Типы контейнеров
К наиболее прогрессивным
технологическим разработкам по организации
перевозок груза за последние годы относят
контейнерные перевозки. Контейнерные
перевозки рассматриваются как третья
транспортная революция. (Первая транспортная
революция начало ХIX века — применение
парового двигателя, вторая, конец XIX и
начало ХХ века. — применение на транспорте
дизельного и электрического двигателей).
Они позволили резко сократить продолжительность
транспортного цикла за счет ускорения
и упрощения процедур в начальных, промежуточных
и конечных транспортных пунктов. В 1934
году на железнодорожном транспорте СССР
было введено в эксплуатацию 60 контейнеров,
открыты 3 станции для выполнения таких
перевозок.
Контейнер — съемное приспособление в
виде стандартной емкости, служащее для
перевозки грузов различными видами транспорта
без перегрузки находящихся в нем грузов
со склада получателя. Контейнер приспособлен
для механизированной погрузки, выгрузки
и перегрузки из одного вида транспорта
в другой. Он предназначен также для кратковременного
хранения грузов.
Грузовой контейнер
является элементом транспортного оборудования,
обладающим:
— Постоянной технической характеристикой
и достаточной прочностью для многократного
использования (в течение принятого срока
службы)
— Специальной конструкцией, обеспечивающей
перевозку грузов (в любых погодных условиях),
в том числе в облегченной упаковке или
без неё, одним или несколькими видами
транспорта (во внутреннем или международном
сообщении) без промежуточной выгрузки
из контейнера
— Приспособлениями, обеспечивающими
быструю погрузки, разгрузку и перегрузку
с одного вида транспорта на другой
— Устройством, которое позволяет легко
(удобно и безопасно ручным и механизированным
способами) загружать и разгружать его
(кратковременно хранить в нем грузы до
отправления и после пребытия)
— Внутренним объемом 1 м3 и более (ГОСТ
20231)
Контейнеры классифицируются
по пяти признакам: назначению; величине
массы брутто; общему устройству (конструкции);
оборудованию применяемому для перегрузки;
сфера обращения.
По назначению
контейнеры подразделяются на универсальные
и специализированные. Универсальные
контейнеры используются для обширной
номенклатуры грузов штучных в таре, без
нее или в облегченной упаковке, в том
числе сыпучих и жидких, если они перевозятся
в мелкой таре или в соответствующей расфасовке
и не загрязняют контейнеры при принятии
профилактических мер перед погрузкой,
в процессе её выполнения и во время разгрузки.
Для универсальных
контейнеров всех типоразмеров принята
как наиболее приемлемая форма параллелепипеда.
Современным контейнеростроением предусматривается
сборка контейнеров из отдельных крупногабаритных
элементов, как основание; пол; торцевая
и боковые стенки; крыша; торцевая или
боковая дверь; люк; угловые фитинги; рамные
узлы и другие.
Основанием — называется нижняя часть
грузового контейнера, состоящая из несущей
рамной конструкции, угловых фитингов
и пола, которая дополнительно может быть
оборудована вилочными проемами и подхватными
устройствами.
Полом — называется
часть основания, как правило, в виде настила,
на которую воздействует усилие от массы
груза и используемого оборудования.
Угловым фитингом
— называется элемент конструкции грузового
контейнера с отверстиями, предназначенный
для подъема контейнеров, его крепления
на транспортных средствах и соединение
контейнеров, между собой. Конструкция
и размеры фитингов устанавливаются ГОСТ
20527-82.
Вилочными проемами
— называются сквозные проемы в основании
грузового контейнера, предназначенные
для ввода вил погрузчика и подъема контейнеров.
Торцевые стенки
— грузового контейнера располагаются
перпендикулярно, а боковые стенки — параллельно
продольной оси контейнера. Они состоят
из обшивки вместе с необходимыми дополнительными
элементами, прикрепленной к несущей рамной
конструкции контейнера. Заднюю торцевую
стенку обычно образуют правая и левая
створки двери контейнера.
Крышей — называется верхняя часть
контейнера, состоящая из обшивки вместе
с необходимыми дополнительными элементами,
прикрепленной к несущей рамной конструкции
контейнера. Крыша контейнера имеет жесткую
конструкцию и может быть съемной.
Люк — это отверстие
в грузовом контейнере, предназначенное
для загрузки или разгрузки, осмотра внутреннего
пространства и вентиляции.
Рамный узел —
элемент конструкции верхней рамы грузового
контейнера, предназначенный для подъема
контейнера посредством стропов или контейнерных
захватов.
Для изготовления контейнеров
применяют различные материалы, комплектующие
устройства и стандартные изделия. Основание
и рама контейнеров изготавливаются, как
правило, из стального профильного проката
на сварных и заклепочных соединениях.
Наружная обшивка стенок, крыши и пола
выполняется из стального гофрированного
листового материала.
Для внутренней обшивки
применяются тонколистовой металлически
материал, а также полимерные листовые
материалы. Для теплоизоляции пространство
часто заполняется пеноэпоксидной композицией.
В авиационных контейнерах в качестве
конструкционного материала широко применяется
прокат из более легких алюминиевых сплавов.
При проектирование
и строительстве контейнера, кроме соблюдения
норм ИСО, касающегося каждого элемента,
также учитываются зоны расположения
продольных балок полуприцепов контейнеровозов.
Наряду с универсальными
контейнерами, стандартными предусматриваются
и другие типы контейнеров, например, такие
как контейнеры специализированные (ГОСТ
30302-95); контейнеры авиационные (ГОСТ 20917-87);
контейнеры мягкие специализированные
для сыпучих продуктов (ГОСТ 61980-80) и т.д
К специализированным контейнерам относятся
контейнеры, предназначенные для перевозки
грузов: длинномерных; громоздких; сыпучих
пылевидных, гранулированных, мелкокусковых,
крупнокусковых, в том числе смерзающих
и слежавшихся; жидких разной вязкости
и полужирных; а также изотермические
контейнеры — охлаждаемые, обогреваемые.
Специализированные
контейнеры подразделяются на групповые
и индивидуальные. Групповой контейнер
— предназначен для группы грузов, однородных
по физико-химическим свойствам и условиям
перевозки.
Индивидуальный контейнер
— предназначен для отдельных видов грузов,
имеющих специфические свойства.
Железнодорожный контейнер является транспортным
оборудованием и считается отдельным
транспортным средством. Контейнеры предназначены для
перевозки различных типов грузов. Они
различаются по максимальной грузоподъемности
и габаритным размерам, в соответствии
со стандартами, утвержденными уставом
РЖД. Контейнеры изготовлены из стали,
что обеспечивает защиту груза от ударов
и других механических воздействий в процессе
погрузки, выгрузки, транспортировки и
т.д. От проникновения влаги они защищены
уплотнительными резинками. Жд контейнеры оборудованы специальными
крепежными приспособлениями. В определенных
нормативными документами местах, на контейнеры
наносится обязательная стандартная маркировка
о типе, номере, дате выпуска, дате последнего
освидетельствования контейнера и т.д.
ТИПЫ КОНТЕЙНЕРОВ:
В соответствии с общей
классификацией контейнеров, описанной
в стандарте ИСО-830-1981, контейнеры делят
на три группы:
Малотоннажные
- с максимальной массой брутто менее 3-х
тонн (3-х тонный железнодорожный контейнер)
Среднетоннажные
- максимальная масса брутто от 3-х до 10-ти
тонн (5-ти тонный железнодорожный контейнер)
Крупнотоннажные
- с максимальной массой брутто 10 тонн
и более (морские сухогрузные контейнеры
20 и 40 футов всех типов).
Грузовой контейнер (container - англ. «вместилище,
сосуд») - единица транспортного оборудования
многократного использования и одновременно
тара и место хранения груза. Конструкция
грузового контейнера обеспечивает сохранную
перевозку грузов одним или несколькими
видами транспорта, что достигается достаточной
прочностью контейнера в течение установленного
срока службы.
Независимо от назначения
все контейнеры стандартизированы по
массе брутто, габаритам, присоединительным
размерам, а также по конструкции присоединительных
устройств к подвижному составу железнодорожного
и автомобильного транспорта и к захватным
органам погрузочно-разгрузочных машин,
что позволяет осуществлять с минимальными
затратами времени и труда смешанные перевозки
различными видами транспорта, в том числе
и по принципу "от двери до двери"
Виды и параметры
морских контейнеров:
Тип контейнера |
Размеры внешние габаритные,
мм |
Размеры дверных проёмов, мм |
Внутренний объём |
Пустой
контейнер |
Максимальная загрузка |
Типы грузов (основные) |
Длина |
Ширина |
Высота |
Ширина |
Высота |
м3 |
кг |
кг |
20' стандартный |
5899 |
2350 |
2390 |
2340 |
2280 |
33,0 |
2200 |
24300 |
транспортировка и хранение
штучных и навалочных грузов |
20' рефрижератор |
5425 |
2275 |
2260 |
2258 |
2216 |
28,3 |
3200 |
20800 |
контейнеры с термоизолированным
корпусом, оборудованные рефрижераторной
установкой, которая поддерживает температуру
внутри в диапазоне от -25°С до +25°С |
20' Оpen Тop |
5894 |
2311 |
2354 |
2286 |
2184 |
32,2 |
2400 |
21600 |
специализированное контейнерное
оборудование, контейнеры с открытым верхом,
покрытым брезентовым тентом для перевозки
негабаритных грузов, которые могут быть
погружены в контейнеры только сверху |
20' Flatrack |
5702 |
2438 |
2327 |
|
|
27,9 |
2330 |
25220 |
открытая платформа с торцевыми
стенками, предназначенная для перевозки
негабаритных грузов и техники |
40' стандартный |
12035 |
2350 |
2350 |
2339 |
2274 |
67,0 |
3700 |
22900 |
транспортировка и хранение
штучных и навалочных грузов |
40' рефрижератор |
11493 |
2270 |
2197 |
2282 |
2155 |
57,8 |
4900 |
25580 |
контейнеры с термоизолированным
корпусом, оборудованные рефрижераторной
установкой, которая поддерживает температуру
внутри в диапазоне от -25°С до +25°С |
40' Нigh Сube |
12036 |
2350 |
2697 |
2338 |
2585 |
76,3 |
3970 |
26510 |
транспортировка и хранение
штучных и навалочных грузов |
40' Оpen Тop |
12028 |
2350 |
2345 |
2341 |
2274 |
65,5 |
3850 |
26630 |
специализированное контейнерное
оборудование, контейнеры с открытым верхом,
покрытым брезентовым тентом для перевозки
негабаритных грузов, которые могут быть
погружены в контейнеры только сверху |
40'Flatrack |
11820 |
2148 |
2095 |
|
|
54,8 |
5260 |
28390 |
открытая платформа с торцевыми
стенками, предназначенная для перевозки
негабаритных грузов и техники |
45' Нigh Сube |
13556 |
2352 |
2695 |
2340 |
2579 |
86,0 |
4590 |
17000 |
эти контейнеры отличаются
от стандартных большей вместимостью,
специально предназначены для перевозок
объемных и легковесных грузов |
Вышеуказанные
параметры служат только для ориентира
и могут, хотя и незначительно, отличаться
в зависимости от морской линии
|