Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:41, курсовая работа
Цель: определение передаточных чисел отдельных ступеней привода, определение мощностей на всех валах, частот вращения и угловых скоростей валов.
Из условия прочности по касательным напряжениям:
находим диаметр вала:
Из стандартного
ряда диаметров выбираем d=34 мм.
Определение реакций в опорах и построение эпюр.
Кинематико-силовая схема редуктора:
Найдём силы, действующие в зацеплении:
где Ft2,Ft3 - окружная сила колеса и шестерни соответственно;
Fr2,Fr3 - сила радиального распора колеса и шестерни соответственно;
Fa2 -осевая сила колеса.
Длины участков, полученные конструктивно:
Расчетная
схема вала
Определим реакции в опорах в вертикальной плоскости. Для этого составим систему уравнений равновесия сил и моментов, относительно точки в опоре В, и в опоре D..
Отсюда:
Определим реакции в опорах в горизонтальной плоскости. Для этого так же составим систему уравнений равновесия сил и моментов, относительно точки в опоре В, и в поре D.
Отсюда найдем реакции:
.
Проверочный расчёт
вала
В начеле наметим опасные сечения вала: сечение А-А- ослаблено шпоночным пазом, сечение Б-Б ослаблено канавкой.
Для осуществления дальнейших вычислений зададимся следующими допущениями: циклы напряжений принимают симметричными для напряжений изгиба, и отнулевыми для напряжений кручения.
Произведем проверочный расчет в предварительно намеченном опасном сечении А-А под косозубым колесом.
Исходные данные для расчета вала в сечении А-А :
- диаметр вала в проверяемом сечении А-А
- ширина шпоночного паза;
- глубина шпоночного паза.
Материал вала – сталь 45, термическая обработка – нормализация; предел прочности
Вычислим пределы выносливости и
Запишем основное условие, выполнение которого обеспечит гарантированную работоспособность валу
, где S – расчетный коэффициент запаса прочности; [S] – требуемое значение коэффициента запаса прочности; принимаем [S]=2.
, где , - коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям.
, где - амплитуда нормальных напряжений, равная наибольшему напряжению изгиба в опасном сечении А-А; - среднее напряжение цикла нормальных напряжений, при наличии осевой нагрузки
. - эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений, принимаем для шпоночного паза и материала с ; - масштабный фактор для нормальных напряжений, для диаметра вала в опасном сечении примем
- коэффициент, учитывающий качество обработки поверхностного слоя вала, принимаем при шероховатости Ra=0,32...2,5 мкм.
- коэффициент, корректирующий влияние постоянной составляющей цикла на сопротивление усталости, зависит от механических свойств материала, для углеродистых сталей его рекомендуют принимать
Найдем амплитудное значение нормальных напряжений в сечении А-А:
, где -суммарный изгибающий момент в сечении А-А, ;
W – осевой момент сопротивления сечения вала, для сечения сплошного вала, имеющего шпоночный паз имеем:
Таким образом, имеем
Вычислим коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям изгиба.
, где - амплитуда касательных напряжений; - среднее значение касательных напряжений; - эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений, принимаем для материала вала с
- масштабный фактор для нормальных напряжений, для диаметра вала в сечении А-А примем
- коэффициент, корректирующий влияние постоянной составляющей цикла на сопротивление усталости, зависит от механических свойств материала, примем
Амплитудное и среднее касательные напряжения определяют в предположении, что вследствии колебания крутящего момента Т напряжения кручения изменяются по отнулевому циклу, т.е. , где T – передаваемый вращающий момент T=558640 Н∙мм; - полярный момент сопротивления вала в сечении А-А.
Таким образом коэффициент запаса по касательным напряжениям равен:
Коэффициент запаса прочности S при совместном действии в сечении вала нормальных и касательных напряжений будет равен
Условие
прочности
в сечении вала А-А выполняется.
Осуществим проверочный расчет вала в сечении Б-Б. В этом сечении концентратором напряжений является канавка.
Для данного сечения по имеем и для сечения с выточкой, при заданных по конструктивным соображениям, величине отношения диаметра вала D=40 мм к диаметру выточки d1=39 мм до 1,1 и отношения радиуса закругления r к диаметру канавки d1, равном 0,027.
Масштабные коэффициенты:
, Величины , и найдены выше и постоянны для данного материала.
, где -суммарный изгибающий момент в сечении Б-Б, ;
W – осевой момент сопротивления сечения вала, для сечения сплошного вала:
Амплитудное и среднее касательные напряжения для отнулевого цикла найдем по формуле
, где T – передаваемый вращающий момент T=177,7; - полярный момент сопротивления вала в сечении Б-Б.
Учитывая в формулах для коэффициентов запаса выше рассчитанные параметры имеем:
Условие
прочности
в сечении вала Б-Б выполняется.
Проверочный
расчёт подшипников.
Проверочный расчёт подшипников по динамической грузоподъёмности.
Расчетная
схема
Особенности расчета
нагрузки радиально-упорных подшипников
связаны с наклоном контактных линий
к торцевой плоскости подшипника.
Наклон контактных линий приводит к
тому, что радиальные нагрузки Fr сопровождаются
внутренними осевыми силами S, которые
стремятся сдвинуть кольца подшипника
в осевом направлении.
Характеристики рассчитываемого подшипника:
Радиально-упорный шариковый. Маркировка 46 208
Динамическая грузоподъемность С=28300Н.
Статическая грузоподъемность С0=26600Н.
d=45 мм; D=80 мм.
Проверка подшипников проводится по следующему условию:
, где С- статическая грузоподъемность подшипника;
P- эквивалентная нагрузка;
p=3 для шариковых подшипников.
Найдём эквивалентные динамические нагрузки обоих подшипников:
,где Fr, Fa - радиальная и осевая нагрузки;
X, Y- коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;
kб - коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки ;
kt -температурный коэффициент;
kб =1; kt =1;
Найдём внутренние осевые силы:
Составим уравнение равновесия:
Условие выполняется.
X=0.41, Y=0.87
Тогда эквивалентные динамические нагрузки:
Условие
не выполняется, следовательно, стоит
выбрать либо более тяжелую серию подшипников,
либо заменить шариковый радиально-упорный
на роликовый радиально-упорный, который
способен нести более высокую нагрузку.
Проверочный расчёт шпоночных соединений
На рисунке изображена схема шпоночного соединения. При курсовом проектировании используются шпонки призматические по ГОСТ 23360-78. Расчёт производится по напряжениям смятия и среза.
где - нормальное напряжение смятия, МПа; T – момент, действующий на второе колесо, Н*м; - допускаемое напряжение смятия.
где
- касательное напряжение среза, МПа;
- допускаемое напряжение среза, МПа.
Допускаемое напряжение среза :
где - ширина шпонки, мм; - полная длина шпонки, мм; - высота шпонки, мм.
Проверяем шпонку на участке вала под колесо 2:
Вывод:
условия прочности по смятию и срезу выполняются
Проверяем шпонку на участке вала под шестерню 3:
Вывод:
условия прочности по смятию и срезу выполняются.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курсовое проектирование деталей машин. Сост. С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. М.:Машиностроение, 1988..
2. Детали машин. Сост.Иванов М.Н.. Учебное пособие. 1991.
3.
Детали машин. Справочные