание от статорной обмотки высокочастотного
возбудителя, а устройство АРВ—от высокочастотного
подвозбудителя. Подвозбудитель (машина
с постоянными магнитами) находится на
одном валу с возбудителем и основным
генератором.
Рис. 1-21. Схема самовозбуждения с управляемыми
вентилям
1 - синхронный генератор; 2 — обмотка возбуждения;
3 — выпрямительный трансформатор; 4, 6
— рабочая и форсировочная группы управляемых
вентилей
Регулирование возбуждения осуществляется
изменением токов в независимых обмотках
возбуждения высокочастотного генератора.
По своему быстродействию эта система
превосходит электромашинную с генератором
постоянного тока и обеспечивает скорость
нарастания напряжения vy = 2-4 с-1.
Существенного повышения быстродействия
системы возбуждения можно достигнуть
с помощью управляемых вентилей, ионных
или тиристорных, преобразующих переменный
ток вспомогательного синхронного генератора
частотой 50 Гц в постоянный (рис. 1-19). Вспомогательный
генератор имеет электромашинную систему
возбуждения и при независимой системе
располагается на одном валу с главным.
При высокой кратности форсирования возбуждения
(кф > 2) обычно применяют две группы управляемых
вентилей: рабочую и форсировочную. Обе
группы выполняют по шести- или трехфазной
мостовой схеме, соединяют параллельно
и подключают к обмотке возбуждения генератора.
Рабочая группа вентилей работает с малыми
углами регулирования и обеспечивает
возбуждение генератора в нормальных
режимах. Форсировочная группа в нормальном
режиме работает с большими углами регулирования
и дает не более 30 % тока возбуждения. При
форсировке эта группа полностью открывается
и дает весь ток форсировки, а при гашении
поля переводится в инверторный режим.
Каждая фаза вспомогательного генератора
выполняется из двух частей: низковольтной,
к которой присоединены вентили рабочей
группы, и высоковольтной — для питания
вентилей форсировочной группы. Защита
вентилей и вспомогательного генератора
от токов при обратных зажиганиях (в случае
ионных вентилей) осуществляется с помощью
шестиполюсных быстродействующих анодных
выключателей. Управление вентилями осуществляется
от автоматического регулятора возбуждения.
Вследствие безынерционности вентилей
такая система возбуждения имеет малые
постоянные времени (Тв < 0,02 с) и при высокой
кратности форсирования (кф = 4) обеспечивает
скорость нарастания напряжения возбудителя
vy = 40 с-1. Независимая ионная система возбуждения
применена на некоторых турбогенераторах
серии ТГВ мощностью 300 и 500 МВт и целесообразна,
когда генераторы работают на длинные
линии электропередачи и расположены
вблизи потребителей с резко переменной
нагрузкой.
Рассмотренные выше системы возбуждения
называются контактными, так как обмотка
возбуждения синхронного генератора соединяется
здесь с возбудителем посредством контактных
колец и щеток. В настоящее время для турбогенераторов
мощностью 300 МВт и выше разработаны так
называемые бесконтактные системы возбуждения
с непосредственным соединением возбудителя
и обмотки возбуждаемой машины (рис. 1-20).
В этой схеме высокочастотный возбудитель
имеет обращенное исполнение с размещением
трехфазной обмотки на роторе, а обмотки
возбуждения на статоре. Полупроводниковые
неуправляемые вентили и индивидуальные
предохранители встроены в барабан, расположенный
между соединительной муфтой и якорем
возбудителя. Число вентилей выбрано с
запасом, чтобы при выходе из строя до
20 % их оставшиеся могли обеспечить возбуждение
в режиме форсировки. Поскольку трехфазная
обмотка возбудителя, выпрямители и обмотка
возбуждения вращаются с одинаковой частотой,
их можно соединить электрически без контактных
колец и щеток. Регулирование напряжения
возбудителя осуществляется автоматически
от высокочастотного подвозбудителя.
Бесконтактная схема существенно повышает
надежность системы возбуждения и особенно
перспективна для генераторов большой
мощности с токами возбуждения 3 кА и выше.
Так, подобная система установлена на
крупнейшем в стране генераторе 1200 МВт,
имеющем ток возбуждения более 7,5 кА (Костромская
ГРЭС). Однако она не лишена некоторых
недостатков, в частности, при этой системе
гашение поля происходит сравнительно
медленно, а из-за инерционности высокочастотного
возбудителя не могут быть получены большие
скорости повышения напряжения при форсировке.
Следует также указать на невозможность
работы на резервном возбуждении. Медленное
гашение поля вызывается отсутствием
размыкающих контактов в цепи обмотки
возбуждения и осуществлением этого процесса
через АГП возбудителя.
Эти недостатки частично устранены в бесконтактной
(бесщеточной) тиристорной системе возбуждения
БТВУ-300, проходящей с 1981 года опытно-промышленную
проверку на ряде ТЭС страны, и БТВ-500-4,
установленной на одной из АЭС.
Эти системы имеют следующие отличия от
существующих:
в них применен специальный вспомогательный
шестнадцатифазный генератор с трапецеидальной
э. д. с., обладающий повышенным быстродействием
в диодном исполнении;
импульсы управления вращающимися тиристорами
создаются, формируются и смещаются по
фазе при помощи бесконтактной системы
управления, включающей в себя специальный
многофазный генератор управляющих импульсов
и синусно-косинусное устройство;
комбинированный способ управления и
регулирования в сочетании с высоким быстродействием
возбудителя обеспечивает высокое быстродействие
системы возбуждения во всех режимах;
процесс гашения поля турбогенератора
значительно убыстряется, так как в этой
системе он осуществляется релейным переводом
вращающегося выпрямителя в инверторный
режим путем изменения угла регулирования
от 38,9 до 137°.
Бесщеточные возбудители подобного типа
обладают высоким быстродействием при
форсировке возбуждения. На блоках с турбогенераторами
ТГВ-300 при двукратной форсировке возбудителя
из номинального режима достигается скорость
нарастания напряжения до 13Uв., ,/с, а на
блоках с ТГВ-200 — до 20UB. и/с.
Специальные испытания показали, что при
мощности генератора, равной половине
номинальной, асинхронный режим не опасен
для тиристорной бесщеточной системы.
Системы самовозбуждения (рис. 1-21) обычно
выполняются на базе статических преобразователей
с управляемыми ртутными (ионное самовозбуждение)
или полупроводниковыми вентилями. Система
ионного самовозбуждения использована
на турбогенераторах ТГВ-200 и некоторых
машинах ТГВ-300, Выпрямительный трансформатор
подключен ответвлением к генераторному
токопроводу и имеет две вторичные обмотки,
соединенные между собой уравнительным
реактором. Каждая из обмоток имеет выводы
высокого и низкого напряжения для подключения
рабочей и форсировочной групп вентилей.
Управление вентилями осуществляется
так же, как в схеме на рис. 1-19. Ионный возбудитель
с автоматическим регулятором возбуждения
сильного действия обеспечивает устойчивую
работу возбуждения во всех режимах, если
напряжение генератора выше 0,8f/n. Для самовозбуждения
при более значительных снижениях напряжения
в некоторых случаях применяют схему сильного
компаундирования с дополнительным трансформатором,
первичная обмотка которого включена
последовательно в цепь каждой фазы генератора,
а вторичная — последовательно со вторичной
обмоткой выпрямительного трансформатора.
По быстродействию система ионного самовозбуждения
близка к схеме на рис. 1-19 и имеет скорость
нарастания напряжения при форсировке
до 30 с-1. По экономическим показателям
система самовозбуждения с управляемыми
вентилями (рис. 1-21) превосходит систему
независимого возбуждения (рис. 1-19), но
имеет меньшую стабильность напряжения
из-за прямой электрической связи с сетью.
Для резервного возбуждения турбогенераторов
любых мощностей применяют систему самовозбуждения
с генератором постоянного тока, приводимым
во вращение асинхронным двигателем, получающим
питание от шин собственных нужд станции
(рис. 1-22). Мощность таких генераторов постоянного
тока, выполненных на частоту вращения
750 об/мин, достигает 2 МВт, а перегрузочная
мощность, рассчитанная на длительность
форсировки до 30 с, колеблется в пределах
4—6 МВт. Для уменьшения влияния колебаний
напряжения и частоты в системе на режим
возбуждения синхронной машины применяют
либо асинхронный двигатель с большим
запасом по мощности, либо специальный
маховик для увеличения механической
инерции вращающихся масс. Динамические
характеристики генератора при работе
на резервном возбудителе хуже, чем при
работе на основном. Обычно на два-четыре
блока устанавливают один резервный возбудитель.
Ряс. 1-22. Схема реверсивного (бесконтактного)
возбуждения синхронного
1 — пусковой выключатель; 2 — рабочий
выключатель; 3 — пусковой реактор: 4 —
синхронный компенсатор КСВБО; 5 — выпрямители;
6 — обращенные синхронные генераторы-возбудители;
7 — возбудитель компенсатора в индуктивном
режиме; 8 — обмотки возбуждения обращенных
генераторов-возбудителей; 9 — автоматический
регулятор возбуждения; 10 — возбудитель
компенсатора в емкостном режиме; 11 —
трансформатор питания АРВ
На ГЭС при мощности гидрогенераторов
до 120, а иногда до 170 MB.А наибольшее распространение
получила прямая электрошинная система
независимого возбуждения (рис. 1-17), при
которой возбудитель (генератор постоянного
тока) и подвозбудитель, если он имеется,
приводятся во вращение непосредственно
от вала гидрогенератора. Такая система
обеспечивает кратность форсировки кф
2 и максимальную скорость нарастания
напряжения va ^ 1,5 с1. Номинальная мощность
таких возбудителей не превышает 1 МВт,
а частота вращения находится в пределах
62,5 — 600 об/мин.
В последнее время, учитывая присущие
электромашинному возбуждению недостатки,
для группы гидрогенераторов средней
мощности (1,25 — 170 MB. А) рекомендуется замена
этих систем возбуждения на статические
тиристорные системы параллельного самовозбуждения,
отличающиеся относительной простотой
и достаточной надежностью.
При этом удается избежать таких недостатков
электромашинного возбуждения, как склонность
к вибрации при значительных вращающихся
массах, укрепленных консольно на валу
генератора (возбудитель, подвозбудитель,
генератор с постоянными магнитами), что
требует учащенных капитальных ремонтов
и центровок генератора.
Избегаем также другого серьезного недостатка
электромашинного возбуждения: сложности
обслуживания возбудителей, их щеточного
аппарата и вспомогательных агрегатов.
Некоторых недостатков тиристорных параллельных
систем самовозбуждения (зависимость
от режимов статорных цепей, опасность
развозбуждения генератора при близких
коротких замыканиях) можно избежать схемными
решениями и соответствующим выбором
параметров силового оборудования.
Для наиболее мощных гидрогенераторов
(200—600 MB.А), работающих на дальние электропередачи,
требуются системы возбуждения с высоким
быстродействием: k$ = 3-f-4, Vu > 100c“l. Его
обеспечивают системы независимого возбуждения
с управляемыми вентилями (ионными или
тиристорными) (см. рис. 1-19). Небольшое число
мощных гидрогенераторов имеет ионную
или тиристорную систему самовозбуждения
(см. рис. 1-21). Тиристорное самовозбуждение
наиболее рационально для капсульных
гидрогенераторов, имеющих пока сравнительно
небольшую мощность (до 46 MB. А). Ограниченное
число гидрогенераторов средней мощности
имеет схему самовозбуждения, показанную
на рис. 1-17. Что касается резервного возбуждения,
то на гидроагрегатах оно, как правило,
не применяется.
На мощных синхронных компенсаторах с
водородным охлаждением 50, 100 и 160 MB. А также
устанавливаются бесщеточные тиристорные
системы возбуждения. В соответствии с
назначением компенсаторов и диапазоном
их регулирования на компенсаторах серии
КСВБ устанавливают системы только положительного
возбуждения; на компенсаторах же серии
КСВБО, предназначенных для регулирования
реактивной мощности в режимах генерирования
и потребления ее,— системы с реверсивным
возбуждением (рис. 1-22).
Реверсивное возбуждение позволило увеличить
мощность компенсаторов в режиме с отстающим
током (индуктивный режим) до 80 % номинальной
вместо 50 % при работе компенсатора в индуктивном
режиме без возбуждения. При этом крайние
пакеты статора имеют необходимый запас
по нагреву.
В компенсаторах КСВБО на роторе размещены
две обмотки: основная для положительного
возбуждения и дополнительная для отрицательного
возбуждения. Намагничивающая сила отрицательной
обмотки составляет примерно 20 % и. с. основной
обмотки. Каждая из обмоток ротора — и
положительная, и отрицательная — питается
от своего возбудителя, состоящего из
обращенного синхронного генератора и
вращающегося выпрямителя. Регулирование
тока ротора производится изменением
тока возбуждения возбудителя.
Бесщеточная (бесконтактная) система возбуждения
упростила эксплуатацию и повысила надежность
работы компенсаторов, так как без контактных
колец и щеточного аппарата исключены
угольная пыль на обмотках, простои машины
на замену щеток и ремонт контактных колец.